Машиах

Ждать Машиаха, предвидеть его приход - не просто хорошее пожелание, но обязанность каждого еврея. Указание на это можно найти во многих фрагментах Писания. "Ибо (есть) еще время до (исполнения) видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если - замедлит - жди его, ибо придет непременно; не опоздает" (Хавакук, 2:3). "Поэтому ждите Меня, - слово Господа, - до (того) дня, когда встану Я для добычи (разорения) народов, ибо приговор Мой - собрать народы, собрать царства, чтобы излить на них гнев Мой, пыл ярости Моей, ибо огнем гнева Моего пожрана будет вся страна" (Цефания, 3:8). "Счастливы все, ожидающие Его" (Йешайау (Исайя), 30:18).

Рамбам - рабби Моше бен Маймон - выводит следующее правило: всякий, кто не верит - и всякий, кто не ждет (не ожидает с нетерпением) - прихода Машиаха, в конечном итоге полностью отрицает Тору, и всех пророков, начиная с Моше. В изложении его тринадцати Принципов Веры это звучит следующим образом: “Я верю полной верою в пришествие Машиаха (Мессии) и, хотя он медлит, я все равно каждый день буду ждать его прихода”.

Некоторые мудрецы Торы считают, что этот принцип - неотъемлемая часть первой из Десяти Заповедей: "Я - Б-г Вс-сильный твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства" (Исход 20:2). Связь можно увидеть в том, что первое слово - Я - на иврите "Анохи" - и в первой же заповеди оно напрямую связано с Освобождением. Слово Я – Анохи - встречается в тексте Торы говорящем об Изгнании в Египет, как сказано: "Я сойду с тобой в Египет…" (Берейшит, 46:4) и также присутствует в описании Освобождения из Египта, как сказано: "И сказал Вс-сильный: "потому что Я буду с тобой; и вот тебе знамение, что Я посылаю тебя: когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Вс-сильному на этой самой горе!"" (Шмот, 3:12). Это же слово присутствует и в пророчествах о последнем Освобождении, как сказано: "Я посылаю вам пророка Элияу.." (Малахи 3:23)." Анохи ясное выражение милости, утешения, и умиротворения.

Поскольку ожидание Машиаха является обязанностью каждого еврея, первый вопрос, который задают человеку в День Суда (после его кончины) - "Ципита лиешуа - жаждал ли ты спасения?" (Талмуд, трактат Шаббат, 31а).

Верить в приход Машиаха и ждать его - два разных принципа. "Верить" - значит подтверждать, как это имеется в виду во всех других заповедях Торы, подтверждать, что Машиах в конечном итоге придет, и произойти это может когда угодно. "Ждать" означает активное и страстное ожидание Освобождения, ожидание, что оно произойдет скоро: "Я жду его каждый день…", - буквально.

Написано в книге Зогар (ч. I, 4а): "В те времена, когда придет время, чтобы Слава Всевышнего была явлена миру с приходом нашего праведного Машиаха, несомненно, будут люди, стоящие во главе Израиля, … которые будут выполнять роль пророков древности и будут убеждать народ Израиля укрепиться в вере и возвратиться к раскаянию и будут побуждать людей, готовиться к приходу Машиаха, изучая Тору и совершая праведные деяния” .

В те дни также будут люди без сильной веры, которые не поверят этим словам, и мы читаем о таких людях в описании исхода из Египта: "Но не послушали они Моше по малодушию и от тяжести работ." (Шмот, 6:9)

"Каждый будет говорить, что он не сомневается в возможности Освобождения, но просто не уверен, в какое время оно придет. - пишет Хафец Хаим1. - На эту тему есть стих у пророка Малахи (3:1): "И внезапно придет в храм Его господин, которого вы ищете (Машиах), и посланник завета, которого вы желаете (пророк Элияу); "Вот приходит", - сказал Г-сподь Воинств". Таким образом, каждый человек должен по крайней мере думать о каждом дне, что, это может быть день прихода Машиаха. Мы находим отражение этого в указании Талмуда". (Трактат Эрувин, 43а-б: в отношении того, кто клянется стать назиром (т.е. берёт обет не пить вино и не стричь волосы) в день, когда придет потомок Давида (Машиах), Талмуд говорит, что на такого человека запреты обета распространяются сразу и пожизненно. Радваз по этому поводу замечает (в комментарии к соответствующему разделу Рамбама): "Если человек этого не чувствует значит, его вера в приход Машиаха весьма слаба. Все наши слова о праведном Машиахе - пустой звук, если наше сердце не с нами…"

Бейт Леви (Бриск) в Пасхальной Агаде цитирует Тора-Зеев: "Необходимо ждать прихода Машиаха каждый день, и целый день... Недостаточно верить в приход Машиаха, но каждый день каждый должен ожидать его приход… Более того, недостаточно просто ждать его прихода каждый день, но это должно соответствовать словам молитвы "мы ждем Твоего спасения весь день", то есть нужно ждать и ожидать этого каждый день, и весь день, буквально каждый момент!"

Хотя изучение Торы - чрезвычайно важно, необходимость ждать и надеяться на спасение в особенной степени адресуется людям, посвятившим себя изучению Торы, в словах упрека Всевышнего: "Хотя вы любите слова Торы, вы поступаете неправильно, когда ждете Мою Тору, а не (восстановления) Царствия Моего".2

"Наши праотцы восклицали перед Ним: "Повелитель Вселенной, быть может, ничего не восстановится для детей?" Он сказал им: "Когда появляется поколение, с нетерпением ждущее Моего Царства, они немедленно будут спасены", как сказано<co:footnote>Иермияу 31:16.</co:footnote>: "И есть надежда для будущности твоей, - сказал Г-сподь, - и возвратятся сыны в пределы свои"." (Эйха Зута, часть 26; Йалкут Шимони II:997.)

В молитве Амида, которую мы произносим три раза каждый день, сказано: "Потомка Давида, раба Твоего поскорее взрасти и возвысь его поддержкой твоей; ведь мы надеемся постоянно, что Ты спасешь нас…" Последняя фраза, "ведь мы надеемся…", кажется странной: что это за довод? Если мы честно заслуживаем спасения, мы получим его и не без этой надежды; если мы его не заслуживаем, на что нам эта надежда? Тем не менее, смысл вполне ясен: "Потомка Давида, раба Твоего поскорее взрасти и возвысь …"; и если случится так, что мы не заслуживаем спасения, то все равно возвысь - " ведь мы надеемся постоянно, что Ты спасешь нас …", потому что у нас есть надежда. Благодаря этой надежде мы заслуживаем, чтобы Ты нас спас!


Рецензии