Имеет ли отношение Иисус Христос к секте ессеев?

В I-II веках до Р. Х. в окрестностях Мёртвого моря обитала религиозная группа ессеев, писавших об «Учителе праведности», которому открыт смысл всех пророчеств и суждено пострадать от врагов. И некоторые критики христианства утверждают, что у этого иудейского движения христиане и «позаимствовали» образ Христа. А так это или нет? Давайте будем разбираться вместе.

Итак. Откуда вообще взялась эта версия? Гипотеза появилась и обрела популярность в 1950-е-70-е годы с лёгкой руки журналистов, которые следили за одной из главных сенсаций библейской археологии XX века – кумранскими свитками. (См. иллюстрацию).

Что за свитки? Это самые древние из сохранившихся до наших дней фрагментов Библии – вернее, тех книг, которые впоследствии были объединены в свод Священного Писания Ветхого Завета.

Фрагменты манускриптов были впервые обнаружены в 1947 году в Кумране – пустынном местечке на северо-западном побережье Мёртвого моря в Израиле. К настоящему времени найдено около 900 таких свитков, самые древние датируются серединой III века до Р.Х., а самые «свежие» – серединой I века по Р. Х. Примерно треть рукописей содержат тексты книг Ветхого Завета.

Свитки Мёртвого моря, найденные в 1947 году. А при чем здесь упомянутые ессеи?
Сохранились также свитки с фрагментами трактатов и комментариев на библейские книги, принадлежащие авторству ессеев, иудейского религиозного движения, одна из общин которых обитала как раз на северо-западном побережье Мёртвого моря. Долгое время считалось, что именно Кумран был местом поселения ессеев. Лишь в начале 2000-х годов благодаря раскопкам, проведенным израильскими археологами Йицхаком Магеном и Ювалем Пелегом, выяснилось, что никакого религиозного поселения в Кумране не было: на рубеже двух эпох – дохристианской и христианской – там находилась фабрика по производству керамики. А ессейская община, очевидно, располагалась в несколько ином месте – в районе Эйн-Геди.

Кто такие ессеи и во что они верили? Ессеи жили достаточно замкнуто, верили, как и все иудеи, в Единого Бога, но отличались некоторыми своеобразными ритуалами и преданиями. Одно из их преданий повествовало об «Учителе праведности», который был некогда поставлен во главу общины ессеев, наставлял её членов, разъяснял сокровенный смысл писаний и пророчеств и при этом подвергался гонениям со стороны «нечестивых священников».

Некоторые исследователи кумранских свитков – например, француз Андре Дюпон-Соммер и американский писатель Эдмунд Уилсон – поспешили сделать предположение, что образ этого «Учителя праведности» впоследствии и трансформировался в образ Иисуса. Ведь и Иисус тоже возглавлял общину учеников, наставлял их, а потом был предан и казнён по зависти и злобе иудейских первосвященников.

Были исследователи, находившие сходство между ессеями с их строгими взглядами, жизнью в пустыне и практикой ритуальных омовений – и Иоанном Предтечей, который жил в пустыне, проповедовал покаяние и погружал кающихся в воды Иордана.

Словом, по мнению сторонников гипотезы, христианство если и не целиком, то в значительной мере обязано своими идеями иудейским сектантам, обитавшим на берегах Мёртвого моря. Именно такие заголовки и полетели по страницам популярных газет и журналов.

Серьезным учёным-библеистам понадобилось не так много времени, чтобы опровергнуть эти домыслы.

Во-первых, они убедительно показали, что ессеи никогда не воспринимали своего «Учителя праведности» как Спасителя — да и он сам, судя по текстам кумранитов, так себя не воспринимал. И уж тем более не связывали с его именем конечного торжества правды Божией над грехом, злом и смертью.

Возможно, именно отсутствие такой вдохновляющей веры в конечное торжество правды помешало ессеям сохранить свою общину после карательного похода римлян на Иудею в 70 году по Р. Х. Во время этой операции поселения ессеев были полностью уничтожены и никогда больше не восстановились. А вот христиане с их верой в Воскресение Христово и ожиданием Его Второго Пришествия распространились по всей земле, несмотря на два с лишним века страшных гонений.
Во-вторых, всякий внимательно читающий Евангелие заметит, что Господь Иисус Христос никогда не настаивал на тех аскетических подвигах, которыми как раз увлекались ессеи. Ни Спаситель, ни Его ученики не призывали к обязательному безбрачию (а ессеи, как правило, воздерживались от брака), не настаивали на необходимости сверхстрогого поста (а у ессеев были строгие правила относительно еды – например, они не могли есть пищу, приготовленную за пределами их общины) и т.д.
"Милости хочу, а не жертвы… ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф 9:13), – вот, пожалуй, ключевой принцип, о котором вновь и вновь говорил Христос. А в писаниях ессеев порой сквозит нечто противоположное: суровый подвиг как личная жертва Богу – нечто очень важное, а вот милость к грешнику может быть даже предосудительной — серьезно оступившихся ессеи изгоняли из общины.

В-третьих, то крещение, которое совершал в реке Иордан Иоанн Предтеча, если и имело какое-то сходство с ритуальными омовениями ессеев, то скорее внешнее.

Предтеча крестил приходивших к нему в воде в покаяние. Это было символическое освобождение от грехов, подготовка к крещению Духом Святым и огнём (Мф 3:11), то есть к таинству рождения в новую жизнь, к принятию Духа Святого, Которого позже пошлёт верующим в Него Христос. Для ессеев же ежедневное омовение в холодной воде, предшествовавшее трапезе или совершавшееся по одному из множества мелочных случаев, прописанных в иудейском законе, было (насколько можно судить по фрагментам их устава) прежде всего ритуалом, сакральным актом очищения от скверны. Этот ритуал был, судя по всему, гораздо ближе к «преданию старцев», которое дотошно соблюдали современные Христу фарисеи, чем к крещению, которое совершал Иоанн Предтеча. Вот что мы читаем у евангелиста Марка: "Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей" (Мк 7:3,4).

Но ритуалы, связанные с водой, не были особенностью одних только ессеев. Все иудеи того времени часто, по несколько раз в день, омывались в специальных ритуальных бассейнах – миквах. Археологи нашли таких бассейнов в непосредственной близости от храмовой горы в Иерусалиме. А в Сепфорисе – исторической столице Галилеи, недалеко от Назарета – обнаружили целый квартал с миквами! Поэтому утверждать, будто Иоанн Предтеча заимствовал обряд погружения в воду у ессеев, очень странно. Это был широко распространённый иудейский обряд.

Хорошо, Новый Завет с ессеями не связан. Но ведь важнейшие рукописи Ветхого Завета обнаружили на территории ессеев — как быть с этим подозрительным фактом?
Недавно американский научно-популярный журнал Cell опубликовал статью: группа американских и израильских биологов проанализировала фрагменты ДНК из пергамента, послужившего материалом для «рукописей Мертвого моря». И выяснила, что многие из этих свитков были написаны на коровьей коже. А значит – изготовлены явно не в Кумране, где были впервые обнаружены, и вообще не в окрестностях Мёртвого моря: ведь в этих пустынных местах коров никогда не держали, там нет пастбищ.

Получается, что большинство рукописей лишь хранилось в Кумране, а созданы они были за многие десятки или даже сотни километров от места их обитания. Возможно – в самом Иерусалиме, столице Иудеи и единственном месте на земле, где был построен храм в честь Единого Бога, некогда открывшегося Аврааму, Моисею и древним израильским пророкам.

Открытие учёных повышает наше доверие к библейскому тексту в том виде, как он сохранился в кумранских рукописях: мы знаем, что этот текст – не сектантский взгляд на Священное Писание, а достаточно широко принятый в те времена.

Хотя для серьёзных археологов и библеистов и без упомянутого открытия уже давно не новость, что Кумран не был местом написания книг Ветхого Завета.

Так что же в итоге?
Не существует ровным счётом никаких серьезных оснований говорить о зависимости христианских идей, а тем более образа Самого Христа Спасителя, от ессейского предания. Содержание христианского благовестия несравненно шире и глубже тех аскетических упражнений и морализаторства, которые были свойственны этой иудейской секте.

Ну, а самое главное – христианство никак не могло бы устоять (не говоря уже о том, чтобы радикально расшириться и за считанные века распространиться по всему миру!), если бы оно просто «шло в фарватере» верований ессейских общин – кстати, безвозвратно исчезнувших под сапогами римлян в 70 году.


Рецензии
Иоанн Предтеча сказал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить ВАС Духом Святым и Огнём» Мф.3.11.
Информация к размышлению:
1. ВАС, то есть КОГО?
2. В чём суть крещения Духом Святым?
3. В чём суть крещения Огнём?
4. Христос уже крестил? или же Ему предстоит придти снова и крестить?
5. Мог ли Иисус крестить Духом Святым Свою мать, чтобы она зачала и родила Его - Иисуса?)

Николай Ярмак   19.02.2023 20:46     Заявить о нарушении
Марии было сказано, что "Сойдёт на тебя Дух и ты зачнёшь в чреве своём". Но это не крещение Святым Духом. О крещение более подробно рассказывается в книге "Деяния" апостолов. После крещения Святым Духом человек приобретает сверхъестественные способности: он начинает провещевать на языках и наречиях других народов, обретает способность исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мёртвых, пророчествовать и т. д. Проще говоря: человеку даётся сила Божья для СЛУЖЕНИЯ. А при чём здесь Мария? Её миссия была только в одном - родить Отцу Небесному сына. Родить и вырастить. Вот и всё! Это во-первых. А во-вторых, люди могли быть крещены Духом Святым только после смерти, воскрешения и вознесения Иисуса Христа на небо.
Крещение огнём - это испытания, лишения, гонения, искушения. О чём Отец Небесный и сказал: "Я проведу вас через огонь, чтобы переплавить как золото". Это необходимо, чтобы разрушилась гордыня. А иначе слава Божья растлит человека.

Мария Георгиевна Росс   24.02.2023 05:48   Заявить о нарушении
О Своей Миссии Иисус сказал: «Я послан ТОЛЬКО к погибшим овцам Дома Израилева». Мф.15.24. Это 144000 избранников Божиих, рождённых свыше, изначально имеющих на челах своих воскресающие печати Бога Живаго. Откр.7.4. Всевышний Бог о них говорит: "Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли, не искавшие Меня" Ис.65.1. И ещё: «Я сохранил для Себя одну Ягодину из виноградной кисти и одно насаждение из множества. Пусть погибнет множество, которое напрасно родилось, и сохранится Ягода Моя и насаждение Моё, которое Я вырастил с большим трудом» 3. Ездры 9.21-22. Ягодина – это Его Помазанник. Насаждение – 144000 избранных. «Я рад буду немногим спасшимся, потому, что они утвердили ныне Владычество Моей Славы, и на них наречено ныне же Мое Имя".
Обращаясь к избранным, Иисус их предупредил: «Если ПРЕБУДЕТЕ в Слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными, святыми*" Ин.8.31-32.

Что касается христиан, то о них Иисус не обмолвился ни разу. И не случайно, ибо христиане лишь использовались в качестве распространителей Евангелия. О них Бог через Иеремию сказал: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» Иер.23.21.
Христиане от спасительных Слов Христа отказались и побежали в погибель за волками в овечьих шкурах, то есть стали руководствоваться «Деяниями» апостолов, в том числе сказками лжеца и губителя Павла (Савла).
Поскольку в Духе Святом сокрыты Знания о тайнах Царства Небесного, то ученик Христа, исполняя Закон Божий, становится святым. То есть он понимает, что в языках и наречиях других народов больше не нуждается, равно, как не нуждается в способности исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мёртвых, пророчествовать и т.д. Проще говоря: человеку даётся сила Божья для СЛУЖЕНИЯ только Богу, но не сатане (не людям)!
Эти Знания Христос принёс исключительно для избранных. Только избранным дано Учение Христа познать, исполнить и спастись. Так, о крайнем из 144000 избранных, которому надлежит исполнить все Божьи заповеди и, впервые войдя в Христово стадо, спастись от ада, есть пророчество: «Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» Откр.20.6.
Когда Сын Человеческий воскреснет из мёртвых и взойдёт на Небо, став знамением для человечества: «тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках Небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» Мф.24.30-31.
«И взглянул я, и вот, уже воскресший Помазанник, Он же Агнец, стоит на Духовной горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи избранных, у которых ещё от сотворения мира имя Отца Его написано на челах. Откр.7.4. И услышал я голос с Неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь перед Престолом и перед четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч искупленных от земли. Это те, которые не осквернились, общаясь с жёнами, ибо они в душах своих чисты, как девственники; это те, которые не ждали, не надеялись, не веровали фанатично, не искали Бога, ибо Он Сам открылся им; они следуют за Агнцем, Который суть «Слово Божие», куда бы Он ни пошёл. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они не порочны пред престолом Божиим». Откр.14.1-5.

В чём суть крещения Огнём?
Огнём Иисус крестился, томясь сорок дней и ночей в пустыне. Поскольку Христос готовит избранных к продолжению жизни в Царстве Небесном, то каждому Его ученику, томясь Огнём, необходимо адаптировать душу к Жизни с Богом: в покое, тишине, одиночестве, молчании, святости.
В 25 главе евангелия от Матфея, говорится о десяти девах, ожидавших пришествия Жениха (Христа). Но лишь первая пятёрка (разумные) заблаговременно запаслись Маслом, то есть Огнём. Вторая же пятёрка запасаться Маслом не спешила, потому осталась за закрытыми воротами. Вот потому сказано: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилия восхищают его" Мф.11.12.

Христос уже крестил? или же Ему предстоит придти снова и крестить?
В первом пришествии Иисус крестился Сам. А во втором пришествии Помазанник Божий будет крестить и спасать 144000 избранных.

Мог ли Иисус крестить Духом Святым Свою мать, чтобы она зачала и родила Его - Иисуса?
О Своём происхождении Иисус сказал: «Я есмь корень и потомок Давида» Откр.22.16. Потомком Давида Иисус был по линии своего кровного отца, Иосифа, родословная которого прослеживается не только от Давида, но даже от Самого Господа Бога. То есть Иисус был зачат самым естественным образом!

*«Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь, Бог ваш, свят». Лев.11.44.

Николай Ярмак   24.02.2023 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.