Эссе Быть учителем

                В момент рождения земного
                Зовёт нас Время на урок,
                И потому важней иного
                Для нашей жизни — педагог.
                Карелин О.

- Ирина Павловна! Вернулась!
- Ирина Павловна! Она пришла! Ура! – пожаром разнеслось по школе среди пятиклассников, весть принеслась в библиотеку, где я дожидалась начала уроков. Дверь чуть не слетела с петель! Куча учеников повисла на мне, почти подминая под собой. Они обнимали за талию, не давая другим это сделать. Пришлось сесть, иначе бы я упала.
- Вы пришли! Как мы за вами соскучились! Ирина Павловна!  - кричали они вразнобой.
Я, обомлевшая, не думала не гадала, что ТАК за мной тосковали ученики. Гроздьями повисли, обнимая, стараясь ухватиться за что-нибудь: руку, спину, талию. Некоторые стояли рядом и просто поглаживали меня. У меня голова кругом от такого «скучания»! 
- Дети! Успокойтесь! С ума сошли? Отпустите меня! – пыталась я вырваться из рук учеников.
- Вы пришли! Ура-а-а! Ирина Павловна! Как мы за вами скуча-а-али! – никак не могли утихнуть «мальки». 
- Дети! Спокойно! Стоп! Я здесь! Угомонитесь! – пришлось повысить голос. Они чуть приутихли, но некоторые всё еще не веряще пытались прикоснуться ко мне, вытесняя других, кто меня обнимал очень уж крепко. У библиотекаря, оторвавшейся от монитора, очки сами поползли от увиденного на лоб: такое на её памяти было впервые.
- Я тут! Всё, идите на уроки! – еле отбилась от кучи-малы. Пятиклассники еще стояли вокруг меня гурьбой, глаза полны вселенской радости. Кто-то из мальчишек подпрыгивал:
- А у нас сегодня русский! Ура!
Зазвенел звонок, кто-то еще прижимался ко мне, не желая отойти от меня, наконец, я их повыгоняла из кабинета с огромным трудом.
- Ну, Ирина Павловна, такого я никогда не видела! – резюмировала коллега, изумлённо разглядывая меня, во взгляде заметно было какое-то особое уважение.
- Дети, что скажешь! – обескураживающе ответила я.
Я в себя никак не могла прийти от невероятной встречи с моими пятиклашками. Работаю в образовании двадцать семь лет, но вот так после больничного меня давненько не встречали, поскольку в последнее время преподавала в основном в старшем звене или в колледже, где вот таких вихревых эмоций студенты обычно не проявляют. Как-то быстро привыкаешь к особому стилю в преподавании, касающегося возраста учащихся. И «мальки» не сразу приняли мой стиль: обращение к ним на «вы», демократичному объяснению – как к взрослым, иногда пояснению, чего они не знают. И всегда стремление договориться – тоже для них неведомое. Но потом… им понравилось… Особенно, когда впервые меня заменили другим учителем во время больничного: всё же познаётся в сравнении… Как преподавателю, мне это польстило, но… корпоративная этика – важнее, и я быстро пресекла их «сравнительный анализ». Для меня моя профессия – дело, которое любишь. Но так было не всегда.
Ведь, чтобы понять, состоялся ли человек в профессии, важно знать, что ты любишь своё дело, и плюсы, и даже минусы. Так и со мной это происходило! Я очень любила своё дело, потому что передо мной всегда находились профессионалы – примеры для подражания: учителя школы, обучающие меня, преподаватели института – они навсегда вошли в моё сердце, так как обучали не только знаниям, но и  самому главному – Жизни и Профессии. Бедыч Владимир Сергеевич, Петракова Лидия Петровна, Бочкарёва Мария Васильевна, Ранцева Нина Михайловна, Захарова Фаина Михайловна, Науменко Ольга Михайловна; Терновой И.К, Дайкер А.Ф, Саркисян Л.В., Жаркова В.Н., Шиллер Л.В., Кудрявцев В.Н., Обердерфер А.Р., Морскова В.И.,  Егорьева М.П., Афиногенова Г.А., Кунгурова О.Г. и другие. Многих, к сожалению, уже нет. Но они навсегда остались в моей памяти!
В моём детстве не было кружка Дворца пионеров, куда бы я ни ходила: мягкая игрушка, хор, фотография, геологический,художественное слово, дольше задержалась в танцах и изостудии. Занималась лёгкой атлетикой (бег на короткие дистанции), бадминтоном, где подавала большие надежды. Но, увы, всё так и оставалось на уровне любителя спорта. Поступила в педагогический институт по воле мамы – ей казалось, так как я гуманитарий, смогу стать учителем. Наверное, стала!
Но! Великий Случай вторгся в мою жизнь! Всё сложилось не очень складно: был период, когда пришлось искать другую работу. Жизнь внесла коррективы. Я пыталась себя найти в разных областях: менеджменте, рекламе, управлении. Мне очень это помогло понять, что я могу еще что-то другое – не пропаду: новое мне всегда интересно. Впоследствии этот опыт даже стал прекрасной иллюстрацией при проведении уроков литературы. По воле судьбы вновь оказалась просто учителем. Я вздохнула, практика – это моё! Дети, театральный кружок, где происходила моя творческая реализация, открытые уроки.
Но со временем происходило странное: стало не хватать свободы, перестала кайфовать от каждого рабочего дня, и называется это состояние «профессиональное выгорание». Многие через это проходят, но учитель, работающий каждый день с детьми, коллегами, администрацией, часто находится в замкнутом круге, варится в собственном соку, начинает ощущать недовольство собой, близкими, работой, возникает депрессия: и ученики не такие, как раньше, и положительного результата труда уже нет. Учитель – самая зависимая профессия, постоянный прессинг!
Почему? Да потому что никого не волнуют знания учеников и качество работы учителей. Или почти никого, главное — часы, нагрузка, совмещения. И выполнять всё вовремя! Еще есть в нашей профессии… страх. Страшно возразить администрации, высказать свое мнение, стать неугодным. Уволить могут любого по всякому поводу, было бы желание. Тут не до качества знаний, главное - чтоб на экзаменах твои подопечные не провалились.
Представьте! Учитель ВСЕМ ДОЛЖЕН! Должен администрации: отчёты, которые надо сдать вчера, утвердить план какого-либо мероприятия, создать его (а их на неделе не один, а два, еще и фотоотчёт предоставить!), написать анализ деятельности своих учащихся по разным параметрам, еще обязательно провести классный час, беседу, пойти в музей или еще куда-либо – это ж профработа для будущего становления личности как специалиста. Обязательно привлечь родителей, как же без них будет расти чадо! Если чадо адекватное – здорово! А если наоборот – тут начинаются танцы с бубном и шаманом! Вернуть в лоно школы или колледжа – иначе пропадёт ребенок! ВСЕ службы подключаются! И опять учитель должен ВСЁ успевать! Главное – вовремя сданные бумаги – документация! Урок – вторичен!

Со стороны обывателя, профессия преподавателя может показаться лёгкой: ну пришёл педагог, отвёл урок и свободен. Что тут сложного! А труд наш можно сравнить с трудом космонавта, когда он после колоссальной подготовки, наконец, выходит в космос в ракете и ощущает радость от полёта. Этот результат не только его работы, а огромной команды – конструкторы, строители, инженеры, операторы, техники, водители, лётчики, врачи, электрики и другие, не менее значимые специалисты, потому что труд их огромен. Только вот незадача: если труд космонавта содержит в себе труд множества специалистов, то труд педагога – это прежде всего он сам выступает в роли множества профессионалов! Чтобы потом, через 11 лет выпустить учеников в большое плаванье – как корабль. Хороший учитель в себе должен совмещать на своём уроке или мероприятии и работу психолога, и управленца, и воспитателя, и искусствоведа, и музыковеда, даже хореографа и режиссёра. И можно вспомнить труд многих узких специалистов, которые вбирает в себя труд педагога, даже фельдшера! И швец, и жнец, и на дуде игрец!
А еще у него есть семья, требующая не меньшего внимания! Как правило, мужья у преподавателей тоже работают на школу, тихо ругаются на своих жён, таких сумасшедших, но помогают: то подвезти какой-либо материал, то отремонтировать в кабинете шкафчик, даже найти пропавшего ученика. Не говоря про подготовку к урокам! В киноиндустрии режиссёры часто показывают, что учителя заняты тем, как либо проверяют тетради после уроков, либо пропесочивают учеников, либо заняты личной жизнью, чем особенно грешат современные фильмы о школе. Отмечу: личной жизни у нормального педагога НЕТ! Если он или она не обременились браком во время учебы в вузе или сразу после него, то потом с этим тяжело.  Всё время занимает школа или колледж, или вуз, смотря где работает преподаватель. А дома – семейные, после того как накормили близких, не отдыхают – непозволительная роскошь, от силы минут десять могут себе позволить – и то за мытьём посуды или проверкой тетрадей перед телевизором. Позже – подготовка к урокам! Это хорошо, если одна параллель, к примеру, пятые классы или одиннадцатые – просто счастье для предметника! А если несколько классов или групп с разными расчасовками по предметам – вообще жуть, минимум три часа, а то и все шесть! У меня часто спрашивают дети: вы вообще спите? Я только руками развожу – иногда. А еще и проведение  открытого урока или написание статьи – как без неё защитить свою категорию! Обязательно надо расписать и применить средства технического обучения: компьютер, интерактивные формы, еще что-либо, и ни в коем случае не повторяться! Вот еще курсы повышения квалификации регулярные – и не одни, а несколько. Раньше были в реальном формате, сейчас же дистанционные! Еще дополнительное время – и непросто так, с экзаменами – будь они не ладны! А с новой программой – так вообще беда. Лучше промолчу, а то хочется сильно ругаться! Выходные – тоже не часто выпадает время побыть с семьёй, чаще всего классные руководители  выделяют время прозвонить родителям своих учеников, обязательно посетить их квартиры! О! Это вообще отдельная песня – нередко родители вообще не желают разговаривать, принимая классного руководителя, даже не приглашая за порог дома.
Еще есть мнение, что учителя чуть ли не больше всех получают! Кто-нибудь на один день придите в любое образовательное учреждение на перемене – броуновское движение покажется не таким уж быстрым. Гвалт, потасовки, игры, и при этом учителя лавируют не хуже любого официанта между детьми. Попробуйте провести урок без подготовки!Ничего не получится! Иначе заклюют те же дети!
 И всегда, в любых обстоятельствах, нужно держать лицо! Лишних эмоций быть не должно – именно поэтому из-за необходимости держать себя в руках очень часто учителя болеют: давление, сердце, невралгические заболевания. И не хуже любого спасателя и пожарника быть в форме – психологической. Стрессоустойчивость – важна! Внешний вид – если не образцовый, но официальный. В некоторых школах даже бывает жёсткий дресс-код – сшитые за заказ деловые костюмы, обезличивание!
Иногда родители интересуются, как вы управляетесь с классом, когда не всегда сами с одним ребенком сладишь. Мы пожимаем плечами – работа - и тихо улыбаемся. Мы – люди, ответственность – для нас не пустой звук. Есть и среди нас разные, кто-то сбегает в другую отрасль и находит себя там, кто-то становится ремесленником, а кто-то остается на всю жизнь учителем. Но – опять это «НО»! Не дают нам закостенеть наши дети и, пусть будут здоровы, администрация школы!
У меня иногда спрашивают, а тяжело быть учителем? Я отвечаю – сложно, потому что она круглосуточная. Постоянный прессинг, состояние стресса, после пятидесяти лет падает уровень энергии, даже несмотря на относительно крепкое здоровье, которое было раньше. Даже не всегда помогает вроде бы длительный отпуск (нам обычно завидуют в этом!), так как не все могут позволить себе отдых у моря или в какой-либо зарубежной стране. Для ресурсности! Восстановления!
Я люблю свою работу – очень! Хочется творить, жить своей жизнью, но без жизни детей, в глаза которых я смотрю, она не возможна! Быть учителем непросто, даже экстремально, было бы меньше… всякой писанины и …ох, это большой список! Самое главное – дети, без них моя профессия не мыслима! 

                Такая есть профессия – учитель.
                По-моему, её важнее нет.
                Преподаватель, мастер, просветитель,
                Хранитель знаний, детских душ творитель,
                Учитель держит на себе весь свет.

                Он каждый год шлифует поколенья,
                Как ювелир топаз или алмаз.
                Уместно будет это здесь сравненье,
                Учитель, не имеющий терпенья,
                Профессию оставит в тот же час.
                О.Панчишкина.


Рецензии