Пушкин Незавершенные проекты и западня придворного
Незавершенные проекты и
западня придворного плена
К 30–ым годам после своего 30-летия и женитьбы Пушкин отошел от поэзии = как поэт по диагнозу Белинского он «обмер»
Пушкин обращается к истории и составляет несколько проектов исторической прозы и драмы = этих "недостроенных дворцов", по выражению одного пушкиниста
В 1834 - 1836 гг. он задумывает авантюрно-психологический роман "Русский Пелам» с широкой панорамой русской жизни - от декабристских кружков до притонов лесных разбойников.
Он работает над "Повестью из римской жизни", полной автобиографизма - о трагическом конце писателя Петрония, прикрепленного Нероном ко двору и затем обреченного им на смерть
Он составляет проект романа в письмах "Мария Шонинг" с неожиданным сходством со зрелым Достоевским
Он начинает работать над "Сценами из рыцарских времен" с исполинским по историко-философскому содержанию замыслом
Он увлечен работой над повестью "Египетские ночи" -об искусстве и его жрецах
Пушкин тихо и твердо строил огромное культурное дело и тут… ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ Придворной Конторе, от 31 дек. 1833 г.
Служащего в министерстве ин. дел. тит. сов. Александра Пушкина всемилостивейше пожаловали мы в звание камер-юнкера двора нашего.
Пушкин записал в Дневнике: 1 января 1834 г. Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове... Меня спрашивали, доволен ли я моим камер-юнкерством? Доволен, потому что государь имел намерение отличить меня, а не сделать смешным - а по мне, хоть в камер-пажи, только б не заставили меня учиться французским вокабулам и арифметике.
Многие его обвиняли в том, будто он домогался камер-юнкерства. Говоря об этом, он сказал Нащокину, что мог ли он добиваться, когда три года до этого сам Бенкендорф предлагал ему камергера, желая его ближе иметь к себе, но он отказался, заметив: "Вы хотите, чтоб меня так же упрекали, как Вольтера". (см. П. И. БАРТЕНЕВ со слов П. В. НАЩОКИНА. Рассказы о Пушкине)
Я. П. ПОЛОНСКИЙ в заметке «Кое-что о Пушкине» (см. Cosmopolis, 1898, март) записал рассказ брала Пушина Льва: "Брат мой впервые услыхал о своем камер-юнкерстве на балу у гр. А. Ф. Орлова. Это взбесило его до такой степени, что друзья его должны были отвести его в кабинет графа и там всячески успокаивать. Не нахожу удобным повторить здесь всего того, что говорил, с пеной у рта, разгневанный поэт по поводу его назначения..."
Н. М. СМИРНОВ в сборнике «Из памятных заметок» (см. Рус. Арх., 1882, I) припомнил: «В итогке Пушкина переубедили что быть «как все» не так уж и дурно … и даже нашли ему мундир: от портного узнали о продаже нового мундира князя Витгенштейна, перешедшего в военную службу, и что он совершенно будет в пору Пушкину, я ему послал его, написав, что мундир мною куплен для него, но что представляется его воле взять его или ввергнуть меня в убыток, оставив его на моих руках. Пушкин взял мундир и поехал ко двору.»
Так и жил поэт: женился во фраке Нащокина, ко Двору ЕИС явился в мундире князя Витгенштейна …
А Вяземский считал, что Пушкин разозлился по простой причине: он был тщеславен и суетен и хотел камергера в ключом на шее … И его бурчание происходило не из оппозиции, не из либерализма, а из тщеславия и личной обидчивости. Так он изложил свой взгляд на отношения поэта к новогоднему царскому подарку в письме к вел. кн Михаилу – брату дарителя
В восторге была одна Натали: «это открывает ей доступ ко двору; в ожидании этого, она танцует повсюду каждый день». Так писала об этой новости мать поэта баронессе Е. Вревской = пушкинской Зизи…
Представление Натали ко двору прошло с огромным успехом, - только о ней и говорят. На балу у Бобринских император танцовал с ней, а за ужином он сидел рядом с нею. Говорят, что на Аничковом балу она была восхитительна. Так писала она же сетре поэта Ольге
Лицеист барон М. Корф), сделавший успешную госкарьеру, не посчитал за труд отметить это следствие назначения поэта в камер-юнкеры (см. Из записок. Рус. Стар., 1899, т. 99): «Император Николай был очень живого и веселого нрава, а в тесном кругу даже и шаловлив. При дворе весьма часто бывали, кроме парадных балов, небольшие танцовальные вечера, преимущественно в Аничкинском дворце, составлявшем личную его собственность еще в бытность великим князем. На эти вечера приглашалось особое привилегированное общество, которое называли в свете "аничковским обществом" и которого состав, определявшийся не столько лестницею служебной иерархии, сколько приближенностью к царственной семье, очень редко изменялся. В этом кругу оканчивалась обыкновенно масленица и на прощание с нею в folle journee//безумный день (фр.)//, завтракали, плясали, обедали и потом опять плясали. В продолжение многих лет принимал участие в танцах и сам государь, которого любимыми дамами были: Бутурлина, урожденная Комбурлей, княгиня Долгорукая, урожд. графиня Апраксина, и, позже, жена поэта Пушкина, урожденная Гончарова.»
***
Другие не завершенные труды Пушкина:
Наденька
Гости съезжались на дачу
В начале 1812 года
Роман в письмах
На углу маленькой площади
Записки молодого человека
Участь моя решена. Я женюсь
Отрывок
Роман на Кавказских водах
Часто думал я
Русский Пелам
В 179* году возвращался я
Мы проводили вечер на даче
Повесть из римской жизни
***
Планы так и ненаписанных произведений
Карты; продан
534
Влюбленный бес
534
Н. избирает себе в наперсники
535
Планы повести о стрельце
535
Криспин приезжает в губернию
536
Les deux danseuses
Свидетельство о публикации №222120600367