Дядя Ваня и тетя Стеша

Я узнал их в жизни, когда начал помнить и понимать мир, лет с четырех-пяти.
Они были соседями и какими-то дальними нам родственниками.
Мы  с родителями, и их семья часто бывали в гостях  друг у друга.
Иногда взрослые выпивали и пели песни, по праздникам.
Тетя Стеша была старше дяди Вани на 10 лет, но это не помешало им  вместе, правда без регистрации брака, прожить более 50 лет.
И сколько помню я их, они всегда были как бы в одной поре, не старели.
У тети Стеши было двое детей, сыновей от другого мужчины, но дядя Ваня хорошо к ним относился, и росли они как родные, отношения в семье были нормальные.
Одного звали Петр, другого Иван, хорошие парни.
Я не испытывал к ним каких-то особенно теплых чувств, но запомнились они мне в моих далеких  детско-юношеских воспоминаниях.
Когда выросли, вели достойную  жизнь; они были постарше меня, но ко мне относились  приветливо, по-братски.
Но детство - я помню детство - оно было каким-то бесконечным, мы много раз встречались и случайно виделись. И эти встречи становились уже неинтересными и скучными.
 Тетя Стеша запомнилась каким-то флегматичным человеком, я не видел ее ни в горе, ни в радости. Она всегда была одинакова.
Впрочем, и дядя Ваня тоже: спокойный, невозмутимый, но когда выпивали,  они начинали разговаривать, улыбаться.
Пели песни, веселые такие, жизнерадостные.
Мне запомнилась одна песня со словами «А мы пить будем и гулять будем, а смерть придет, помирать будем…»
Но  до смерти тогда было еще далеко, да и не думал о ней никто.
 Но старость, а потом и смерть все-таки пришла, тихо, незаметно, ну совсем ненавязчиво, но пришла.
День за днем, и в солнце, и в дождь, жили они и приближались  ко дню ухода.
Но оба прожили довольно долго: он 77 лет, а она еще больше, но умерла раньше, так как постарше его была.
Мне вот что запомнилось, когда вырос  я, и лет прошло немало,  не виделся я с ними очень долго.
И тут случайно, проезжая  мимо  их дома увидел дядю Ваню, а он такой же - не изменился, бодрый и стройный.
 Я вышел из машины и спросил его:  «А вы помните меня?», он  отвечает: «Нет».
 Я тогда подумал: удивительно, он же видел  меня уже взрослым и маленьким, и много раз, и вдруг почему-то не помнит.
Но главное даже не в этом, главное и трагичное  в другом.
Когда уже и  мне лет стало совсем немало, я спросил у матери: а как тетя Стеша, как дядя Ваня, а она ответила мне, что тетя Стеша умерла, более 80 лет прожила, а дядю Ваню после ее смерти сыновья тети Стеши - Петр и Иван выгонять стали, они сказали: «Уходи, мы дом продавать будем»
 Из дома,  в котором он прожил более 50 лет, за которым он следил и ухаживал.
 Но  был  дом зарегистрирован на тетю Стешу, а они не в браке, да и о завещании  как-то они не подумали.
И пришлось ему уже в глубокой старости переселяться в дом престарелых  и там умирать потихоньку.
И звонил он моей матери и плакал и говорил: « Надя, я умру, наверное  скоро, приди ко мне»,  а мать моя  уже сама старая была, но собралась с силами и один раз его навестила.
Он тихо плакал и угасал.
Но не проклинал он их, сыновей ее, а просто тихо доживал, но, а потом, конечно, умер.
И грустно мне  как-то стало, после этой истории  пересказанной, и вспомнилось старое, детское, и песенка та вспомнилась, и жизнь, такая долгая и быстрая, а дни, тихие и солнечные, и дождливые тоже.
 И  как мы  жили  тогда, в тех днях, и о грустном  не  думали.
 Мы в жизнь верили и о себе  заботились, да вот, видно, не дозаботились, если умирать  вот  так пришлось, неприкаянно.
 Бийск.7 января 2021г.


Рецензии