Вокруг закона равенства относительности

Вокруг закона равенства относительности

Опубликовал в интернете кратко о законе равенства относительности:
Фишка в том, что относительность всегда с равенством. Если в едущих навстречу одно авто со скоростью 100, а второе 120, то каждое из них приближается одно к другому со скоростью 220. При встрече, для каждого из них, скорости станут на какой-то миг равны нулю. И, разминувшись, станут удаляться одно от другого с той же общей скоростью 220.

И получил обширную полемику относительно равенства относительности.

Оппонент: Одномерное пространство.
А вот на плоскости. Пусть два автомобиля приближаются друг к другу по плоской равнине с указанными скоростям. Причём они движутся по прямым путям, между которыми угол равен альфа. Каковы должны быть расстояния до точки пересечения линий движения, чтобы они столкнулись? С какой скоростью они приближаются друг к другу?

Замечание. К теории относительности ни Ваша задача, ни моя - не имеют решительно никакого отношения.

Ответ оппоненту: Интересная философская задача, объединяющая геометрию, механику и практику аварий (столкновений) на автомобильных дорогах. В задачу конкретизированных исходных данных не введено, за исключением подразделения альфа, предполагаемого угла столкновения от нуля до 180 градусов.

Полагаю, одним из решений на поставленные два вопроса могут быть следующие ответы:

1. Вопрос: «Каковы должны быть расстояния до точки пересечения линий движения, чтобы они столкнулись?»
Ответ: чтобы автомобили столкнулись расстояние между ними должно быть нулевым, иначе никак не столкнутся (0). Возможно, вопрос может быть сформулирован в несколько иной редакции, относительно предположения будущей аварии (столкновения).

2. Вопрос: «С какой скоростью они приближаются друг к другу?»
Ответ: со скоростью равной сумме их скоростей и эта общая суммированная скорость – мгновенная скорость. Можно приравнять к единице (1).

Согласен с тем, что это не ТО (теория относительности), однако по моему мнению «О» (относительность).

Разумеется, можно залезть в математические дебри и исследовать путь движения автомобилей до их столкновения, исходя из зависимости скорости автомобиля, которая прямо пропорциональна расстоянию и обратно пропорциональна времени движения, с привлечением решения треугольника по двум сторонам и углу между ними. Если известны стороны треугольника b и c, а также угол между ними, то найти третью сторону "a" можно по теореме косинусов, а остальные углы треугольника определяются по теореме синусов. Также привлечь дифференциальное исчисление. Скорость изменения функции в данной точке (мгновенная скорость) характеризует производная функции.

Таковы мои общие рассуждения относительно задачи об относительности двух двигавшихся автомобилей, столкнувшихся на своем пути.

Особое мнение выпускника физического факультета МГУ Дмитрия Маштакова:
Относительная скорость (V21 - второе относительно первого) является вектором, получаемым из вычитания двух векторов V21=V2-V1.

Если |V2|>|V1|, то скорость удаления вычисляется так Vуд = |V21|,
а скорость сближения - так Vсб = -|V21|

Если |V2|<|V1|, то скорость удаления вычисляется так Vуд = -|V21|,
а скорость сближения - так Vсб = |V21|

Общие формулы: Vуд = Sign(|V2|-|V1|)*|V21|, Vсб = -Sign(|V2|-|V1|)*|V21|
которые при равенстве скоростей дают устойчивый ноль.
А поскольку это нонсенс, то при равенстве скоростей по модулю, будем пользоваться другими формулами:
Vуд = (V1,V2)/(|V1|*|V2|), Vсб=-Vуд где первая скобка это скалярное произведение. Эти же формулы вроде бы годятся и для неравных по модулю скоростей.

Все формулы и рассуждения, как Вы можете видеть, очень просты. Скорости сближения и удаления изучают в 4-м классе. Последнее я узнал по поисковику.
За свои знания не вполне уверен - в 4-м классе я учился очень давно.

Оппонент: Да причём тут философия? Простая задача по кинематике. Предполагалось решение в буквенном выражении, однако укажем все необходимые конкретные величины, по которым надо вычислить то, что требовалось. Пусть дороги расположены под углом 30 градусов и пересекаются в точке С. Пусть Автомобиль 1 (тот, что имеет скорость 100 км/час) находился изначально в точке А, причём отрезок АС=100 км. Пусть второй автомобиль на своей дороге находился в точке В.

1. Ну, расстояние ВС, конечно, найти просто.
2.А вот с какой скоростью будет изменяться расстояние между автомобилями, т.е. длина отрезка АВ, надо чуток по соображать!

Ваши ответы совершенно неверны. Первый ответ - юмористический. Второй неверен, ибо на плоскости скорости надлежит рассматривать как векторы. И если речь идёт о сложении скоростей, то надлежало бы рассматривать сумму двух векторов, что в данной задаче тоже неверно.

Ответ оппоненту: Спасибо за урок Теоретической механики, Виталий Иович.
С высокопрофессиональным специалистом спорить бесполезно.
То, что автомобили уже не сталкиваются уже хорошо.
С кондачка и с юмором такие простые задачи не решаются и, действительно, необходимо ознакомиться с учебником. Поискал на интернете: подходит ли?! Теоретическая механика: учебник
Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 474 с. ISBN 978-5-321-02306-8.
"В учебнике изложены три раздела теоретической механики – статика, кинематика, динамика. В разделе Статика приведено решение двух задач, в разделе Кинематика наряду с традиционными вопросами рассмотрена кинематика системы тел. В разделе Динамика приведены общие теоремы динамики, их приложение".
Легко раскрывается в формате ПДФ для изучения. На странице 122 говорится:
"А. Теорема о сложении скоростей точки.
Теорема выражает связь между скоростями в относительном, переносном и абсолютных движениях и называется также теоремой параллелограмма скоростей точки. Теорема: При сложном движении точки абсолютная скорость равна сумме её переносной и относительной скоростей

В (вектор) а = В вектор е + В вектор р".

Наверное, этот учебник – то, что надо для решения вопроса: с какой скоростью будет изменяться расстояние между двумя движущимися автомобилями со скоростями 100 и 120 км/час при известном отрезке пути 100 км и угле 30 градусов в вершине треугольника между ними до их встречи?!
Думаю, прежде чем над чем-то соображать, надо что-то к тому соотносящее, изучать.

Оппонент: Да плюньте Вы на это дело, Михаил Вадимович! Чёрт меня дёрнул подкинуть Вам студенческую задачку по кинематике. Оно Вам надо?!

Ответ оппоненту: Да, ничего. Задача вызвала мимолетное восприятие "запущенной ракеты", наверное,  потому ответ с моей стороны и был юмористическим, и задача была названа "философской", потому что "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги" и теория с практикой в вечном противоречии (по моему мнению). И учебник ТМ попался под редакцией проф. Красовского. Поинтересовался в интернете: целая плеяда ученых-однофамильцев, и в их числе – Красовский, Учёный-механик, специалист в области теории полёта ракет. Почему-то вспоминается один из учебников по "Ревизии и контролю" под редакцией Красовского 80-х годов. Наверное, кинематика играет такую же вспомогательную роль относительно Сопромата, как и Ревизия и контроль по отношению Бухгалтерского учета в экономике?! (шутка).
Ознакомлюсь на досуге с содержанием учебника, что в нем говорится об эффекте Кориолиса. Учебник меня заинтересовал... абсолютным, переносным и относительным движением. Звучит философией кинематики, литературно выражаясь.

Оппонент: При сложном движении надо чётко иметь в виду две системы координат. Одна система координат –– инерциальная (точнее такая, которую мы в условии данной задачи практически можем полагать инерциальной) и вторая система, каким-то образом движущаяся относительно инерциальной. Так вот правило сложения скоростей Vабс=Vпер+Vотн означает, вектор скорости Vабс некой материальной точки в рассматриваемый момент, который измеряет наблюдатель, находящийся в инерциальной системе отсчёта, равен векторной сумме Vотн (относительной скорости точки, которую измеряет наблюдатель, находящийся в неинерциальной системе) и переносной скорости Vпер, которую измеряет наблюдатель находящийся в инерциальной системе, если точку в данный момент закрепить в неинерциальной системе.
В моей задаче это правило не потребуется.

Ответ оппоненту: Буду иметь в виду, хотя к решению задачи ещё не приступал. И когда буду готов к её решению, сказать не могу. Засейвил учебник ТМ и внимательно ознакомился с оглавлением к его содержанию, развернутым предисловием и содержанием страниц 122-132 в отношении дополнительного ускорения Кориолиса. Выводы автора учебника ТМ Ю. В. Денисова в отношении дополнительного ускорения Кориолиса: "Учитывая сказанное, можно назвать две причины появления ускорения Кориолиса при непоступательном переносном движении:
1) вследствие непоступательного переносного движения дополнительно изменяется направление относительной скорости точки по отношению к основной системе отсчета, что не учитывается относительным ускорением;
2) вследствие относительного движения точки по отношению к подвижной системе координат дополнительно изменяется величина переносной скорости, что не учитывается переносным ускорением", – вызвали улыбку и замечание, вместо двух причин можно назвать одну, наиболее существенную, о которой умалчивается. На основе ознакомления с учебником составил предварительный афоризм:

Две системы отсчета

Существует две системы отсчета:
первая, находящаяся на Земле в состоянии покоя;
вторая, потусторонняя, с точки зрения Творца.

Оппонент: Существует сколько угодно систем отсчёта.
Некоторые из них (неинерциальные): Любая, жёстко связанная с земным шаром как твёрдым телом; любое тело, движущееся как угодно относительно Земли

Инерциальные. Строго говоря, таковых в природе выделить не представляется возможным. В качестве инерциальных, не вносящих недопустимых погрешностей в решение той или иной задачи движения, берутся системы типа, например, с началом в центре масс Солнечной системы и осями, направленными на отдалённые звёзды. Для решения большинства инженерных задач вполне допустимо в качестве инерциальной полагать систему координат, жёстко связанную с Землёй.

Ответ оппоненту: Полагаю, все, какие угодно системы отсчета объединяет одно – изобретены человеком.

Оппонент: А другие планеты и прочие небесные тела?
Любые твёрдые тела во Вселенной при необходимости изучения динамики и кинематики чего-либо могут быть приняты как системы отсчёта.

Ответ оппоненту:  Всё, что за пределами нашего знания – компетенция Творца. Бесконечно приближаемся к его замыслам, однако.

Какой-то школьник писал в своем сочинении о творчестве Ивана Тургенева: "Тургенева не устраивают ни отцы, ни дети".

Уже не школьник, однако, не могу понять, почему фишка относительности с углом 180 градусов (автомобили движутся напротив) устраивает, названа одномерным пространством. А если угол равен 30 градусов –– не устраивает?! И если автомобили со скоростями 100 и 120 встретятся через 1 час при угле 180 градусов, столько времени им понадобится для встречи при угле дорог 30 градусов с расстояниями – 100 км и 120 км. И общая их скорость 220 км в час относительно каждого из них. Если порознь, будут преодолевать расстояние 220 км,  потратят около 2 часов каждый (один больше, другой меньше). Что искать в задаче?! Сторону треугольника с расстояниями сторон 100км и 120 км с углом между ними 30 градусов?! Легко находится по теореме косинусов, квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон минус удвоенное произведение этих сторон, умноженное на косинус угла между ними: 100*100+120*120-2*100*120*0,86602540378=20784,609 и корень квадратный= 144,168682452 км Ответ: 144 км. Имеем треугольник со сторонами: 100 км и 120 км с углом 30 градусов между ними, и найденную сторону 144 км, которая будет уменьшатся до ноля (0) в течение часа – времени движения автомобилей до их встречи.

Создал афоризм: Самый трудный поиск, если искать без цели, не зная, что ищешь.

Справочно о планетах в конце ноября:

Как найти Марс, Юпитер и Сатурн на небе в ноябре 2022
В ноябре 2022 будет можно рассмотреть Марс, Юпитер и Сатурн. Но появляются на небе они в разное время.
Движение планет в ноябре 2022

После захода Солнца на небе уже будут висеть две планеты:

· Сатурн – между юго-востоком и югом;

· Юпитер – на юго-востоке.

Юпитер сейчас самый яркий, не заметить его просто невозможно, он тут же бросается в глаза. А Сатурн будет правее него. Он находится дальше всех видимых невооруженным глазом планет, поэтому его можно спутать с обычной звездой. Придется вглядываться в небо, чтобы найти Сатурн.

В конце ноября его можно будет найти по Луне (право и лево следует понимать относительно себя):

27 ноября – Луна будет правее Сатурна
28 и 29 ноября – Луна окажется прямо рядом с Сатурном
30 ноября – Луна будет между Сатурном и Юпитером

Оппонент: А что в задаче спрашивалось? Чёрным по белому:
С какой скоростью они приближаются друг к другу в процессе движения?
Боюсь, что на этот вопрос Вы и не ответили, Михаил Вадимович!

А афоризм Ваш просто великолепен! Я бы его чуток отредактировал:
Самый трудный поиск, если искать, не зная, что ищешь.

Ответ оппоненту:  "Самый трудный поиск, если искать без цели, не зная что ищешь" – на очереди к публикации через 40 минут, раньше не пропускает модератор, ибо разрешается только три публикации в сутки, а две из них уже 27 ноября опубликовано.

Редакцию афоризма "Самый трудный поиск, если искать, не зная что ищешь" не пропускает к публикации модератор сайта "Жемчужины мысли" с комментарием "только одна категория, необходимо не менее двух ("поиск"), поэтому пришлось добавить и "цель", чтобы было две категории.

Оппонент: А как насчёт скорости сближения автомобилей?
Кстати, о пространстве. Ежели положение точки определяется одной координатой (скажем, точка может перемещаться по одной линии), то говорят об одномерном пространстве. Пространство Ньютона - трехмерное. Можно говорить о 4-мерном пространстве, добавляя к координатам x,y,z и время t. Можно говорить о n-мерном пространстве, в котором некая, интересующая нас величина является функцией n аргументов.

Вы пишите: " И общая их скорость 220 км в час относительно каждого из них" Это совершенно неверно.

Так всё же, чему равна скорость сближения автомобилей для случаев, когда они движутся не по одной дороге навстречу друг другу, а так, как было написано в задаче?

Ответ оппоненту: Спасибо больше за разъяснение краеугольных камней теоретической механики, и кинематики в особенности.

Прошу подтвердить условия сформулированной задачи.

Задача кинематики ТМ:

С какой скоростью автомобили приближаются друг к другу, если движутся с постоянными скоростями: первый 100 км в час на расстоянии 100 км и второй 120 км в час на расстоянии 120 км; на плоскости, с их последующей встречей на пересечении дорог под углом 30 градусов?

Оппонент: Так точно! Можно и так сформулировать (с намёком): с какой скоростью изменяется расстояние между автомобилями по мере их приближения к точке столкновения?

Ответ оппоненту:  Хорошо, Виталий Иович.

Пусть условие задачи полежит до поры до времени. Задача решится сама по себе со временем, после ознакомления с учебником и уразумением отличий в пространствах ( одномерное, двух-мерное, трех и четырех-мерное), скоростях (абсолютной, переносной и относительной, векторах скорости, языка кинематики с её специфическими формулами и ознакомления с прочим арсеналом и багажом теоретической механики. Свет клином не сошелся на угле от 0 до 180, в котором векторы скорости направлены к центру. Так и "тянет в драку", но лучше быть предельно дипломатичным!

Оппонент: Добавлю "для ясности".
Да, относительная скорость авто 2, которую "видит" водитель машины №1, равна векторной разности векторов абсолютных скоростей первого автомобиля и второго. Для Вашего частного случая (авто движутся по одной прямой навстречу друг другу)модуль этой векторной разницы равен сумме модулей этих скоростей. Т.е. 220 км/с. В общем случае по векторам то же самое: первый водитель "видит" скорость второго авто как вектор, равный разности векторов абсолютных скоростей первого и второго авто. Но равна ли эта разница скорости изменения расстояния между автомобилями во времени?

Ответ оппоненту:  Эврика (нашел). После определения условия задачи сразу стало понятно –– что надо искать?  Скорость (или скорости) широкого в 144 км фронта "отпадающего хвоста". Один  конец «отпадающего хвоста»  один автомобиль передает скорость 120, а второму концу второй автомобиль сообщает скорость 100 км. По видимому есть и средняя скорость где-то в его средине 110 км в час и другие. На принципе ОХ "отпадающего хвоста" (моё изобретение термина для наглядного понимания) работала и работает вся сельскохозяйственная техника: к мини-трактору цепляют плуги, бороны, сеялки, разрыхлители и тому подобное. Очень актуально определять соответствующие скорости при посадке семян, бороновании, поливе и т.д. Идея понятна, а воплощение идеи в технический язык – это другая сторона вопроса, приступать к которой почему-то у меня нет никакого желания. Необходимо отдохнуть после напряженного поиска идеи. А те мои 220 км в час – другой "коленкор".

Оппонент:  Что-то невнятное.
Ещё проясняю. Пусть положение 1-го автомобиля определяется точкой А, второго - точкой В. Место встречи - точка С. Чему равна скорость изменения длины отрезка АБ как КОНКРЕТНАЯ функция от времени?

Ответ оппоненту: Найдется в учебнике Ю. В. Денисова "Теоретическая Механика".
По его нахождению сразу пришлю ссылку на страницу.

Когда-то поэт Сергей Сергеевич Сорокас опубликовал стих «Куда ты подевался» с двумя такими рядками:

"Ищу я постоянно пятый угол,
а нахожу всего четыре я."

На эти строки  мною был дан такой отклик:
«Классно сказано. Сразу задумываешься о неевклидовой геометрии: Лобачевский, Бойяи, Риман…

легко нашел пятый угол».

На "Отбрасываемый хвост" в ТМ потратил намного меньше времени (3-4 дня), чем на нахождение Пятого угла (8 месяцев)! И за прошедшие четыре года никто так и не опубликовал решения. Эмма сослалась на  5 углов в Питере, а кто-то нашел пятую кнопку в телефоне. Не является ли этот угол "пятым колесом" в геометрии Евклида?!

Оппонент: Не найдётся. Такой задачи в учебниках и задачниках по теоретической механике нет.

Ответ оппоненту:

А относительно Пятого угла на плоскости?
Решение модернизировал составлением аналогичных школьных задачек:

Только один угол постоянный, остальными – переменные. Найдите этот угол.

Найдите пятый угол на четырехугольной плоскости (квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, неправильный четырехугольник)?

Висят в интернете уже годы, а комментарии одиночные и без прямого решения.

Оппонент: Так что, похоже, моя задача так и останется нерешённой? Ладно, замнём для ясности.

Ответ оппоненту:  Надо отдохнуть. Собраться с силами. Возвратиться к учебнику, скрупулезно изучив, что относится к "Отпадающему хвосту". Может быть, найдется что-то к нему относящееся, сходное, смутно освещающее процесс скорости его "отпадания". Больше всего сходно с географической проблемой уменьшения площади ареала действующего процесса.

Оппонент: Я уже вам советовал, Михаил Вадимович, плюнуть на это дело.
Я только не пойму, зачем нужны тут учебники и всяческие философские обсуждения.
Вы можете найти текущую длину отрезка АВ как функцию времени t? А что такое скорость изменения величины s =AB = s(t)? Правильно!
d/dt [s(t)].

Ответ оппоненту: Шось не те, вы пане каєте.
І Карпенко-Карий у відомій трагедії "Сто тисяч" говорить вустами свого героя:

"
– Герасим: Що там наука? Забавка дитяча! На біса йому здалося отак лопотать язиком, як ви оце лопочете, хіба гиндиків дражнить? Я придивився: як тілько вчений, так і голодрабець: ні землі, ні грошей, і таки дурень дурнем — застав його коняку запрягать, то й не запряже, він зараз полізе по книжках, по тих ріхметиках шукать, як це робиться.

– Копач: Практики нема. А от я запряжу вам в яку хочете збрую: хоч в затяжний хомут, хоч у шори... Хе-хе-хе! А от втиори ви і не запряжете!

– Герасим: Що ні, то ні. Я їх і не бачив, які вони."

"Хвіст" по всій площині відпадає, а ви пропонуєте функцію на відрізку сторони АБ трикутнмка АВС, де кут С=30°, АВ=144 км, АС= 100 км, ВС=120 км. Хіба відпадання "хвоста" йде перпендикулярно до АС з кута С. Утворювані нові кути змінюються нерівномірно бо швидкості автомашин відрізняються на цілих 20 км/год і паралельним відрізок АВ до відрізка А"В" не буде.

Время в пути для двух авто одинаково, следовательно, необходимо найти площадь треугольника и разделив на время в пути, получим скорость "отпадания хвоста" в единицу времени. Речь шла о "Теоретической механике" и это постоянно сбивало с толку, потому и потребовались философские и другие отступления.
С нахождением соответствующего определения: "Задача о скорости отпадающего хвоста" все стало на место.

Оппонент: Вы меня убиваете, Михаил Вадимович! Ну причём тут площадь треугольника и какие-то отпадающие хвосты???
Ведь чёрным по белому: Чему равна скорость изменения длины отрезка АБ (т.е. расстояния между автомобилями) как КОНКРЕТНАЯ функция от времени?

То ли у Вас юмор такой?

Ответ оппоненту: А почему спрашиваете об этом злополучном отрезке АВ и его скорости, если уже записали обобщающий ответ на все его изменения под углом от 0 до 180?
Ваш абсолютно правильный ответ: "Вы можете найти текущую длину отрезка АВ как функцию времени t? А что такое скорость изменения величины s =AB = s(t)? Правильно!
d/dt [s(t)]." y=F(S2/t)

Оппонент: Это не ответ. Это разъяснение, как надо решать эту задачу. Но решить  ––  это значит получить КОНКРЕТНЫЙ ВИД функции s(t)! Я Вам предлагал чихнуть на это дело. Но если есть желание, попробуйте всё же решить эту задачу. А пока задача не только не решена, но даже нет понимания, что значит решить её!
 Ответ оппоненту: Понятно. "Эта песня хороша – начинай сначала", – гласит пословица.
«Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет» - так сказал китайский философ Кун Фу-Цзы.

Начнем сначала:
"Фишка в том, что относительность всегда с равенством. Если в едущих навстречу одно авто со скоростью 100, а второе 120, то каждое из них приближается одно к другому со скоростью 220. При встрече, для каждого из них, скорости станут на какой-то миг равны нулю. И, разминувшись, станут удаляться одно от другого с той же общей скоростью 220."

"Одномерное пространство.
А вот на плоскости. Два автомобиля приближаются друг к другу по плоской равнине с указанными скоростям, причём они движутся по прямым, между которыми угол равен альфа. Каковы должны быть расстояния до точки пересечения линий движения, чтобы они столкнулись? С какой скоростью они приближаются друг к другу?

Читатель "ФО" Киндич приводит такие рассуждения (или комментарии):
"Навстречу друг другу можно ехать по серпантину.
Тогда скорость будет 220 только на прямых участках
(когда строго навстречу друг другу по прямой).

А по "Синосоиде", скорость будет "плавать". То увеличиваться, то уменьшаться.
Тоже самое будет происходить при движении по пересеченной местности.
Чем выше горы, и круче подъемы и спуски, тем нагляднее НЕпостоянной будет скорость сближения».


Его комментарий дополняет Дмитрий Маштаков:
"Серпантин, это, конечно, круто, но предлагаю поездить по трассам не Евклидовой геометрии, по дорогам, проложенным в геометрии Лобачевского. Геометрию Римана не предлагаю, в ней автомобили неизбежно сталкиваться будут. Ну, в точности как и на Земле.
Зря мы ГАИ ругаем. ГАИ не виновато. Виновата геометрия Римана".


И какую "черную кошку в темной комнате" надо искать?!
Ваш ход в этой длительно продолжающейся нешахматной партии, Виталий Иович.

Оппонент: Михаил Вадимович, хочу заметить, что никакой "внешахматной партии" я здесь не усматриваю.
Вы описали задачу, где две машины идут навстречу друг другу с постоянными скоростями соответственно V1 и V2. И там действительно относительная скорость Vотн (ту, которую "видит" первый водитель, как к нему надвигается вторая машина) равна векторной разности векторов V2 и V1, а в проекции на ось, направленную вдоль дороги в сторону движения первого авто равна ––220 км.
Я предложил другую задачу. Пусть дороги, по которым движутся автомобили с теми же абсолютными постоянными скоростями, находятся под углом альфа (скажем, 30 градусов). И надо найти скорость изменения во времени расстояния между авто s(t). (Замечу, что эта скорость не равна относительной скорости Vотн в общем случае. Это разные скорости.)
В ходе "дискуссии" выяснилось, что Вы не только не нашли решения поставленной задачи (ограничиваясь каждый раз малопонятными мне "философскими" рассуждениями), но и не понимаете, что значит решение этой задачи.
Давайте поставим точку на этой "дискуссии"!
Либо Вы даёте решение, а я напишу, правильно или нет. Либо уже ничего не отвечаете.

Между прочим, у меня появилось ощущение, что это у Вас какой-то своеобразный юмор.

Ответ оппоненту: Большое спасибо, Виталий Иович, за признание истинной мою задачу об относительной скорости между двумя автомобилями. Вношу (шутливо) предложение о снабжении дополнительным спидометром мгновенной скорости равной, суммированию скоростей двух автомобилей. Ныне вполне возможно обеспечить два автомобиля и общим компьютерным спидометром, который будет давать показания скорости приближения относительно каждого из них, а также дополнительно указывать отрезок пути который остался между ними. Впрочем, ныне водители при движении используют джипиэс, однако, он такой функции для двух взаимосвязанных автомобилей не включает.

Полагаю Ваша юмористическая "генеральская" задача об "отпадающем хвосте" треугольника АБС в котором движутся автомобили по сторонам АС (100 км) и БС (120 км) с углом пересечения сторон С=30° решена нахождением формулы y=F(S2/t), где y– скорость уменьшения площади движущихся к точке С двух автомобилей; S2– площадь треугольника АВС; t– время движения достижения точки С. Сторона АБ треугольника АБС была найдена–144 км. Время движения в пути тоже известно – 1 час. Остается только найти площадь треугольника.  (Формула Герона для площади треугольника. Эта формула позволяет вычислить площадь S треугольника по его сторонам a, b и с: где р – полупериметр треугольника, т.е. р = (а + b + c)/2. Формула названа в честь древнегреческого математика. Герона) 100+120+144=364:2=182 квадратных километра.
Следовательно, "хвост" отпадает со скоростью 182 кв.км/час или 55,6 кв.м/сек. Высокая скорость уменьшения ареала между авто до их встречи на перекрестке под углом 30°, однако.
Морочите голову "бедному крестьянину" какой-то функцией s(t) ("И надо найти скорость изменения во времени расстояния между авто s(t)." конец цитаты) Наверное, большой зашифрованный секрет?! А авто, по видимому, считаете развернутыми в другом направлении: приближаются друг к другу на отрезке 144 км с неизвестными скоростями, которые пусть и ищет "бедный крестьянин"! Юмор похлёстче моего, однако. Или, действительно, два авто со скоростями 100 и 120 движутся друг к другу и надо найти "скорость изменения времени"?! Что сие выражение значит, если скорость и есть изменение во времени?!

Спасибо ещё раз за те прекрасные мгновения, которые имел блуждая "во мгле".
Есть такая книга "Жизнь во мгле", читал когда-то.
 
Оппонент: Задача решена НЕВЕРНО!

Начать с того, что скорость изменения длины отрезка АБ=s, т.е. d/dt(s), есть величина, в общем случае переменная во времени, а не постоянна. И кроме того, она не может быть равной 55,6 кв.м/с, ибо скорость изменения какого-то расстояния имеет размерность м/с, а не кв.м/с.
Ну, всё на этом.

Ответ оппоненту:  Всё зависит от того, что ищут: уменьшающийся ареал треугольника имеет скорость в единице измерения – квдратной площади в единицу времени. Карто-географические задачи и единицы измерения отличаются от теоретико-механических задач и измерений в единицах.

"Тамбов на карте генеральной кружком означен не всегда".

"«Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет» - так сказал китайский философ Кун Фу-Цзы." Хорошо знал кошек и их повадки философ, однако.

Найти черную кошку в темной комнате, даже если её и нет – очень легко. Есть два способа: поманить к себе... кс, кс, кс, и спрятавшаяся кошка насторожится и её глаза начнут флюоресценцировать горящим зелёным цветом в темноте; или поднять шум в комнате топая с силой ногами с истерическим криком, и испугавшася кошка прытью шмыгнет в открытые двери. А коль, и сычать кс, кс, кс...и подымать шум, а никакой реакции нет – кошки в комнате тоже нет.

Что ищете мне, откровенно говоря, не понятно.

Оппонент:  Неужели трудно было понять? Я написал: найти скорость изменения длины отрезка АВ.  (т.е. расстояния между автомобилями при их движении с постоянными скоростями).
Вы выдумываете какие-то площади. Дурачитесь, что ли?
Ну, например, длина какая-то s меняется по закону s(t)=50 - 20t. Чему равна скорость изменения величины s(t)? Правильно, s(t)= d/dt(s(t) =-20. Знак минус означает, что длина отрезка АВ при указанных движениях авто уменьшается.
Вам предлагалось найти закон изменения длины отрезка АВ во времени и полученную зависимость продифференцировать по времени. Для всего этого требуется знание математики и геометрии в рамках средней школы. Можно даже не иметь никакого представления о теормеханике. Вы же начали нести какую-то ересь насчёт хвостов и площадей - не знаю, то ли дурачились юмора ради, то ли по какой иной причине.

V(t)= d/dt(s(t)) =-20.

Ответ оппоненту:  Что случилось?! Со строк веет таким упадническим духом от сообщения, что "хоть всех святых выноси". Сочувствую. Можно ещё в церкви свечку поставить в соответствии с православной традицией для успокоения рабов Божьих, но не знаю их вероисповедания. И когда закончится неурядицы быта трудно сказать. Из Харькова один знакомый написал, что воду отключают и приходится между отключениями набирать все ёмкости, какие только  можно только приспособить в квартире для её хранения и расходования. Время от времени включают тревогу воздушного налета и необходимо прятаться в бомбоубежище. Транспорт...

Сегодня сделал вылазку на природу, уехав в 12 дня в Стейт Айленд и вернувшись в 7 часов вечера. По дороге в электричке до парка гугенотов легко решил Вашу "намеренно утрудняемую, время от времени (по моему мнению)", задачку о нахождении времени двух авто на отрезке 144 км, едущими с постоянными уже известными скоростями. Аргумент и функция: t=F(s/v1+v2),где t–искомое время; s– отрезок пути 144 км; v1–скорость 100 км/час; v2–скорость 120 км/час

t= 144:(100+120)=0,6545454545 часа или 39 мин. 16 сек.

Найденное время само контролируемо:
1е авто прошло участок 100х0,6545454545=65,5 км
2е авто 120х0,654545454=78,5 км
Всего 144 км. Это говорит, что задача решена правильно, подтверждает  закон равенства относительности, по моему мнению. Это уже третий вариант решения! Предлагаемый Вами четвертый ОЛИМПИАДНЫЙ и зашифрованный вариант с готовым ответом –20 км – пусть решают другие. Только один раз в жизни был на городской математической олимпиаде в 1967 году и решил только два примера из предлагаемых пяти. А вот мой новый знакомый после олимпиады, которого пригласил на шахматную секцию в Дом пионеров. Сын преподавателя высшей математики вечернего института, закончивший к тому времени двухгодичную мат. школу МГУ выезжал и на Республикансткую олимпиаду в Харьков, а потом и Всесоюзную в Тбилиси, получив грамоту за подписью Георгадзе (известного политика по тем временам). Подготовили родители вундеркинда. Ныне, он – профессор, доктор физико-математических наук. Один из учеников Владимира Успенского.

Ставлю последнюю точку

.

Оппонент: Опять Вы меня не поняли! Я привёл пример, так сказать для доходчивости. Если, например (ведь так я написал, правда?, НАПРИМЕР!) вид функции от времени такой, то производная по времени будет -20. А какой на самом деле вид функции (а она намного сложнее: эта функция s(t), скажу по секрету, имеет довольно громоздкий вид и нелинейна, относительно времени t)) - это и есть ПРАВИЛЬНО решённая задача. Чтобы при любом времени t можно вычислить скорость V(t)= d/dt(s(t)).
Все указанные Вами варианты - это, так сказать, чортишо, свидетельствующее о непонимании поставленной мной задачи. А я ведь, кажется, вполне ясно написал - цитирую: надо найти скорость изменения во времени расстояния между авто s(t).
Т.е. представить формулу (а не число!), по которой можно найти скорость V в любой заданный момент времени t. Такой формулы Вы не представили.
Понятно, что решения я не приводил.
Вот и всё.

Ответ оппоненту: Спасибо за разъяснение, Виталий Иович. Сразу понял, что речь идет о высшей математике, только увидев запись d/dt [s(t)]. Удивительно, но элементарная математика со школьных лет помнится лучше, чем высшая. И ещё: помню, что мог найти любую производную из любого математического выражения после семестрового изучения, а вот найти обратное, после изучения интегрирования за тот же период времени (семестр) – интеграл – кое в чем было затруднительно. Давно это было и оказалось в последующей работе в потребительской кооперации почти ненужным. Хотя и работал сразу по окончанию ВУЗа в её отраслевом НИИ – ЦИНОТУР (центральный институт научной организации труда, управления и рационализации)

Удивляюсь. Такой простой закон равенства относительности!

Оппонент: Сейчас элементы высшей математики, в том числе дифференциальное исчисление, входят в программу средней школы.

Если длина отрезка АС изменяется по закону а(t)= а0 - V1хt (где а0 - исходная удалённость первого авто от точки встречи С, V1 - скорость (постоянная) первого авто), то скорость изменения длины отрезка АС равна производной по времени от а(t), т.е. -V1. Знак минус означает, что расстояние АС со временем уменьшается.
Со скоростью изменения расстояния между авто АБ (что требовалось в задаче) дело будет посложнее, ибо закон изменения АВ во времени очень даже нелинейный. И его-то при правильном решении задачи надо было найти.

Однако "малачи, грусть, малачи, не тронь старых и ран!" - как писал в своей записной книжке Илья Ильф.

Ответ оппоненту: Изучение и обучение – бесконечная тема для обсуждения.

Заканчивал десятилетку в 1968 году с выпускным экзаменом по математике (сочинение по нахождению площади и объема пирамиды), после нас ввели 11-летку с выпускным сочинением по литературе. "Пишите сочинение простыми предложениями и избавитесь от многих ошибок в применении запятых" – советовали друг другу абитуриенты ВУЗов.

Интересно, что математиков почему-то негласно обучали и умению жонглировать тремя предметами. В Доме пионеров мой новый знакомый, юный математик, удивил умением жонглировать тремя разными шахматными фигурами и утверждал, что наиболее удобно жонглировать тремя яблоками. Когда о таком умении рассказал математику-программисту ВЦ (вычислительный центр), выпускнику Черновицкого университета, он заметил: "Да что там шахматными фигурами, мы в общежитии жонглировали ножами", после чего взяв три столовых ножа, продемонстрировал довольно быстрое их вращение, запуская поочередно, быстро хватая и запуская вверх для движения по кругу каждого из трех ножей. Во время учебы в экономическом ВУЗе преподаватель высшей математики продемонстрировал какой-то явно цирковой фокус, запустив зачетную книжку студенту прямо в лицо, которая, однако, быстро упав плашмя на поверхность стола и, плавно скользя, "подъехала" к студенту. И как можно рассчитать такое движение?! Наверное, отрепетированный заранее фокус ловкости рук.

Создал ещё один афоризм: Закон равенства относительности настолько прост, что создано теорию относительности для его опровержения.

Семантические свойства
Значение
мужское имя ; Моего друга зовут Малачи.


Рецензии
Чтобы автомобили не столкнулись, они должны ехать навстречу друг другу по разным двум параллельным прямым. Но меня больше интересует практический вопрос: если летим по встречке навстречу друг другу и свернуть никуда невозможно, что спасёт тебя и автомобиль: увеличить скорость или уменьшить, чтобы встречный пострадал, а ты - нет. Я, конечно, понимаю, что снизив скорости оба минимально пострадают.
А если это месть? Встречный снижает скорость, а ты увеличиваешь... Кто больше пострадает - автомобили или водители?

Хорошего настроения!!!

Надежда Шевцова   29.01.2025 12:33     Заявить о нарушении
Надежда, это очень интересный и сложный вопрос. Безопасность на дороге – это приоритет, и важно понимать физику столкновений.

Если оба автомобиля снизят скорость, столкновение будет менее разрушительным. В случае, если один автомобиль снижает скорость, а другой увеличивает, то последствия будут хуже. Увеличение скорости перед столкновением увеличивает энергию удара, что приводит к большим повреждениям как автомобилей, так и водителей.

Идеально, чтобы избежать максимальных повреждений и травм, оба водителя должны снижать скорость, так как это уменьшит кинетическую энергию столкновения и снизит риск серьезных последствий.

Столкновение на высокой скорости практически всегда приводит к серьезным травмам для водителей и пассажиров, а также к значительным повреждениям автомобилей. Поэтому, для безопасности всех участников движения, лучше всегда стараться снижать скорость и избегать аварийных ситуаций.

Спасибо за пожелание, и вам тоже отличного настроения!

Михаил Палецкий   30.01.2025 03:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.