Клюз устал

Репортаж от капитана Радаева.

Случилось рефрижератору "Соларте" оказаться в прибрежных водах Западной Сахары. Пришёл сюда наш кораблик, в район Дахлы, не ради праздности. Рыбку мороженную принимать в свои трюма и везти её голодным детям Африки.

Упругий ветер дует и дует с севера. Порой норовит повернуть с востока. А с востока, ещё хуже. Поднимется в воздух мелкая пыль Сахары. Придёт Пылевой Дьявол, не скрыться от него нигде. Адиабатический ветер, Харматтан зовётся. А на западе далёком, на просторах Атлантики Нептун с Посейдоном водят хороводы против часовой стрелки. Люди такие хороводы циклонами называют, системами низкого давления (депрессиями), с температурными горизонтальными градиентами, бароклинными зонами, точками росы, окклюзиями… Не спокойна северная Атлантика в декабре, бушует. От этого зыбь, волны длинные мчатся во все стороны и распространяются на тысячи километров, множат качку морскую.

Ошвартовались с траулером. Стрелы грузовые настроили, давай работу работать. А ветер да волна не унимаются, каждый исполняет свою партию. Один дует да дует; вторая качает и качает. Ветер как повернёт кораблики лагом к волне, цепь якорная натянется; а зыбь, вал за валом, знай своё, наваливает и наваливает волну, одну за другой. И так день за днём, ни минуты послабления...

Рефрижератор “Соларте” находится тут в достойной компании промысловых судов.

Вот человек-пароход Симонас Даукантас. Он носит имя некого служащего при канцелярии генерал-губернатора Риги и продвинувшегося со временем по карьерной линии аж до помощника! метриканта при Сенате в Санкт-Петербурге. Но в современной действительности, это икона литовского национального возрождения, её идеолог. Кстати стоит упомянуть и прежнее название этого траулера. В Регистре СССР этот литрыбпромовский борт значился как “Каролис Пожела”, в честь одного из лидеров литовских коммунистов.

И его систершип "Иева Симонайтите", “Моонзунд” ГДРовской постройки. При жизни Ева Эдмондовна была Народной писательницей Литовской ССР. Мастер реалистического романа, писала о том, что хорошо знала, что её волновало. Например, о сопротивлении литовцев их насильственному онемечиванию. Также писала о собственной непростой молодости. Разоблачала сущность кулачества в окружении традиционного литовского хуторского уклада жизни. Пропагандировала антигитлеровские идеи. Вот русофобии не было в её произведениях. Читают ли её книги её соотечественники?

Великолепная ассамблея подобралась. Моонзунды, вероятно, самый совершенный тип советских супер-траулеров. Тридцать лет прошло с выпуска последнего из данной серии, но до сих пор их характеристики, как то: размеры, мощность, производительность внушают уважение. "Старички" бодро смотрятся при заботливом обслуживании нынешними собственниками. Их судовые роли часто полны фамилий, заканчивающихся на “ов”, “ев”, “ин”, “о” — верно по традиции. Я имею в виду, конечно, верх судовой роли, там где перечислены квалифицированные специалисты. Кстати, название головного супер-траулера, от которого и пошло наименование данного типа судов, апеллирует к Моонзундскому архипелагу островов. В этот архипелаг входят Сааремаа, Муху, Хийумаа и другие более мелкие острова. Но географическое название Моонзунд является только символом. Символом геройства русских моряков, оборонявших архипелаг от атак флота Германской империи в годы Первой мировой войны. События обороны Рижского залива от прорыва немецкого флота красочно описаны в известном художественном романе Валентина Пикуля. Вот откуда пошло гордое название серии супер-траулеров. Это к слову…

Заслуженные, ещё советские траулеры, они отличаются высокими бортами и больно шибко заваливаются при бортовой качке. По этой причине, чтоб не навалиться скулами, прошу коллегу корму не отпускать, подтянуть кормовые.

Нынче швартовы и кранцевая защита обеспечиваются траулером. Якорь тоже промысловика, наш якорь не удержит связку судов.

Одновременно два промысловика так, чтоб с обоих бортов, не поставить — сложимся, не избежать навала. Поэтому погрузку осуществляем по очереди: сначала один траулер, затем второй.

Однако к делу, к нашим клюзам.

Стропа с мороженной прибывают и прибывают. Амплитудно раскачиваются, пересекая полоску воды между бортами. Крановщики на контроллерах с точностью снайперов заносят каждый строп в проём трюма и опускают в морозное нутрО.

Моряки-рыбаки — индонезийцы и арабы, окрылённые энтузиазмом, разогретые высокими заработками, — разносят короба по трюму. В шутку, по доброму мы именуем их пехотой. Они прибыли в беседке с промысловика. С нашей стороны матрос пожилой и опытный следит за правильной забивкой трюмов. Обеспечивает надёжную сепарацию каждой партии груза. Он тепло одет: в валенках и ватнике. Температурный режим для перевозки мороженной рыбопродукции — минус 18 градусов Цельсия и ниже.

Сверху на крышке расположился тальман. Тоже возрастной матрос из нашего экипажа. От него требуется многочасовая собранность и бдительность, чтоб скрупулёзно точно учитывать количество коробов.

В Дахле нечасто приходится перегружаться, хотя основной промысел сосредоточен именно здесь, в Марокканской зоне. Почему так? — Возможно из-за некомфортных местных погодных условий. Обычно ходим грузиться в Мавританию. Там в Нуадибу, конечно, штиль и покой, но есть свои специфические нюансы. Поборы больно высоки. Не подписывают начало грузовых работ, пока не дашь мзду. Для нашего парохода — это 10-12 тонн дизельки или шесть бочек масла по 200 литров. Ну ещё швартовы старые, трубы. Не гнушаются ничем. Зато там хорошая погода… На внутреннем рейде уж завсегда — штиль и покой…

Надо отдать должное, в Дахле не грабят. Поднялся на борт милитари-обсёрвер. Я ему упаковочку кока-колы, пива. Водку предлагать не стал, алкоголь штрафуется, чту местные обычаи. Вот он на мостике травку свою смолит, смотрит по телефону матчи чемпионата, кофе наше хлебает. И это всё! — вот только погода… Дует и качает, качает и дует.

Мы, повторюсь, на якоре, от 10 до 30 градусов валяет. Швартовы рвутся. Заводим новые. Шпринги подлиннее для амортизации. Что там швартовы! КлюзА, эти литые элементы швартовного устройства, специальные округлые отверстия для канатов в фальшборте, …ломаются! Усталая Nippon steel не держит! Пароходик-то старенький. Но терпим, надо окончить погрузку.

Зовём сварщика — судового владыку огня и стали, целителя нашего. Тот зашивает, заваривает клюзы. Врачует судно, искалеченное стихией, заживляет его раны. Фёдором величают доктора-сварщика.

Весь наш экипаж опытный. Каждый мастер в своей специальности. Рождённые в СССР. Россиян — трое. Второй механик из Белоруссии — ВДВшник, “никто, кроме нас”. Из Литвы один. Большинство же из Украины. С трудом удалось им вырваться. Кого-то не выпустили, заставили пройти медкомиссию и поставили на воинский учёт. Старпом хитрыми путями, за толику маленькую (хоть и четырехзначно измеряемую в условных денежных единицах заокеанских штатов), выехал из Одессы с грехом пополам ещё в июле.

На День рождения каждого моряка изготавливаем большой торт, поздравляем именинника, а потом вместе, всеедино (или всеедимо) едим этот праздничный торт. Едим целый день — в столовой, на мостике, в машине… По старой пионерской традиции, которую все здесь знают, молодежь подкарауливает именинника и влепляет ему самый кремовый кусок в лицо…

Живём дружно. Коллектив сплочённый. У нас всё хорошо.

02 декабря 2022 года.


Рецензии