Военно-исторический казус Крейсер Москва

         Описать случившееся меня подтолкнуло желание, чтобы  события военно-исторического плана остались в истории.
           Начну издалека.
       У моего отца Владимира было пять братьев, из которых один Валентин погиб под Сталинградом. Остальные пережили Отечественную войну. Трое из них Владимир (мой отец), Николай и Иван после окончания войны жили в Москве. Мой отец демобилизовался  в звании старшины, Николай работал в авиационной промышленности и имел бронь. Как попал в армию младший из братьев Иван, я не знаю. Но знаю, что во время войны , будучи офицером ВВС, занимался приемкой авиационной техники у заводов изготовителей. В отставку он ушел в чине полковника.
Братья, жившие в Москве, были дружны и периодически общались. Иван был интересным человеком и прекрасным рассказчиком. В молодости он был активным комсомольцем, придумал себе имя    Голер (годовщина Ленского расстрела), что было популярно у активных  комсомольцев во время его молодости.
На своем дне рождении в 1960 году (я тогда был студентом) он рассказал историю из своей молодости. Эта история осталась в моей памяти.
          Вот эта история.
      В начале 30-х годов прошлого века началось активное строительство военно-воздушных и военно-морских сил. Разрабатывались проекты и по ним строились военные самолеты и военные корабли.
В начале 30-х годов коллектив молодых конструкторов, не обремененных старыми догмами и знаниями, разработали проект крейсера, в котором были заложены все современные достижения кораблестроения и артиллерии. Кроме того, проект предусматривал комфортные условия для экипажа корабля. Были предусмотрены каюты на двух человек, помещения для отдыха и интересного проведения времени матросов в свободное от исполнения служебных обязанностей время.
Проект проходил под названием «Крейсер «Москва». Этот проект предусматривал значительные для того времени затраты. Рассмотрение таких проектов практиковалось с привлечением технических экспертов и общественности, как это было с планом ГОЭРЛО.
В 1932 году состоялась защита этого проекта в Большом театре. В партере эксперты и персонально приглашенные граждане. Среди них был Алексей Николаевич Крылов, создатель теории остойчивости судов. На балконах театра находилась публика, желающая послушать защиту этого проекта. Среди них был и Иван. Председателем комиссии был глава Правительства Вячеслав Михайлович Молотов.
      В процессе обсуждения  все эксперты давали высокую оценку проекта, в том числе положительно оценивали заботу об экипаже судна.
       К концу обсуждения Молотов обратился к сидящему в партере Крылову с просьбой высказать свое мнение о проекте. В ответ Крылов сказал: «Я этого проекта не видел, авторы со мной не консультировались, поэтому я не могу дать оценку». Молотов попросил дать хотя бы свое общее мнение по проекту.
          Алексей Николаевич поднялся на сцену, походил вдоль развешенных чертежей и сказал: «Проект хороший, силовая часть  и вооружение современные, условия службы матросов прекрасные, но при шторме моря в 3 балла и таком-то направлении ветра крейсер опрокинется». (Я затрудняюсь точно назвать направление ветра, которое  указал Алексей Николаевич).
           Наступил шок.
         Молотов спросил, можно ли это исправить. Крылов сказал: «Можно. Пусть авторы проекта придут ко мне, мы изменим размещение оборудования, положение емкостей топлива и устраним этот дефект»
           2022год. Специальная операция.
           13 апреля 2022 года крейсер «Москва находился в  районе острова Змеиный, в 80 милях от Одессы. Этот крейсер не принимал участия в боевых действиях, но был оснащен мощными средствами электронной разведки, практически, сканировал большую часть Украины. Он имел также мощную систему противоракетной защиты.
Для вооруженных сил Украины и, стоящими за их спинами службами НАТО, крейсер «Москва» оказался очень неприятным объектом. Поэтому специалистами НАТО, в первую очередь американскими, была разработана и осуществлена операция по уничтожению этого объекта. Крейсер был атакован крылатами ракетами, которые летели по очень низкой траектории, порядка 10 м над поверхностью земли и не попадали в зону действия противоракетной защиты крейсера. Цели достигли две ракеты. В трюме крейсера,  где находились  боеприпасы и топливо, произошли взрывы и возник пожар, который тушили в течение двух суток. В результате этих взрывов и пожара произошли большие изменения в трюмах корабля, которые привели к изменению  центра тяжести крейсера.
            После того, как был потушен пожар, приняли решение отбуксировать корабль в порт. При буксировке крейсера в Азовском море  возник шторм силой 3 балла и подул ветер в направлении, указанном Крыловым в 1932 году в Большом театре. Крейсер опрокинулся на левый борт.
            Произошла трагическая случайность, но которая подтвердила гениальность русского ученого Крылова А.Н.


Рецензии