Великая забытая война. Телеханы. Беларусь
Поздним летом 1915 года после масштабного отступления русского Юго-Западного фронта, дислоцированного на Украине, Первая мировая война пришла на территорию современной Беларуси. Отход Юго-Западного фронта повлёк за собой отступление и Северо-Западного фронта, действовавшего в Польше.
Третьего августа 1915 года на совещании Ставки Верховного Главнокомандующего в Волковыске было решено разделить Северо-Западный фронт на два – Северный со штабом в Пскове и Западный со штабом в Минске.
Западный фронт считался главным “щитом” России; он был самым мощным, насыщенным войсками – здесь находилось около полутора миллионов человек.
Первая мировая война явилась тяжёлым испытанием для белорусского народа. На территории нашей страны в современных границах проходил российско-германский фронт, где с обеих сторон было сосредоточено не менее двух с половиной миллионов человек. Восемьсот тысяч наших соотечественников было мобилизовано в российскую армию; примерно каждый восьмой из них погиб на фронтах этой войны. По неполным данным, около полутора миллионов жителей Белоруссии оказались вынужденными беженцами и были расселены в Российской Империи; примерно третья часть их не вернулась на прежние места проживания.
В августе-сентябре 1915 года основной театр военных действий располагался в лесах, болотах и небольших деревнях Северо-Западного края Российской империи, нынешней Беларуси, между относительно крупными населёнными пунктами: Телеханами и Логишином. В них периодически размещались штабы дивизии и других частей, в том числе 2-я гвардейская дивизия под командованием генерал-майора Эрдели Ивана Георгиевича.
Бои русской гвардейской дивизии с немецкой драгунской бригадой сопровождались значительными потерями. Погибшие русские воины были захоронены в нескольких местах, одно из которых – православное кладбище в Телеханах.
29 апреля 2016 года на месте вечного упокоения воинов состоялось торжественное открытие мемориала героям Первой мировой войны. Памятник установлен на участке захоронения солдат русской императорской армии, погибших в боях с германскими войсками в сентябре 1915 года. Средства на мемориал собирали всем миром: добровольные пожертвования местных жителей, предпринимателей, общественности. Крест и ограждение изготовлены на Пинском заводе средств малой механизации; в установке памятника принимали участие местные органы власти.
На церемонии открытия мемориала выступил председатель Пинского общественного объединения “Историко-патриотический клуб “Поиск” Пётр Атанов:
– “Надгробий до наших дней не сохранилось, поэтому трудно сказать, сколько солдат там захоронено. Но несколько лет был найден документ, который позволил узаконить это место, как историческое. Главной нашей задачей было увековечить память русского воинства и оградить это место, чтобы здесь не производилось подзахоронений. Мы продолжим поиски, в том числе попытаемся установить имена воинов”.
Я присутствовала на этом мероприятии и порадовалась, что мои земляки чтут память жертв Первой мировой войны.
Набирая слово “земляки”, вспомнила, где я раньше слышала о Петре Атанове. В рассказе “Земляк” я писала об обстоятельствах восстановления памятного знака на месте захоронения матери известного советского полководца К.К.Рокоссовского, инициатором которого был Пётр Атанов.
На православном кладбище при въезде в посёлок Телеханы похоронен генерал-майор в отставке Борис Николаевич Брусилов, умерший 5 сентября 1936 года. В Первой мировой войне он не участвовал.
В Телеханах сохранился полуразрушенный дом, в котором в сентябре 1915 года, до отступления русских за Огинский канал, располагалась штаб-квартира Российских войск – 2-ой Гвардейской Кавалерийской дивизии под командованием генерал-майора И.Г.Эрдели.
Жители Телехан называют оставшиеся фрагменты здания домом Якобсонов, по фамилии его владельцев.
В детстве дом с нетипичной для Полесья архитектурой, мансардным этажом, скошенным фронтоном двускатной крыши, резными окнами, вызывал мой неподдельный интерес. Каждодневный путь в школу проходил мимо строения; мне всегда хотелось зайти во двор, а ещё лучше – в удивительный дом, а уже там всё хорошенько рассмотреть.
Но … во дворе часто сидела седая пожилая женщина, которая казалась мне ведьмой. У неё было множество кошек; с ними хозяйка вполголоса разговаривала. А, как известно, кошки, особенно чёрные – это же нечистая сила!
У нашей девчоночьей компании не было никаких сомнений, что в этом необычном здании и сарае, закрытом на огромный амбарный замок, происходят диковинные вещи; мы стали держаться подальше от дома, старушки и нескольких десятков котов.
Постепенно здание приходило в негодность. Я окончила школу, поступила в институт, потом работала в другом населённом пункте и практически не бывала у “странного” старинного дома.
Готовя данный материал, я поинтересовалась у Светланы Крек, шестнадцать лет возглавлявшей Телеханский поселковый Совет, кем была старушка-кошатница?
Светлана Андреевна, будучи коренной жительницей Телехан, хорошо знает историю посёлка и судьбы многих его жителей.
Она поведала, что пожилая женщина – Елена Ивановна Минкус, учитель немецкого языка Телеханской средней школы в первые послевоенные годы. О её любви к кошкам знали все, а ученики пользовались слабостью наставницы – подаренный Елене Ивановне котёнок гарантировал дарителю хорошую отметку по немецкому языку.
В этом же доме жил брат Елены Ивановны, Аркадий Иванович Минкус; его жена была из рода Якобсонов. Он тоже преподавал немецкий язык и тоже не относился к любителям поговорить.
Об увлечении представителей нелюдимой семьи узнали взломщики амбарного замка: открыв сарай, воришки вместо ожидаемых “золота-бриллиантов”, увидели множество аккуратно складированных старинных книг.
Вхожая в дом Минкусов женщина рассказала Светлане Андреевне, что однажды увидела на столе Елены Ивановны раскрытую книгу с непонятным иностранным текстом.
После разговора со Светланой Крек всё стало на свои места: “ведьма” и её брат – люди из другого мира. Хорошо образованные, они и разговаривали по-иному – протяжно и с нездешним выговором.
Потому-то они и держались особняком от местных жителей, занятых каждодневными заботами о добыче хлеба насущного.
Перед проведением областных “Дожинок-2022” посёлок благоустраивался; его не красил “памятник архитектуры” – дом Якобсонов.
Я поинтересовалась судьбой развалин строения у председателя Телеханского исполнительного комитета Оксаны Мялик.
– О, это очень интересная история! В своё время в наследство вступило аж тринадцать человек. Потом они начали уступать друг другу свои доли и теперь у развалин здания всего три собственника, проживающих в разных городах Беларуси. У хозяев “дома” имеются документы, выданные представителями властей Русской Армии, подтверждающие факт использования строения в качестве штаба во время Первой мировой войны. Потому нам пока и не удаётся снести эти руины, – пояснила Оксана Ивановна.
Телеханы были оккупированы кайзеровскими войсками в 1915 году. Линия фронта проходила у канала Огинского, вдоль западного берега которого немцы возводили укрепительные сооружения – блиндажи и доты. Толщина стен бетонных дотов достигала двух метров. Многие доты сохранились и до наших дней.
В 1915 году православная церковь, три синагоги и бОльшая часть деревянных жилых домов местечка Телеханы сгорели. Было сильно повреждено и кирпичное здание католического собора.
Православная Свято-Троицкая церковь была заново отстроена в 1934 году; католический костёл Воздвижения Святого Креста был восстановлен в 2019 году; построены новые жилые дома. После пожаров Первой мировой войны были отстроены и синагоги; после Второй мировой войны надобность в них отпала – в августе 1941 года в местечке фашистами было уничтожено около двух тысяч евреев, жителей Телехан.
В Первую мировую войну немцы силами русских военнопленных проложили узкоколейную железную дорогу от станции Ивацевичи (ныне – районный центр Брестской области) в местечко Телеханы и вдоль линии фронта с западной стороны Огинского канала. По этой дороге завозили цемент и через каждые сто-сто пятьдесят метров строили доты, часть которых сохранилась и до нашего времени. Кроме подвоза строительных материалов, варварски вырубались белорусские леса; ценная древесина отправлялась в Германию.
С осени 1915 года немцы возводили линии обороны на западном берегу Огинского канала, которые растянулись от деревни Выгонощи до деревни Валище и являлись частью линии Пинск-Барановичи. Были возведены сотни железобетонных блиндажей; только на участке Выгонощи-Телеханы их было более пятидесяти: штабные, боевые, хозяйственные. В тех местах, где Огинский канал проходил по твёрдой минеральной почве, посередине его русла была протянута металлическая сетка высотой два метра на металлических столбах-опорах, рассчитанная на защиту от проникновения русской кавалерии.
По количеству (более тридцати пяти) и инженерно-тактической оригинальности (канальные и болотные типы) оборонительные сооружения времён Первой мировой войны, сохранившиеся в деревне Выгонощи, уникальны не только для Беларуси, но и для всей Восточной Европы.
В урочище Ганя близ Выгонощей немцы организовали подсобное хозяйство – выращивали рожь, занимались животноводством, заготавливали сено. По всему было видать, что кайзеровская Германия не собиралась покидать захваченные земли.
Почти два с половиной года Западный фронт располагался по линии канал Огинского – шла позиционная война. Осенью 1918 года немцы оставили линию обороны, а в феврале 1919 года Телеханы заняли польские войска.
По дороге на Выгонощи, к северу от Телехан, располагается смешанное польско-немецкое кладбище: на польской части его – захоронения гражданского населения Телехан католического вероисповедания. На мраморной плите немецкой части погоста имеется надпись на немецком и русском языках:
– “Здесь покоятся солдаты – жертвы Первой мировой войны”.
На могилах немецкого кладбища установлены индивидуальные бетонные надгробья, представляющие собой плоские плиты в форме стилизованного креста; на небольшом клочке белорусской земли нашли своё последнее пристанище более сотни немецких воинов.
Каждый раз, бывая здесь, я вспоминаю первую часть высказывания Отто фон Бисмарка:
– “Никогда ничего не замышляйте против России …”
Вторую часть афоризма первого канцлера Германской империи я намеренно забываю …
Литература:
1.Беларусь в годы Первой мировой войны. История Беларуси: с древнейших времён до нашего времени. И.И.Ковкель, Э.С.Ярмусик. Минск, “Аверсэв”, 1998.
2. Беларусь в годы Первой мировой войны. История Беларуси: с древнейших времён до 2013г. Е.К.Новик, И.Л.Качалов; под редакцией Е.К.Новика. Минск, Высш. Шк., 2013. 4-ое изд., испр. и доп.
Свидетельство о публикации №222120600573
Настоящую, а не лапшу на ушах.
Итак, итоги ПЕРВОЙ МИРОВОЙ, гражданской и революции:
"
Большевики после поражения в войне с Польшей отдали полякам западную Украину и западную Белоруссию, а также выплатили контрибуцию.
И не только полякам.
2 февраля 1920 года, они заключили мирный договор с "буржуазной" Эстонией. Которой отдали территории с чисто русским населением, включая города Ивангород, Изборск, Печоры-Псковские; а также передали Эстонии 11 с половиной тонн золота.
В том же 1920 году, был заключён мирный договор с Латвией - которой, помимо некоторых пограничных территорий (включая город Пыталово), были переданы 4 миллиона рублей золотом.
И примерно тогда же был заключён мирный договор с Литвой - получившей от большевиков 3 миллиона рублей золотом.
Финнам отдали область Печенги - с выходом к незамерзающему побережью Баренцева мора и с богатейшими залежами никеля.
Румынам досталась Бессарабия.
Турки взяли себе район Карс-Ардаган-Арарат.
Это конечно же не считая совершенно позорного Брестского мира с кайзеровской Германией." (С)
(История в истинном свете от Олега Боровских)
Знаете, что на ум пришло?
Если бы СВО объявили Беларусь, Россия и Беларусь стали бы за два дня "братьями" навеки.
А Украина - там же на "западной сплошные" поляки ...
Ох, история рассиян ничему не научила - опять на те же грабли...
А что они только с поляками не делали - живучими и непокоряемыми оказались ...
Надежда Шевцова 20.08.2024 08:15 Заявить о нарушении
Искренне благодарю за интересный отзыв!
С самыми наилучшими пожеланиями.
Нелли Фурс 21.08.2024 13:35 Заявить о нарушении