Реальная действительность. Действительность
Человек существует в мире, который окружает его и частью которого он является. В этом мире человек производит самого себя, для продолжения рода человеческого, своими действиями человек изменяет мир, окружающий его, с целью сохранения себя и всего человечества. Мир, в котором человек существует, человечество обозначило как действительный мир, как действительность.
Но, что такое действительность? Что обозначает это слово? Какой смысл заложен в это понятие? Посмотрим, что говорили об этом понятии предшественники:
«Итак, действительность – это существование вещи не в том смысле, в каком мы говорим о сущем в возможности (а как о сущем в возможности мы говорим, например, об [изображении} Гермеса, что оно в дереве, и о половиной линии, что она в целой линии, потому что ее можно отнять, и точно так же и того, кто [в данное время] не исследует мы признаем сведущим, если он способен исследовать), а в смысле осуществления». /Аристотель. Сочинения. Т. 1. М. «Мысль», 1975. Стр.241/
«Возможность и действительность, философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность — это то, что уже возникло, существует. Возможность — это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью». /http://slovari.yandex.ru/
«Действительность (произв. от слова «действие») — осуществлённая реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществлённых идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания.
В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «возможность». Все возможное может стать действительным.
Термин «действительность» носит гносеологический оттенок, в отличие от термина «материя». Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость)». /Википедия/
"ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности; понятие «действительность» используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости."
Как видно из приведенных определений, основным признаком действительности является существование, что отмечают абсолютно все авторы. Но самое гениальное определение, действительности, на мой взгляд, дал Гегель:
«Действительность – это единство сущности и существования; в ней имеет свою истину лишенная облика сущность и лишенное опоры явление, иначе говоря, неопределенная устойчивость и лишенное прочности многообразие» / Гегель. Наука логики. – М.; Изд-во «Мысль», 1998. С.589/
Гегель гениально лаконично вскрыл сущность действительности в данном определении. Действительностью, по Гегелю, является существование сущностей, т.е. действительность суть совокупность существующих сущностей, ибо прежде чем быть сущностью, необходимо существовать. И Гегель указывает, что существовать должны сущности. Это единство существования сущностей и составляет содержание действительности.
"Единство (др.-греч.;;;;;;;,,лат. Unitas) — взаимосвязь определённых предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему, в конечном счете, — в составе бесконечного во времени и пространстве мира. Материализм рассматривает единство мира, единство всех многообразных явлений как факт, который доказывается всей историей познания и деятельности людей в их материальности. Идеализм объясняет единство явлений только как идеальное единство, как результат целесообразной деятельности человека (духа, Бога)" /Википедия/
Именно существование сущностей является содержанием понятия «действительность», ибо сущности, прежде чем быть действительными, должны явиться в действительность из возможности и существовать в действительности. Именно существование сущностей есть существенный признак действительности. А если сущности не будут существовать, то не будет и действительности, а значит не будет ничего. Поэтому надо полагать, что действительность суть совокупность существующих сущностей.
Дав сущностное определение действительности, Гегель не раскрыл, что такое «сущности», и что такое «существование». Поэтому данное определение действительности, хотя и гениальное, но, на мой взгляд, не раскрыто полностью, что не дает полного представления о действительности.
Раскрытие содержания понятий, составляющих другое понятие, ведет к более полному четкому пониманию и представлению, что обозначает исследуемое понятие.
Раскрывая содержание понятия "действительность", необходимо раскрыть содержание понятий "сущность" и "существование". И первый вопрос, на который надо ответить: что есть существование?
СУЩЕСТВОВАНИЕ.
Гегель в "Науке логики" пишет:
"Все, что есть, существует". / Гегель. Наука логики. – М.; Изд-во «Мысль», 1998. С.531/
А что есть? А есть все, что я нахожу вокруг себя: квартира, мебель, дома, люди, автомобили, больницы, производственные процессы, учебные процессы, театральные постановки, кино и т.д. А если все это есть, значит оно существует.
Прежде чем чему-то существовать, это что-то должно явиться в действительность, т.е. это что-то должно явить себя из возможности в действительность, т.е. должно возникнуть в действительности, тем самым осуществиться, т. е. существовать в действительности.
«Сущность должна являть себя» / Гегель. Наука логики. – М.; Изд-во «Мысль», 1998. .530/
Задаем вопрос: Откуда сущность является в действительность?
С древних времен философы говорит нам, что сущность является в действительность из возможности.
"…ведь из сущего в возможности всегда возникает сущее в действительности через сущее в действительности;" / Аристотель. Сочинения. Т. 1. М. «Мысль», 1975. С.245/
"Возможность — это то, что в настоящий момент еще не существует, но в силу действия законов развития данного предмета, явления может возникнуть и развиваться, т. е. стать действительностью."
"На вопрос, почему вещи, сущие в возможности, переходят в действительность, есть лишь один ответ: потому что их действительность уже пребывает в действительности их причины." / Жильсон Э. Бытие и сущность // Избранное: христианская философия / Пер. с фр. Г.В. Вдовиной. — М.: РОССПЭН, 2004. С. 36/
Я определяю возможность как совокупность условий, т.е. причин, формирующие явление и способствующие выходу, сформированного явления, в действительность. /Автор/
Нечто, выходящее из возможности в действительность, мы называем явлением, ибо вышедшее нечто, являет себя действительности, в том числе и человеку. По выходу из возможности, нечто существует в действительности как явление, как самостоятельное образование, которое начинает существовать и приобретать сущность, ибо пока нечто находится в возможности, оно не имеет существования, а значит не имеет никакой сущности. Поэтому процесс явления чего-либо из возможности в действительность есть первичный процесс по отношению к процессам существования и обретения явлением сущности.
Соответственно этому положению, всё являющееся из возможности в действительность я буду называть явлениями, до приобретения ими сущности, после чего они будут называться и существовать как сущности.
Итак, нечто, выйдя из возможности в действительность, есть явление. Здесь уместно задать вопрос: Куда выходят явления из возможности? Читатель ответит: - Ну, конечно в действительность. Но где в действительности способны поместиться, разместиться и существовать бесчисленное количество явлений при выходе их из возможности в действительность?
Если мы начнем обозревать окружающую нас действительность, то мы увидим и поймем, что явления, выходя из возможности в действительность, попадают, помещаются и размещаются и существуют в физическом пространстве. И каждое явление, вышедшее из возможности, занимает определенную часть физического пространства в действительности, называемое местом. При отсутствии физического пространства выход явлений из возможности в действительность был бы невозможен, ибо где бы они размещались?
Именно физическое пространство дает возможность явлениям выйти из возможности в действительность, находиться в нем и осуществлять свое существование. Явления способны существовать в действительности только находясь в физическом пространстве. Вне физического пространства явления не могут существовать и образовывать действительность, т.е. не могут осуществить свое существование, ибо явлениям негде было бы разместиться и приобрести место, а значит нет возможности развития. Именно физическое пространство имеет свойства объема и бесконечности, которые способны разместить и дать место бесчисленному количеству явлений, выходящих из возможности, образуя действительность. Физическое пространство и существует для размещения в нем всех явлений, вышедших из возможности в действительность, ибо это есть сущность физического пространства. Физическое пространство, с существующими в нем явлениями, образуют действительность.
К сожалению, в доступной мне литературе, а это в основном интернет, я нигде не нашел указание на размещение в пространстве явлений, вышедших из возможности в действительность, несмотря на то, что нахождение явления в пространстве есть основной признак существования явления в действительности.
В данной работе рассматривается физическое пространство, образованное природой и реально существующее, в котором находимся и мы, ибо существует и описано множество пространств различной природы: математическое, литературное, социальное, биологическое, молекулярное, производственное и другие. В основании всех приведенных пространств лежит физическое реальное пространство.
"Пространство (физическое[1], или обычное, пространство) — трёхмерное пространство нашего повседневного мира и/или прямое развитие этого понятия в физике (развитие, возможно, иногда достаточно изощрённое, но прямое, так что можно сказать: наше обычное пространство на самом деле таково). Это пространство, в котором определяется положение физических тел, в котором происходит механическое движение, геометрическое перемещение различных физических тел и объектов." /Википедия/
В дальнейшем изложении физическое реальное пространство будет определятся просто как пространство.
Вещество материи существует в действительности дискретно в виде отдельных друг от друга материальных тел, но действительность, как известно, есть единое, целое, неразрывное материальное образование. Это единство, целостность и неразрывность действительности осуществляется пространством, которое разделяет материальные тела, находясь между ними, и, в тоже время, которое окружает материальные тела со всех сторон, объединяя их в единую целостность – действительность, которую невозможно разорвать, разделить на части.
«Мы определяем реальное физическое пространство как протяженность реальной действительности, которая, находясь между материальными телами, существующими в реальной действительности, отделяет их друг от друга, и, в тоже время, объединяет материальные тела, существующие в реальной действительности, в единое целое – реальную действительность» /Донской Б. Л. «Реальная действительность. Миф трехмерности реального физического пространства.» - М.: «ИРИС ГРУПП»,2011, стр. 18/
Только находясь в пространстве, материальные явления противостоят друг другу, приобретая способность к взаимодействиям друг с другом, что приводит к возникновению движения, ведущего к изменениям и развитию явлений.
Таким образом, пространство является основанием действительности, в котором существуют явления, вышедшие из возможности в действительность. Только находясь в пространстве, явления способны осуществить свое действительное существование, выйдя из возможности в действительность, и тем самым, быть действительными и осуществлять свое действительное существование. Нахождение явлений в пространстве есть основной признак существования явлений в действительности. Если явление находится в пространстве, значит это явление существует. Вне нахождения в пространстве, явления не способны существовать в действительности.
Понятие "существует" дано для обозначения нахождения любого явления в пространстве. По своей сущности понятие "существует" есть предикат любого явления, который указывает на наличие любого явления в пространстве, на его статус.
Это мы наблюдаем в действительности: если мы находим что-то в пространстве, значит это что-то существует в действительности; если что-то отсутствует в пространстве, т.е. что-то не находится в пространстве и не имеет места, значит это что-то не существует в действительности.
"Для обозначения того факта, что некоторая вещь существует или не существует, порой просто говорят, что она «здесь есть» или ее «здесь нет»." / Жильсон Э. Бытие и сущность // Избранное: христианская философия / Пер. с фр. Г.В. Вдовиной. — М.: РОССПЭН, 2004. С.33/
Понятие "существует" дает нам статическую картину нахождения явления в пространстве. Существует - значит находится в определенном месте пространства, имеет определенную форму, определенный статус. Однако, как известно, каждое явление, находясь в пространстве, не просто находится статически без изменений, т.е. застывши на веки, а проходит стадии своего развития – рождение, становление, исчезновение (смерть).
"Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества, или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает." /Энгельс. Анти-Дюринг. М. Политиздат. 1950. С.20/
Однако, как известно, любое развитие явления требует некоторого времени, т.е. некоторой продолжительности нахождения в пространстве, что говорит о нахождении любого явления не только в пространстве, но и во времени. Даже молния, возникает, развивается и исчезает из пространства, находясь в пространстве лишь несколько секунд.
В результате своего развития явление претерпевает изменения – пространственные, структурные, временные, вплоть до исчезновения. Процесс изменения явления, находящегося в пространстве и во времени, человечество определило как процесс существования явления в действительности.
Сущность существования явления состоит в развитии явления, вышедшего из возможности в пространство, ибо выход любого явления в действительность, предполагает не застывшее существование явления в пространстве, а его динамическое развитие. Поэтому существование по своей сути есть процесс, движение, без чего невозможно существование любого явления.
"ПРОЦЕСС (от лат. processus - продвижение) - 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь. 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (напр., производственный процесс). 3) Порядок рассмотрения дел в суде, судопроизводство; судебное дело." /https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/246322/
Любое движение есть процесс, а значит движение явления в пространстве ест процесс существования явления в действительности. Однако существование явления есть не простое пространственное движение, а движение, изменяющее само явление, когда происходят не только пространственные изменения, но и изменения в самом явлении, изменения самой сущности явления.
Мы наблюдаем в действительности, что любое явление, попадая из возможности в пространство, не просто находится в пространстве в застывшем состоянии, а проходит стадии своего развития – рождение, становление, исчезновение, т.е. движется от рождения к своему исчезновению (смерти), раскрывая тем самым сущность своего нахождения в пространстве, тем самым осуществляя свое существование.
"Движе;ние (философия) — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение[1]; в механике — изменение положения во времени и в пространстве[2]." /Википедия/
Вне движения существование любого явления невозможно, ибо это было бы вечно застывшее не изменяющееся явление, что остановило бы развитие явления, а это противоречит природе материальных явлений, которые находятся в пространстве и образуют действительность. Вне пространства развитие любого явления невозможно, ибо развитие есть изменения, в основе которых лежат прежде всего пространственные изменения, что возможно только при наличии пространства.
"Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому [1]". /Википедия/
Как известно, любое развитие для своего осуществления требует какого-то времени, поэтому явление, попадая в пространство, начинает свое развитие, тем самым начинает находится во времени. Пока явление формируется в возможности для выхода в действительность, оно не находится во времени, и только попадая в пространство, явление обретает способность к движению, к развитию, а значит начинает находятся во времени. Поэтому являясь в действительность, любое явление, находясь в пространстве, сразу начинает свое развитие, и, тем самым, начинает существовать, находясь в пространстве и во времени. Только находясь в пространстве и времени, любое явление способно существовать в действительности, осуществляя свое предназначение, т.е. осуществляя свое развитие, ибо суть любого существования явления складывается из развития явления, движущегося в пространстве и во времени.
Я определяю существование как процесс нахождения любого явления в пространстве и времени.
Явления, вышедшие из возможности в действительность, существуют только в настоящем времени, ибо, находясь в возможности, явления просто еще не существуют, т.к. их нет еще в пространстве, а уходя из пространства в процессе своего развития - вследствие смерти или уничтожения, явления уже не существуют, т.к. они исчезают из пространства. Поэтому, все что находится в пространстве существует в действительности только в настоящем времени.
Возможность, существование, исчезновение (смерть) - есть содержание временных форм: возможность суть будущее время, существование суть настоящее время, исчезновение из действительности суть прошедшее время.
Содержанием настоящего времени является существование находящихся в пространстве явлений. Существование любого явления складывается из нахождения явления в пространстве в настоящем времени и его развитии от рождения до исчезновения, т.е. в его движении. Без этих трех факторов - пространства, времени, движения, невозможно существование любого явления, ибо эти три фактора есть неотъемлемые условия существования любого явления, ибо эти три фактора суть формы существования материи, а в действительности способны существовать только материальные явления.
Для существования любого явления необходимы три фактора – пространство, время, движение, без которых существование явлений просто невозможно, поэтому существование любого явления складывается из нахождения явления в пространстве в настоящем времени и движении.
"Как ни подходить к существованию, оно не поддается выведению из чего бы то ни было, даже из самого бытия." / Жильсон Э. Бытие и сущность // Избранное: христианская философия / Пер. с фр. Г.В. Вдовиной. — М.: РОССПЭН, 2004. С. 166/
Существование не есть физическое явление. Физическим явлением является нахождение любого явления в пространстве и времени, что человек отражает сознанием понятием существование. Существование есть идеальный продукт и является предикатом явления, обозначающего статус данного явления. Поэтому существование не может реально присутствовать в существующем явлении в виде материального элемента, а есть результат восприятия человеком явлений, находящихся в настоящем времени в пространстве и движении.
Примеров множество. Человек, осуществляя свою мечту, строит деревянный дом, тем самым человек осуществляет выход дома из возможности в действительность, т.е. переход из задуманного, в осуществление задуманного, т.е. в постройки дома в пространстве. Построенный дом находиться в пространстве, занимая определенное место, и, тем самым, существует в действительности, став существующим явлением. По истечении многих лет своего нахождения в пространстве, т.е. существовании во времени, дом одряхлел и его снесли, его существование прекратилось, так как он исчез из пространства. Его просто не стало в пространстве, так как он исчез из пространства, и время его существования прекратилось.
Деревья, из которых построен дом, находились в лесном массиве, т.е. в определенном месте пространства, где эти деревья возникли и выросли за определенное время до полноценных деревьев, пригодных для постройки дома. Когда их спилили для постройки дома, они исчезли из лесного пространства, а значит перестали существовать в пространстве как растения. Эти деревья перестали существовать в действительности как растения, но стали существовать как строительный материал, который находится в пространстве, а значит существуют в действительности, как материал, из которого строят дом.
Любое живородящее существо являет свое потомство в пространство, в котором потомство начинает развиваться во времени, обретая свое существование до самой смерти, после которой они исчезают из пространства и перестают существовать, что означает их исчезновение из пространства и переход в прошедшее время.
Когда я говорю, звуковые волны, образующие звуки, составляющие слова, являются из гортани в пространство, в котором существуют до полного рассеивания, т.е. до полного затухания, после чего звуковые волны исчезают из пространства и произносимые мной слова перестают существовать в действительности, сохраняясь только в памяти человека, перейдя в прошедшее время.
То же с письменной речью. Любая письменная речь всегда излагается на каком-либо материальном носителе: на песке, на камне, на дереве, на бумаге, на материи, на стекле, на флэш-накопителе и т. д. И пока письменная речь сохраняется на материальном носителе, который находится в пространстве, текст письма существует все это время. Как только материальный носитель письменной речи разрушается или уничтожается, т.е. исчезает из пространства, письменный текст перестает существовать.
Нефтяники добывают нефть, сталевары плавят сталь, учитель ведет урок, врач принимает больных, судья ведет процесс, и т.д. Все эти процессы протекают в пространстве, т.е. находятся в пространстве какое-то настоящее время, и значит они существуют в пространстве и во времени. По окончании этих процессов, они исчезают из пространства и их существование закончено.
Примеров бесчисленное множества, и все они подтверждают, что существование любого явления в действительности, суть движение явления в пространстве в настоящем времени, а движение любого явления в пространстве в настоящем времени суть существование любого явления в действительности.
Именно физическое пространство является тем естественным природным основанием, которое обеспечивает явлениям способность явиться из возможности в действительность, находиться в пространстве и развиваться во времени, а значит существовать в действительности. Основой существования любого явления есть физическое пространство, в котором явление способно развиваться во времени, для чего необходимо некоторая продолжительность нахождения явления в пространстве, ибо вне физического пространства и вне временной продолжительности нахождения явления в пространстве, невозможно развитие любого явления, а значит невозможно существование явления в действительности.
"Подобно тому как положение об основании гласит: все, что есть, имеет основание, иными словами, есть нечто положенное, опосредствованное, точно так же следовало бы выставить положение о существовании и выразить его следующим образом: все, что есть, существует" /Гегель. Наука логики. - М.: «Мысль». 1998. С. 531/
А, как известно, "все что есть" находится, в пространстве в настоящем времени и движении, а значит, "все, что есть" существует. Ибо пространство, настоящее время и движение являются основаниями существования любого явления в действительности, что подтверждается словом "есть", означающим непосредственное наличное нахождение движущего явления в пространстве в настоящем времени, а это означает, что "все что есть" существует в действительности.
Существование суть временное нахождение движущего явления в пространстве, пространственно-временная продолжительность пребывание явления в действительности.
Я определяю существование как продолжительность нахождения движущего явления в пространстве в настоящем времени.
Вернемся к действительности.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Продолжение.
Вернемся к определению действительности Гегелем:
«Действительность – это единство сущности и существования; в ней имеет свою истину лишенная облика сущность и лишенное опоры явление, иначе говоря, неопределенная устойчивость и лишенное прочности многообразие» / Гегель. Наука логики. – М.; Изд-во «Мысль», 1998. С.589/
Еще Гегель говорит:
"Все, что есть, существует". / Гегель. Наука логики. – М.; Изд-во «Мысль», 1998. С.531/
Если "все, что есть", существует, значит "все, что есть" находится в пространстве, ибо, как говорилось выше, существование любого явления протекает в пространстве в настоящем времени.
А теперь я задаю вопрос: а почему "все что есть" существует? Отвечаю: потому, что это "все что есть" я нахожу в пространстве с помощью своих органов чувств: я "все что есть" вижу, слышу, осязаю, пробую на вкус, чувствую запахи, т.е. я воспринимаю "все что есть" своими органами чувств. Если я не нахожу каких-либо явлений в пространстве с помощью своих чувств, то для меня "их нет". Поэтому слово "есть" служит нам для обозначения непосредственного воспринятого явления, существующего в действительности, человеческим индивидом. Слово "есть" говорит, что все воспринятое мной находящееся в пространстве, существует не только для меня, но и для каждого человеческого индивида, воспринявшего "все что есть", ибо каждый человек обладает органами чувств, которыми воспринимает действительность. Словом "есть" человеческий индивид утверждает непосредственное существование действительного явления. Слово "есть" дано для утверждения существующего в действительности явления, воспринятого человеком.
Антонимом слову есть служит слово нет, которое обозначает отсутствие данного явления в пространстве.
Примеров множество. Человек в магазине спрашивает: "У вас есть такой-то товар?". Ему утвердительно отвечают: есть, или нет, где слово есть означает существование данного товара в пространстве магазина, а слово нет означает, что в пространстве магазина данного товара нет.
Французский философ Э. Жильсон утверждает,- "что в рамках чувственного опыта все известные нам вещи суть existants, потому что все они приходят к существованию в силу некоторого порождения. Экзистенция фактически составляет единственный способ существования, о котором у нас есть опытное знание. Поэтому обо всех вещах, непосредственно постигаемых нами, будет правильно сказать, что они экзистируют, и тем самым обозначить тот факт, что они есть. /Жильсон Э. Бытие и сущность // Избранное: христианская философия / Пер. с фр. Г.В. Вдовиной. — М.: РОССПЭН, 2004. С.6/
"ЭКЗИСТЕНЦИЯ(существование, лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere — выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия."
Каждое явление обладает своей экзистенцией и существует независимо от человека. Словом "есть" человек только подтверждает существование явления при восприятии, когда явление попадает в мир человека.
"Все что есть" существуют в физическом пространстве. А в физическом пространстве мы обнаруживаем в непосредственном наличии, только материальные явления, явившиеся из возможности в действительность, в которой они и существуют, находясь в пространстве.
Споры о том, что наш мир материален, давно прошли. В настоящее время никто не сомневается, что наш мир образован материей, а именно веществом материи, которое является субстанцией действительности. Материя как вещество способно существовать в действительности только в форме материальных тел: от атомов, до планет. Именно материальные тела состоят из вещества материи и содержат самое материю, образуя действительность. Вот почему ученые, изучающие материю, подвергают физическим и химическим испытаниям именно материальные тела, чтобы познать структуру самой материю, ибо материальное тело представляет собой пространственно-временную концентрацию вещества материи, организованную в определенную форму.
«А говоря ленинским языком, понятие «реальное тело» (т. е. материальное тело – автор) дано нам для обозначения пространственно-временной концентрации материи, организованной в определенную форму» /Донской Б. «Реальная действительность. Что такое вещь? – М.: КомКнига, 2006. Стр.73/
Сущность материальных тел в том и состоит, что они представляют материю как таковую в действительности. Материя, осуществляясь, т.е. являясь в действительность, образует материальные тела, ибо материальное вещество способно существовать только в образе материальных тел, которые и образуют действительность, так как только материальные тела содержат в себе вещество материи, представляющее материю как таковую. И как бы человечество не обозревало и не изучало действительность, ничего, кроме материальных тел, содержащих в себе вещество материи, человечество не обнаружит. Именно материальные тела являются основой действительности, из которых образовались все другие явления, существующие в действительности: свойства, отношения, пространство, время, движение, сознание и т.д., так как все эти явления, являются продуктами взаимодействия материальных тел друг с другом, ибо взаимодействие материальных тел друг с другом порождает движение, ведущее к развитию материального мира.
Поэтому в действительности можно обнаружить только материальные тела, которые образовали действительность, и породили все другие явления, существующие в действительности - пространство, движение, отношения, свойства, сознание и т.д.
Об этом же говорит советский логик и философ Уемов А. И. «Можно изучать главным образом вещи, преимущественно отдельные свойства и отношения, но нельзя изучать что-либо иное, кроме вещей, свойств и отношений». /Уемов А.И. «Вещи, свойства и отношения». М.; Из-во АН СССР, 1963; стр. 3/
Действительно, изучать можно только то, что существует в действительности, а в действительности существуют только материальные тела, создавшие самую действительность, и материальные явления, порожденные взаимодействием материальных тел друг с другом.
Итак, выяснено, что нечто являясь из возможности в физическое пространство, занимает определенную часть физического пространства – место, где начинает существовать, осуществляя свое развитие в настоящем времени, тем самым, нечто осуществляет свою действительное существование. Вместе с другими нечто, вышедшими из возможности в пространство и развиваясь в настоящем времени, они образуют действительность, осуществляя свое действительное существование.
Мы наблюдаем в настоящем времени существование множество явлений, находя их в пространстве, наблюдаем их развитие от возникновения и до исчезновения их из пространства, т.е. наблюдаем их движение в настоящем времени. Эти существующие явления, находящиеся в пространстве, в настоящем времени и движении, осуществляют свое действительное существование, свое бытие, т. к. они есть в пространстве в настоящем времени. Эти действительно существующие в настоящем времени явления и составляют содержание понятия "действительность", которое представляет собой совокупность явлений, находящихся в пространстве в настоящем времени, осуществляющих свое действительное существование в своем развитии.
Понятие "действительность" дано нам для обозначения совокупности явлений, вышедших из возможности в пространство, и существующих в настоящем времени, осуществляющих свое действительное существование в развитии.
Наглядным примером временного аспекта действительности является отсроченный денежный платежный чек, действительность которого наступает только тогда, когда указанная дата платежа, указывающая на будущее время, появится в настоящем времени, несмотря на то, что сам чек, как лист бумаги, начал существовать в действительности в настоящем времени задолго до указанной даты платежа. И только тогда, когда дата платежа суть настоящее время, чек становится действительным платежным документом.
Я, как материальное тело, явившись из возможности в пространство, т. е. родившись, существую в настоящем времени в действительности, расту, развиваюсь и старею. Мое настоящее время длится пока я существую. И пока я существую в действительности и осознаю себя, я действителен. И все, что находится вокруг меня, действительное: стол, стул, компьютер, книги, внуки, школы, больницы, суды, правительства и т. д. И я вывожу из сказанного, что критерием действительности явлений является нахождение явлений в пространстве, в настоящем времени, которые я обнаружил.
На самом деле, пока я не обнаружу какое-либо явление в пространстве, оно для меня не действительное, хотя и существует в действительности. Если я нахожу или обнаруживаю какое-то явление в пространстве, то оно для меня становится действительным. Этим самым я удостоверяюсь и утверждаю, что это явление действительно существует сейчас в настоящем времени и находится здесь в пространстве и я его воспринимаю. В этом случае понятие "действительность" выступает как факт утверждения действительного существования явления в пространстве.
Я взираю на окружающую меня действительность и нахожу находящиеся в действительном пространстве в настоящее время действительные явления – вещи, процессы, люди. Но в силу ограниченной способности моих физиологических чувств – зрения, слуха, обоняния, тактильности, вкуса, с помощью которых я способен найти и обнаружить явления в пространстве, дают мне возможность находить и обнаруживать явления только в ограниченном пространстве, которое доступно моим физиологическим чувствам. Остальное бесконечное пространство, в котором находится в настоящее время бесчисленное число существующих явлений, мне недоступно. Однако, те явления, которые недоступны органам чувств человека и технологиям обнаружения явлений, которые изобрел человек, также существуют в действительными, ибо эти явления находятся в бесконечном пространстве в настоящем времени и образуют действительность, в которой постоянно происходит круговорот бесчисленного количества явлений, которые являются в действительность, проходят свое развитие в пространстве, и исчезают из действительности, согласно законам существования.
"Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были." / http://academout.ru/referates/13/14.php/
В силу этого действительность для меня существует в двух ипостасях: явная и не явная, т.е. скрытая.
Скрытая действительность – это та часть действительности, явления которой, находятся в пространстве в настоящее время, т. е. существуют в действительности, однако они недостижимы для моих органов чувств. Но я осознаю, что в настоящее время, в котором существую я, в бесконечном пространстве, в котором я нахожусь, существует бесчисленное множество явлений, вышедших из возможности в пространство, осуществляющие свое действительное существование, которые образуют действительность. Однако они недоступны моим органам чувств, в силу разрешающих способностей моих органов чувств, но которые человечество постепенно находит и обнаруживает по мере развития техники и технологий, позволяющие обозревать все большее пространство и воспринимать действительность явлений, находящихся в пространстве, ранее недоступные моим органам чувств, как макромира, так и микромира. Действительность существования скрытых явлений раскрывается тогда, когда их обнаруживает человек. Именно человек подтверждает действительное существование какого-либо явления, обнаруженного в пространстве в настоящем времени. И когда нам говорят о чем-то неведомом, мы спрашиваем: " А это действительно существует?", и требуем подтверждения его существования.
Примеры. Когда-то микроорганизмы были неизвестны человечеству, хотя они существовали в действительности, но были скрыты от восприятия человеческими чувствами в силу микроскопических размеров. Изобретение Левенгуком микроскопа позволило человеку обнаружить, что микроорганизмы действительно существуют и являются действительными явлениями.
Уже в древности предполагали, что все материальные тела состоят из мельчайших частиц не видимые глазом, которые древние назвали атомами, т.е. неделимые. Атомы были не доступны для человеческого восприятия, в силу микроскопических размеров. Только в конце 19 века атом был обнаружен в пространстве, в силу развития физических и химических технологий, и тем самым был совершен переход атома из скрытой действительности в явную действительность и явился человечеству как действительная мельчайшая материальная частица.
Как известно, человеческая мысль скрыта под черепом человека, до тех пор, пока человек не станет излагать свои мысли речью или письмом, или чертежом, или рисунком, или изделием. При изложении своих мыслей любым способом человек являет, т.е. выводит свои мысли в пространство, в котором они начинают существовать самостоятельно независимо от человека, и являются действительными явлениями, перешедшими из скрытой действительности в явную действительность.
Примеров можно привести множество, ибо примерами являются все научные открытия, сделанные человечеством. Именно наука, как человеческая деятельность, предназначена для обнаружения скрытых явлений действительности, недоступных органам чувств человека, и переход их в действительно существующие явления, доступные для человека.
Некоторые авторы отождествляют понятие «действительность» и понятие «мир».
«Совокупность всего, что есть, составляет тогда «эмпирическую действительность». Эмпирическая действительность есть примерно то же самое, что «мир». /Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Интернет. www.realnost.ru/ - 25k /
По моему мнению, это неверно. Миров в действительности существует множество: животный мир, мир растений, подводный мир, воздушный мир, внутренний мир человека, социальный мир, мир микробов, виртуальный мир, загробный мир, мир прекрасного, театральный мир и так до бесконечности. Каждый из этих миров вбирает в свое содержание определенную ограниченную часть действительности. Так, понятие «животный мир» ограничивает свое содержание всеми животными, существующими в действительности; понятие «виртуальный мир» ограничивает свое содержание искусственно созданной реальностью; понятие «социальный мир» ограничивает свое содержание событиями в действительном человеческом обществе, и т.д. Понятие "мир" имеет границы, ибо ограничивается теми явлениями, которые образует этот мир. Понятие "действительность" не имеет границ, ибо содержит в себе безграничное пространство, содержащее бесчисленное количество действительных явлений, существующих только в настоящем времени. Понятие "мир" может содержать все временные формы – настоящее, будущее, прошедшее. Мы говорим: он находится в мире музыки; он жил в мире своей профессии; она была предназначена для мира танца. Действительность существует только в настоящем времени. Как видим, в действительности можно выделить множество миров, которые объединены в одну единую целостную действительность. Миров множество – действительность одна. Однако, понятие "действительность" можно отождествить только с понятием "мир вообще".
Свидетельство о публикации №222120600839