Мумия Бентама в Лондоне

     Неоднозначной достопримечательностей Лондона является мумия Бентама, при жизни оригинально распорядившимся своим будущим трупом.

     Иеремия (Джереми) Бентам (1748-1832), английский философ-моралист и правовед, социолог, один из крупнейших теоретиков политического либерализма и родоначальник утилитаризма, в завещании указал, чтобы его мёртвое тело посадили в кресло и привозили на собрания товарищей для облегчения их скорби. Труп был анатомирован, набальзамирован и в течение ста семидесяти лет его можно было увидеть в позе сидящего человека в одном из залов Университетского колледжа Лондона, в самом центре столицы Великобритании на Гауэр-стрит. Есть сведения, что его действительно привозили на несколько встреч его единомышленников. Постепенно мумия стала разлагаться, и голова полностью обезобразилась. Чтобы не пугать посетителей жутким зрелищем, череп был заменён восковой копией головы. Недавно то, что осталось от тела Бентама (скелет без кожи и плоти, скреплённый с помощью проволоки и обмотанный специальным волокном, одетый в настоящую одежду Бентама, включая нижнее бельё), переместили в новый герметичный контейнер и перевезли в студенческий центр университета.

     Получается, что Бентам для Великобритании «живее всех живых». Чем же он заслужил такое к себе отношение?

     Бентаму удалось из умозаключений предшествующих ему философов-соотечественников создать идеологический концентрат, признанной правящей элитой Великобритании полностью соответствующей её интересам. 

     У Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) была взята мысль о том, что естествознание является основой всех других наук, в том числе и общественных.

     У Джона Локка (1632-1704) – концепция о том, что в душе человека, взятой самой по себе, нет ничего врождённого, включая и совесть, что она подобна белой бумаге и всем, чем она обладает впоследствии, обязана исключительно своему чувственному опыту.

     От Джорджа Беркли (1685-1753), который, исходя из утверждений Локка о том, что познавать мы можем лишь свои идеи, было принято на вооружение утверждение о невозможности доказать реальность объективного материального мира.

     От Давида Юма (1711-1776), отказавшегося от реальности всякой субстанции, как материальной, так и духовной, был заимствован постулат о том, что наше «я» есть ничто иное, как пучок чувственных впечатлений.

     У Бернарда де Мандевиля (1670-1733) была облюбована идея о неизбежности и необходимости пороков.

     Сам Бентам утверждал, что природа поставила человечество под управление двух верховных властителей – удовольствия и страдания, и что всякая попытка отрицать их всемогущество есть только лишнее доказательство этого всемогущества. Бентам предельно одобрительно отзывался о «трезвом» рассудке, считая английский политический и экономический строй естественным и идеальным общественным режимом, а «разумным человеком» – представителя английского среднего класса. Бентамом был разработан принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в соответствии с которым достижения личного преуспеяния отдельных индивидуумов якобы неизбежно увеличивают общую сумму счастья. Одно из его наиболее популярных сочинений так и называется – «Защита лихвы». Польза, правильно высчитанная, по его учению, должна заменить в морали «фиктивные сущности», вроде обязанности, долга и т.п. Бентам отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, обеспечивает спокойствие общества, справедливость и равенство. Он был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний, отмены наказания для гомосексуалов, активно выступал за права животных.

     Как заявляют его почитатели и последователи, Бентам своим учением о морали совершил переоценку всех существующих моральных ценностей в утилитарном «духе». Но можно сказать по-другому: переоценка всех существующих моральных ценностей была произведена Бентамом в духе низведения человека от подобного Богу творения до полуавтомата.

     Вершиной учения Бентама является идея паноптикона. Идея эта, сначала предложенная для применения к организации тюрем, а затем и к организации больниц, сумасшедших домов, школ, фабрик и рабочих домов для бедных, заключается в проекте такого устройства тюрем и других учреждений, которое позволяло бы наиболее гуманное и рациональное отношение к преступникам (или пауперам) соединить с возможно большей экономией для государственной казны. Это достигается, по умозрению Бентама, прежде всего тем, что для всех могущих работать в паноптиконе устанавливается принцип обязательности работы. Бентамом был разработан и архитектурный план паноптикона. Суть его в том, чтобы из центрального места, где помещается пункт надзора за преступниками, пауперами, больными и т.д., надзирающий мог бы следить за всеми действиями поднадзорных и руководить ими. Надзор получает, таким образом, характер непрерывности и абсолютности.

     Реализовать на практике эту идею Бентаму не удалось, но она не умерла вместе с ним, о чём и свидетельствуют оказываемые его останкам беспрецедентные «почести».

     Творческое развитие идея паноптикона получила в романе-антиутопии соотечественника Бентама Джорджа Оруэлла «1984», где ярко и убедительно показано, что интеллектуальная находка-предвосхищение (а, по сути дела, руководство к действию) Бентама вполне применима не только для преступников и пауперов, но и для Великобритании в целом.

     И сегодня, видимо, невозможно не признать, что широко шагающая по всему миру глобальная цифровизация есть движение в указанном Бентамом направлении.

    
    


Рецензии