Пушкин Онегин и Таня - отроковица
И среди инструкций этого верта о «современном прочтении и понимании» романа Пушкина нашел фрагмент о «проблеме возраста Татьяны»… Опять 25! 1 млн 200 тыщ подписчиков и 265 тыщ просмотров этого литурока одним полушарием.
Авторы выделили мнения оценщиков возраста Тани:
1) Классика от Ю.М. Лотмана – оной не менее 17-ти, ибо сам автор Пушкин в ноябрьском письме 1824 г кнюзю-поэту и камергеру Двора Романовых Вяземскому указал на этот возраст любимой им девицы Тани Лариной:
«Дивлюсь, как Письмо Тани очутилось у тебя. Истолкуй это мне. Отвечаю на твою критику. Нелюдим не есть мизантроп, т. е. ненавидящий людей, а убегающий от людей. Онегин - нелюдим для деревенских соседей; Таня полагает причиной тому то, что в глуши, в деревне ему скучно, и что блеск один может привлечь его. Если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме. Письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!"
2) Однако есть масса тех всех всем всё подавляющих, которые не поняли фразы в строфе VIII (на самом деле первой! ибо семь предшествующих автором заменены на пропуски!) Главы четвертой :
Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Всё те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Недоразумение в оценке возраста влюбленной Тани в 13 лет имеет причиной полушаровое непонимание, что это не реальный возраст, а ОЦЕНКА ЕВГЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ТАНИ, приславшей ему ошарашивающее письмо с признанием в любви и протоколом о намерениях класса «Я ТВОЯ» с использованием текста элегии французской поэтессы Марселины Д.Б. …
3) Есть в этой массе чтецов и чтиц продвинутая масса, которая парирует наш довод об онегинской комбинации «13 в 17 в одной девичьей головке». Для этого ад-вокатского приема эта масса использует характеристику Пушкиным его возлюбленной Тани как отроковицы !
Читаем Главу третью романа о разошедшейся во времени и пространстве взаимности любви Жени и Тани::
X.
Воображаясь героиной
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает, и себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвеньи шепчет наизусть
Письмо для милого героя...
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон.
XII.
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
Если мы подойдем формально к возрастной характеристики Тани как отроковицы и откроем Толковый словарь ВРЯ Вл. Даля (см. он-лайн https://slovardalja.net/letter.php?charkod=206), то обнаружим, что
«ОТРОК м. отроковица ж. отрочица ж. арх. дитя от 7 до 15 лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зов. младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей. | Отрок, стар. церк. царская, княжеская прислуга; паж; | служитель или раб вообще; | урал. сорвиголова, повеса (Шейн).
Наши контрдоводы на этот счет:
(а) во-1-х,
Пушкин не относит прямо этот фрагмент к характеристики Тани в данный момент = это скорее отступление от сюжета романа с рассуждением о последствиях чтения в раннем возрасте любовных романов из семейной биб-ки
(б) во-2-х,
у Пушкина и элегик убиенный Вова Ленский = выпускник Гентингена(!) тоже ведь «отрок»: это следует из и беловых, и черновых вариантов романа:
XXI.
Чуть отрок, Ольгою плененный
Сердечных мук еще не знав
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав.
(в) в 3-х,
отрок – это у Вл. Даля в толках еще и сорвиголова – повеса или просто «шустрый малый». Вот сам А.С. тоже ведь тайком изучал пособие по эротике эпохи Возрождения «36 позиций» Пьетро Аретинно … И что? Ну, да… не вовремя признался в желании близости с императрицей Лизой … Но зато какой поэт выдался!
Поэтому отрочица Таня – это просто шустрая девица, давно (рано) понявшая смысл и цель любви. И сохранила целомудрие: ждала когда придет пора … И ничего не позволяла (кроме супер эротического сна… в бестиарии Жени)
(г) в 4-х, Памятка бойцу СВО :
Возвращаемся к письму Пушкина Вяземскому и вот к этому его фрагменту:
«Дивлюсь, как Письмо Тани очутилось у тебя»
Кажется Пушкин этой тайнописью обращает внимание респондента на Письмо Татьяны = мол, Петр Андреич, расчушай его природу и миссию в романе = это же, милорд, элегия Марселины и в романе она суть идеальная пародия на отживший жанр элегии = это, князь, не плагиат = это поэтический мат. А в сов. школе пушиноманки превратили эту пародию на признание любви девицы чужими да еще иностранными словами в катехизис идеальной идеально влюбленной женщины в эпоху утомительного целомудрия
(д) в 5-х,
Таня в 17 лет сохранила в невинности добытые 13-летней отроковицей идеалы из любовных романов. Именно о такой отроковице и говорит Пушкин. О том, как Таня как в 13-лет отроческих лет заразилась мечтой прожить Юлией Дельфиньевной Клариссовой с надеждой непременно встретить в влюбить в себя Его – Ричардсон Грандисоныча, так и пронесла эту мечту до поры половой зрелости и жгучего желания продолжиться. В этом смысле Татьяна в 17 та же Таня в 13 … Мечта ее не состарилась. Ну, может полк ее принцев и кандидатов в возлюбленные пополнился: поспели Вампиры, Мельмоты, Сбогары, Агасферы да Корсары
***
Увы, Женя это понял = он же выпускник Школы науки страсти … он иронично оценил Танин марш-бросок: девочка без предрассуждений … будто ей 13 … Связь с такой = риск залета и брачевания. Не, на фиг…
Увы, Таня догадалась о причине отказа Жени взять ее всю = он пародия … и была Пушкиным другому отдана для того, чтобы пройти испытания верности целый век (бабий!). А убийство Женей Вовы не изменило в ее просветлении ничего. Это иное. Мужское.
***
(Е) в 6-х,
И вопрос:
А эта комбинация Пушкина-Онегина = Таня «в 17 как в 13» = это об интеллекте и его IQ … или это о верности чистым наивным идеалам девочки ?
Идеал идеальной девицы по Пушкину =
если ЛЮБОВЬ, то ТОЛЬКО ТАКАЯ
А иная … это … это уже не любовь = это маркетинг а ля бригадир Дима Ларин и его жена Прасковья с привычкой сожительства, когда эта самая ПРИВЫЧКА заменяет СЧАСТЬЕ … хотя она и сверху нам дана … во спасение тем, на кого не сошла БЛАГОДАТЬ по имени ЛЮБОВЬ = ДАР БОГОВ ИЗБРАННЫМ
И потому в формуле «в 17 как в 13» нет арифметики возраста, а есть тоска по первой любви ... и арифметика бесконечно малых величин ... и теория пределов матанализа
Свидетельство о публикации №222120600929