Возвращение во дворцы. Сон экскурсовода

- Кто был когда-нибудь на экскурсии, поднимите руку. Нет, это не урок. Просто возможность вспомнить. Все были. А теперь поднимите руку, кто сам экскурсии проводил. Двое. Ну, и моя рука тоже здесь. Теперь на кворум похоже.
Разными путями экскурсоводами становятся. Один из проверенных путей - пенсия. Знакомая и вовсе на ней затосковала:
- Выросли детки ? Одна осталась? Вот я тоже хотела, чтобы внук поскорее вырос. Вырос – и что? Жизнь такая, что никто никому не нужен. Мне осталось только созерцание и потребление. А что-то создать или дать я уже не могу.

  Бывает, отдали все, что можем.  Теперь надо самим откуда-то брать. Вот и возьмем. Для начала можно в бассейне поплавать – фривольным стилем. При этом важно челюсть вставную не потерять. Кто нырять за ней будет? Так себе перстенечек. Да и в тренажерный зал заглянем. Хоть и готовимся экскурсии вести, зачем нам ножки в стиле барокко?  Некоторые советуют бессердечную мышцу тренировать. Но это не для нас. А если будет где-то  болеть и скрипеть, к неврологу наведаемся.  Он, конечно, снова в бассейн пошлет. Но зато в кабинете занятный плакат имеется – то ли по лечебной физкультуре, то ли  по Камасутре.
Что еще? Ах, да. Парикмахерская. Как подстричь? На палец ниже ушей и на палец выше бровей.
 Итак, привели себя в относительный порядок. Теперь предстоит первый шаг на новом пути.  И его непременно придется сделать. Ведь это не просто рАзовая мечта. Перед любым важным началом  вспоминается детский разговор:
- Когда надо отпустить фонарик?
- Когда он сам попросится в небо.
 Отпустили фонарик и сделали первый шаг. На новую работу. И там нам обязательно встретятся коллеги. Очень разного возраста. Несмотря на молодежную политику музейного руководства. Это хорошо, когда дворцы открыты.  Недавно туда и в намордниках не пускали. Тогда любая лужайка экскурсионной становилась. В основном, вдали от дворцов. И так хотелось обратно…
- Плохо быть глухой тетерей, - сетует бывшая спортсменка, подготовившая свою первую экскурсию к семидесятилетию.- Я в магазине решила, что продавщица мне пакетик предлагает и сказала, что не надо. А она, оказывается, со мной поздоровалась. Помню, очень давно пошли мы как-то с мужем в театр, идем мимо витрин, а там – капюшон норковый. Я повздыхала, и мы дальше пошли. И вдруг в антракте мне его из магазина приносят.   Тогда я мужа бросать передумала. А вообще мне нравилось с брюликами играть, солнышко на них ловить. Чтобы бриллиантовые зайчики по стене прыгали. А теперь мои запчасти по цене бриллиантов. Я только шум и топот слышу, да чавканье иногда, а людей не слышу совсем. Вот слышно, что дорога не заграблена. Не подметена, то есть. Значит, сегодня день постный. И вчера-то был грустный, а сегодня еще ярче. И зачем нас двоих вызвали? Конечно, где одному делать нечего, там вдвоем веселей. Недавно был бесплатный день для пенсионеров. Зареклась я работать в такие дни.  Индивидуальную экскурсию проводила. А эта дама сначала на другой берег поехала, потом здесь все дворцы пробежала. Это же только сайгак выдержит.  Еще она  с императорским мундиром захотела сфотографироваться. Просто отодвинула веревочку да к мундиру и подошла… Еще потребовала сервиз с лягушками ей показать. А здесь его и не было никогда. Слышала я, сегодня герцог будет? Сто лет ему, говорите? Как раз для меня. Его уже принесли? Без герцогини никак?
Экскурсовод, как выяснилось, профессия, и вправду,  не слишком молодежная, и возраст некоторых коллег неспешно приближается к трехзначному. Они любят обстоятельные рассказы, но делают внезапные замечания зазевавшимся туристам:
- Что вы третесь своими штанами о 18-й век, бродяги!
 Их слушают очень внимательно, и никто не жалуется.
 Бывает и так, что ломается касса. И ее отвозят в ремонт – исправлять фискальную память. Одушевленная, однако же, касса. В это время можно быстренько за пирогами съездить да чаю успеть попить. Славно, когда никто не фискалит. 
 Еще во дворцах есть смотрители. Они очень много знают, любую экскурсию помнят, но рассказывать им запрещено, и часто от усталости они сливаются с интерьером. Их разговоры – за чаем.
- Да не корми ты птиц. Они потом на голову гадят.
- Ну, и что? Мы тоже так делаем.
 Конечно, остаются после чаепития и отходы. Бумажки разные и не только. И тот, кто на уборку заточен, очень сердится, если какой-нибудь неосторожный турист вопрос  невзначай задаст:
- Здесь есть специально обученные люди. А я тут на швабре. Меня устраивает.
 Продолжается беседа и за чаем:
- Дочка мне говорит, что я только сына люблю, а ее нисколечко.  Так я ей сказала: оставь меня в покое, тебе 35 лет, мужика себе найди, пусть он тебя любит, а мне внуков хватает, чтобы любить. Обиделась она. А я правду сказала. Мне мать всю жизнь внушала, что надо говорить только правду. Я и поверила. Поэтому всю жизнь одна. Кому же понравится правда?
 Всеми правдами-неправдами подобрались к дворцу лисы. И устроили в зверинце пир -  съели павлина, фазанов и уток- мандаринок.
Мандаринками закусили.
 А один павлин удрал.  Говорят, на шоссе его видели. Улепетывал в сторону Питера.
 Чтобы экскурсия состоялась, ее надо организовать. Для этого тоже специальные люди есть. Администраторами называются. И все они очень разные.  Кто-то не жалует припозднившихся туристов:
- Часам к пяти из кустов полезут.
 Кто-то тщательно измеряет рулеткой дворец, чтобы ответить, какова его площадь.  А кто-то – воплощенная метафора – молча приносит на работу листья хрена.
 Мы никого не забыли? А экскурсанты? Вот кто горазд вопросы задавать:
- А где тот дуб, который желания исполняет? Меня интересует вот та картина с козлами.  У меня дома позолоченный вензель. Не знаю, чей. У кого можно спросить? У нас тут чай с бутербродами, мы его хотим употребить на остатках крепости. Где эта крепость?  Расскажите нам про императора, но без штукатурки. А сколько Вам лет?  Каким кремом лицо мажете? Это же какое здоровье надо иметь, чтобы здесь работать! Правда, что вчера штормом крышу снесло? Как – у кого? У дворца, конечно.
 В самую жару встречаются причудливые одежды. Огромные, точно колеса, шляпы или шапочка для бани да пляжные шлепанцы. А еще – цветастые шортики и малиновый пиджак. Такой вот привет из 90-х.
 Прежде чем экскурсию проводить, ее требуется сдать Методисту Всея Руси. Его значимая фигура может вдруг материализоваться в дворцовых покоях:
- Мне захотелось всех вас прослушать.
 После таких визитов экскурсоводов посещают сны.
Если видишь сон – потом приходит или радость, или печаль. Если сон хороший – печаль, ведь это всего лишь сон. Если плохой – радость. Это лишь сон и он кончился.
 Иногда снится, что выходишь не туда. В какое-то незнакомое место.  К озеру.  Там нимфа плещется в раковине. Потом   лежишь во дворце на полу и рассматриваешь плафон. Рассказываешь о рококо, будто пластинка, которая заедает на слове “рококо” и не может говорить дальше. И все плафоны оказываются одним сплошным облаком. Вы меня еще слушаете? Я, похоже, возвращаюсь к себе во дворец.


Рецензии