В российском Крыму

Мы с женой прилетели уже в российский, а не украинский Крым 24 апреля 2014 года самолетом. Поезда из Москвы в Крым еще ходили, но ехать на поезде было опасно. Власти Украины требовали, чтобы въезд в Крым был только с согласия украинских властей, то есть нужно было оформлять визу в украинском посольстве в Москве, и ехать по заграничному паспорту. В поезде украинские таможенники могли отобрать все, что хотели, а то и высадить пассажира с поезда.

Утром 8 мая мы ходили у себя в селе на митинг, посвященный Дню Победы. Не было докладов, был небольшой концерт учащихся Ромашкинской средней школы, потом смотр строя и песни. Во время митинга развевалось  много российских флагов, звучал гимн России.  Народу на митинг собралось значительно больше, чем в прошлые годы. Настроение лучше, голоса звучали увереннее, кроме представителей местной власти. Лидер местного отделения «Партии регионов» Украины быстро сориентировался, на митинге он вручал подарки ветеранам уже от имени российской партии «Единая Россия». После митинга по всем улицам села, а их здесь шесть, прошел автопробег легковых автомобилей с двумя российскими флагами на каждой машине.
 
Очевидцы вспоминали и делились с нами подробностями событий по воссоединению Крыма с Россией. Особенно ярко рассказывали о дне 25 февраля 2014 года, когда к Перекопу подошли украинские автобусы с бандеровцами. Навстречу им со всего Крыма ринулись добровольцы с оружием, которое они добыли в военных арсеналах крымских городов, или с охотничьими ружьями. Перед такой силой бандеровцы не рискнули, да и не смогли бы прорваться через перешеек в Крым. Четыре украинских автобуса, которые попытались прорваться, ополченцами были сожжены.

 18 мая в Крым с территории Украины хотел приехать бывший руководитель меджлиса Джемилев. Около одной тысячи татар собрались возле пограничного пропускного пункта на Перекопе, требуя пропустить их на украинскую сторону. Через некоторое время они прорвали пограничный заслон из 40 пограничников и пересекли границу.
Пограничники попросили подкрепления, милиция прибыла вооруженная на БТРах. Когда татары решили провести Джемилева через границу в Крым, их каждого по одному фотографировали, записали их данные и взяли объяснения. За незаконный переход границы некоторых организаторов привлекли к административной ответственности, а других предупредили о противозаконности и недопустимости подобных действий. Джемилева в Крым не пустили.

Уже при нас в воскресенье, 1 июня, в Крыму полностью перешли на рубли, до этого в обороте была и гривна. Некоторые покупатели сначала не хотели брать в магазинах деньги 1997 года выпуска, просили купюры 2013 года. Постоянно звучал вопрос: почему на российских денежных купюрах указан 1997 год?
 
Была проблема с российской мелочью от 1 до 10 рублей. Мелочь завезли в Крым несколькими фургонами, но получить ее смогли те магазины и частные предприниматели, которые уже имели российские лицензии, другим лицензию начали  выдавать с 15 июня. Кроме того, магазинам нужно было выкупать мелочь из расчета 10% ее стоимости, эту сумму они уже включили в стоимость товаров. Украинские продуктовые сети, у которых остались в Крыму магазины, моментально повысили цены на продукты вдвое.

В конце мая - начале июня нам знакомые жители села говорили, что им из Львова, Полтавы, Чернигова, Винницы звонят по телефону и спрашивают: что творится в Крыму? По украинским телевизионным каналам показывают, что по Крыму ходят русские оккупанты с автоматами, в магазинах нет продуктов, нет воды, нет работы.
Им крымчане отвечали, что это все брехня,  сейчас они живут, как в раю. В отличие от прошлых лет они закупают себе продукты, какие хотят, и все равно от пенсии еще остаются деньги. Продукты в магазинах есть, цены повысились ненамного.

Когда одна жительница Львова приехала сама лично удостовериться, то сказала, что попала после Украины в рай. Если она будет все рассказывать на львовщине, что видела и знает, ей не поверят, но она все равно скажет  правду.

Жители Крыма ездили к родственникам на Украину, после возвращения рассказывали, что жизнь на Украине трудная, много приходится платить за коммунальные услуги, а пенсии маленькие. Надеялись на обещанные субсидии, но их пока никто не получал.

Многие украинцы, которых навещали крымчане, во всем винили президента России В.В. Путина, заявляя, что он – агрессор. Захватил Крым, Донбасс и Луганск. Никакое другое мнение ими не принималось, они смотрели только украинское телевидение, российского телевидения на Украине нет. Крымчане приглашали своих родственников в Крым, посмотреть, как  теперь живет полуостров при России. Заявляли, что купят им на свои деньги путевки в санаторий города Ялты на 15 суток, а потом пусть гостят у них, сколько хотят. Тогда они сами убедятся в том, что жизнь в Крыму стала лучше, чем была при Украине.

1 августа 2014 года из Крыма пошел первый поезд Симферополь-Москва через Керченский пролив. В пути 46 часов, стоимость билета в купе – 6464 рубля. Билет на самолет в это время стоил 3600 рублей при перелете в течение 2,5 часов.

С 1 сентября 2014 года крымские школьники начали заниматься по российским программам, становясь значительно богаче знаниями и возможностями, изучая российскую литературу и историю.

7 сентября мы вместе с женой ходили на встречу с кандидатами в депутаты в местный Ромашкинский сельский совет. Кандидатов было 10 человек, все самовыдвиженцы, кандидаты о партии «Единая Россия» на встречу с избирателями не пришли, надеясь на свой успех. Избирателям нужно было 14 сентября из 22 кандидатов избрать 10 депутатов, а те избирали председателя сельсовета. На встрече мне предоставили слово, где я ратовал за избрание новых молодых сил, а не тех, кто все последние годы ничего не делал, а сейчас быстро сориентировался и идет в депутаты под знаменем российской партии «Единая Россия».

В селах  Колоски и Ромашкино избирали депутатов сельского совета Ромашкинского сельского поселения Сакского района первого созыва. На 10 депутатских мест претендовали 22 кандидата, из них были выдвинуты партиями: «Единая Россия» - 10 кандидатов, «Справедливая Россия» - 2, КПРФ – 1, самовыдвиженцев – 9 человек.
Депутатами сельского совета стали 4 представителя партии «Единая Россия» и шесть самовыдвиженцев. В состав нового депутатского корпуса вошли: два предпринимателя, двое безработных, двое пенсионеров, четверо рабочих и служащих.

Избиратели отвергли и не избрали депутатом бывшего главу сельского совета - руководителя Ромашкинского отделения партии «Единая Россия». Не прошли депутатами, выдвинутые правящей партией «Единая Россия» 6 кандидатов.
 
17 октября к нам приходил переписчик, переписывал нас и наше хозяйство. В Крыму с 14 по 25 октября проходила перепись населения. Вопросы общие: возраст, гражданство, национальность, с какого времени живем в Крыму? Также вопросы по условиям жизни: какую имеем жилплощадь, есть ли вода, газ, свет, интернет, сколько земли?

 Запомнился вопрос: почему мы не работаем? Наш ответ, что обое на пенсии и не работаем по возрасту, переписчика не устроил, она нам записала, что работать не хотим. Хотя какая  работа могла быть в Крыму, когда даже молодым и здоровым людям нет работы, поэтому они спивались, употребляя самогон и разные гадости, выколачивая последние рубли из пенсии родителей или детских пособий.

Обычно мы уезжали из Крыма 18-20 октября, когда заканчивался срок нашего пребывания на Украине. С 2014 года мы были в России, срок пребывания в Крыму не ограничен, остались до 29 октября. 

Осенью 2014 года поезда из Крыма в Москву еще ходили. Но когда покупали билеты, на вокзале нам  работники железной дороги сказали, что украинцы снимают с поезда на границе тех граждан России, которые приехали в Крым, минуя Украину. Мы с женой купили единые проездные билеты и по ним выехали из Крыма 29 октября 2014 года, стоимость одного единого билета 6315 рублей.
 
Из дома мы выехали накануне поздно вечером в Евпаторию, переночевали у знакомой. Выехали из Евпатории на автобусе в Керчь в 5-25,  пассажиров было 6 человек на 50 мест, в Симферополь прибыли в 6-30, там к нам сели еще 7 пассажиров из Севастополя. Автобус заправил 200 литров дизельного топлива на 6,5 тысяч рублей. В Феодосии к нам присоединились еще 12 пассажиров.

Автобус привез нас в морской порт «Крым» в 11-30.Посадка на паром началась в 12-15, ожидали отплытия до 13-40. Паромы 29 октября  начали ходить первый день после шторма, не ходили они  5 суток.  Скопилось много машин,  с крымской стороны около 300, с другой  – более 400 машин, в том числе,  большегрузы.

От парома в Краснодар мы выехали в 14-40 на другом автобусе, сначала взяли тех, кто еще не опаздывал на поезд, ведь другим пассажирам из-за шторма пришлось ждать несколько суток, их по билетам сажали на другие поезда.

На железнодорожный вокзал Краснодара прибыли около 19 часов, целый час пробирались по городу из-за больших пробок. Город видели лишь с окна автобуса. Заметил, что улицы чистые, дороги хорошие, город ухоженный, но очень много рекламы на иностранных языках, и мало зелени.

  В Краснодаре сели на поезд до Санкт-Петербурга, отправлением в 20 часов 08 минут, в Тверь прибыли в 4 часа утра 31 октября.  Ранее мы добирались домой в течение одних суток на поезде, в 2014 году вместо одних суток пришлось добираться домой двое суток.

С весны 2015 года и до весны 2020 года мы летали из Москвы до Крыма и обратно до Москвы на самолетах. С весны 2020 года вновь пустили поезда в объезд Украины, через новый Крымский мост, построенный от Тамани до Керчи. Как и до 2014 года мы с женой снова стали ездить в Крым и возвращаться обратно в Тверь на поезде.


Рецензии