Из песни слова не выкинешь

"Времена не выбирают, в них живут и умирают..." Александр Кушнер

Предисловие:

Всё, что никак не может случиться - на самом-то деле происходит. Пусть и не сейчас, пусть и не с нами... от автора


Часть первая. Осип

"Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки." Екклесиаст.1.4


В Овруче портной Осип слыл искусным мастером. С рассвета и до позднего вечера он, склонившись над длинным столом, размечал на тканях контуры будущих платьев, пальто, костюмов. Работы было много. Мастер никому не отказывал: ни богатым заказчикам, ни беднякам.

Горожане знали его, как мягкого уступчивого человека. Никогда  не озвучивал он цену. Считал: пусть каждый платит по своим возможностям.
Ему только перевалило за пятьдесят, но в округе его прозывали старым Осей.  Вероятно, он выглядел стариком из-за сутулой спины и морщинистого лица, не знавшего солнечного света.

Мастерская Осипа находилась в полуподвальном помещении, куда через единственное окошко извне доносились крики торговок, выкрики мальчишек – разносчиков газет, цоканье копыт по мостовой: рядом располагался базар, куда постоянно из сёл везлось всё то, что можно было продать.

Осип привык к пьяной ругани мастеровых, к свисткам городовых, ко всему местечковому шуму настолько, что если бы внезапно воцарилась тишина, он всё равно её бы не заметил…

Свет керосиновой лампы слабо освещал убогое помещение. Но портной не жаловался: эта лампа была куда лучше скипидарных. Её привезла из Европы специально для Оси местная богатая модница, которая считала его отличным мастером, ни в чём не уступавшим заграничным!

Действительно, руки у Осипа были «золотыми»: имея в наличии самые простые швейные принадлежности, он создавал замечательные модели. О швейной машинке, о том, что на свете существует такое чудо, он слыхивал, но откуда в его городке ей взяться! Всё вручную. Мозолистые руки с исколотыми в кровь пальцами, слабое зрение - результат тяжелого многочасового труда. Его рабочий день начинался, когда ещё было темно и заканчивался во всё той же темноте. И так продолжалось  неделями, месяцами, годами…

Лишь по субботам, в священные для религиозных иудеев дни, он мог бы отдохнуть от трудов праведных, но и тогда не наступал покой: мастера волновало, что будет с его семьёй, если наступит время, когда он не сможет шить.

Семья… Он волнуется о семье.  А есть ли у него семья?! Можно задавать себе этот вопрос бесконечно много раз, но получить ответ у пустоты, которая его давно окружает, не получится...

Ося рос прилежным умным ребёнком в большой бедной семье. Ходил в своей общине в школу для неимущих: в Талмуд- тора. Преподавание велось на идише. Но смышлёный мальчик  понимал и языки соседей: украинский и русский. И даже немного на них говорил, хотя и с акцентом. В дальнейшей жизни ему эти знания, как и умение быстро считать, помогали в постоянной битве за выживание…

Он был самым младшим, щуплым и болезненным. А беднякам болеть не пристало! Но как ни странно, до этих своих лет дожил лишь он. Осип, вспоминая детство, задавался вопросом: как так вышло, что братья и сестры, а детей было много, он даже не успел в малолетстве всех познать, куда-то исчезали. Вероятно, так с деревьев опадают осенние листья: не хватает им сил выдержать натиск природы…

То ли умерли близкие по крови люди, то ли разбрелись по свету: узнать не у кого. Однажды мать, Осип до сих пор помнит её голос, прикосновения тёплых рук, неповторимый запах волос,  в один недобрый день, отправилась на базар за скудной провизией, но домой не вернулась. Поговаривали разное. То ли её сбил с ног жандарм, гарцевавший на лошади, то ли просто кто-то толкнул, и она ударилась головой об лёд, всё едино: живой Ося мать больше не увидел. Из большой некогда семьи остались двое: отец и он!

Отец тоже зарабатывал на жизнь портняжеством, но клиентов было мало, едва сводили концы с концами. Осип многое перенял, помогая отцу, но, по-видимому, у него был талант, тем и отличался от родителя, хотя в одном они были похожи: больших денег каждодневный изнурительный труд не приносил.

Школа для мальчиков осталась в прошлом: некогда было туда ходить. Очень хотелось учиться, бегать по двору с одногодками, шалить, заниматься всякими делами, необходимыми  каждому человеку во все дни и годы жизни…

Местный раввин примечал любознательного ребёнка. Подкармливал.  Разъяснял не только религиозные тексты, но и учил уму – разуму, понимая, что мальчишка может остаться одиноким на всём белом свете…

Время не стояло на месте. Вырос и Осип. Назвать его красавцем вряд ли можно было, но густая рыжая шевелюра и блестящие тёмные глаза не одну девчонку задели за живое. Но его сердце давно и навеки принадлежало лишь одной дивчине – Маричке.

Сколько себя Ося помнил, Маричка, его ясочка*, его душа, любовь, надежда – всегда была рядом. В детстве и юности – на соседней улице, в старости - в мыслях.  Постоянно. И всегда при воспоминании о ней его сердце начинало сильнее стучать, отдаваясь болью в висках. Но это была необходимая для него боль, которая давала ощущение, что в нём живут два сердца: её и его!

Маричка  была четвёртым ребёнком в заможний родыни.* Три её брата слыли самыми дерзкими, самыми задиристыми парубками* не только на своей улице, но и во всём местечке.

Пьянство, кулачные бои, бои «стенка на стенку» - так проводили они свободное от тяжёлого труда время.  Их старались обходить стороной, чтоб, упаси Боже, они не покалечили лишь потому, что находились в плохом расположении духа после очередной пьянки. Ходили слухи, что на их счету много было загубленных душ!

Сестру они обожали, но следили за каждым её шагом. Спуску не давали.  На рыжего еврея не обращали внимания. Кто он, а кто они! Бегает ребятня на ставок купаться, так в том ничего страшного нет. Да и не посмел бы Ося причинить зло Маричке: он на неё надышаться не мог…

Девушка, несмотря на запреты, а может, и в пику им, росла свободолюбивой певуньей. Маленького росточка, она выглядела как изящная статуэтка: тонкая талия, белая кожа, чёрная коса с разноцветными лентами, зелёные глаза – омуты: однажды заглянешь в них – и всё, пропал!



* Ясочка- душенька, милая, голубушка. Укр.
* Заможня родына – богатая семья. Укр.
* Парубки- парни. Укр.



 Продолжение http://proza.ru/2022/12/09/961


Рецензии
Верочка, с удовольствием начала читать повесть. Это очень насыщенная проза, могу судить уже по первому отрывку. Молодец, что пишешь, буду читать регулярно!

Обнимаю с любовью
~*

Вера Петрянкина   14.12.2022 16:01     Заявить о нарушении
Спасибо,сложная задумка, справлюсь ли- не знаю!
Хорошего дня!

Веруня   14.12.2022 16:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.