Испанский стыд

Памяти великого Градского

            Испанский стыд — это чувство глубокого смущения за действия
            других. В отличие от обычного стыда, испанский связан исключительно
            с другими людьми. Его невозможно испытывать по отношению к самому
            себе.

28.11.2021 г. ушел из жизни Александр Борисович Градский – русский певец, композитор и поэт, человек, который “сделал себя сам”. Не стало великого Градского, родившегося 3 ноября 1949 г. в Копейске Челябинской области, рано потерявшего мать, воспитанного бабушкой, хлебнувшего прелести жизни в коммунальной квартире, трудом и потрясающим талантом, преданностью профессии заслужившего звание Народного артиста в 2000 г. О своем детстве Александр Борисович потрясающе и очень откровенно рассказал в песне «Автобиография». Да еще с каким юмором!

У него не было высокопоставленных покровителей и, наверняка, он не всем нравился. Как писала “Музыкальная правда” №24 от 3 июля 1998 г., “Гении, они, как известно, люди неприятные. На каждого “гадского” может найтись дюжина Сальери”.

Да, он был резок и безапелляционен в своих суждениях, мог в лицо рубануть правду-матку, но мог и заплакать, как это случилось в одном из выпусков проекта “Голос”.

Пусть он связки пересмыкал,
Пусть не всяк его стих смекал,
Но зато он не пресмыкал-
ся, как многие тут.

Эти его слова в песне о В. Высоцком вполне уместны и о самом Градском!

Думаю, гению можно кое-что и простить! Когда не стало Градского проект “Голос”, главным судьей и душой которого он был, для меня перестал существовать.

Я совсем не был с ним знаком

Первый раз я услышал Градского в 1974 г. в Клайпеде, куда меня занесло в курсантский отпуск после окончания первого курса Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского. Это была песня Д. Тухманова на стихи С. Кирсанова “Жил-был я” (https://yandex.ru/video/preview/12438268975602938010) на виниловой пластинке (да и других тогда не было):

Жил - был я (Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол (Молод был и мил...)
В порт плыл флот (С выигрышным билетом)
(Жил - был я) Помнится, что жил

Я был потрясен этим волшебным голосом, да и словами тоже. С тех пор я стал поклонником его феноменального таланта. (Рекомендую перейти по ссылке, представленной выше. Там та самая запись и очень много замечательных слов о Градском. Мне так не написать).

Кстати, мало, кто знает, но в том же 1974 г. американский еженедельный журнал Billboard, посвященный музыкальной индустрии, объявил Градского «Звездой года» за «выдающийся вклад в мировую музыку».

На протяжении 9 лет Александр Борисович ежегодно давал концерты в Токио, хотя, по его собственному признанию “японская публика ничего не понимает в его музыке”. Но там его по-видимому любили. А мы то всё понимали в его музыке, и каким великим был этот человек? На мой взгляд, он был очень и очень недооценен в России… Я сам пел несколько песен из репертуара Градского, но это было жалкое подобие. Даже приблизиться к оригиналу невозможно!

Мистика

Я никогда не ходил на прощание с известными и даже великими людьми, если не считать военачальников или крупных партийных деятелей. Но это все было по приказу, а не по велению сердца. Например, мимо гроба Л.И. Брежнева в Колонном зале Дома Союзов группе из академии пришлось пройти даже дважды (так искусственно создавалась обстановка масштабности всеобщего советского траура).
 
Прощание с Александром Борисовичем проходило в здании “Градский холл” – его театре, открытом в 2015 году. Он располагается в бывшем московском кинотеатре «Буревестник» на улице Коровий Вал.

Я был потрясен известием о кончине Градского! Я только закончил курс лучевой терапии и 4 курса химиотерапии, готовился к операции. Состояние было далеко о желаемого, но решил: несмотря ни на что, я должен простится с ним.

Могу констатировать – народа было достаточно немного, молодежи практически не было, да и телекомпаний я увидел всего две – Первый канал и еще какая-то. Отстояв, как я считаю, небольшую очередь, по времени минут 30, я зашел в фойе “Градский холл”. Слева и справа перед входами в концертный зал, где на сцене был установлен гроб с Александром Градским, стояли напольные колонки, из которых звучали его песни. Когда я уже подошел к левому входу в концертный зал, вдруг услышал “ Жил - был я (Стоит ли об этом?)”.

Мистика! Эти слова и этот голос я услышал, когда заочно познакомился с ним, и эти же слова я услышал, когда приехал очно с ним проститься! Как-то внезапно родилась мысль (возможно, греховная): “Может быть, тот, кто наблюдает за мной сверху, одобрительно отнесся к моему желанию проститься с великим человеком, одаренным даром Божьим, и дал мне знать об этом?”.

Испанский стыд

Я ожидал, чтобы проститься с Градским придется отстоять не один час! Я был уверен, что все центральные каналы телевидения уделят этому трагическому событию достойное внимание, как во время похорон, так и в годовщину его смерти! Да, кое-что было, но это несоизмеримо мало по сравнению с масштабом этого великого человека!

Зато в течение года было много чего и про дележ огромного наследства, и про ограбление его вдовы, и про выяснение отношений между его женами… За всем за этим как-то пропала сама личность великого Градского.

Я был и остаюсь потрясен! Я испытываю испанский стыд!

Светлая память гениальному музыканту, певцу, поэту, трудяге – Александру Борисовичу Градскому!

30.11.22

PS
Сегодня, 09.05.23 г., увидел очередное неуважение к Александру Градскому. По каналу НТВ демонстрировался великолепный фильм "В августе 1944". Мало того, что обрезали конец фильма, в очередной раз не дали послушать прекрасную песню Градского из этого фильма "Маятник качнется, сердце замирает..." - один куплет, а дальше тишина...

Какое скотство! И это - в День Победы!


Рецензии
Поддерживаю Ваши чувства!

Андрей Макаров 9   07.12.2022 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей!
Рад, что Вы согласны со мной!

Игорь Швыркин   08.12.2022 09:59   Заявить о нарушении