Пророчество Михайловского барина

                Пророчество Михайловского барина.
Если ехать от Березовки в сторону Казинки, при въезде в Никольское слева хорошо видно массив леса, который в народе зовется Штаховым. А чуть уточнить и подправить одну букву, окажется «Стахов», а еще правильнее это означает, что лес этот когда то принадлежал помещику Владимиру Владимировичу Стаховичу, дальнему родственнику Стаховичей из Пальна- Михайловки, что в Становлянском районе. Имение же нашего барина располагалось в селе Михайловка.
Лес этот настолько старый, что по рассказам старожилов здесь уже в недавние времена произрастали такие исполины, на спиле которого могла развернуться карета с тройкой лошадей или станцевать шесть пар танцоров.
Но, как известно, не место красит человека. А по- настоящему знаменито это место было еще тем, что барин Стахович, будучи крепким хозяином, выращивал в своем поместье породистых лошадей и продавал их своим крестьянам почти даром. Цель была простая и благородная-  улучшить племя местной рабочей лошади. Так же поступал и помещик Шереметьев, когда распространял среди местного населения немецкую Виттенбургскую породу крупно- рогатого скота.
Но вернемся к Стаховичу. Время, однако, что приходится на его период жизнедеятельности было не самое складное- революция, гражданская война. Но слух о его
породистых лошадях дошел аж до Москвы. И, говорят, сам Ленин приглашал нашего земляка для беседы, предлагая продолжить работы по дальнейшей селекции в коневодстве. Может быть это и помогло, на какое то время, выстоять поместью Стаховича в волне разграблений усадеб. Ведь в наших краях тогда удалось устоять только его, да усадьбе Давыдова из сельца Ивановка, что рядом с Заречным. (Хотя, ныне и от них камня на камне не осталось).
 А когда пришло время  конфисковать имущество Стаховича, представители советов подошли к этому мероприятию основательно, аккуратно. Имеется опись изъятого имущества, составленная на нескольких листах. Из представленного на них следует, что этого хватило бы на организацию хорошего колхоза.
Момент прощания с Родиной всегда мучителен. Настал он и для Владимира Владимировича. Что может думать человек, положивший свою жизнь для укрепления жизни тех, кто в конце концов, вместо благодарности, попросту ограбил его?
Выехав на Казинскую дорогу, барин вышел из дрожек. Видимо, он понимал, что прощался с родными местами навсегда. Поклонился, поцеловал землю, и обратился к сопровождавшим его крестьянам:
-Вот что я Вам скажу, земляки мои, дорогие крестьяне. Когда то вы вспомните мои слова- на чужом несчастье свое счастье не строят. Хоть забрали Вы все мною нажитое, проку Вам от него не будет. Протечет оно у Вас сквозь пальцы и ни чего, кроме пьянства и раззора вы в своей жизни не увидите. Были Вы голота, ею и останетесь. Это же будет и детям и внукам Вашим.
Может тогда и посмеялись над его словами крестьяне Михайловки, но опять же как у нас говорят, смеется тот, кто смеется последний. И нынче невольно вспоминаются слова пророка- барина. А на дворе шагает век 21, и все возвращается «на круги своя».
 
29.11 2009 г.                Колесник А.В.


Рецензии