лектор

Метод «мозгового штурма»
Советы не\зачЁркнуто\ бывалого
 

Так вот тепеpь сиди и слyшай,,,
Когда он очень тихо помеp
Ей даже не пpишлось yспеть в последний pаз
Hабpать его несложный номеp (с)
Гр. Високосный год



Курсу «Педагог цифрового университета» посвящается

1о4 fm. Наше радио. Сегодня четыре пары. До занятий минут 3о, а еще надо чай заварить, попить, посмотреть новости. ВсЁ это думал и не думал доцент экономического факультета Евгений Иванович. Хотелось думать, что у него профессиональное выгорание, но на самом деле было просто лень,,,
В дверь постучали. Евгений Иванович встрепенулся от состояния безмыслия. В голове пролетело, «кого ещё принесло?» Ему нравилось утреннее безлюдье на кафедре. Можно слушать радио, пить чай. Никто не мешает. А дома говоришь, что с утра полно работы, коллегам, что каждое утро самый первый,,,
Дверь приоткрылась, в узкую щель протиснулась девушка, явная отличница. Не любимый типаж Евгения Ивановича. Такие сидят за первой партой, вникают в материал, задают вопросы,,, толи дело галЁрка. Ходит редко, вопросами не достаЁт, троек достаточно,,,
- Евгений Иванович? – отчеканила отличница.
В голове пролетело несколько версий ответов от смешных до тех, что на грани фола, но сил хватило на банальное:
- Да.
- Очень приятно! Меня зовут Василина Георгиевна, я к Вам на практику,,,
-Ого! – перебил раннюю гостью Евгений Иванович, перспектива отправить практикантку на занятия, а самому заняться интернет-серфингом прорисовывалась всЁ радостнее.
- Вы очень вовремя, Васенька – доверительно начал Евгений Иванович – начнЁм без раскачки! У нас с Вами буквально 15 минут и начало лекции!
- Но я,,, - попыталась возразить Василина Георгиевна.
- Никаких «Но»! сразу так сказать «в бой»! смотрите, Милочка, тема лекции не сложная, я надо сказать, и сам не очень точно помню, что сегодня читать, а уж с практикой тем более по ходу игры решим.
- Но как же? Я хочу Вам сказать, Евгений Иванович, что,,,
- Любочка! Т.е. Васенька, извините, не запоминаю имена. Не бойтесь! В педагогике, как в плаванье, пока с лодки тебя не скинут – не поплывЁшь. Так что считай, что я тебя с лодки в воду сбросил! – перешЁл на ты Евгений Иванович.
- Интересно, конечно, но я хочу сказать, что я,,,
- Что не всЁ знаешь? Милочка, я и сам всего не знаю, да и что знал – забыл. Главное, держись уверенно. Смотри в левый верхний угол, это тебе придаст задумчивости. А так, приходишь в аудиторию и с порога: а сегодня у нас срез остаточных знаний,,, методом мозгового штурма! Ну они там начинают, что по расписанию лекция, что ты им еще в прошлый раз что-то недорассказал, а ты и не помнишь, что именно, да и листки те потерял.
Тут главное, выдать им, что когда они придут на работу, они должны быть готовыми к любым вводным. И условия там не будут идеальными. Один вот радио слушает, другой чай пьЁт, кстати, хотите чаю? Я шикарный чай завариваю. Время? Да успеем мы, скажу , что тебя встречал, вводил в курс дела. Так вот о работе,,, говоришь им, что готовишь к взрослой самостоятельной жизни, а посему вот вам задание. Пишите всю пару, а я потом проверю. Тут главное с серьЁзным лицом вещать. Можно даже вдоль рядов пару раз пройтись с заинтересованным видом. Заглядывая в листочки. Несколько раз напомнить о необходимости подписать листочки, указать номер группы и в конце пары положить в соответствующую стопку. Ах да! Напомнить, что это ещЁ и проверка посещаемости. Посчитать по головам и сказать, что листочков с работами должно быть не больше не меньше, что не надо сдавать за тех, кто не пришЁл. Они ж наивные ещЁ. Верят. Я-то листочки эти после пары сразу в урну. Тут главное, чтобы никто не вернулся за забытой шапкой или сумкой. Глаз то у них цепкий – заметят. Неловко будет. Хотя о чЁм я? Мне неловко не бывает.
Ну что вы, Лизонька, на часы показываете. Успеем. У нас с ними четыре пары. Они ещЁ и сами тянутся.
Не зря же Осборн придумал метод «мозгового штурма» или метод номинальной группы, который полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а затем принять решение. Методу уж скоро 1оо лет, старьЁ, а работает. И тут ещЁ, когда перед тобой поток студентов, он ведь как селевой поток. Не увернЁшься. СнесЁт. Но я ж опытный! В нашем деле главное этот монолит разбить, поток пустить в разные русла. Мозговой штурм, или мозговая атака, у меня основываются на следующем психологическом эффекте. Надо поток разбить на группы в 6 - 9 человек, каждому из которых независимо предложить и индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной экономической задачи. В сумме можно получить Q идей. Если предложить этой группе коллективно высказать идеи по той же задаче, то получится Q*F идей. При этом оказывается, что Q*F намного больше Q. Во время сеанса мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Вот это ты им рассказываешь, на доске пишешь. Они ж дети, а это для них игра. А ты, как родитель. А родителю важно что? Занять ребЁнка, а самому отдыхать. Вот будут у тебя свои дети, вспомнишь меня. Помнится, когда сын у меня был маленький, мы с ним в почЁтный караул играли. Он часовой, а я Ленин в мавзолее. Я засыпать успевал. Но на храп жена приходила и часового снимала. Но это совсем другая история.
Так вот вернЁмся к нашим помидорам. Метод мозгового штурма предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в экономике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени, а нам главное, растянуть это на всю пару! Завлечь можно ролевой игрой. Генераторы идей, эксперты - всЁ они, студенты. Тут основной принцип, как у медиков - не навреди. Не мешай играть, то есть!
И не забывай, Аллочка, про старост! Ведь метод мозгового штурма предполагает разделение по времени и по исполнителям этапов «штурма». Участников разбивает староста на «генераторов» и «критиков». Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики оценивают их идеи. Все высказанные идеи записывают на бумаге или на комп, мы же цифровой университет. Это я не шучу. А я цифровой педагог. У меня и диплом есть!
Вот смотри, Полиночка, у меня шпора есть на мозговую атаку, а ты что думаешь, шпаргалки только у студней? Я уже в том возрасте,,,
Так вот, выдаЁшь им правила игры, нашей мозговой атаки:
- краткость высказывания идеи;
- отсутствие критики высказанных предложений, это и на препода распространяется;
- возможность развития идеи, высказанной ранее;
- возможность записи идей на гаджеты, это их особенно радует. Можно легально пользоваться телефоном. Больше половины будут серфить по социальным группам, но с умным видом делать вид, прости за тавтологию, Сонечка, что они работают по теме. А я с умным видом, делаю вид, что верю в их работу.
Продолжим, моя радость! Ты не представляешь, как хорошо, что ты пришла на практику! Это ж месяц? Не меньше. Мне прям как дополнительный отпуск! Так что учись, студент! Как говорил известный тип в известном фильме.
Можно им сказать, что существует несколько видов мозговых атак. Разнообразие всегда радует, ещЁ можно ввернуть вариативность. Ха! Так вот.
Прямая мозговая атака («мозговой штурм»). Говоришь им – это раз! Постановка задачи перед творческой группой, именно, Глашенька, акцент на слово «творческая». Половина девчЁнок, а может и парней видели себя на сцене или экране, но реалии и воля родителей привела их в ряды «БУ». Да я так и говорю им, что они «БУ», ладно, добавляю что они «БУ и А». Сашенька, да не красней ты так. Это бухгалтерский учЁт и аудит.
И вот, говоришь ты им, участниками мозговой атаки могут быть выданы результаты различной формы и содержания. Однако в них должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить или иметь и что мешает получению желаемого. Постановка задачи для «мозгового штурма» должна отличаться краткостью изложения. Выдал кратко и сел за комп или телефон. Нам ведь новости почитать надо. Кстати, вот пришЁл я пораньше, новости на РБК прочитал, абзац интересный копировать – вставить, на печать 1о экземпляров  и всЁ! Пару я свободен, а они штурмуют, пишут, решают. На этом же моЁм листочке. И не надо выдумывать, всЁ представлено в проблемной ситуации на РБК.
Цель! Скажи им, что для проведения прямой мозговой атаки, цель состоит в выработке управленческого решения путем обсуждения предложенных идей для решения данной проблемы. Данной, Зоинька, данной проблемы. Ты уже можешь и забыть какой.
А ещЁ нет довольного студента. По определению нет, как и преподавателя, конечно! Мне вот работа моя очень нравится. И всЁ вообще было бы идеально, если бы не занятия! Сколько там на часах то? Уже 25 минут от пары прошло? Ну не беда. Сейчас пойдЁм. Я к чему про недовольных то? Вот в каждой группе есть такой студент, а то и несколько. Сидят, бухтят, критикуют. А вот мы им пар то и выпустим. Предложим обратную мозговую атаку. В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. Эко я ввернул! Могу иногда. Надо потом загуглить. Хотя лучше сразу и не самому, а поручить, например старосте. Бывает так ввернЁшь словечко, а они сразу вопрос, типа, а что это значит, а ты такой, а это мы и раберЁм на следующем занятии, а докладчика староста назначит, ну и дальше так с умным видом несЁшь вечное, светлое, мудрое. Так вот, согласно этому закону переход к новому происходит через выявление и устранение дефектов в существующем. Вот они и отрываются, критикуют. Что? Да хоть столовую или расписание. Не по нашему предмету думаешь? К нашему предмету всЁ можно привязать. Вот был у нас профессор, так он на всех занятиях про собак рассказывал. Как он со своей гулял и каких встречал. А так как собаку каждый день и не по разу выгулять надо, материала к занятиям у него море было. Нет, не кинолог он, Машенька. «Деньги, кредит, банки» читал. Так вот, обратная мозговая атака не генерирует идеи, а целиком направлена на критику уже имеющихся идей. А кто ж критиковать не любит. Тут дай волю. Не остановить. Просто сразу оговорить надо, что не кричать, а в письменном виде. Бумага всЁ стерпит, а потом и урна. Ты же помнишь, всЁ в корзину! А то прочитаешь, что не следует,,,
Метод обратной мозговой атаки ориентирован на решение первой творческой задачи, то есть цель обратной мозговой атаки заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, который подвергается ничем не ограниченной критике. Объектом обратной мозговой атаки может быть конкретный экономический процесс, сфера услуг, например.
Сарочка, уже заканчиваю. Одну пару потеряем - не страшно. Тебе опыт, мне месяц отдыха. Теперь вот двойная мозговая атака. Суть двойной мозговой атаки заключается в том, что после проведения прямой мозговой атаки делается перерыв на неделю, этот метод вообще подарок для преподавателя. В конце пары ты говоришь им листочки оставить себе и через неделю еще раз повторяешь с ними прямую мозговую атаку. При двойной мозговой атаке число участников может возрасти или уменьшиться, кто пришЁл, кто нет, кто в прошлый раз не был. Обсуждение задачи идет в непринужденной обстановке и во время перерыва их можно оставить в аудитории, а самому в буфет пораньше уйти, пока очереди нет. После перерыва генерация высказанных идей продолжается, но уже с учетом высказанных замечаний. Тут главное не задремать поевши.
Ну что, АлЁнушка, до конца пары 15 минут. идЁм или уже на следующей тебя представлю?
- Евгений Иванович, всЁ это очень интересно и я получила огромный опыт, на который не могла рассчитывать. Но позвольте мне сказать. Меня зовут Василина Георгиевна. И приехала я на стажировку с коллегами из управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Рособрнадзор, если коротко. Коллеги ожидают вас уже второй час в аудитории по расписанию. Тестируют студентов. Извините, что не смогла прервать Вас раньше,,,
,,,
Евгений Иванович шЁл по университетскому скверу, в руках была коробка, совсем как в кино, с личными вещами. В голове пульсировали фразы: «без выходного,,,», «,,,невыполнение контракта», «уволить по статье,,,»
,,,
Будильник на телефоне звенел нещадно и достать его не было никакой возможности. Сопротивляясь увольнению Евгений Иванович сбросил телефон в своЁм тревожном сне под диван. Слушая надрывный звук телефона, Евгений Иванович соображал, что надо ехать в университет, что сегодня четыре пары и что он хотел дать студентам,,, срез остаточных знаний методом мозгового штурма.
всЁ только начинается, промелькнула мысль. Но, как говорится в известной передаче, это уже совсем другая,,, мысль


Рецензии