Порча. Чёрный квадрат
Хотя почему порча? Было время, когда я действительно преклонялся перед этими шедевральными обманками. Долго. Лет двадцать. Потом, лет на пять, я задумался (это с меня порча сходила). Ну, а потом уже вздохнул, как здоровый человек. Но, видно, зазубринки на сердце остались навсегда.
О Джоконде я уже размышлял и в прозе и в стихах. О «Чёрном квадрате» так живо размышлять не получится, потому что он мертвец. Великий мертвец, конечно.
Вековые уже споры о достоинствах ЧК («Чёрного квадрата») обычно обращены к философско-мистической составляющей картины. Живопись ЧК часто приравнивается к нулю. Типа: чёрный квадрат на белом поле может нарисовать всякий. Так ли это?
Для справки: чёрные квадраты и прямоугольники встречались в живописи и до Малевича. Малевичу был известен, как минимум, чёрный прямоугольник Альфонса Алле под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью», написанный лет за тридцать до ЧК. Кстати, Алле написал ещё и красный, желтый… всего семь прямоугольников! Сразу обращу Ваше внимание на то обстоятельство, что название картин Алле и его репутация навсегда лишили картины мистического подтекста. Пофантазируем: если бы Алле назвал картину как Малевич, то, верно, лишил бы великого Казимира его величия! Остался бы Малевич просто оригинальным художником-мыслителем.
Другой интересный факт: знаменитый график Густав Доре за полвека до Малевича тоже изобразил замечательный чёрный квадрат. Вас удивит название этой работы: «Истоки российской истории теряются во тьме веков»!
Рассмотрим живописную составляющую ЧК Казимира Малевича на примере первой картины (1915 год) – остальные три ЧК, написанные Малевичем позже, не имели каких либо плюсов по сравнению с первым вариантом.
Композицию картины в нашем случае определяют размеры сторон не совсем правильного по форме чёрного квадрата и белых полей картины. Размер картины: 79,5х79,5, площадь поверхности белых полей превышает площадь чёрного цвета на 20%. Размеры других ЧК Малевича от 53х53 до 106х106. По моему субъективному мнению композиция и цветовое решение первого квадрата оптимальны.
Квадрат написан смесью трёх красок, одна из которых зелёная. В краску был добавлен мел. Говорят, для погашения глянца. Думаю, не только. За счёт этого была достигнута уникальная тональность цвета.
Изменения фактуры поверхности и цвета за прошедшие сто лет пришлись на пользу ЧК. Многочисленные трещинки красочного слоя (кракелюр), образовав своеобразную паутину, состарили ЧК. А старость часто принимают за мудрость. К тому же, снизилась интенсивность цветов. Первоначальный вызывающий контраст цветов вредил восприятию картины, смещая его к впечатлению примитивного вызова: «победа над солнцем»!
Почти чёрный цвет квадрата являет собой «бездну тьмы», «мировое зло»; сложный белый цвет полей — «потусторонний свет», «пустыню небытия» (но не мировое добро, как могло бы показаться по контрасту).
Восторженные отзывы о ЧК не смолкают и не смолкнут никогда, особенно среди шизофренирующих мудрецов и безапелляционно заносчивой молодёжи. Благо, что фантастически амбициозный Малевич оставил после себя несколько томов размышлений, в основе которых лежит прославляемый им ЧК.
Другую точку зрения в её смягчённом варианте представляет известный отзыв А. Бенуа: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов…, это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведёт всех к гибели».
Сам же Малевич декларировал: «Я – начало всех начал! Черный квадрат - зародыш всех возможностей»… Нуль форм, являющийся потенцией полноты и сущностью Вселенной — и так далее в этом же духе.
Как хотите, не верится мне, что ищущий «заумь», пусть и одарённый художник может быть началом всех начал. Хочется верить, как и большинству людей на Земле, что начало всех начал – Бог, или Абсолют, который «есть жизнь и свет, и нет в Нём никакой тьмы».
Маэстро обознался. Чёрный квадрат не «начало всех начал», а конец всех концов! И не «зародыш возможностей», а задокументированный труп. С пошленькой запиской: прощай, искусство! Что вовсе не умаляет блестящую мистическую находку Казимира Малевича, открывшего «чёрную дыру» не только живописи, но и творчества в целом. И, для меня очевидно, как для человека, пишущего иконы не за деньги, что ЧК обладает мощной энергетикой. В отличие от иконы, это — энергетика бездны, прошедшая через сердце и руку Малевича, стократно усиленная контактами со зрителями, обладающими в той или иной степени чёрной энергией.
А то, что Чёрный квадрат, этот великий Абсолют Негатива, является прародителем не только глубоких философских размышлений, но и искреннего смеха или чувства брезгливости и отторжения – это уж как кому. И каждый будет по-своему прав.
Свидетельство о публикации №222120701753