Порча. Чёрный квадрат

       Живут в моём сердце Чёрный квадрат и Джоконда и ничего не могу с этим поделать.Видно порчу кто-то навёл. За что? Наверное,  можно разобраться: кто и когда. Вообще-то такие заразы пристают к каждому по-своему. К одному – с юности, к другому – в старости (что реже). Контингент заражённых разнообразен. От шизофреников (чаще), до святых. Например, наш дивный святитель Лука Крымский, потерявший зрение к концу жизни, почитал Джоконду за образец чистой красоты.
       Хотя почему порча?  Было время, когда я действительно преклонялся перед этими шедевральными обманками. Долго. Лет двадцать. Потом,  лет на пять, я задумался (это с меня порча сходила). Ну, а потом уже вздохнул,  как здоровый человек. Но, видно, зазубринки на сердце остались навсегда.
       О Джоконде я уже размышлял и в прозе и в стихах. О «Чёрном квадрате» так живо размышлять не получится, потому что он мертвец. Великий мертвец, конечно.
       Вековые уже споры о достоинствах ЧК («Чёрного квадрата») обычно обращены к философско-мистической составляющей картины. Живопись ЧК часто приравнивается к нулю. Типа: чёрный квадрат на белом поле может нарисовать всякий. Так ли это?
       Для справки: чёрные квадраты и прямоугольники встречались в живописи и до Малевича. Малевичу был известен, как минимум, чёрный прямоугольник Альфонса Алле под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью», написанный лет за тридцать  до ЧК. Кстати, Алле написал ещё и красный, желтый… всего семь прямоугольников!      Сразу обращу Ваше внимание на то обстоятельство, что название картин Алле и  его репутация навсегда лишили картины мистического подтекста. Пофантазируем: если бы Алле назвал картину как Малевич, то, верно, лишил бы великого Казимира его величия! Остался бы Малевич просто оригинальным художником-мыслителем.
        Другой интересный факт: знаменитый график Густав Доре за полвека до Малевича тоже изобразил замечательный чёрный квадрат. Вас удивит название этой работы: «Истоки российской истории теряются во тьме веков»!
        Рассмотрим живописную составляющую ЧК Казимира Малевича  на примере первой картины (1915 год) – остальные три ЧК, написанные Малевичем позже, не имели каких либо плюсов по сравнению с первым вариантом. 
        Композицию картины в нашем случае определяют размеры сторон не совсем правильного по форме чёрного квадрата и белых полей картины. Размер картины: 79,5х79,5, площадь поверхности белых полей превышает площадь чёрного цвета на 20%.  Размеры других ЧК Малевича от 53х53 до 106х106. По моему субъективному мнению композиция и цветовое решение первого квадрата оптимальны.
       Квадрат написан смесью трёх красок, одна из которых зелёная. В краску был добавлен мел. Говорят, для погашения глянца. Думаю, не только. За счёт этого была достигнута уникальная тональность цвета.
       Изменения фактуры поверхности и цвета за прошедшие сто лет пришлись на пользу ЧК. Многочисленные трещинки красочного слоя (кракелюр), образовав своеобразную паутину, состарили ЧК. А старость часто принимают за мудрость. К тому же, снизилась интенсивность цветов. Первоначальный вызывающий контраст цветов вредил восприятию картины,  смещая его к впечатлению примитивного вызова: «победа над солнцем»!
        Почти чёрный цвет квадрата являет собой «бездну тьмы», «мировое зло»;  сложный белый цвет полей  — «потусторонний свет»,  «пустыню небытия» (но не мировое добро, как могло бы показаться по контрасту).
        Восторженные отзывы о ЧК не смолкают и не смолкнут никогда, особенно среди шизофренирующих мудрецов и безапелляционно заносчивой молодёжи. Благо, что фантастически амбициозный Малевич оставил после себя несколько томов размышлений, в основе которых лежит прославляемый им ЧК.
       Другую точку зрения в её смягчённом варианте представляет известный отзыв А. Бенуа: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов…,  это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведёт всех к гибели».
       Сам же Малевич декларировал: «Я – начало всех начал! Черный квадрат - зародыш всех возможностей»… Нуль форм, являющийся потенцией полноты и сущностью Вселенной  —  и так далее в этом же духе.
        Как хотите, не верится мне, что ищущий «заумь», пусть и одарённый художник  может быть началом всех начал.  Хочется верить, как и большинству людей на Земле, что начало всех начал – Бог, или Абсолют, который «есть жизнь и свет, и нет в Нём никакой тьмы».
        Маэстро обознался. Чёрный квадрат не «начало всех начал», а конец всех концов! И не «зародыш возможностей», а задокументированный труп. С пошленькой запиской: прощай, искусство! Что вовсе не умаляет блестящую мистическую находку Казимира Малевича, открывшего «чёрную дыру» не только живописи, но и творчества в целом. И, для меня очевидно, как для человека, пишущего иконы не за деньги, что ЧК обладает мощной энергетикой. В отличие от иконы, это  — энергетика бездны, прошедшая через сердце и руку Малевича, стократно усиленная контактами со зрителями, обладающими в той или иной степени чёрной энергией.   
         А то, что Чёрный квадрат, этот великий Абсолют Негатива, является прародителем не только глубоких философских размышлений, но и искреннего смеха или чувства брезгливости и отторжения  – это уж как кому. И каждый будет по-своему прав.
         


Рецензии