Ироничный постскриптум к хронике текущих дней-10
Примерно в середине июня мы провели выпускной концерт пятого курса. В нем были неплохие номера. Хорошо помню один. Это был «музей пятого курса», среди экспонатов которого был заучившийся студент в виде скелета, картины «Студенты на субботнике» и прочее. Зрителям концерт понравился.
Государственные экзамены я сдал на «отлично». Особенно легко мне дался экзамен по истории. Он был последним, и после него оставалось только готовиться к игре. О дате игры я узнал из рекламы в газете «Молодежь Узбекистана». А официального приглашения из Ташкента все не было.
В процессе подготовки к игре возникла очень серьезная проблема. Дело в том, что Азим, который писал нам фонограммы в течение трех лет, уехал из Намангана. Нужно было искать другого музыканта. Тут Виктория Щепанская вспомнила о своем знакомом – Кармене Цатуряне. Это был младший брат журналистки из «Наманганской правды» Сильвии Цатурян, которая изредка писала про наш КВН. Университет в это время приобрел синтезатор, который и был предоставлен команде. Помню, что фонограмму мы записывали в одной из кабинетов спортфака.
У меня же с трудом шла работа над финальной песней музыкального конкурса. В основу «музыкалки» я взял знаменитый фильм «Титаник», который не удосужился посмотреть, а сюжет знал со слов друзей. Разумеется, нужно было использовать в конкурсе песню Селин Дион «My heart will go on». Именно она у меня не получалась. Юлдашев Алишер одолжил мне на один день свой магнитофон и кассету с записью саундтрека к фильму «Титаник», но как я ни старался текст выходил корявый. Это самая худшая песня, написанная мной за все годы, что я играл в КВН. И это странно, учитывая тот факт, что песня эта мне очень нравится. Обычно песни, которые мне нравятся, у меня получались.
Уже был намечен день отъезда, а денег на поездку не было. В университете задерживали и зарплату преподавателей, и стипендии студентов. Не знаю, с чем это было связано, но и в день отъезда я не был уверен, что мы поедем в Ташкент. Тем более, что официальное письмо из Ташкента так и не пришло.
Но проректор просил не беспокоиться. И готовиться к игре.
3 июля уже днем вся команда собралась с вещами в университете. Я перемещался между актовым залом, где участники команды «убивали» время и ректоратом. Где-то к часам четырем дня проректор посадил меня в свою служебную машину вместе с кассиром университета, и мы отправились в банк. Команда в полном составе направилась на железнодорожный вокзал с приказом «ждать».
Прямо в машине кассир дал мне пачки денег, и возле вокзала высадил меня. Помню, с каким изумлением смотрели на меня уличные торговцы – я вылез из автомобиля, прижимая к груди пачки денег, и здесь же купил пакет, чтобы погрузить это богатство. Насколько я помню, в моих руках находилась сумма, равная тридцати моим стипендиям. Одним словом, начало поездки вышло запоминающимся.
А в команде были потери. По семейным обстоятельствам не смог поехать на игру Алибаев Сергей, а это значило, что в команде не осталось поющих парней. Конечно, пели и Армен, и Сергей Давыдов, и Ёдгор, но они не могли сравниться с Таджибаевым Русланом и Алибаевым Сергеем.
В Ташкенте меня обескуражила встреча с организаторами игры. Создалось впечатление, что нас не ждали. До сих пор не могу отделаться от мысли, что нам намеренно не отправили официального приглашения. Видимо, надеялись, что без нее ректорат не отправит команду на игру. И, когда игра началась, мои подозрения усилились. Дело в том, что во всех конкурсах мы начинали первыми. Такого не должно быть согласно регламенту. Это значило только одно: жеребьевку провели, исходя из того, что наша команда не примет участия в игре, а когда мы все-таки явились, решили нас поставить везде первым номером. Давно известно, что выступать первым – занятие неблагодарное. Но тогда не было времени вникать в эти «тайны мадридского двора».
Тема приветствия была «Все наоборот». Я решил сделать его в виде многонациональной коммунальной квартиры, и в «линейке» у каждого был свой образ. Армен, разумеется, был «лицом кавказской национальности», Ёдгор – узбеком, Ульмас – шотландцем (!!!), Давыдов Сергей – то ли латышом, то ли эстонцем, а Юлдашев Алишер – индусом. И тексты у каждого были соответствующими.
Приветствие начиналось с песни «Коммунальная квартира» группы «Дюна»:
Загляните к нам в квартиру,
Все у нас наоборот!
Туалет гостиной шире,
В спальне есть водопровод!
Телевизор – «шесть на девять»,
Смотрим через микроскоп,
Объясним сейчас в припеве,
Вам понятно было чтоб!
Это – аномальная, ненормальная квартира!
Это ненормальный наш, аномальный КВН!
Если чайник, сверху крышка,
А внутри, конечно, чай.
Текст у песни умный слишком,
Если хочешь – подпевай!
Вслед за песней жильцы квартиры начинали разговор о проблемах проживания. Голос за кадром настраивал их на вполне определенный лад:
- Дорогие жильцы аномальной квартиры, послушайте объявление! Телефон отключен, санузел затопило, баба Маня взорвала газовую плиту… Приятного начала дня!
И началось:
- У всех квартира как квартира, а у нас… Опять кому-то придется в ЖЭК идти!
- Я не пойду! Этот ЖЭК – настоящий ЖЭК-потрошитель! Слесарь придет – потрошайничает, сантехник придет – потрошайничает! Э, не пойду!
Через несколько лет, читая заметки и афоризмы Михаила Светлова, я обнаружил это словосочетание «ЖЭК-потрошитель». То есть здесь случай невольного плагиата. Обидно, жаль, но что поделаешь?
Особенно хорош был в своем образе «горячего прибалтийского парня» Сергей Давыдов. Кажется, Юлдашев Алишер рассказал мне, что Сергей, чтобы войти в образ, даже дома говорил с характерным прибалтийским акцентом.
Он же и спел сольно песню в приветствии:
На рижском взморье воздух свеж,
Там бродит девушка без одежд…
Но опоздал мой аэроплан –
Девушка оделась и домой ушла…
(песня «Симона» Владимир Кузьмин).
Шутки в этом приветствии были больше ситуативные, связанные с образами жильцов квартиры. У Ёдгора, как было упомянуто выше, был образ узбека, и шутки, в основном, основывались на неправильном использовании русских слов и словосочетаний:
- Я вчера с девушкой познакомился. В парке на скамейке сидели, говорили. Потом я ей говорил: «Пойдем со мной». Она: «Хорошо». А тут - загвоздка.
- Ага, она догадалась, что ты женатый!
- Нет. Ее платье за гвоздка зацепилось…
- Гляжу я на вас и думаю: «Может, мне в кружок любителей пива записаться?».
- Один кружок?
- Конечно, один!
- Э, ты слабый! Я вчера шесть кружок пива выпил!
Армен «эксплуатировал» стереотипы, связанные с жителями кавказских республик:
- Хватит того, что, когда зимой отопления не было, все ко мне прижимались.
- А почему к тебе, а?
- Потому что мы, кавказцы, - горячие парни!
- А у меня как раз тост есть! Однажды на очень грязной кухне сидели два таракана и беседовали о смерти. О, это были очень начитанные тараканы! Но они не заметили
мужика с тапочками. Он их раздавил… Так выпьем за тех, кто познает истину даже
ценой своей жизни!
Ему же я дал свою старую шутку, которую давным-давно говорил Кирилл (разумеется, «подогнав» ее к изменившимся обстоятельствам):
- Я вот хочу воином-интернационалистом стать.
- В Афган решил податься?
- Да нет. Я – армянин, хочу жениться на русской, и тогда я каждую ночь буду выполнять интернациональный супружеский долг!
Текст Юлдашева Алишера перекликался с любимыми индийскими фильмами:
- Джимми, держи тару!
- Нет!
- Ради печени своего отца, держи тару!
- Нет!
- Держи!
Самыми сильными шутками приветствия были, на мой взгляд, эти:
- Моя жена занята у холодильника. У нас там вторую неделю негр сидит, она его уговаривает переехать.
- А что это у вас в холодильнике негр делает?
- Не знаю. Мерзнет, наверное.
- У меня недавно радостное событие было! Прихожу поздно ночью домой, свет не включил, лег в кровать, - чувствую, кроме меня и жены, еще кто-то есть!
- Какое радостное событие? Плакать надо!
- Подожди! Свет включил… Господи, друг детства! Десять лет не виделись! Ну, и выпили на радостях!
Учитывая то, что во Франции в это время шел чемпионат мира по футболу, я счел возможным включить в сценарий свой старый номер «Черепаший футбол».
«Молодежь Узбекистана» потом упомянула шутку о том, как бьется прибалтийская посуда: «Дзинь! Тарс!». Это, может быть, даже и не было шуткой, ну и Бог с ней.
Была еще одна песня в приветствии – весьма популярная в то время песня группы «Бэкстрит бойз» «Everybody»:
В каждом доме барабашка есть!
Без штанов и без рубашки, йе-йе!
По ночам по дому бродит, йе-йе!
И на всех он страх наводит, йе-йе!
Привиденье – съел печенье,
Съел варенье,
Он допрыгается точно,
И прибьем его мы ночью!
Призрак в ванной, йе-йе!
На диване, йе-йе!
С нашей Таней, йе-йе!
Вот какой нахал!
Заканчивалось приветствие лирическим эпизодом «Окно в Париж»:
- Ведь раз в сто лет, именно в этот день, в этот час и минуту у нас в квартире открывается окно в Париж!
- Вот оно!
- О, Париж! Эйфелева башня!
- Смотрите, в Париже все наоборот! Ален Делон пьет одеколон!
- Парижанки ходят в фуфайках и валенках!
- А в бистро километровые очереди.
- Смотрите, а это окно в Америку! И там все наоборот: куда подевались небоскребы?
- Майкл Джексон опять черный!
- Ему, наверное, «темную» устроили…
- Посмотрите, а это что? Дверь какая-то…
- Это же дверь в КВН! Давайте откроем ее!
- Не надо, а вдруг и в КВН все наоборот.
- Ну и пусть! В КВН так и должно быть – все наоборот!
И завершающим аккордом в приветствии звучала песня «Аромат любви» Лады Дэнс, в которой тесно переплелись интернационализм, жилищные проблемы, любовь к родному городу и КВН:
В нашем доме все пускай наоборот!
Но зато веселый здесь живет народ.
Говорим, пускай на разных языках.
Одинаково вздыхаем: «Ох!» и «Ах!»
Чукча, грек, тунгус, немец и француз,
Шутка прозвучит и отступает грусть!
В доме нашем благодать, просто жуть берет.
Раз гулять – во всю гулять! Вот такой народ!
Плова аромат манит: кушать подано!
Водка «Русская» пьянит – в рюмках вот она!
В доме нашем много есть еще проблем.
Не решит ни Бог, ни ЖЭК, ни КВН!
И который год ремонта ждет наш дом,
Дом, в котором замечательно живем!
Пусть отключат газ, и отключат свет –
В шутку обратим – проблемы больше нет!
В нашем доме шум и гам: льется песнь рекой,
Наш любимый Наманган – дом ты наш родной!
Что бананы, шоколад, чипсы, «Фендейл»-сыр,
Яблок наших аромат знает целый мир!
В Намангане яблоки – ароматные,
Песни наши иногда – непонятные.
По сценарию должно быть наоборот,
Потому что вот такой здесь живет народ!
В разминке мы еще раз убедили себя и всех, что это наша «ахиллесова пята». Я даже как-то ненароком подыграл на разминке своим соперникам. И по недоброй традиции нам опять пришлось уповать на музыкальный конкурс. Тем более, что мы не без оснований полагали, он достоин хороших отметок. Но надежда, которая умирает последней, именно так и поступила. После объявления итоговых баллов.
Музыкальный конкурс мы задумывали как яркое шоу, с использованием реквизита. Были созданы «волны» из целлофана, раскрашенного в голубой цвет; Щепанская Виктория в редакции газеты «Наманганская правда» изготовила титры с фамилиями участниками команды (я до сих пор их храню).
Я играл капитана корабля, большая часть парней команды выступила в качестве экипажа злосчастного судна; была и влюбленная пара. Эпизодически появлялась Алла Пугачева, священник, стюард. Опять-таки я постарался, чтобы это было маленьким спектаклем, сдобренный хорошей музыкой.
Название музыкального конкурса было «Куда, куда вы удалились» и я обыграл его в эпиграфе к конкурсу:
- Кинокомпания «ТитАмик Pictures» при участии «Наманганской Аномалии» представляет свою версию этой истории «Куда, куда вы утопились…», созданную по мотивам русских и нерусских хитов.
После короткого музыкального вступления я, как капитан, настроил всех на «условность» происходящего на сцене:
- Давайте сразу же условимся, что сцена – это не сцена, а палуба «Титаника»…
- А зрители?
- Никаких зрителей! Это… это… океан… волны… Да! Это волны!
Потом на сцене появились влюбленные, которые обменялись фразами:
- А помнишь, как мы познакомились?
- Помню. Я стоял на улице и ел мороженое, а ты прошла мимо, как… сухогруз… нет, как… танкер, нет… как каравелла по волнам. А я смотрел тебе вослед и думал: «Какое вкусное мороженое!»
- Ой, какой ты смешной. Как морской ёжик.
- Еще скажи: «Как речной дикобраз». На себя посмотри!
- Ой-ей-ей, какой обидчивый! А если корабль начнет тонуть и нам придется плыть на одном шкафу?
- Я лучше останусь на корабле.
А вслед за тем обменялись песенными «уколами»:
За мои овальные глаза называешь ты меня овальной,
Льется треугольная леза из очей овальных моментально.
Если надо режиссеру, я готова жертвой стать,
И конец наступит скоро: вместе будем утопать!
Ну, зачем я согласилась плыть с тобою в эту даль?
Хорошо мне дома было с «Мулинексом» и «Тефаль».
За мое квадратное лицо, называешь ты меня квадратным,
Я зачем-то вышел на крыльцо, а потом с крыльца обратно.
Не хочу сниматься в фильме, я в актеры не гожусь,
И на эту вашу льдину «по большому» я схожу.
И зачем я согласилась плыть на этом корабле,
Я сейчас как волк завою в этой предрассветной мгле.
(песня «Колдунья» Надежда Кадышева).
В эпизоде с Аллой Пугачевой я использовал фрагменты ее песен, которые как бы перекликались с катастрофой «Титаника»: «Айсберг», «Не делайте мне больно, господа!», «Я в воду войду», «Позови меня с собой», «Эй, вы там, наверху!». Получилось хорошо, и зал оценил этот ход.
Стюард выходил на «палубу» с подносом и предлагал пассажирам:
- Кушать подано, сэр! Виски со льдом. Пока только виски, лед будет потом. Много льда…
Были и диалоги капитана с матросами:
- Как дела в машинном отделении?
- В машинном отделении происходит отделение машинного отделения от корабля…
Думаю, неплохим был и текст молитвы, который произнес священник (в его роли выступил Давыдов Сергей):
- Прости нас строгое жюри за старые шутки в приветствии, прости нас за неостроумные ответы на разминке, прости нас за отсутствие темпа в «музыкалке»… Помолимся! Очень хочется нам поиграть в КВН, яко на сцене, так и за кулисами. Да сойдет нам с рук приветствие, да отмучимся на разминке, да не запорется «фанера»… Во имя Гусмана и Маслякова и святого Кивина! Амик!
Лучшим музыкальным номером в конкурсе была песня «Прекрасное далеко» из фильма «Гостья из будущего», которую спела Бережная Наташа:
Слышен голос из ужасного глубоко –
Это нас зовут Герасим и Муму.
Встреча с айсбергом, увы, нам вышла боком,
Погружается корабль наш во тьму.
Ужасное глубоко – не будь ты к нам жестоко,
Мы воду любим только, чтоб теплая чуть-чуть.
Ужасное глубоко – акула с осьминогом,
Голодные немного – зверюшки просто жуть!
При том, что я знал: осьминог не опасен для человека. Что поделаешь – рифма…
Кроме нее, я переделал песни «Балалайка», «Yellow submarine» группы «Битлз», но они не были выдающимися. В этом музыкальном конкурсе песни в качественном отношении уступали актерскому тексту.
Заканчивалась наша версия гибели «Титаника» философско-юмористическим диалогом капитана с экипажем:
- Капитан, какая ирония судьбы: тонем мы, а «Оскара» будут получать другие.
- И смешно: на ужин мы ели рыбу, а на завтрак – рыба будет есть нас…
- А что мы будем делать после съемок «Титаника»?
- Играть в пьесе Горького «На дне».
- На связи земля!
- Что говорит земля?
- Земля говорит: «Прощайте».
- Сейчас бы сыграть в «Угадай мелодию!». Категория – «Кругом вода».
- Капитан, Вы учились в школе?
- Да, я сумел закончить три класса. А почему ты спрашиваешь?
- Пора говорить последнюю красивую фразу.
- Красивую фразу? Сейчас… Ага! Утопать – так с песней!
Последняя фраза стала пророческой. «Утопала» «Наманганская Аномалия» с песней Селин Дион, которую цитировать не хотелось бы. В нем было много «воды», как в океане, и мало мысли:
Будет по сценарию и айсберг, и цунами,
Будет еще масса всяческих проблем.
Пусть же по сценарию, придуманном не нами,
Скажем в рифму слово «КВН»…
Игру мы проиграли и вылетели из чемпионата.
Дальнейшие проблемы были связаны с документами. Кирилл обещал выслать почтой бумаги для оформления командировочных, но я их не дождался. Все мои однокурсники уже отдыхали, а мне приходилось день за днем наведываться в университет. На мне же висела сумма в тридцать моих стипендий. Устав от ожиданий, я решил съездить в Ташкент, чтобы самому привезти нужные документы. Что и сделал. Поездка запомнилась тем, что в Ташкенте я не очень экономно распорядился деньгами, и в Наманган прибыл без гроша в кармане. Пешком пришел с вокзала в университет, оттуда позвонил Ланкову Алексею (он жил ближе всех к вузу), и он одолжил мне денег для того, чтобы я смог уехать домой.
Потом вышла статья в «Молодежи Узбекистана». В качестве соли на нашу свежую рану. Новопрудский не преминул провести параллель между «Титаником» и командой «Наманганская Аномалия». Было много умных и не очень замечаний, которые я пропустил мимо ушей.
Так закончился студенческий период моего КВН...
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №222120700209