Маленький...

     Многие думают, до сих пор, что люди бывают великие, большие и маленькие. Есть даже мнение, что большой человек - это обязательная промежуточная стадия между великим и маленьким человеком.

    Другими словами, чтобы стать великим человеком, маленькому человеку нужно вырасти в человека большого. А это очень трудно, - маленькому человеку превратиться в большого.

     Да и большой человек не всегда становится человеком великим. Потому-что, так думают наиболее посвящённые в таинства получения людьми своих нематериальных размеров, кроме великих, больших и маленьких людей, существует ещё Решающая Сила.

      Эта Сила, так думают некоторые, потому и называется Решающей, что это, якобы, она решает, кто из больших людей станет великим человеком, а кто останется просто большим или даже снова очутится среди людей маленьких.

     Решающую Силу можно также называть Величайшей или Высшей, потому-что среди людей распространено мнение, что только среди них, людей, есть такая штука, как измерение нематериальных размеров, а, например, в животном и растительном мирах, она отсутствует.

    В животном и растительном мирах действительно важен материальный размер: кто больше материальным размером, тот сильнее. Кому не повезло с ростом или высотой, как у секвойи, тот слабеньким считается.

    А человечество долго шло по такому пути развития, на котором оно искало сначала способы превращения материального размера человека в его нематериальный размер, а потом, на том же пути развития, стало искать способы достижения полной независимости нематериального размера человека от его размера материального.

     И так как среди людей, в процессе развития человечества, так и не нашлись те, которые знали бы, как построить общество равных, было придумано такое определение:

     Справедливость - такая оценка нематериального размера человека, которая определяется величиной и содержанием, часто даже мучительностью тех усилий, которые он затратил, в процессе своего материального роста, на достижение своего значительного  нематериального размера.

     В соответствии с этим определением получается, что чем больше затратил усилий и чем больше мучился человек, женщина или мужчина, превращая свой материальный размер в значительный нематериальный размер, тем он достоин звания большого или даже  великого человека.

     Конечно, те, кто не так уж сильно мучился и не так уж много затратил своих усилий, чтобы стать нематериально большими, и кто сами себя считают везунчиками или "везуньями", не хотели бы оценивать своё везение, как глубоко несправедливое.

    Везунчики и "везуньи", которые сами себя считают большими или даже великими, своими нематериальными размерами, должны ненавидеть такое определение справедливости, что приведено выше. Им хочется продолжать считать себя, хотя бы большими, даже если они знают за собой такой "грех", как везение, а также знают то, что затраты и мучительность их усилий не были такими уж большими или значительными.

     Маленькие люди бывают, всё-таки разные, хотя среди действительно больших, в нематериальном отношении, людей,  есть мнение, что все маленькие люди одинаковы: они ничего не сделали.

     По-мнению некоторых больших людей, маленькие люди не хотели тратить значительных усилий и совсем не хотели мучиться, чтобы превратить свои материальные размеры в значительные нематериальные размеры. Вот и остались нематериально маленькими, как Акакий Акакиевич Башмачкин, из гоголевской "Шинели".

     Сами виноваты маленькие люди в том, что остались нематериально маленькими, не стали даже большими, не говоря уж о том, чтобы считаться великими в нематериальном отношении к измерению размеров человеческой личности! Так думают большие люди, считающие себя сильными.

    "Мы - люди маленькие", - это не просто констатация определённых жизненных обстоятельств, а ещё и согласие с тем, что нет ни желания, ни сил, чтобы трепыхаться для превращения себя в человека со значительным нематериальным размером личности.

     И, всё-таки, маленькие люди бывают разные. Есть среди них Акакий Башмачкин, который палец о палец не ударил, чтобы, по образному выражению А П. Чехова, выдавить из себя по капле раба, а есть бурсак Хома Брут, который боролся за свою жизнь изо всех сил, очень при этом морально и психически мучился, и не он виноват, что сила Вия оказалась гораздо значительнее нематериального размера самого Хомы Брута.

     Кстати, именно Николай Васильевич Гоголь чаще других писателей сравнивал нематериальные размеры маленьких, незначительных, людей не с размерами других людей, а с размерами чего-то, то Невского проспекта, то носа, то портрета неизвестного старика, то Вия, который хоть и есть существо живое, но совсем не человек.

     Майор Ковалёв, своим нематериальным размером, оказался гораздо мельче своего собственного носа, который так развернулся в николаевской России, что достиг чинов, предназначенных пусть и не великим, но достаточно большим людям.

     В отличие от Н.В.Гоголя,  другие представители русского критического реализма, сравнивали нематериальные размеры личностей своих героев с размерами личностей других персонажей. Как ни старался Родион Раскольников, у Ф.М. Достоевского в "Преступлении и наказании", "раздуться" в своих размерах, а оказался, своим нематериальным размером, гораздо мельче Сонечки Мармеладовой.

     Фёдор Михайлович Достоевский является великим мастером, как раз, измерения и соизмерения нематериальных размеров личностей своих героев и персонажей, хотя многие думают, что, например, его "Бесы" есть описание исключительно маленьких, нематериальными размерами, личностей, которые стремились раздуться до размеров, если не правителей в государстве, то, хотя бы, до размеров властителей дум, как старший Верховенский, который всё пытался сочинить что-то значительное историческое. Но так и не сочинил.

     Получается, если присмотреться к героям и персонажам Ф. М. Достоевского, что маленькие люди действительно разные. Есть среди них не только закоренелые в своём ничтожестве Башмачкины, но и те, кто думают о себе, что могут стать не только большими, в нематериальном отношении, но и великими, вот только нужно дождаться, не пропустить и воспользоваться удобным случаем.

     Потому, наверное, и вспоминают некоторые люди о Решающей Силе, что сами часто не в состоянии разобраться в потёмках души не только лишнего, как лермонтовский Печорин, человека, но и человека маленького.

     Не знаем, может быть, и не время сейчас, в начале третьего десятилетия двадцать первого века, думать о том, как описывать в своих литературных произведениях маленького человека. Вполне возможно, что время описывать маленьких людей вообще ушло. Навсегда. А искусственный интеллект будет создавать произведения литературы совсем не о лишних, и не о маленьких людях. О ком-то другом будет сочинять свои тексты машинный интеллект.

     Интересно только, до сих пор интересно, как называть человека, место которого в обществе незначительно, то есть его нематериальные размеры крохотные, а голова его полна ценными мыслями или даже вполне реализуемыми идеями, или выдающимися художественными образами, - маленьким или, хотя бы, большим, нематериальными размерами, человеком?

    Понятно теперь, почему до сих пор ещё остались люди, которые мечтают о таком устройстве отдельных обществ, да и всего человечества, при котором нематериальные размеры личности человека измерялись бы исключительно в соответствии с результатами его, человека,  творчества, истоки которого находятся не в его денежном капитале, не в материальных размерах его тела, не в его социальном происхождении, не в его принадлежности к какому-то слою общества, а исключительно в его, или её, голове.

     Писатели-фантасты, если бы захотели постараться, наверное, могли бы написать произведения о том человеческом обществе, в котором люди делятся не на великих, больших и маленьких людей, а на растущие, выдающиеся из общего ряда и значительно самоосуществлённые индивидуальности. Три вида, а точнее, - типа индивидуальностей того человеческого общества, появление которого в будущем всё ещё сохраняет свою ощутимую вероятность.

    А ещё можно предположить, что тот писатель-фантаст создаст произведение о человеческом обществе без маленьких людей, которого изберёт Решающая Сила. Подождём? Или будем писать?..


Рецензии
Конечно будем писать! А там будь что будет! Спасибо, дорогой Борис!!!

Игорь Тычинин   07.12.2022 18:12     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, и творческого вдохновения,и несомненных, всегда, литературных успехов Вам, Игорь!

Светлан Туголобов   08.12.2022 07:54   Заявить о нарушении