Сэр Джон Фальстаф, обаятельный и привлекательный в

 Сэр Джон Фальстаф, обаятельный и привлекательный во всех отношениях
"Фальстаф", опера Верди, новая сцена Мариинского театра,  6 декабря 2022 года.
Дирижер – Валерий Гергиев.
Фальстаф – Магеррам Гусейнов.
Наннетта – Юлия Сулейманова.
Алиса Форд – Оксана Шилова.
Миссис Мэг Пейдж – Екатерина Сергеева.
Миссис Квикли – Анна Кикнадзе.
Фентон – Александр Михайлов.
Форд – Павел Янковский.

Кто бы мог подумать, что великому оперному гению Верди захочется подвести итог своему выдающемуся оперному творчеству написанием оперы-буффа на иронически-саркастический сюжет Шекспира "Виндзорские проказницы", да еще тем самым поставить убедительную точку в развитии этого оперного направления!? Случайно ли он сделал главным героем состарившегося разорившегося и опустившегося, но не унывающего дворянина-раблезианца, любителя еды, вина и женщин!? Фигура не только комичная, но и вызывающая немало других чувств. Он плут, может быть хитер и нечист на руку, но он не злой, доверчивый и вечно попадает в нешуточные переделки из-за своих авантюрных фантазий. Душа у него молода, просит любви и приключений, а бренному же телу не помешали бы и деньги. Необычный главный оперный персонаж, объект насмешек и розыгрышей. Не было ли в этом выборе почти восьмидесятилетнего композитора некоторой самоиронии, ведь он тоже испытал снисходительное отношение более молодых композиторов-современников, которые упрекали Верди в устаревших подходах в создании музыки, фактически списывали его с корабля композиторского развития, не видели перспектив обновлени его творчества? Не вложил ли он, вольно или невольно, и собственные переживания не только в музыку, но и в выбор главной фигуры, на которой строится опера "Фальстаф"? Ведь форма оперы-буффа предполагает, что все хорошо закончится, все помирятся, забудут обиды, обнимутся и будут жить дружно и счастливо дальше. Еще и в финальном ансамбле всем посоветуют сделать то же самое!
Как бы то ни было, опера получилась забавной, полной комических положений и беззлобной.
Новый исполнитель заглавной роли в спектакле Мариинки - Магеррам Гусейнов - вдохнул в эту необычную для Верди оперу новую жизнь, сделал музыкальную историю смешной и динамичной. Прекрасный вокал и выдающийся актерский талант певца превращают его персонаж в полного жизни и кипучих идей господина не первой молодости и свежести, смешного со стороны, но внутренне абсолютно самодостаточного. Его ничто не смущает. Если душа требует, то почему бы и нет?
Как вчера выяснилось, сэру Джону Фальстафу самоуверенности не занимать! В своей неотразимости он полностью уверен! Или почти уверен, если сделать поправку на знаменитый английский юмор и воспринимать слова этого престарелого ловеласа как самодовольную самоиронию! Ну, ни одна дама не может спокойно пройти мимо его красоты! Какие могут быть сомнения? "Она метнула свой лучезарный взор на меня, - поет он, прихорашиваясь. -
Да, да! На этот профиль, на эти плечи, на эту грудь, на лик мой гордый, брови и бёдра!" Это он про Алису, жену богача Форда. И пишет ей любовное письмо, то ли всерьез, то ли развлекаясь по действием неумеренно потребленной мадеры. И сам себя убеждает в самоочевидном успехе этой авантюрной затеи, вспоминая их случайную встречу на улице: "Прекрасный взор с моим скрестился взором, полным страсти. Мне он говорил: «Я ваша, сэр Джон Фальстаф!»" Его не отрезвляет ни огромный живот, ни чрезмерная тучность, ни склонность к обжорству и неумеренным винным возлияниям. Напротив, он возводит это в ранг своих достоинств. В перебранке со слугами он сетует: "Я от вас худею... Как Фальстаф похудеет, его никто любить не станет".
Тут тоже хочется пошутить: "Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!"- любил повторять Карлсон, который живет на крыше. Ну, чем не Фальстаф, который живет... в над таверной "Орден Подвязки"?
Очень колоритный сэр Джон Фальстаф у Магеррама Гусейнова. Адресованные слугам энергичные арии, полные лукавого мудрствования о вежливом и тактичном воровстве или о практической бесполезности чести, с помощью которой нельзя вернуть ни ногу, ни руку, ни палец, ни даже волос, звучат у певца гротескно благодаря контрасту многословного философствования и поучительных саркастических интонаций. В сцене с Фордом (Павел Янковский) у Фальстафа прорезаются и лирические нотки в иронической любовной песенке, а потом и адресованном Алисе проникновенном мадригале. Магеррам Гусейнов мастерски передает все эти нюансы, увлекая своим пением в круговерть событий. Музыка тоже постоянно оттеняет происходящее. Запрятанный в ней хохот дает понять в горделивом ариозо "Ну, старый Джон, действуй смелее", что Фальстафа нещадно разыгрывают, но он это понимает только, когда оказывается выкинутым из окна дома Фордов в Темзу во время неудачного свидания с Алисой, и тогда отголоски тех же мелодий печально прорываются в арии "Да, старый Джон". Но жизнелюбивая натура берет верх, и Фальстаф, лишь услышав от миссис Квикли о любовных страданиях Алисы Форд, готов забыть прежние неудачи и радоваться новым приключениям. Непросто вокально передать такую быструю смену настроений, но Магерраму Гусейнову это прекрасно удается.
Особенно эффектным получилось третье действие, когда в парке имитируют историю о Черном охотнике Герне. Захватывающая сцена с чарующей арией лесной феи, легкой, как дуновение ветерка, красиво спетой Юлией Сулеймановой, дебютировавшей в роли Наннетты.
Прекрасна была и Оксана Шилова в роли Алисы Форд. Изумительной красоты голос, подвижный, полетный, выразительно передает и искрящееся веселье шуточного свидания с сэром Джоном, и изящество веселой песенки "Возьмем с собой ребяток", где раскрывается план повторного розыгрыша Фальстафа в парке.
Отличный мистер Форд-Фонтана получился у Павла Янковского. Его звучный баритон всегда служит украшением этой оперы. Сцена в таверне "Орден Подвязки" у Фальстафа была забавно сыграна и прекрасно спета.
Опера вообще была замечательно исполнена. Ее украсили и остальные исполнители - Анна Кикнадзе с ее иронически вежливой миссис Квикли, Глеб Перязев с его уморительно смешным слугой Пистолем, Александр Михайлов с его влюбленным лирически настроенным Фентоном, Екатерина Сергеева с ее готовой поддержать любую проделку миссис Мэг Пейдж.
Феноменально звучал оркестр под управлением маэстро Валерия Гергиева. Музыка Верди играла всеми своими необычными красками: смеялась, иронизировала, очаровывала и веселила.
Опера порадовала, исполнение восхитило.
Мощными были и овации после спектакля. Публика по достоинству оценила необычное творение Верди, его последнее оперное детище.


Рецензии