Под колёсами истории

Историческое исследование Виктора Артемова и Юрия Лубченкова «Рождение Новороссии. От Екатерины II до Александра I»,  вышедшее недавно в московском издательстве «Вече»,  - более чем подробный экскурс во внешнеполитическую  и военную историю Российской империи во второй половине XVIII столетия. Время правления Екатерины Великой (обратите внимание – в истории дома Романовых было всего два «Великих» монарха – Петр I и Екатерина II, остальные были “Благословленным, Незабвенным, Освободителем, Миротворцем”, а последний из династии на советском и постсоветском простанстве был и вовсе амбивалентно сначала “Кровавым”, а потом “Страстотерпцем”. Таким, вероятно, в памяти новых поколений   и останется.) Но вернемся к Великим. Точнее, к Екатерине Великой.
В своей книге «Рождение Новороссии» Артемов и Лубченков заострили внимание читателей на севере Причерноморья, где Россия активно взялась прорубать «окно в Средиземноморье и Левант». В ходе двух русско-турецких войн (1768-1774 гг) и (1787 -1791гг) Российская империя расширила границы на юге, что вызвало недовольство европейских дворов. Потом, уже при внуке Екатерины Николае I, это недовольство стало детонатором Крымской войны. Но это другая история, к которой мы ещё вернемся в этом обзоре новинок издательства «Вече». А пока, штудируя детали двух русско-турецких войн, которые авторами «Рождения Новоросии» прописаны более чем скрупулезно,  не смог удержаться от возвращения к лучшему из исторических романов Валентина Саввича Пикуля «Фаворит».
Позволю процитировать свою оценку этого великого романа в одном из из недавних своих обзоров («Слово» No 15 (1069) 16.09.2022)
«Поражаешься, насколько актуален сегодня этот роман о создании Новороссии. Екатерина Великая и её фавориты, которые создавали и преумножали пространства империи. Слава русского оружия и гимн российским полководцам. Эту книгу можно перечитывать с начала, с конца, с середины. Бессмертный роман!»
Книга Артемова и Лубченкова – чтение, конечно, не столь искрометное, как роман Пикуля. Но оно, как научный комментарий  прекрасно дополняет «Фаворита», в котором Валентину Савичу было столь тесно в романном пространстве, отчего многие исторические деятели той славной эпохи несправедливо оставались временами за скобками. Авторы  книги «Рождение Новороссии» постарались воздать должное людям, которые украшают памятники Екатерине Великой в Санкт-Петербурге и Одессе. Правда, второй сегодня в большой беде от киевского бепамятства.

Еще одна книга на более чем актуальную сегодня украинскую тематику
«Борьба за власть на Украине с апреля 1917 года до немецкой оккупации» любопытна прежде всего личностью ее автора Евгении Богдановны Бош. Эта барышня корнями из немецких колонистов в Малороссии еще в юности погрузилась в революционную работу. В 1901 году вступила в РСДРП. После II съезда РСДРП определилась как большевичка. Установила контакт с местными большевиками, вела подпольную революционную деятельность. В феврале 1911 года будучи секретарём Киевского комитета РСДРП(б), завязала переписку с  Лениным и  Крупской. В апреле 1912 года была арестована. В заключении её здоровье (к этому она уже страдала болезнями сердца и лёгких) значительно ухудшилось. Тяжело больную чахоткой Киевская судебная палата осудила её к лишению гражданских прав и пожизненной ссылке в Сибирь. Но задержалась там недолго. Вместе с другим руководителем киевских большевиков, который проходил по одному делу с  Бош, —  Пятаковым, она бежала через Владивосток в Японию, а потом переехала в США и наконец — в Швейцарию.
В октябрьские дни 1917 года была одним из руководителей вооружённого восстания против войск Временного правительства.
Стала одним из организаторов Всеукраинского съезда Советов, провозглашения Украины советской республикой — Украинской Народной Республикой Советов (УНРС), формирования её органов государственной власти. В декабре 1917 г. по её инициативе делегаты-большевики и представители левых течений ряда других партий покинули съезд Советов в Киеве, на котором они оказались в меньшинстве, переехали в Харьков, объединились там с делегатами III Донецко-Криворожского областного съезда Советов и провели 11–12 декабря I Всеукраинский съезд Советов. Съезд провозгласил Украину республикой советов, заявил о её федеративной связи с Советской Россией, объявил власть Центральной Рады в Украинской Народной республике недействительной, а законы и распоряжения — недействующими.
До конца января 1918 года правительство находилось в Харькове, 30 января перенесло свою работу в Киев, в начале марта — в Полтаву.
В обстановке сплошного хаоса, нарастания внутренних разногласий, Евгения  Бош с её деятельной, неугомонной вплоть до фанатизма натурой всё чаще стала прибегать к решительным, резким шагам и решениям. Тем не менее её революционный максимализм был по нраву вождям революции. Особенно эта пламенная большевичка отличилась в Пензенской губернии, где по мнению Ленина, была «необходима твёрдая рука» для активизации работы по изъятию хлеба у крестьянства. В Пензенской губернии надолго запомнили жестокость Евгении  Бош, проявленную при подавлении крестьянских восстаний в уездах. 
Там её долго помнили как «кровавую чекистку».
Книгу «Год борьбы. Борьба за власть на Украине с апреля 1917 года до немецкой оккупации» Бош писала уже тяжело больной. Когда мучения от болезни стали невыносимыми,  Бош покончила жизнь самоубийством в Москве 5 января 1925 года.
Книга «Год борьбы» вышла в свет в 1925 году уже после смерти автора.
Потом её долго, скорее, практически, не переиздавали. И вот теперь «книгопыты» из редакции «Вече» нашли этот мемуарный, если только так можно его назвать,  «раритет» становления советской власти на Украине. Объективности ради стоит признать, что история жизни Евгении Бош –одной из фурий революции выглядит куда более увлекательной, чем суконно-протокольный стиль её книги.
Поэтому, как и в случае с романом Пикуля, вновь обратился к книжной полке, вернувшись к легендарно забытой ныне книге Николая Островского «Как закалялась сталь». Судьбы авторов этих двух книг в чем-то пересекаются, поскольку умирали они «мучительно больно» за миражи, обернувшиеся сегодня кровавым нацбатовским мурлом. Но я немного не о том. Сведений о знакомстве  Островского с Бош нет. Она всегда была по партийной иерархии «птицей более высого полёта». Но где-то в подсознании напрашивается мысль о сходстве большевички Жени Бош с корчагинской подругой-товарищем Ритой Устинович.  Впрочем, как сейчас принято предупреждать, «всякие совпадения случайны».

Имя Алексея Николаевича Куропаткина автора мемуарной книги «Завоевание Туркмении» прочно связано с несчастливой для Российской империи русско-японской войной, на которой он командовал русскими войсками в сражениях при Ляояне, Шахэ, Сандепу и Мукдене.  Ни одно из них не закончилось победой русских войск.
В советской историографии полководческий талант Куропаткина в период русско-японской войны подвергался огульному охаиванию. Часто при этом историки ссылались не мнение знаменитого «белого генерала» Михаила Дмитриевича  Скобелева, которому приписывают следующие слова, сказанные им Куропаткину:
«Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решимости и твердости воли… Какой бы великолепный план ты ни разработал, ты никогда его не сумеешь довести до конца». В достоверности этих слов можно усомниться, поскольку в Ахал-текинском походе отряд Куропаткина, совершив тяжёлый 18-дневный переход в 500 вёрст через пустыню, присоединился к войскам генерала Скобелева, действовавшим против Геок-Тепе.
При штурме крепости Геок-Тепе Куропаткин, командуя главной штурмовой колонной ворвался по минному обвалу в крепость, положив основание полной победе русских войск. В своих мемуарах
«Завоевание Туркмении» Алексей Николаевич Куропаткин подробно излагает подоплёку военных операций, связанных с умиротворением среднеазиатских ханств и эмиратов. Его хроники похода в Ахал-теке заставляют нас по новому взглянуть на гениальные полотна Василия Верещагина «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох», вошедшие в состав громадной «Туркестанской серии».  После прочтения мемуаров Куропаткина настоятельно советую посетить «верещагинские залы» в  Третьяковке.

Николая Зеньковича по праву можно считать « Нестором-летописцем» нашего недавнего прошлого, точнее того Смутного времени, которое наступило с приходом горбачевской «катастройки». Автор сорока книг Николай Зенькович пишет в жанре «литературы факта». Книга «Честная хроника безумных дней. 1993» представляет одну из нескольких  дневниковых книг писателя, в которых он старается изложить события, не впадая в оценочные крайности. Но от них (этих крайностей) не уйти. Потому что на глазах у автора, как и у всей страны, разворачивалась масштабная трагедия уничтожения российской государственности. Столкновение амбиций лидера Верховного Совета и Президента это не столько даже  противостояние  двух ветвей власти, сколько личностный клинч Хасбулатова, с примкнувшим к нему Руцким и Ельцина, за спиной которого бесовская камарилья. Книга вновь возвращает нас в тревожную атмосферу  того времени, когда страна балансировала на грани гражданской войны. Зенькович старается быть бесстрастным, но это ему не всегда удается. Гиперинфляция и головокружительный рост курса доллара, картина масштабного казнокрадства и зарождение капитализма на крови, падение жизненного уровня народа, оказавшегося в ежедневном режиме выживания. И как апофеоз этого безумия властей - расстрел съезда нардепов и Верховного Совета, который по существу был государственным переворотом, положившим начало ельцинскому беспределу. 

В авторской серии Александра Боханова «Портреты русской истории»  «Вече» издало двухтомник «Служение России», содержание которого я определил бы как «эскизную галерею» выдающихся исторических персон. Почему, «эскизную»? Первые двенадцать томов этого монументального биографического исследования безвременно ушедшего от нас замечательного историка были как бы «парадными портретами» последних Рюриковичей и   некоторых императоров дома Романовых. Каждый из томов был тематически посвящен тому или иному герою, рассмотренному автором со всех точек зрения. Двухтомник «Служение России» напротив структурирован на четыре раздела: «Россия царская», «Государственная деятельность и защита Отечества», «Культура и наука, созидание и благотворительность», «Православный алтарь». Как видим,  критерии к подбору героев этой «малой портретной галереи» определены родом их деятельности на благо Отечества. Возвращаясь к самому знаменитому автору издательства «Вече» Валентину Саввичу Пикулю, провёл бы некую параллель  между его портретными миниатюрами и бохановскими «эскизными портретами». Конечно, сравнивать прозу исторического беллетриста Пикуля с  фундированными штудиями Боханова – занятие безнадежное. Но в то же время, как мне кажется, в сборнике «Служение России» не хватает не только портретов двух Великих – Петра I и Екатерины II,  которые могли бы украсить всю авторскую серию Александра Боханова «Портреты русской истории», но и выдающихся полководцев  Александра Васильевича Суворова и Михаила Дмитриевича Скобелева, да и многих других выдающихся сынов Отечества, которыми по праву гордится Россия. Возможно, историк Александр Боханов не обошел бы этих героев своим вниманием. Но не успел…


Рецензии