Притча о сеятеле
И ветер повсюду те зерна развеял.
Одни при дороге упали; порой
Их топчет прохожий небрежной ногой,
И птиц, из окрестных степей пролетая,
На них нападает голодная стая.
Другие на камень бесплодный легли
И вскоре без влаги и корня взошли, -
И в пламенный полдень дневное светило
Былинку палящим лучом иссушило.
Средь терний упало иное зерно,
И в тернии диком заглохло оно…
Напрасно шел дождь и с прохладной зарею
Поля освежались небесной росою;
Одни за другими проходят года –
От зерен тех нет и не будет плода.
Но в добрую землю упавшее семя,
Как жатвы настанет урочное время,
Готовя стократно умноженный плод
Высоко и быстро, и сильно растет,
И блещет красою, и жизнию дышит….
Имеющий уши, чтоб слышать, – да слышит!
А.М. Жемчужников
На берегу Галилейского моря вокруг Иисуса Христа собралось множество народа, Он сел в лодку и начал учить народ притчами, и первой была рассказана притча о сеятеле, где говорится о том, как люди по разному воспринимают Слово Божие, в зависимости от того, к чему стремится их душа: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13: 3-9). Притча о сеятеле интересна тем, что Христос не только рассказал ее, но и дал ключ к ее пониманию, ибо Он всеведущий Господь, в Нем сокровищница премудрости разума, у Него ключ к православному понимаю Слова Божиего: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8: 11-15). Евангельская притча о сеятеле открывает нам великую тайну – почему одни люди веруют в Бога и стремятся жить по Его заповедям, а иные – равнодушны к Слову Божиему, не имеют святынь и нравственных идеалов; почему одни люди с радостью принимают Евангелие, а для других – оно навсегда остается закрытой книгой; почему сердца одних людей бьются с верой, надеждой и молитвой, они звучат как арфа Давидова, хвалящая Бога, а сердца иных – напоминают надгробный камень. Каждая притча Иисуса Христа – это мудрая загадка, имеющая духовный и таинственный смысл, Сам Христос есть Небесный Сеятель, Он – воплощенное Слово Божие и предвечный Логос вочеловечившийся, пришедший в мир, чтобы спасти каждого из нас и все человечество, Он – Божественный Архиерей, а мы – Его паства, все сказанное Им – это небесное семя, Слово Божие и глагол жизни, падающий на ниву человеческого сердца. Если Христос – это Небесный Сеятель, семя – Слово Божие, а поле – это все человечество и все наши души, которые должны принять в свои недра – в сокровенную глубину свою чудодейственное евангельское слово, дабы оно проросло через духовную жизни и возросло в Царствие Божие внутри нас, принесло урожай – дары и плоды Святого Духа то сеяние – это проповедь Святой Церкви от апостольских времен до последних дней нашего мира.
В книге пророка Исайи есть таинственные стихи, где семя означает слово Божие, а сеяние – действие всемогущего Бога и исполнение пророчества: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис. 55: 10-13). Христос пришел на землю, чтобы исполнить Божий замысел о спасении мира, сеяние слова Божиего в сердцах людей совершалось Им не только через проповедь и притчи, но и через дела – всей Своей жизнью Он открывал людям святую волю всемогущего Бога, а в притче о сеятеле открыл тайну веры – ее зарождения, возрастания и ее прекрасных и животворящих плодов, то, что милость Божий обращена ко всем народам земли и ко всем людям, но не все откликнутся на слово Божие и не каждое небесное семя произрастет и принесет добрый плод. В книге Бытия сказано, что Господь сотворил Адама из горсти праха земного – материи, и вдохнул в него дыхание жизни из уст Божественных Своих, а значит, без Бога человек – это горсть праха, и только в союзе с Творцом он может жить духовной и небесной жизнью и осуществить свое предназначение. На страницах Библии сердце человека – это сокровенный центр всей его духовной, душевной и физической жизни, оно – глубочайшая и необозримая бездна, ведомая лишь Богу, знающему все тайны сердца, в памяти сердца, как в запечатанном свитке, сохраняется вся летопись нашей жизни, там скрыто все о чем думает и чего желает человек, и этот свиток раскроется в день Страшного Суда, когда все тайное станет явным. Существует таинственная взаимосвязь – каково наше сердце, такова и наша жизнь, а какова наша жизнь, таково и наше сердце. В евангельской притче о сеятеле сказано, что одно из семян упало при дороге, иное – на каменистой почве, третье – в терновник, а четвертое – на обработанную и вспаханную землю; здесь иносказательно говорится о четырех духовных состояниях, в которых может пребывать человек и его сердце.
Христос говорит, что одно из семян упало при дороге – по дороге проезжают всадники и странствуют путники, проходят караваны и идут пастухи со своими стадами овец, здесь земля утоптанная и сухая, грубая как камень, она означает людей с грубой натурой, в их окаменевшие сердца не может проникнуть Слово Божие, оно падает лишь на поверхность их сознания и быстро изглаживается из памяти не вызвав них ни возвышенных мыслей, ни духовных чувств. В притче Христовой земля при дороге – это сердце людей, беспечных, легкомысленных, рассеянных и невнимательных, с опустошенными душами, не имеющими святынь, людей, живущих лишь низменными страстями, принимающих искушения и соблазны мира сего, суетящихся и не задумывающихся о Боге и вечности, людей с окаменевшими сердцами и нечуткими умами. Великий аскет и подвижник преподобный Иоанн Лествичник – непревзойденный наставник монахов, писал о нечувствии ума и сердца – омертвении души, ее невосприимчивости к Слову Божиему и голосу совести, о людях, которые не испытывали священного трепета во время молитвы, причастия Святых Тайн Христовых и проповеди о смерти и Страшном Суде, ибо они утратили начало премудрости – страх Божий. Во время осады Иерусалима, при иудейском цари Седекии, пророк Иеремия послал ему хартию – свиток, где были записано грозное пророчество, данные Богом – пророчество о падении Иерусалима за их отступление от Бога и многочисленные согрешения, предсказание о том, что сопротивление иудеев вавилонской армии не будет иметь успеха, и если царь хочет спасти себя и страну, то он должен умерить свою гордыню и покориться Вавилону. Царь Седекия внимательно прослушал страшное пророчество, но не внял Слову Божиему – прочитанную часть свитка он отрезал и бросал в огонь, пока весь свиток не был сожжен. Грозное предсказание не тронуло сердце царя и он приказал бросить пророка Иеремию в темницу. Земля при дороге означает духовную гордость, которая делает сердце человека ожесточенным и бесчувственным как холодный камень гробницы; гордый человек не имеет страха Божиего и не помнит о Боге. В Своей притче Христос сказал о птицах небесных, которые кружатся над землей и пытаются поклевать семена, они кружатся над нами и пытаются выхватить из наших сердец Слово Божие, память о Боге и Страшном Суде, священные слова Евангелия и молитвы.
Христос говорит, что семя, упавшее на каменистую почву, вскоре дало росток, но он не мог пустить глубоко корни и скоро увял под лучами солнца. Каменистая земля – это люди чувствительные и мечтательные, но ненадежные и увлекающиеся, они загораются, услышав евангельскую проповедь о правде, любви и всепрощении, с восторгом принимают Слово Божие и восхищаются нравственными идеалами христианства, подвигами мучеников и исповедников, иногда они плачут, читая Священное Писание или молясь в храме, но они не исполняют в жизни заповедей Евангелия. Когда наступают дни испытаний и искушений и приходится столкнуться со страданиями и лишениями, то они терпят «кораблекрушение веры» – становятся изменниками и вероотступниками, падают духом и соблазняются, легко оставляют веру и Слово Божие, которое раньше изумляло их и приводило в трепет и восторг. Каменистая земля – это люди, для которых исполнение заповедей Евангелия кажется невыносимым трудом, в дни гонений, испытаний и скорбей они бросают веру, словно тяжкую ношу, они любит себя больше Бога, себялюбие – это каменистый пласт, не дающий Слово Божиему глубоко прорасти в человеческом сердце. Христос сказал, что одно из семян попало в терние и они заглушили его, терние – это наши страсти и привязанности к материальному миру и его благам, это – суета и соблазнами мира сего. Жизнь многих людей проходит в суете и шуме житейских забот, они не слышат Слова Божиего и суетятся как муравьи, страсти заглушают в их сердцах веру и молитву, они не умеют молиться и жаждут не Царства Небесного и правды его, а материальных благ – славы, власти и богатства, чувственных наслаждений и комфортной жизни, их жизнь – погоня за удовольствиями и развлечениями. Когда наступает неизбежный и неведомый час смерти, то такие люди пробуждаются сердцем и мыслью у края могилы и с горечью и сожалением понимают, что их жизнь была бесцельной и бессмысленной. Размышляя о судьбе погибших зерен, святитель Иоанн Златоуст замечает, что существует замысел Божий о каждом человеке – Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию Истины, но Бог никого не спасает насильно – тайна спасения есть синергия, соработничество и содействие Бога и людей, а потому нам надлежит сделать все возможное от нас, чтобы наши сердца были доброй и возделанной землей для Слова Божиего: «Пусть дьявол и хищничает; но от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена и засыхают, то не зной бывает причиной этого, – не сказано, ведь, что посохли от зноя, но: как не имели корня. Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Можно, если захочешь, не допустить этого негодного растения и богатство употребить, как должно. Потому Христос не сказал: век, но: забота века; не сказал: богатство, но: обольщение богатства (Мф. 13:22). Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им, – и в веке этом жить, и не подавляться заботами».
Христос сказал, что было семя, упавшее на добрую землю. В книге Бытия Господь дал заповедь первому человеку – Адаму: «храни и взращивая райский сад» (Быт.2:15). В духовном смысле сад – это наше сердце, цель аскезы и подвижнической жизни христианина – хранить чистоту своего сердца, ибо там таится источник жизни. В притче Христовой добрая земля – это милосердные люди с добрыми сердцами, имеющими любить и сострадать, радоваться за ближних и утешать скорбящих, прощать врагов и обидчиков, печалиться со страждущими и облегчать их муки, это – люди, любящие Бога и ближних до самозабвения, жертвующие собой во имя друзей и святынь веры, ищущие не мимолетных земных благ, а Царства Небесного и правды его. Христос предрекает, что небесное семя, упавшее на добрую землю, принесет добрый плод – из одного зерна вырастет колос, имеющий тридцать, шестьдесят и даже сто зерен – это благодать Божия, дары и плоды Святого Духа, которые приумножатся в душах праведников и святых в зависимости от меры их веры и духовного совершенства. В завершении притчи Христос говорит таинственную фразу – «имеющий уши, да слышит!». Христос есть Небесный Сеятель, бросающий Слово Божие в сердца людей, он стучится в каждое сердце через голос совести и слова пророков, через стихи Псалтыря и святого Евангелия, через Божественную Литургию и жития святых, через чудеса и притчи, а мы должны стать добросовестными земледельцами и взрастить в своих сердцах райский сад через веру, надежду и любовь, пост и молитву, покаяние и Богопознание, борьбу со страстями и святые таинства Церкви. Как поэтично писал Августин Блаженный: «Взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам. Я вопиял: Меняйтесь, пока есть возможность. Вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник! Не имейте грубого сердца – в нем быстро угаснет Божие Слово! Не будьте мягкой почвой – в ней корень любви непрочен! Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом.
Ведь сеет Господь, а мы – работники Его. Будьте доброй почвой!». Если мы хотим быть настоящими христианами – самоотверженными учениками Иисуса Христа, то нам надо ежедневно читать Евангелие и Псалтырь, просвещая ум Словом Божиим, нам надо бороться со страстями, клокочущими в наших душах как огнедышащий вулкан, надо, чтобы наше сердце билось с молитвой – необходимо омолить всю душу, возлюбить всем сердцем Божественную Литургию и читать Евангелие с молитвенным трепетом, будто Сам Христос беседует с нами и каждое Его слово обращено лично к каждому из нас. Святитель Феофан Затворник давал совет читать Евангелие утром, жития святых – днем, а творения святых отцов Церкви вечером, дабы каждая свободная минута нашего времени наполнялась духовным содержанием и мы размышляли о прочитанном и действовали в согласии с Евангелием. В таинственной притче о сеятеле Христос говорит, что лишь доброе сердце, умеющее любить, верить, надеяться, молиться, искать Бога и сострадать, восприимчиво к Слову Божиему, а потому нам надо хранить свои сердца от суеты, искушений, соблазнов и нечистоты мира сего, дабы взрастить в них благоухающий святостью райский сад.
В иной евангельской притче Иисуса Христа – о семени, возрастающем неприметным образом, сказано: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4:26-29). Эта притча рассказывает о том, что Царствие Божие в нашем сердце возрастает из малого зерна Слова Божиего неприметным и таинственным образом – мы не знаем тайну путей Промысла, а то, как человек обретает веру и происходит духовного возрастание – это сокровенная тайна, которую знает один Бог. Если в землю – в сердце человека, брошено семя Слова Божиего – через Священное Писание и Священное Предание, через пастырское слово или молитву, то в его душе начинает возрастать Царство Небесное, ибо души человека коснется Святой Дух, то она оживится и одухотворится. Великая миссия Церкви и ее пастырей сеять Слово Божие, а то, как оно возрастает в сердцах людей – тайна Промысла Божиего, ибо бывает, что человек услышит проповедь священника или прочтет изречение святого отца Церкви – святителя Иоанна Златоуста или преподобного Ефрема Сирина, а спустя многие годы эти слова произведут переворот во внутреннем мире человека, изменят его миросозерцание и систему ценностей, приведут его в Церковь и он станет христианином. Нам не дано предугадать как наше слово отзовется, но когда мы утешаем случайно встреченного человека и относимся к нему с добром и любовью, то быть может, мы убережем его от отчаяния, мизантропии и самоубийства, сумеем посеять в его душе веру в Бога и искание правды Его, может быть мы не встретим более этого человека в нашей земной жизни, но увидим его в Царстве Божием, если сами обретем спасение. Старец Иоанн Крестьянкин говорил, что не существует случайных встреч в жизни – каждый человек, встреченный нами на жизненном пути, есть тайна Промысла и урок премудрости Божьей. В притче о семени, вырастающем неприметным образом, Христос отмечает таинственные фазы духовного возрастания: земля, сама собой породившая зелень, это – духовные искания человека, его личные усилия, приложенные для того, чтобы нравственно исправиться и познать Истину, вызревающий на ниве золотистый колос – это Слово Божие, вызревшее в сердце человека в христианскую жизнь, а зерно в колосе – это плод христианской жизни – спасение. Христос говорит, что когда созреет плод, тогда посылается серп – когда человек духовно созреет для вечности – окончательно самоопределится по отношению к Богу и совершит выбор, определяющий для него вечность – выберет тьму или свет, тогда и наступит конец его земного существования – смерть и Суд Божий. В Своих притчах Христос часто обращается к образу семени – Слова Божиего, Сеятеля – Сына Человеческого, а в одной из притч у Него есть образ пшеничного зерна, которое должно умереть в земле, чтобы ожить для вечности. Это – пророческий образ: пшеничное зерно есть Сам Христос Богочеловек, оно умирает в земле – совершится голгофская жертва и Сын Божий будет распят и погребен ради искупления грехов мира и нашего спасения, ожившее зерно, проросшее из земли – победа Спасителя над смертью и Адом, Его воскресение из мертвых, а зрелый золотой колос, дающий урожай – мистическое Тело Христово – святая Церковь, принесшая плод – всех тех, кто обрели спасение и жизнь вечную.
Свидетельство о публикации №222120700523