Притча о добром семени и плевелах

                С древнейших времен люди задумывались о добре и зле, величайшие мудрецы бились над вековечным и неразрешимым для них вопросом: если всеблагой и всемогущий Бог премудро сотворил великолепный мир, то откуда возникло зло? В евангельской притче о добром семени и плевелах Христос разрешает вековечный вопрос и добре и зле: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13: 24-30). Бог есть бесконечный и вечный, абсолютный и совершенный Дух, Он – единственный и несравненный, ибо если бы существовал некто равный Ему, то Бог не был бы абсолютным, ведь не может существовать двух Абсолютов, следовательно, Бог один, Он – единственный Творец мира, совершенная и надмирная Личность. Бог есть Абсолютное Совершенство и Наивысший Идеал, Он самодостаточен и ни в чем не нуждается, Он – Создатель видимого и невидимого мира, первоисточник жизни – все на небе и на земле сотворено Им и удерживается в бытии Его таинственной и всемогущей силой. Первозданный мир Божий был прекрасной симфоний и величественной поэмой, восхищающей Ангелов. В книге Иова сказано, что при ликовании утренних звезд Ангелы восклицали от радости, а в Псалтыре воспевается премудрость Бога и красота созданного Им мира: «Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс.103:24). Всемогущий Бог имеет совершенную и свободную волю – «делает то, что хочет душа Его» (Иов.23:13), для Него нет ничего невозможного, но воля Божья руководствуется Его премудростью и благостью. Одно из имен Божиих –  «Всесвятой», а святость – вечное Божье свойство, означающее, что Бог нравственно совершенен и безупречен, неизменен в святости Своейи всеблаг по образу вечного бытия Своего, руководствуется любовью и добром во всех своих намерениях, замыслах и деяниях.
                Совершеннейшим образом Бог открыл Себя и дает познать в чудесной и прекрасной Личности Христа Спасителя. Иисус Христос – предвечный Бог Слово воплотившийся, Он – истинный Богочеловек и Небесный Сеятель всего доброго, все сказанное Им – вечная и неоспоримая истина, а всякое дело Его – праведно. Христос – это Небесный Сеятель, посеять и пришедший взрастить в душах человеческих зерно Царствия Божиего, поле – это весь мир и сердца людей, Царствие Небесное растет как пшеница, посеянная в поле, каждое зерно – Слово Божие, каждый колос – христианин, гражданин Царства Небесного, но посреди пшеницы случается увидеть и плевелы – сорную траву, заглушающую рост злака. Откуда взялись плевелы на ниве нашей жизни – откуда возникло зла в Божьем мире и в наших сердцах? В евангельской притче о пшенице и плевелах Христос говорит о том, что в мире действует не только Бог и Его святые Ангелы света, но и дьявол и его аггелы тьмы – бесы, враг Божий – это сам дьявол, падший Ангел Люцифер. Люцифер – страшный дух зла и богоборчества, противящийся Вседержителю и желающий исказить Божий план миротворения, совратить людей на путь греха и погибели, он же – коварный устроитель бедствий и катастроф, войн, эпидемий и голода, смутитель совести и враг веры, истребитель надежды и мучитель душ, желающий безраздельно властвовать над миром – «князь мира сего» (Ин.12:31) и занять место Бога – «бог века сего» (2 Кор.4:4), искуситель Адама и Евы – «древний змий» (Отк.12:9) и «красный дракон» (Откр.12:3-4), увлекший треть Ангелов восстать против Творца их. Люцифер не был создан Богом злым, по природе своей он сотворен добрым и прекрасным, но отпав от Создателя, в непримиримой вражде к Богу он сделался воплощением мирового зла. Зло – это состояние вражды с Богом, в котором пребывают падшие Ангелы и люди, отвернув своего Создателя и Его святую волю. История грехопадения начинается с Люцифера – самого великого, прекрасного, могущественного и наимудрейшего из всех Ангелов, который по гордости возжелал в сердце своем стать подобным Богу, возмечтал о царственной славе Всевышнего и даже вознамерился превзойти Творца своего, противопоставил себя Всемогущему и стал дьяволом – клеветником на Бога и первым грешником,  родоначальником всех зол, ведь до его падения в мире Божьем не было зла и никто не грешил. В Библии Люцифер именуется древним змием, обольщающим всю вселенную и всех живущих в ней, он – извивающийся змей, в котором нет прямоты – правды Божией, клеветник и лжец, искусивший Адама и Еву, древний обманщик, опутавший весь мир семью кольцами семи смертных грехов. Со времен грехопадения Адама весь земной мир лежит во зле, а в сердцах людей посеяно семя зла – вирус греха, заразивший наше естество, сделавший людей тленными, страстными и смертными. Дьявол противится святой воли Всевышнего, он препятствует нашему спасению и хочет обольстить всю вселенную – прельстить всех людей, сделать их неспособными различать добро и зло, ложь и правду, красоту и безобразие, мудрость и безумие, и тем самым – глухими к Слову Божиему, неспособными к покаянию, посту, молитве, прощению обид и милосердию.
  Христос сказал о Себе – Я есмь Истина, Путь и Жизнь, Он пришел на землю, чтобы искупить грехи мира, победить смерть и Ад, возвестить правду Божью и воздвигнуть всех людей на путь спасения – посеять в их душах семя Царствия Небесного, но главный враг – дьявол, делает все, чтобы погубить род человеческий, он – отец лжи и изобретатель греха, сеющий плевелы – грехи, лжеучения и ереси, дабы заглушить посеянное Христом Богочеловеком семя Слова Божиего в сердцах человеческих. Если Христос есть Божественный Сеятель правды, добра и красоты, а дьявол – противник Бога, он сеет плевелы пока люди «спят»; «спящие люди» – это те, кто не пробудились к духовной жизни, не осознают своих согрешений и не раскаиваются, не молятся и не постятся, не задумываются о Боге и душе, о смысле жизни, смерти и Страшном Суде, пренебрегают Священным Писанием и Священным Преданием, не исполняют заповеди Евангелия, они сами дают место в уме и сердце ересям и лжеучениям, низким страстям, дурным помыслам и намерениям – дьявольским плевелам греха, лжи и нечестия. Христос рассказал эту притчу, чтобы открылось наше духовное зрение и мы бы увидели, что темный первоисточник зла – это дьявол, он и его аггелы – падшие Ангелы, ставшие демонами, сеют зло по лицу земли и обольщают людей, но и сами люди не безвинны, они живут так будто Бога нет – их состояние многих людей – «сон разума», их «спящие души» не пробудились к духовной жизни. Христос призывал учеников Своих бодрствовать и молиться, подчеркивая, что род бесовский изгоняется лишь постом и молитвой. Размышляя о том, что значит быть православным христианином, преподобный Иустин Попович писал, что это означает жить Иисусом Христом – Им мыслить и чувствовать, ибо Он – наш Спаситель и Учитель, Утешитель и Защитник, Он – воплотившийся Бог лучших представителей человеческого рода – святых и праведников, мучеников и исповедников, любящих и милосердных, и нам надлежит жить с молитвой к Нему, ибо без Него мы не можем спастись и сделать что-либо доброе, нам надо научиться не дышать без молитвы и превратить дни в святые четки. В нравственном аспекте притча о пшенице и плевелах учит нас бодрствовать – непрестанно молиться и помнить о Боге и Суде Его, не быть беспечными, дабы дьявол не посеял в нас семена греха, относится с терпением к немощам окружающих людей, не осуждать ближних, но помнить, что Суд принадлежит Богу. Многие люди мучаются над вопросом: как примирить веру в бытие Бога с тем фактом, что мир лежит во зле, страдают и умирают в муках праведники и дети, а люди нечестивые и порочные могут быть успешны и обрести власть и славу? Действительно, весь видимый мир пребывает в катастрофическом состоянии после грехопадения Адама – мир «лежит во зле», здесь нет торжества правды и справедливости, о чем сетовали все совестливые люди от древних пророков – Иова, Давида, Соломона и Иеремии – до великих писателей, философов и поэтов – Данте, Микеланджело, Шекспира и Достоевского, но 1) во-первых, правосудие Божие не ограничивается рамками земного бытия – всех ожидает Суд Господень; 2) во-вторых, скорби праведников и благополучие грешников – результат порочности самих людей и их несправедливости; 3) в-третьих, Бог попускает праведникам скорбеть, дабы они закалились в вере и творили добро бескорыстно, прошли через испытания и обрели мудрость и рассудительность, сделались несокрушимыми в вере, надежде и благочестии, научились любить врагов и прощать обидчиков, уподобились Иисусу Христу. В нравственном смысле поле – это души людей, пшеница – плод веры и праведной жизни, мудрости и благочестия, а плевелы – это грехи, ложь и нечестие. В притче рассказывается, что рабы пришли к господину и предложили вырвать плевелы, но господин сказал им – не врывайте плевелы, дабы не вырвать с ними и пшеницу. Притча – это иносказательная речь, рабы – это Ангелы-жнецы, а Господин – это Сам Господь Бог, Он повелевает Ангелам Своим не трогать поле – человеческую душу и ее свободную волю, ибо каждый человек – это свободная личность, обладающая правом на самоопределение  по отношению к Богу. Бог есть свободный и совершенный Дух, каждый человек создан по образу и подобию Божиему, он имеет свободную волю, свобода лежит в основе всей духовной жизни – верить, надеяться, любить и молиться можно только через свободу, а потому Бог никого не спасает насильно. С православной точки зрения тайна спасения есть тайна синергии, содействия двух воль – Божественной и человеческой, соработничества Бога и человека.
                Евангельскую притчу о пшенице и плевелах можно прочесть в екклесиологическом смысле. В святоотеческой литературе провозглашается, что Церковь – это Царствие Небесное, распространяющееся по лицу земли, она – золотистая нива Божия, а каждый ее колос – христианин, но если мы вглядимся в вехи церковной истории, то увидим, что она сотрясалась ересями, смутами и расколами, религиозными гонениями и интригами, неправедными поступками людей, занимающих в Церкви высокое положение и бросающих тень на всю святую Церковь, а как много людей, которые именуют себя христианами, но ведут нехристианский образ жизни, все это – плевелы в церковной жизни, но сама Церковь свята и непорочна, она – столп и утверждение Божественной Истины, а человек, бросающий камень в Церковь – отвергающий ее, подобен безумцу, который увидев бы, что на пшеничном поле есть плевелы, сжег бы все поле – и плевелы, и пшеницу, обрекая себя на голодную смерть. В притче Христос предрекает, что Слово Божие, сеющееся через проповедь и чудеса, через всякое действие Божие в мире, принимается пшеницей – добрыми и боголюбивыми людьми, духовно и нравственно возрастающими на ниве Церкви, но будет и много людей, которые озлобились против Бога – нашего Небесного Отца, не принимают Сына Божиего и противодействуют Святому Духа и Церкви, они – плевелы и сыны лукавого, дьявол – властитель их дум и идейный вдохновитель. Разъясняя смысл притчи, Христос сказал ученикам Своим, что поле есть мир, доброе семя – сыны Царствия Небесного, а плевелы – сыны лукавого дьявола, жатва есть кончина века, а жнецы – Ангелы Господни. Евангельская притча о пшенице и плевелах – это пророческая и эсхатологическая притча, открывающая великую и неизъяснимую тайну Промысла Божиего и последних судеб мира. Многие люди с обостренным чувством справедливости, сетуют на то, что весь земной мир лежит во зле, и задаются вопросом: почему всемогущий Господь не истребит все зло с лица земли – не истребит сынов лукавого и не оставит лишь сынов Царства Небесного? По великой премудрости и бесконечному милосердию Своему Господь хочет всех спасти, через пророков и Священное Писание, через голос совести и пастырей Церкви Он взывает к каждому из нас, дабы мы жили по заповедям Его и стали сынами Всевышнего, Он не уничтожает людей, совершающих зло, дабы, как сказано в притче, «вырывая плевелы, не повредить пшенице» – не повредить сынам Царствия Небесного. Все мы – падшие создания и многогрешные люди, и если бы всемогущий Господь моментально совершал возмездие за каждое согрешение, то Он бы являл лишь справедливость и воздаяние, а не любовь и милосердие, Он не давал бы согрешившим времени на покаяние, ужаснул бы сынов человеческих силой Своего Божественного всемогущества и неотвратимой небесной кары, и в основе нашей веры  и религиозной жизни лежала бы не надежда и любовь, а рабский страх и трепет. В историческом смысле пшеница – это благочестивые христиане, а плевелы – все люди антихристианского духа, не принимающие апостольскую проповедь и благую весть о Христе распятом и воскресшем, борющиеся с Церковью и отвергающие ее догматы, заповеди и таинства. В притче о пшенице и плевелах Христос открывает великую тайну милосердия и долготерпения Божиего – по великой и несравненной премудрости Своей Господь знает, что как свободная и самоопределяющаяся личность каждый человек может избрать как путь добра, так и путь зла, никто не обречен на погибель и каждому грешнику предоставляется возможность покаяться от всего сердца и спасти свою душу – нравственно исправиться и стать золотистой пшеницей до дня жатвы – до тех пор, пока не истечет срок его земной жизни. Если бы Господь мгновенно карал всякий грех и богоотстуничество, то гонитель христиан Савл был бы истреблен с лица земли и был бы ввергнут в геенну огненную, он не успел бы духовно прозреть и нравственно преобразиться – стать апостолом Павлом, чья апостольская проповедь засеяла сердца многих людей Словом Божиим и привела их к Церкви, собравшей в житницы свои пшеницу апостольской мудрости. Евангельская притча о пшенице и плевелах – это эсхатологическая притча: служители Божии – Ангелы-жнецы, возмущены, что на поле с пшеницей взошли плевелы – возмущены тем, что мир лежит во зле, они желают сжечь всю скверну – очистить мир от греха, но по безмерному милосердию Своему Господь дает людям время для покаяния – Он хочет, чтобы люди исправились и стали златистой пшеницей Господней до часа вселенской жатвы, после которой времени уже не будет.
                Таинственный час жатвы имеет два аспекта: во-первых – это личный апокалипсис – таинство смерти человека, когда он умирает, то плоть его отходит к праху земному, а дух возвращается к Богу и предстает на Суд Божий, во-вторых – это всемирно-исторический апокалипсис, конец времен и окончание всемирной истории, когда Христос придет судить вселенную и совершится всеобщий Страшный Суд, а небо и земля преобразятся – в огне Суда Господнего переплавится вся вселенная. Когда закончится «лето Господне» и вселенная как колос созреет – Церковь на земле придет «в меру возраста Христова» (Еф.4:13) и мир окончательно разделится на стоящих за Христа и против Него, то Господь придет с острым серпом в руке Своей и святыми Ангелами, дабы окончить историю и свершить Суд, столь проникновенно описанный пророком Иоилем: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него» (Иоиль. 3:12-17). В ветхозаветной книге Екклесиаста сказано, что всему свое время, а значит, есть неведомый никому, кроме всеведущего Бога, таинственный и неотвратимый час, когда настанет конец времен – завершится история мира, небеса совьются как свиток, совершится второе пришествие Сына человеческого в силе и славе Его предвечного Божества и Он будет судить все народы земли. Нынешнее время земной жизни – это время, когда человек трудится и сеет в своем сердце: сеющий в плоть – пожнет прах, а сеющий в дух – спасение; сеющий семена грехов – пожнет гнев Господень и будет брошен в геенну огненную, а сеющий дела милосердия и покаяние, молящийся за ближних и прощающий врагов своих, сокрушенный сердцем и творящий добро – войдет в житницу Божию – в Царство Небесное. В апокалиптическом видении апостол Иоанн Богослов увидел как Ангел воскликнул громким голосом – взмолился от лица всех Небесных Сил к Сидящему на облаке о том, дабы Он пустил в ход серп Свой, чтобы окончилась история и наступил Страшный Суд, ибо обойдя вселенную Ангелы узрели, что жатва на земле созрела: «И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом». (Откр. 14:15-17). Разъясняя смысл притчи, Христос сказал ученикам Своим: «жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергну их впечь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:39-42). По великому милосердию Своему Бог долготерпит, но настанет время и пробьет последний час мировой истории: Христос явится в окружении Ангелов-жнецов и совершится Суд Божий – вселенская, жатва: пшеница будет сложена в житницы Божии – все праведники и будут собраны в Царство Небесное, они «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43), где не будет смерти, печалей, болезней и слез,  а плевелы – брошены в огонь неугасимый, все нераскаянные грешники пойдут в геенну огненную за свои грехи и беззакония.


Рецензии