Притча о закваске
Каждая притча Иисуса Христа – это иносказательная речь и загадка, над которой надо размышлять, чтобы понять ее сокровенный смысл. В духовном смысле добрая женщина, взявшая закваску, это святая Церковь и праведная душа, три меры муки – это вера в Святую Троицу, освящающая человека и возводящая его на вершину Богопознания, это три высшие христианские добродетели – вера надежда и любовь, без обретения которых невозможно войти в Царство Божие, это три силы души человеческой – ум, воля и сердце, ибо благодать Божий преображает всего человека – догматы и богословие обращены к уму, богослужение и молитвы – к сердцу, заповеди – к воле, а Слово Божие просвещает ум богооткровенными истинами, очищает и умиротворяет сердце, укрепляет волю в благочестии и добрых делах. В историческом аспекте три меры муки означают прошлое, настоящее и будущее, которые от вечности объяла совершенная мысль всеведущего Бога – Господь все знает и делает все, чтобы спасти каждого из нас, Его благой промысел таинственно действует в судьбах людей и истории мира, никто не оставлен Богом, но мы сами можем оставить Бога и обречь себя на вечную погибель. Загадочная закваска их притчи Иисусовой – это благая весть и апостольская проповедь Новозаветной Церкви, это Слово Божие, хранимое и проповедуемое малой общиной христиан – из этой малой закваске, оно распространяется по всему миру – святая Церковь, как добрая женщина и любящая мать, берет три меры муки – одна еврейская мера омела объем 14 литров, три меры муки – это огромный труд, олицетворяющий церковную проповедь Слова Божиего всем народам земли, нравственное изменение и преображение всего человечества. Во время земной жизни Иисуса Христа верили, что Царство Небесное – это вечная и блаженная жизнь, там будет радостный пир – на этот пир Христос зовет всех людей, но чтобы войти туда – унаследовать Царство Небесное, надо духовно преобразиться и жить христианской жизнью. Добрая женщина из евангельской притчи о закваске готовит пир на сто человек, число сто – это совершенная полнота, врата Царства Небесного открыты всем людям – милосердный и вселюбящий Бог хочет всех спасти, но ничто нечистое, оскверненное грехом не войдет в небесные чертоги, если не очистится покаянием и не освятится благодатью Святого Духа. Тайна спасения есть тайна синергии – соработничества Бога и человека, а потому в духовной жизни нужно не только возлагать все надежды на Бога и Его благодать, но и употреблять все силы, чтобы быть христианином – необходимо подвижничество. Всем известно, что если поставить тесто в холодном месте, то дрожжи не произведут своего действия и тесно не поднимется, нужно поставить его в тепло место, так и с духовной жизнью – в холодном сердце, не принимающем Бога и равнодушном к добру и злу, чуждающемся молитвы и милосердия не прорастет Царствие Небесное, но в горячем и пылающем сердце, полном любви и сострадания, веры, надежды и смирения Слово Божие таинственным и чудесным образом прорастает в Царствие Небесное. Слово Божие имеет великую и грандиозную, таинственную и неизмеримую духовную силу, способную преобразить весь мир и каждую человеческую душу, но каждый человек обладает свободой, он – самоопределяющаяся личность, способная как на добро, так и на зло, а высшая цель нашей жизни – всецело закваситься Слово Божиим, совершенно преобразиться и обожиться.
Если говорить о библейской метафоре закваски, то нельзя не вспомнить, что Христос призывал остерегаться закваски фарисейкой, саддукейской и Иродовой. Тайны Царствия Небесного выше нашего ограниченного рассудка, поэтому речь Христа полна парадоксов – в притче Он говорил о доброй небесной закваске – Божественной благодати, которая должна преобразить тесто – преобразить нас, но Он же предостерегает хранить ум, волю и сердце от закваски фарисейского и саддукейского учения. В Священном Писании чистый хлеб без закваски – это символ новой жизни, а закваска считалась примесью нечистоты и скверны. Как проповедовал апостол Павел: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5: 6-8). Перемешиваясь с мукой, закваска придает свою сущность всему хлебу, так и еретическое учение – фарисейское, суддукейское или иное лжеучение, противное глаголам вечной жизни, исходящим из уст Христа Спасителя, – заронив малую искру в сердце человека, извращает его убеждения, систему ценностей и жизнь, захватывает его душу и делает невозможным спасение. Святитель Лука Крымский пояснял, что беречься фарисейской и суддукейской закваски, значит быть верным Христу и Его святой Церкви, хранить себя от тех, «кто отверг учение Церкви, кто изобрел свое собственное учение, свое толкование Священного Писания, кто ушел из Церкви и самовольно взял на себя задачу учительства; все те сектанты, которые сами присвоили себе звание учителей, они нарушили слова Христовы и слова апостолов. Стремятся они быть учителями, но им надо помнить, что если начнут проповедовать свое, учить своему, сейчас же впадут в гордость, и гордость погубит их и слушающих их… Берегитесь же все вы закваски фарисейской и саддукейской: берегитесь самомнения, самопревозношения, берегитесь гордости. Творите дела Божии, старайтесь жить по законам Христовым, всегда помните слова Павловы. И да сохранит вас Бог от такого страшного греховного падения!» На страницах Евангелия часто встречается имя «Ирод», оно принадлежало нескольким людям: первый Ирод – Антипатр, был наречен великим за его великие злодеяния; второй Ирод – Антипа, был коварным и хитрым человеком, Сам Господь назвал его лисой, он повелел отрубить голову пророку Иоанну Крестителю; третий Ирод – Агриппа I, был тщеславен и самолюбив, он сравнивал себя с Богом и внезапно умер на глазах народа; четвертый Ирод – Агриппа II, был лучшим из всех Иродов и произнес речь в защиту апостола Павла и желал избавить апостолов от преследования. Во время земной жизни Иисуса Христа с именем Ирода ассоциировалась с образом нечестивого властолюбца, против Ирода Агрипы возвысил свой голос пророк Иоанн Предтеча, а сторонники Ирода – это люди бесчестные, жаждущие добиться власти и высокого положения любой ценой – лестью, клеветой и интригами, у них не было святынь и идеалов, они стремились к роскоши и удовольствиям, их не волновали страдания родного народа. Закваска Ирода – это страшный порок ума и сердца, жажда власти и эгоизм, равнодушие к страданиям ближнего и циничное умонастроение, предвосхищающее мораль Макиавелли, это – возведение государства в идол и низкопоклонство перед сильными мира сего и их властью, это – культ всех авторитарных правителей, жаждущих быть властителями дум и вождями народов – культу личности Наполеона, Гитлера и Сталина. Христос призывал уповать не на земных царей и князей, а на всемогущего Бога, искать не земных богатств, а нетленных сокровищ Царства Небесного, связывать надежды не с изменением политического устройства, а с внутренним преображением личности и ее восхождением к Богу. Христос говорил, что саддукеи и фарисеи – это «слепые вожди слепых», они не имеют очей веры – не узрели в Иисусе из Назарета истинного Мессию, они почитали себя выше всех остальных людей и превозносились в сердцах своих, но не принимали Слова Божиего, они – род лукавый, прелюбодейный и грешны требующий знамений с неба, не понимающий саму сущность веры как свободного избрания сердца, погрязший в гордости, в то время, как люди, возлюбившие Христа Спасителя и идущие по стопам Его, не нуждались в знамениях и чудесах, их сердца были смирены, их очи – проницательны, их умы – светлы, их вера – стойкой и огненной. Слово Божие открыло великую тайну гордости, она – источник всех согрешений, гордость низвергла с небес величайшего Ангела, она причина всех зол и скорбей, она губила великих подвижников и развязывала кровопролитные войны, рушила царства и обрекала народы на бедствия, ее признаки – жажда почестей и первенства во всем. Христос говорил, что фарисейская закваска – это лицемерие, фарисеи – это актеры религии, они играют на публику и заботится о внешнем благочестии, а их сердца – пусты и порочны, они гробы, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты», а «внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23: 27-28). Если мы будем внешне вести себя благочестиво и смиренно, посещать храм и молиться, а в сердце своем всех презирать и осуждать, то мы будем лицемерами и впадем в фарисейство. Саддукейская закваска – это неверие в загробную жизнь, в существование души после смерти, воскресение мертвых и Страшный Суд, это – ограниченность мировоззренческого кругозора чувственными реалиями материального мира. Быть христианином – значит всецело доверять Богу, всегда и всюду следовать по стопам Христа Богочеловека, искать Царство Небесное и правду его, а не мимолетные земные блага, не приносить на алтарь сердца закваски Ирода и закваски фарисейской и саддукейской, стремиться не к одному внешнему благочестию, но к внутреннему преображению, изменить образ жизни и мыслей, намерений, желаний и чувств, дабы они соответствовали евангельскому идеалу – быть совестными и бескорыстными в добре, иметь херувимскую зоркость ума и серафимское сердце, бьющееся с верой, молитвой любовью.
Свидетельство о публикации №222120700532