Притча о сокровище, скрытом на поле

                Открывая великую и неизреченную тайну Царствия Небесного, Христос рассказывает народу загадочную притчу о сокровище, скрытом на поле: «Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое нашедши человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Евангельская притча о скрытом сокровище содержит в себе всю христианскую аксиологию – учение о ценностях. Человек есть самое загадочное существо на свете, он смертен, но жаждет бессмертия, способен на эгоизм и злодейство, а вместе с тем на героические поступки и подвиг самоотречения. Человек есть существо не только чувственное, но и духовное, он не может жить без смысла существования и жаждет понять: кто он? откуда пришел, куда идет и в чем его предназначение? Как мореплаватель нуждается в путеводных звездах, чтобы держать верный курс, плывя в темную ночь по бескрайнему океану, так и человек нуждается в святынях и идеалах, дабы не заблудиться на дорогах жизни. Если научные истины помогают нам понять как устроен мир и объясняют законы вселенной, то духовно-нравственные ценности – это жизненные ориентиры, отвечающие на вопрос: как и для чего нам жить, что значит быть человеком и что такое человечность? Ценности придают смысл человеческой жизни, они дают силы устоять в жизненных испытаниях и перед лицом смерти, они указывают на то, что мы есть существа, обладающие душой и самосознанием, свободой и нравственной ответственностью за свою жизнь. Ценности – это жизненные установки, определяющие наше мировоззрение, это святыни и идеалы, наполняющие наше бытие смыслом, а наши слова и поступки – нравственным значением, это  духовные опоры, без которых не может быть полноценной человеческой жизни. Великий русский мыслитель и писатель Ф.М. Достоевского в исповедальных строках признавался «Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет, потому что я так создан, что не могу жить без святынь…». На протяжении всей жизни человек поставлен в ситуацию выбора – в том числе и выбора жизненных ориентиров, и в зависимости от того, какой выбор он совершает и какую иерархию ценностей исповедует, таковой будет и его философия жизни. Как свободная личность, человек может избрать добро, а может избрать зло, он может руководствоваться высшими ценностями – правдой и любовью, а может поставить выше всего известность и роскошь, власть, общественное признание и удовольствия. Многие люди убеждены, что главной ценность в нашей жизни являются материальные блага – слава, власть и богатство, чувственные наслаждения и комфорт, а деньги – универсальный эквивалент всех жизненных благ. Но преподобный Ефрем Сирин – великий подвижник, молитвенник и мудрец древней Церкви, развенчивая суетные блага преходящего мира, замечает, что деньги, слава и власть – лишь мимолетные ценности, пред лицом вечности они не более чем горсть пыли. В книге Екклесиаста – этой непревзойденной ветхозаветной богословской элегии, повествующей о мученическом поиске смысла жизни и счастья на земле, мудрец Соломон – самый блистательный и великий из всех царей Израиля, на своем горьком опыте познавший, что жизнь без Бога – это суета сует и томление духа, сокрушался о том, что материальные блага мира сего опьяняют человека, как крепкое вино, он погружается в круговерть суеты и забывает о Боге, душе и Страшном Суде, но нигде не может найти счастье и покой, ощущает бесцельность своего существования, ибо ни в чем не обретает человек смысл жизни и счастье – ни в юности, ни в старчестве, ни в трудах, ни в праздности, ни в богатстве, ни в славе, ни в царской власти, ни в науке, ни в искусстве, ни в философии – ни в чем, кроме Бога, ибо счастье – это вечная любовь между Богом и человеком, а в исполнении заповедей, приуготовлении к смертному часу и Богопознании – смысл нашей жизни.
                Когда мы читаем святое Евангелие, то становимся соучастниками новозаветных событий, мы становимся слушателями Иисуса Христа, призывающего нас искать не преходящих материальных сокровищ, которыми мы можем распоряжаться лишь в скоротечной земной жизни, а Царства Небесного, оно – самое великое сокровище, дороже которого нет ничего на свете. По блестящему изречению русского философа Николая Бердяева не «моральный закон» Канта, а евангельский лик Иисуса Христа – верный путеводитель совести, ибо Христос – истинный Богочеловек, единственный Спаситель мира и Судия, Он провозглашает истинную иерархию ценностей и зовет всех нас устремиться к горнему – к вечному и небесному, осознать, что наша земная жизнь есть лишь приуготовление к вечности. В притче Иисусовой сказано, что Царствие Небесное – это сокровище сокровенное, оно таинственно и непостижимо для нашей мысли, тайна это откроется нам во всей полное только в эсхатологической перспективе, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). В таинственном апокалиптическом видении апостола Иоанна Богослова Царство Небесное открывается как высочайшее духовное сокровище, величайшее и прекраснейшее произведение Божественного искусства – горний Иерусалим, сходящий с неба и имеющий славу Божию, светило его подобно драгоценному и кристалловидному камню, а двенадцать врат – двенадцать жемчужин. Христос именует Царство Небесное сокровенным сокровищем, ибо падшие и многогрешные люди жаждут земных сокровищ, а область духовной жизни для многих из них – тайна за семью печатями,  они не ведают Бога и не ищут Царствия Его. Если сокровенное сокровище – это Царство Небесное, то поле, на котором оно утаено, есть сердце человека – внутри всех людей таится бесценное сокровище – бессмертная душа, а внутри христиан скрыто еще более таинственное и драгоценное небесное сокровище – благодать Святого Духа, ведь Царство Небесное есть мир, праведность, покой и радость во Святом Духе. По слову апостола Павла благодать Божия – это небесное сокровище христианских сердец, человек создан из горсти праха земного – материи, но он сотворен по образу и подобию Божиему и призван к духовной жизни, он может стать храмом Всевышнего и носить в себе силу Божию: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточна сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор.4:7). Сам по себе падший и многогрешный человек немощен, бесславен и слеп, но благодать Божия просвещает его ум и сердце, показывает суету мира сего и скоротечность земной жизни, показывает, что от рождения и до часа смерти он – странник, идущий к Небесному Отечеству, отрезвляет его и побуждает искать ни сокровищ мира сего, а стремиться к Богу и спасению, благодать Божий дает силы побеждать страсти, она демонстрирует человеку его окаянство и побуждает его к покаянию, вселяет в его сердце печаль по Богу и радость общения с Богом, страх Божий и любовь к Богу, ближним и даже врагам, воцаряет в уме и сердце молитву, делая человека любящим, милосердными и сострадательным, увенчивает его нетленным венцом славы. Христос говорит, что небесное сокровище было найдено человеком в поле, он трудился на поле – это символизирует подвижническую жизнь, пост и молитву, исполнение заповедей Божиих, а затем духовно прозрел и стал созерцателем славы Царства Небесного. С молитвенным изумлением преподобный Симеон Новый Богослов благовествовал, что Царство Небесное – это созерцание Божественного Света и пребывание с Богом, Который есть Свет, но в то же время, он говорил, что духовная жизнь – это многотрудное хранение ума и очищение сердца от страстей, духовное делание, в основе ее лежат верность Богу, смирение и борьба со страстями. Если бы человек из притчи Христовой не трудился на поле – не жил церковной и подвижнической жизнью, не молился и не постился, не боролся ос страстями и не участвовал в таинствах Церкви, то он бы никогда не обрел небесное сокровище, а потому вне Церкви нет и не может быть спасения.
                В притче Христос сказал, что человек, трудившийся в поле и нашедший скрытое сокровище, утаил его. В нравственном смысле это означает, противоположность христианства и фарисейства: если фарисеи – это актеры религии, вся их жизнь – спектакль, а фарисейство – это внешнее благочестие при пустоте сердца, в основе которого – гордость и лицемерие, то в основе христианства лежит смирение и осознание своей греховности, искренность сокрушенного сердца и хождение пред лицом всезрящего Бога, для Которого нет ничего сокровенного, осознание скоротечности жизни и неотвратимости смерти и Страшного Суда, а потому христианин стремится не казаться праведным, а жить по Евангелию, он стремится не только к внешнему благочестию, но к очищению самого сокровенного – сердца своего, где должен воцариться Господь. Найдя бесценное сокровище, человек не стал говорить о нем слух – не возгордился и не впал в тщеславие, но проявил смиренномудрие и сделал все, чтобы обрести его, так и нам надлежит хранить благодать Божию в сердце, не превозноситься, но пребывать в смирении и благодарности Вседержителю, страшась утратить сокровище – разлучиться с Богом. Христос сказал, что неожиданно найдя бесценное сокровище, человек возрадовался – это духовная радость, который испытывает человек от прикосновения животворящей благодати Божьей, озаряемый ее вечным и нетварным светом, он ясно видит всю пустоту мимолетность и ничтожество материальных благ здешнего мира. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся». Преподобный Силуан Афонский – один из величайших православных подвижников двадцатого века, писал, что Святой Дух радует душу Своим пришествием, дает мир уму и покой сердцу, Им живут Ангелы на небесах и святые подвижнику Христовы на земле – в горах, пустынях, пещерах и монастырях, Им совершаются чудеса и таинства, Он дает нам силы любить прощать и молиться за весь мир. Наверное наиболее удивительная заповедь апостола Павла – это заповедь «всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16), ведь и Царство Божие определяется как «радость во Святом Духе» (Рим.14:17). В «Слове на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста с необычайной поэтической красотой слога и духовной силой произнес слова, струящиеся радостью о воскресшем Христе и Его победе над смертью и Адом: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются Ангелы! Воскрес Христос – и жизнь царствует! Воскрес Христос – и ни одного мертвеца во гробе!». Новый Завет – это книга неописуемой радости, и когда мы читаем о победе Христа Спасителя над дьяволом, смертью и Адом, то оказываемся в ситуации человека, нашедшего драгоценное сокровище – Слово Божие, но чтобы обрести спасение нам надо стать законным владельцем Евангелия – христианином, членом Церкви, сыном Всевышнего и живым храмом Святого Духа. В Своей притче Христос рассказывает, что мудрый человек продал все, что имел ради того, чтобы купить поле, где сокрыто сокровище. Высшая цель человеческой жизни – обрести Царство Небесное, оно – драгоценнейшее и вечное сокровище, ради которого можно пожертвовать всеми благами материального мира, оно несравненно ценнее всего остального – житейского комфорта и удовольствий, славы, власти и богатства, науки и искусства, оно неизмеримо выше самой нашей жизни, и чтобы обрести это небесное сокровище, мы должны возложить все – ум, таланты и жизнь на алтарь веры, всецело посвятить себя служению Богу и приобрести поле, на котором скрыто Царство Небесное, воцерковиться и обрести спасение. По толкованию святых отцов Церкви поле – это апостольская проповедь Церкви, а сокрытое сокровище – это благая весть о Христа Спасителе, в Нем – сокровищница премудрости и знания, сокрытая от мира полнота Богопознания. По слову апостола Павла мы «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную» (1 Кор. 2:7). Человек, ищущий Истину и жаждущий познать Бога, обретя веру во Христа, бросает всю прежнюю жизнь – оставляет философию по преданиям человеческим и стихиям мира сего, худые нравы  пристрастие к славе, власти и богатству, дабы познать Бога и обрести спасение. Если мы хотим унаследовать Царство Небесное, обрести спасение и полноту радости, то уже в земной жизни нам нужно научиться жить Богом, отвергнуть все безбожные идеи и мнимые ценности и отдать сердце свое Богу и исканию правды Его.


Рецензии