Притча о купце, ищущем хороших жемчужин

                Возвещая народу, что Царство Небесное должно быть для нас высочайшей ценностью, а спасение – высшей целью жизни, Христос рассказал притчу о купце, ищущем хороших жемчужин: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел и купил ее» (Мф.13:45). Эта евангельская притча провозглашает ни с чем несравнимую ценность Царства Небесного, оно превыше всех сокровищ мира сего с его царствами, чувственными удовольствиями и преходящей славой, оно вечно и является драгоценной и прекрасной жемчужиной. С христианской точки зрения красота есть категория не только эстетическая, но духовна и нравственная. Древние мудрецы говорили, что Бог открывает Себя трояко: как беспредельная Сила и Всемогущество – всесильный Творец и Вседержитель; как наивысшее Благо и Истина – всеблагой и премудрый Господь, просвещающий всех, взывающих к Нему; как неизреченная и вечная Красота, воспламеняющая сердца людей неугасающей любовью, побуждающая их непрестанно искать молитвенного общения с Богом, прославлять величие Его и томиться по небесной красоте горнего Иерусалима. Величественны дела Создателя и щедры дары Его: прекрасна картина восходящего солнца над морями и горами, изумителен закат, сходящий в тишине угасающего дня, великолепно тысячеокое небо, сияющее яркими звездами, упоительна лунная ночь в зимнюю пору, когда вся земля сияет алмазами снега. Размышляя о Боге, облеченном величием и славой, о премудрости Творца вселенной и красоте дел Его, пророк Давид восклицает в молитве: «Как величественны дела Твои, Господи, все премудростью Ты сотворил; и земля полна произведений Твоих» (Пс.103:24). Святитель Григорий Богослов выразил эту мысль так: «Небо, земля и море есть великая, дивная книга Божия». Вся красота мира – и звезды, сверкающие как алмазы на бескрайних просторах ночного неба, и ковер ароматных цветов – все как хор, славящий Бога, как гимн в честь Творца, ибо от созерцания красы сотворенного мира ум христианина восходит к мыслям о Создателе и хвалебным молитвам – благодарению Бога за жизнь и все Его бесценные дары. Созерцая красоту природы, мы постигаем отблеск премудрости Творца, Чье бытие безначально, а могущество – безмерно, но при этом мы не должны обоготворять красоту земного мира. Как бы ни был прекрасен земной мир, но душа христианина тоскует по Богу и ищет красоты Царства Небесного, взывая к Всевышнему с молитвенным плачем преподобного Силуана Афонского: «Сердце моей возлюбило Тебя, Господи, и потому скучаю по Тебе и слезно ищу Тебя. Ты украсил небо звездами, воздух – облаками, землю же – морями, реками и зелеными садами, где поют птицы, но душа моя возлюбила Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен. Только Тебя желает душа моя, Господи…». По мудрому рассуждению преподобного Макария Египетского «Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его».
                Святитель Иоанн Златоуст говорил, что внешнее благообразие – это дар Божий, но намного более драгоценна нетленная красота души, она – драгоценная жемчужина. Душа – великое и дивное творение Бога, она разумна, нетленна и духовна, по естеству своему сродна прекрасным небожителям – бесплотным Ангелам, и с красотой ее несравнима ни одна красота в зримой нами природе. В очах Господних наша душа – драгоценная жемчужина, а Христос ищет хороших жемчужин – праведные и кающиеся души, Он обретает их через страшную цену – искупительную жертву и крестную смерть на Голгофе, принесенную за всех людей – за все человечество, ибо Господь хочет всех спасти, но в Царство Небесное не войдет ничто нечистое. По слову апостола Петра истинное украшение христиан не золото, пышные прически и нарядные одежды, не драгоценные камни, украшения и все то, что можно купить, а чистое и богобоязненное житие – красота праведной души, осиянной славой Всесвятого, ибо именно «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, драгоценен пред Богом» (1. Пет. 3:4). Вся аскетическая наука Церкви – это духовное  делание, «искусство из искусств» и «художество из художеств», через это искусство человек шлифует алмаз души своей и восстанавливает нерукотворную икону – таинственный образ Божий в себе. Для этого требуется искусность и многоопытность в духовной жизни, а еще более требуется благодать Святого Духа, ведь без Бога человек не может сотворить ничего благого, в том числе и обрести нетленную и духовную красоту, драгоценную в очах Всевышнего. Назначение человека – достичь святости и стать совершенным как Отец наш Небесный, обожиться. В притче рассказывается, что ученики Иисуса Христа – христиане, должны уподобиться купцу, ищущему прекраснейшую вещь – драгоценное жемчужину, она – Сам Христос, ибо на небе и на земле нет никого прекраснее Христа Спасителя, Он – весь Любовь, несравненная красота Его Божественной Личности открылась не только в момент Преображения на горе Фавор, но и в страшный час Его голгофских страданий и смерти, когда Христос молился за убийц Своих. Христос есть единственный Спаситель мира и Бог Слово воплощенный, Его любовь более сильна, чем смерть, и более ревнива, чем преисподняя, Он расторг узы смерти и воскрес. Красоту распятого и воскресшего Христа Спасителя с особой поэтической проникновенностью воспел в стихах в русский поэт К. Бальмонт:

Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.

                Если мы христиане, то Христос для нас дороже самой жизни. В притче о сокровище, скрытом в поле, Христос сказал, что Царство Небесное – это высшая ценность, а в притче о купце, ищущем драгоценную жемчужину, Сын Божий говорит о том, что оно – величайшая красота. В таинственных стихах Апокалипсиса горний Иерусалим предстает как высочайшее произведение Божьего искусства и неописуемой красоты. В великолепных «Божественных Гимнах» преподобный Симеон Новый Богослов писал о том, что блаженство святых – это созерцание Божественного Света и пребывание в Царстве вечной красоты преображенного мира: «Вся тварь обновится и станет духовной, станет обиталищем невещественным, нетленным, неизменным и вечным. Небо станет несравненно более блестящим и светлым, чем оно теперь видится, и совсем обновится. Земля воспримет новую неизреченную красоту, и оденется в многообразные неувядающие цветы, светлые и духовные… и весь мир сделается совершеннейшим паче всякого слова, станет духовным и божественным, соединится с умным миром, окажется неким мысленным Раем, Иерусалимом Небесным.  Рассказывая притчу, Христос говорит, что активно купец искал драгоценную жемчужину, это – призыв Господень искать Царство Небесное, обращенный к людям, дабы они ставили духовные сокровища выше материальных благ, употребляли все силы для спасения, ведь Царство Небесное силой берется – напряженной духовной жизнью. По наставлению Христа, мы – христиане, должны уподобиться мудрому и рассудительному купцу,  который усердно искал в лавках всего мира самых ценных жемчужин, но найдя одну – самую драгоценную жемчужину, которой можно украсить корону или скипетр великого царя, он продает все, что имеет, дабы обрести ее. В древние времена на Востоке мудрость сравнивали с жемчугом, в этом прочтении купец из притчи, ищущий ценных жемчужин, это человек, ищущий мудрости, быть может, он нашел много сокровищ, но услышав благую весть Христа о Царстве Небесном, увидел, что все они – ничто в сравнении с «одной драгоценной жемчужиной». Существуют сотни религий и философских систем, а современный человек, ищущий Истину, может читать «Диалоги» Платона и суфийские притчи, исследовать Коран, Тору и Авесту, изучать Упанишады и буддизм, философию Шеллинга и экзистенциалистов, но именно православная вера есть та драгоценная жемчужина, которой обретается Царство Небесное. Православная вера богооткровенна, она возвышает душу и соединяет ее с Творцом, ведет человека к спасению и  вечному блаженству в Царствии Небесном. Вне святой Церкви нет спасения, она – столп и утверждение Истины, хранительница, толковательница и проповедница Слова Божиего, а потому христиане поступают как рассудительный купец из евангельский притчи – мы почитаем всю мудрость мира сего с ее дарами за горсть праха в сравнении с Божественным Откровением, а дороже всего для наших сердец – Сам Христос Спаситель. Святые отцы Церкви говорили, что море – это образ нашей земной жизни, в морских глубинах скрыты жемчужины – мудрость и знания, а купцы – это христиане, которые хотят понять смысл жизни, они знают, что существует много разновидностей прекрасных жемчужин – великое множество философских и религиозных учений, но вся мудрость мира сего теряет свой блеск и красоту в сравнении с одной великой, небесной и бесценной жемчужиной – Христом, сказавшим о Себе: Я есть Истина.


Рецензии