Притча о неводе, закинутом в море
Рассказывая притчу, Христос обращается к близкому и понятному галилейским рыбакам образу «неводом, закинутого в море и захватившего рыб всякого рода». В иносказательном смысле невод – это благая весть Христа и апостольская проповедь Церкви, все мы – христиане, должны знать и проповедовать Слово Божие, все мы – ученики и вестники Христовы, на нас лежит миссия апостольского благовестия, а Слово Божие обращено ко всем людям не зависимо от их возраста, социального положения, расы, национальности и культуры, ибо Церковь призвана соединить верой, надеждой и любовью все народы земли – все человечество вокруг Христа Спасителя. Христос говорит, что невод забрасывается в море, а на страницах Священного Писания волнующееся, переменчивое и неспокойное море – это символ нашей земной жизни с ее заботами и попечениями, тревогами и волнениями, десница Божья через Священное Писание и Священное Предание, через святую Церковь, ее таинства и богослужения, через чудеса и проповедь апостолов и священнослужителей, миссионерство и молитвы святых подвижников выхватывает людей из мирской жизни, чтобы мы научились жить новой и духовной жизнью, обратились к Богу и исполняли заповеди Его, стали христианами. С екклесиастовой грустью преподобный Ефрем Сирин сетовал на то, что наша жизнь суетна, она подобна изменчивому морю, манящему человека своим бескрайним простором и губящему своими страшными бурями, и от лица человека, познавшего суетность мирских благ, этот великий подвижник Церкви горько сокрушается, признаваясь, что человек не в силах спасти себя сам: «Это море, в которое пустился я, ища там себе приобретений, воздвигло на меня бурю и потопило все сокровища мои. Но если бы погибло в нем только одно мое имущество, а сам я спасся бы из бездн его! Но вот величайшее мое бедствие: не в силах я поддержать сам себя!». Жизнь человека на земле трагична и он чувствует себя брошенным в мятежное и бушующее море, о чем поется в молитвенных песнопениях Православной Церкви: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». Но настанет час второго пришествия Христова и Страшного Суда и море житейское со всей суетой исчезнет – «и моря уже нет», как таинственно сказано в Апокалипсисе, а спасенные из всех народов войдут в чертоги горнего Иерусалима, небо и земля преобразятся, и творение Божие навеки исцелится от тления, смерти и суеты. По великой и неизъяснимой благости Своей Господь хочет всех спасти, Христос пролил Свою святую кровь на Голгофе ради всех рас, Слово Божие обращено ко всем людям – обращается к людям «всякого рода», но спасение обретают только те, кто обретает веру и принимает Слово Божие, плачет о грехах своих и борется со страстями, молится и живет церковной жизнью. В притче загадочно сказано, что хорошую рыбу собирают в сосуды, а худую – выбрасывают вон. В древней Церкви одним образом Христа Спасителя была рыба, потому что слово «рыба» на греческом языке намекала на Его имя, отсюда – добрые люди из притчи это христиане – люди, уверовавшее в Сына Бога Живого и уподобившиеся Иисусу Христу через пост и молитву, веру, надежду и любовь, через самоотречение и жизнь по заповедям Евангелия, а худая рыба – это гады морские, символическое обозначение тех, кто отверг истинного Мессию и Его благую весть, отверг Бога и свое высшее предназначение, а тем самым – утратил образ человеческий, уподобился демонам и обрек себя на погибель. С молитвенным изумлением и глубоким раздумьем святитель Игнатий Брянчанинов писал о том, что человек – тайна для самого себя, он создан Богом и познать себя может только в союзе с Богом – через премудрость Божию, если человек живет по заповедям Евангелия и всю его жизнь – священнослужение, а он сам – храм Святого Духа, то он исполняет свое предназначение, но со времен грехопадения Адама род человеческий утратил истинное Богопознание и духовную мудрость, стал смертным и подверженным тлением, впадающим в идолопоклонничество, чрезмерные земные попечения и жажду чувственных наслаждений, немногие люди, подобно Аврааму и Иову, хранили истинное Богопознание и Богослужение, род человечески стал родом падшим и исполненным грехов, дьявол стал князем мира сего и люди уподобились морским гадам – демонам, они словно утратили образ человеческий – дошли до Содома и Гоморры. Вся история человечества – это летопись, написанная кровью, она полна нечестия, коварства и ожесточенных войн, в которых рушились царства и истреблялись целые народы, люди обращались в невольники и продавались на рынках как бессловесный скот или неодушевленные товары, и лишь немногие с о слезами покаяния взывали к Богу, отрешались умом и сердцем от земных попечений и, уподобляясь сонму Ангелов, возносились в молитвах и священном созерцании к Всевышнему. До пришествия Сына Божиего никто не мог спастись и войти в Царство Небесное, Христос пришел в мир, чтобы закинуть невод в море – совершить дело спасения рода человеческого через искупительную жертву и благовестие.
В христологическом толковании этой притчи невод, закинутый в море – это Сам предвечный Бог Слово воплотившийся, вошедший в историю наше мира, а вместе с тем, это – голгофская жертва Иисуса Христа, принесенная за всех людей, но спасительной она станет лишь для тех, кто усвоит плоды крестного подвига Христа Спасителя через полноценную христианскую жизнь – борьбу со страстями и покаяние, молитву и пост, соблюдение заповедей Евангелия и исповедание догматов Церкви, участие в Божественной Литургии и таинствах. Христос сказал, что добрую рыбу собирают в сосуды, это означает, что всех праведных Господь соберет в Своих небесных обителях – каждый спасенный унаследует Царство Небесное и обретет свое место в горнем Иерусалиме. В екклесиологическом смысле драгоценный сосуд, собирающий всех христиан, – это единая, святая, апостольская и соборная Церковь, благовестие о Христе распятом и воскресшем собирающая и соединяющая все народы, а в основе их единства – свободная вера людей и Божественная благодать. Христос сказал, что невод вытаскивает рыбу на берег – это означает, что только десница Божия может спасти человека, никто из нас не в силах спасти себя сам, иначе не нужна была бы искупительная жертва Христа, Его победа над смертью и Воскресение, не нужна была бы Церковь, ее таинства, молитвы и богослужения. Преподобный Макарий Египетский пояснял, что без Бога мы не может сотворить ничего доброго, а путь спасения – это свободное содействие Бога и человека. Христос возвещает о кончине века, о том, что время не вечно – настанет час и времени уже не будет, а история завершится Страшным Судом. Грядущий в конце веков вселенский Суд Божий именуется страшным, потому что никто не избежит судилища Господня, оно будет всеобщим и на нем все тайное станет явным – раскроются все наши дела и слова, помышления и намерения, самые глубинные желания нашего сердца – все обнажится перед Богом и всем миром, и тогда многие нечестивцы, увидят самое потаенные грехи свои и возопят: «Горы, падите на нас и укройте нас от лица Господня и от Суда Его, ибо мы стали позором вселенной и сгорает от стыда!». Святые отцы говорили, что при каждом из нас есть незримый писец – совесть, она записывает в свиток памяти всю нашу жизнь – внутреннюю и внешнюю, а когда настанет день Страшного Суда, то эта книга раскроется и обнажится вся глубинная суть наших душ – мы увидим самих себя без прикрас, такими, какие мы есть в очах Божиих.
С молитвенным трепетом и страхом Божиим преподобный Ефрем Сирин писал о Страшном Суде, на котором Единый Безгрешный и Непогрешимый – Сам Христос, наш Небесный Царь, изречет окончательный вердикт о каждом из нас – совершит всеправедный, всемилостивый, безошибочный и безупречный Суд – достойные обретут спасение и будут прославлены, а нечестивые – пойдут в муку вечную: «Тогда своими очами узрим неизреченное Небесное Царство, а с другой стороны увидим также открывающиеся страшные мучения, посредине же – всякое колено и всякое дыхание человеческое от прародителя Адама до рожденного после всех, и все с трепетом преклоняют колена и поклонятся ниц, как написано: Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено (Рим.;14,;11). Тогда, христолюбцы, все человечество будет поставлено между Царством и осуждением, жизнью и смертью, между безопасностостью и нуждой. Все будут в ожидании страшного Судного часа, и никто никому не в силах будет помочь. Тогда потребуются от каждого исповедание веры, обязательство Крещения, вера, чистая от всякой ереси, печать несокрушенная и хитон неоскверненный, по написанному: все, которые вокруг Его, принесут дары (Пс.;75,;12) страшному Царю. Потому что от всех вписавшихся в гражданство в Святой Церкви потребуется отчет по силе каждого: сильные сильно будут истязаны (Прем.;6,;6), – по написанному. Всякому же, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.;12,;48). Какою мерою мерит каждый, такою отмерено будет ему (Мк.;4,;24). Страшно, братья, тамошнее судилище, потому что без свидетелей обнаруживается все: дела и слова, помышления и желания, между тем как предстоят еще тьмы тем и тысячи тысяч Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, праведных и святых, пророков и апостолов». Рассказанная Христом притча о неводе вызывает молитвенный трепет в сердце, ибо невод апостольской проповеди, заброшенный Богом и Его служителями в море житейское, собирает многих людей из разных родов – эллинов, иудеев и скифов, старцев и юношей, женщин и мужчин, нищих и царей, знатных и безродных, он наполняется пока протекает история мира, но когда она завершится, то произойдет окончательное разделение добра и зла, света и тьмы, для праведных наступит вечная жизнь с Богом, блаженство и созерцание Божественного Света, восхождение от силы к силе. От совершенства к совершенству, а отвергнутые – непригодные для Царства Небесного по причине своей нераскаянности, будут выброшены вон – во тьму кромешную и геенну огненную, где плач и скрежет зубовный, сроднившись по духу с дьяволом и аггелами его, став олицетворением греха и зла. Эта евангельская притча – пророчество и предостережение, она напоминает нам, что в огромный невод Божий – в святую Вселенскую Церковь попали самые разные люди, но на Страшном Суде откроется, кто из нас был настоящим христианином, а кто – лицемером, кто принял Слово Божие и возлюбил Христа всем сердцем, а кто пребывал в священном лоне Церкви только формально и внешне, а потому на каждом из нас лежит колоссальная нравственная ответственность за нашу душу и ее посмертную судьбу, и всем нам надлежит употребить все усилия ума, воли и сердца на служение Богу и на то, чтобы стать христианами и удостоиться прощения грехов, спасения и Царства Небесного. Человек обладает свободой воли, отнять которую никто не может – даже всесильный Творец не отнимает ее, ведь каждый из нас призван быть свободной и самоопределяющейся личностью, совершающей в земной жизни главный выбор, определяющий ее будущую жизнь в вечности.
Свидетельство о публикации №222120700539