Притча о немилосердном должнике

                Каждая притча святого Евангелия – это кладезь духовной мудрости, каждое слово Христа Спасителя – это небесный луч, озаряющий нашу жизнь. На вопрос апостола Петра о том сколько раз нужно прощать брата своего, Христос ответил, что прощать нужно до «седмижды семидесяти раз» – неограниченное число раз, а разъясняя Свои слова, рассказал притчу о немилосердном должнике, имеющую исключительное значение для христианской жизни и повествующую о прощении обид: «Царство небесное подобно царю, который хотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А так как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, и пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:23-35). В этой евангельской притче царь – это Сам всемогущий Господь, царствующий над Ангелами, вселенной и временем, создавший небо и землю, а должник – это каждый человек, каждый из нас, ведь все мы в неоплатном долгу перед Богом не только по причине наших грехов, но и по причине отсутствия добрых дел и святости, ибо мы сотворены Богом и высшее наше назначение – исполнить творческий замысел Божий, стать священнослужителями и живыми храмами Святого Духа. Бог есть наш Создатель и Спаситель, от Него имеем дыхание жизни, наша жизнь – это таинственный, бесценный и благословенный дар Божий, она дана нам, чтобы мы стали святы и совершенны как наш Небесный Отец, но если мы глубоко вглядимся в самих себя и мысленным взором охватим всю земную жизнью свою, то увидим летопись согрешений, ведь все мы – многогрешные и падшие создания, и только Христос Богочеловек именуется Единым Безгрешным. В чем смысл нашей жизни и для чего нас сотворил Господь? В Священном Писании сказано: «Бог есть любовь! Пребывающий в любви пребывает в Бое, и Бог в нем» (1 Ин.4:16). Высочайшее искусство в жизни человека – это научиться жить в любви и мире с Богом и ближними, любовь небесная и оживляющая душу, возвышающая ее и полная самоотречения, посвящающая себя всецело Богу и ближним, дает человеку обрести цель, смысл и радость жизни во Христе, она поднимает со дна Ада и возводит в Царство Небесное, венчает путь духовного совершенствования и ведет к венцу обожения, дает силы прощать обидчиков и молиться за всех, но чтобы обрести евангельскую любовь нужны великие труды и борения, дар духовного рассуждения и различения добра и зла, хранение ума и очищение сердца.
                В притче о немилосердном должнике сказано, что всемогущий Господь – наш Небесный Царь простил должнику десять тысяч талантов. Во времена земной жизни Иисуса Христа один талант был колоссальной суммой в несколько тысяч серебряных монет, а десять тысяч талантов – это астрономическое число, сравнимое с целой царской сокровищницей и ее несметными богатствами. Весь мир со всеми его красотами, тайнами и чудесами – с   великолепием звезд и созвездий, с реками и морями, с лесами, лугами и цветущими садами, где поют птицы, с журчащими ручьями и грустными ивами, склонившимися над прудом, с заснеженными горами, рассветами и закатами – все сотворено Богом для человека, ради нас Господь ниспосылал пророков и образовал Новозаветную Церковь с ее таинствами и богослужениями, ради нашего спасения по действию Святого Духа была написана Библия, а Христос взошел на Голгофу и принял мученическую смерть на Кресте, совершается Божественная Литургия в храмах и святые подвижники молятся в своих уединенных скитах и кельях. По безмерной любви Господь сделал все, чтобы каждый из нас мог спасти, Он пролил Свою святую кровь и сокрушил врата Адовы, расторг узы смерти и отверз Царство Небесное, даровал нам бесценную сокровищницу – святую Церковь с ее таинствами и пастырями, Священным Преданием и Священным Писанием, постом и молитвой, Он даровал нам саму жизнь и наши таланты, Он – наш Спаситель и Судия, а мы – дадим отчет в Судный День о том, как распорядились теми сокровищами, что были дарованы нам Всевышним – исповедовали ли мы догматы Церкви и жили ли ее литургической жизнью, соблюдали ли заповеди Евангелия и творили ли дела добра и милосердия, молились ли Богу от всего сердца и раскаивались ли в грехах своих, изучали ли Слово Божие и святоотеческое наследие, были ли верны Христу до последнего вздоха.  Христос говорит, что каждому человеку оказана великая честь – распоряжаться сокровищницей Царя Небесного, но трагедия нашей жизни состоит в том, что мы не живет по Евангелию, наши сердца холодны, а жизнь – полна грехов, бесчисленных как песок морской, мы опустошаем царскую сокровищницу, растрачиваем впустую бесценный дар жизни и наши таланты. Каждый человек – неоплатный должник Божий, ибо нет человека без греха – никто из нас не мог бы спастись своими силами, крестная жертва Христа Спасителя – страшная цена нашего спасения, Сам предвечный Бог Слово, в Котором – сокровищница премудрости, любви и силы, уничижает Себя ради нас и жертвует Собой, чтобы мы обрели спасение. Со времен грехопадения Адама все люди грешны – их естество осквернено печатью первородного греха, а Сын Человеческий  пришел на землю взыскать и спасти погибающих, искупить их грехи на Голгофе и победить смерть чудом Своего воскресения из мертвых, вознестись и отверзнуть небеса и ниспослать Дух Святой, дабы образовалась Новозаветная Церковь с ее священнодействиями и таинствами. Как бы ни был многогрешен человек, чья душа покрыта язвами греха, но благодаря бесконечной любви Бога и крестному подвигу Христа Спасителя он имеет надежду на спасение, ибо за него возносится Страшная Жертва на Божественной Литургии и всякий верующий во Христа Богочеловека, борющийся со страстями, кающийся и ищущий правду, со священным трепетом, надеждой и радостью приступающий к Святой Чаше, может удостоиться великой чести и войти в Царство Небесное. Никто не может войти в чертоги Царства Небесного без покаяния, ибо только Христос Богочеловек – Единый Безгрешный, а все остальные люди за жизнь свою совершают множество грехов, оскверняют ум и сердце греховными помышлениями и намерениями.
                Рассказывая притчу, Христос сказал, что раб умолял царя простить его – он принес покаяние, а царь простил его, здесь открывается великая тайна милосердия Божиего и сама сущность христианства как религии любви и всепрощения. Первая ключевая тема этой притчи – милосердие и всепрощение Божье, царь прощает грандиозный долг своему должнику. Преподобный Исаак Сирин – один из величайших подвижников и мудрецов Православного Востока говорил, что адские муки есть муки совести, они страшны и нестерпимы, но милосердие Божие как бесконечный океан любви, в сравнении с которым все грехи мира – жалкая горсть песка, и нет такого греха, какого бы не смог простить всемогущий Бог Вседержитель, если только найдется в нас искреннее и чистосердечное покаяние. Господь хочет спасти все создания Свои без исключения, но для нераскаянных грешников спасение невозможно. В романе «Братья Карамазовы»  – вершине творчества Ф.М. Достоевского, блестяще изложена тайна всепрощающей силы Божественной Любви: «и греха такого нет и не может быть на земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. Да совершить не может такого греха великого человек, который бы истощил бесконечную Божию любовь. Али может быть такой грех, чтобы превысил Божию любовь? О покаянии лишь заботься, непрестанном, а боязнь отгони вовсе. Веруй, что Бог тебя любит так, как ты и не помышляешь о том, хотя бы со грехом твоим и во грехе твоем». По разъяснению святителя Иоанна Златоуста покаяние имеет великую силу – через это таинство всемогущий Господь освобождает кающихся от тяжкого бремени грехов, увлекающих их в погибель, и великую чудо Божие в том, что достигший самых страшных глубин зла – окаянный грешник, может быть спасен, если с плачем и сокрушением сердца воззовет к Богу. Для Бога нет ничего невозможного, Он всемогущ и может вернуть кающимся чистоту непорочных белых лилий. Совершилось великое и неизреченное чудо! – Небесный Царь простил должника Своего, Бог явил милость к человеку, но прощенный человек не исполнился Святым Духом – Духом любви, мира и прощения, он нашел своего должника своего и потребовал вернуть долг – динариев. Если десять тысяч талантов – это астрономическая сумма и образ нашего неоплатного долга перед Богом, то сто динариев – это обычная сумма, динарий получали за один день работы. В притче сказано, что должник пал к ногам и умолял простить его, искренне сокрушаясь и заверяя, что отдаст долг, но жестокосердный взыскатель  не захотел слушать его и посадил в темницу. Когда царь узнал о жестокосердии раба своего, то призвал его и сказал: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». В завершении притчи Христос воззвал к народу: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
                Вторая ключевая тема притчи – это жестокосердие людей, неумение прощать обидчиков своих и быть милосердными – относиться к окружающим с любовью и состраданием. В мессианско-историческом смысле, эта притча Христа изобличает иудеев, которые вместо того, чтобы возрадоваться пришествию Мессии и тому, что воссияла заря спасения над миром, прославить милосердие Божие, обращенное ко всем народам, понять, что Господь настолько возлюбил всех нас, что идет на смерть во имя искупления нашего и крестная жертва Агнца Божиего приносится за всех людей – за всех живых, усопших и нерожденных, сетовали на то, что Христос привлекает к Себе самарян и открывает объятия для язычников. В духовно-нравственном смысле эта притча возвещает, что любовь, прощение и сострадание – это путь спасения, а жестокосердие и памятозлобие – путь погибели. Размышляя об искусстве духовной жизни, старец Иоанн Крестьянкин поучал, что Бог милосерден и справедлив, Он есть Любовь и милует кающихся, а мы зачастую несправедливы и привыкли осуждать окружающих, потому что в нас нет осознания своей греховности, страха Божиего и любви к ближним, иначе мы бы задумались: «Будет ли Господь внимать нашим молитвам и прошениям, если мы не любим тех, кого Он возлюбил, за кого принес бесценную жертву?... Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы – свидетели тому, но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея» «Властью, мне  данной, прощаю и разрешаю все грехи твои во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Милость Божья уже стерла рукописание грехов нашего подсудимого, а мы все еще продолжаем помнить  и судить.  Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.  Так мы погибаем, судя других». Если мы задумаемся над тем, где таится корень обидчивости, распрей и озлобления, то поймем, что он кроется в уязвленном себялюбии и гордости – явной или скрытой, ибо, чем более человек горд и себялюбив, тем более он обидчив, а чувство обиды со временем неизбежно перерастает в злопамятство. По словам преподобного Иоанна Лествичника, злопамятство есть исполнение гнева и хранение согрешений, ненависть к правде и пагуба добродетелей, это ржавчина души и червь ума, посрамление молитвы и отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, законопреступление неусыпающее и злоба всечасная, злопамятный подобен аспиду, скрывающемуся в норе, и хранящему в жале своем смертоносный яд, побеждается оно только смирением, страхом Божиим и молитвой, все тем, что дает нам силы простить обидчиков наших. Злопамятный человек носит яд обид в своем сердце и мрак осуждения в уме своем, со временем он уподобляется демонам и сам лишает себя милосердия Божиего, ибо как может войти в Царство Небесное тот, чье сердце не очистилось от грехов, не умеет любить и прощать, чья жизнь – нарушение заповедей Евангелия о любви? Если бы мы видели множество своих грехов, то осознали бы, что сами нуждаемся в прощении Божьем и милосердии Вседержителя, что наша жизнь не соответствует святому Евангелию и мы далеки от христианской жизни, то мы бы не осуждали ближних и научились бы прощать врагов и молиться за них. В грозный и благословенный день Страшного Суда каждому из нас предстоит дать отчет перед Богом за всю прожитую жизнь и обнаружится что все мы являемся Его неоплатными должниками, и если мы хотим рассчитывать на милость Божию, то и нам надлежит научиться прощать, о чем нам каждодневно напоминают строки молитвы Господней – «Отце наш»: «…и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Если мы хотим быть христианами, то нам надо изгнать из души мрак обид – непроглядную завесу, скрывающую от нас Бога, нам надо научиться прощать не только устами, но и от всего сердца всех обидевших и ненавидящих нас, всех осуждающих и клевещущих на нас – ответить на их зло добром, на их проклятья – молитвой, не их жестокосердие – милосердием. Если обида кипит в нашем сердце, но нам надо вспомнить, что наш враг – это уникальный человек, сотворенный по образу и подобию Божиему, его душа ценнее в очах Божиих, чем весь видимый мир с его солнцем, луной, звездами и галактиками, что о спасении каждого человека молится Пресвятая Дева Мария, все святые и все Силы  Небесные, что Господь любит каждого из нас вечной, небесной, таинственной, святой бескорыстной и совершенной любовью – в том числе и нашего врага, любит каждого из нас как все человечество, что Христос распялся на Кресте и пролил за всех людей Свою святую кровь –  том числе и за нашего врага. Преподобный Нил Синайский говорил, что в начале каждой молитвы надо молиться от всего сердца за обидчиков наших, если мы хотим обрести спасение и уповать на милосердие Божие. Архимандрит Рафаил Карелин писал, что «слово «прости» – это великая тайна. Когда мы прощаем человека, то чувствуем в душе мир и счастье. Большего счастья нет на земле, чем простить своего обидчика. И чем нанесенная нам обида была несправедливее и чем более она жестока, и чем наше прощение искреннее и глубже, тем выше и светлее эта радость!... Бога не вмещают небо и земля, но вмещает Его малое человеческое сердце. Если мы любим наших врагов, то сердце наше становится храмом и в нем обитает Господь. Если мы исключаем из любви своей хотя бы одного человека, то Господь покидает нас, а с Ним – и радость и свет!». Наставляя учеников Своих Христос сказал: «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить!» (Мф. 7:2). Если мы научимся любить и прощать обидчиков – прощать искренне от всего сердца и горячо молится за наших обидчиков, желая им спасения, то и Христос простит наши согрешения, ибо умение прощать и не осуждать ближних – это лестница от земли до небес, она начинается у наших ног, а завершается у престола Божиего. Размышляя о душеспасительной тайне прощения, святой Григорий Нисский утверждал, что если человек будет прощать обидчиков не на словах, а всем сердцем и душой, и будет молиться за них, то он уподобится Христу Спасителю – станет христианином, Бог будет внимать его молениям и воздыханиям и он познает истину слов Сына Божиего: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14).


Рецензии