Притча о виноградарях, призванных на работу

                Каждая евангельская притча Иисуса Христа – это Святое Откровение Божественной Мудрости, она имеет главную идею – смысловую «ось», вокруг которой вращается все повествование. В притче о виноградарях, призванных на работу в разное время дня и получивших одинаковую плату, выражается беспредельной любви и безмерного милосердия Божиего, превосходящего наше земное представление о справедливости: «Ибо царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой. Вышедши около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно. И сказал им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять вышедши около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, вышедши около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию. И, получив, стали роптать на хозяина дома. И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: Друг, я не обижаю тебя. Не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди, я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20:1-16). Христос есть Великий Учитель и единственный Спаситель мира, искупивший грехи рода человеческого и основавший Новозаветную Церковь с ее таинствами и богослужениями, давший нам духовные силы жить по стихиям мира сего, где господствуют себялюбие и эгоизм, а по заповедям Божиим – заповедям любви и самоотречения, величайшем исполнителем который был Сам Христос, Он – воплотившийся Бог Слово, зовущий нас к новой жизни – святой и духовной жизни. Святитель Григорий Богослов в своих богословских стихотворениях писал, что Бог Вседержитель есть не только всемогущий Творец неба и земли, источник жизни и всех благ, но и всеведущий Промыслитель, Своей премудрость и силой Он управляет вселенной и опекает каждое создание Свое – заботится о судьбах народов и каждого отдельного человека. В евангельской притче Христос иносказательно именует Бога домохозяином, возвещая о Божьем домостроительстве – о таинственном действии Бога во вселенной и в истории мира, направленном на наше спасение.
                В притче сказано, что домохозяин вышел рано утром – на заре, когда еще не успела померкнуть последняя звезда,  - дабы искать работников в виноградник свой. В историческом смысле зов Господень с раннего утра означает, что с первых дней мира – начиная с первого человека – Адама, которому Господь дал заповедь возделывать сад,  Бог зовет всех трудиться для вечной жизни. На заре истории Бог призвал людей к святой жизни, чтобы унаследовать Царство Небесное, и после грехопадения Адама Господь не оставил народы земные, но зовет их трудиться в винограднике Своем – войти в святую Церковь – от Адама и Евы, от Авраама и Моисея, от древних пророков и до Иоанна Крестителя и апостолов, от них – до наших дней и до скончания мира – будет звучать проповедь Слова Божиего, дабы каждый человек мог уверовать и обрести спасение через труд на ниве Христовой – церковную жизнь.  С евангельским благовестием преподобный Силуан Афонский  обращался ко всем народам земли: «Вот тайна: есть души, которые познали Господа; есть души, которые не познали Его, но веруют; а есть и такие, которые не только не познали, но и не веруют... Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам... И на небе, и на земле Господь познается только Духом Святым... И у язычников душа чувствовала, что Бог есть, хотя они и не знали, как почитать истинного Бога. Но Дух Святой научил Святых Пророков, потом Апостолов, потом Святых Отцов и Епископов наших, и так истинная вера дошла до нас... О, люди, творение Божие, познайте Творца. Он любит нас. Познайте любовь Христову и живите в мире... Обратитесь к Нему, все народы земли, и вознесите молитвы свои к Богу; и молитва всей земли пойдет к небу, как прекрасное тихое облако, освященное солнцем... Познайте, народы, что мы созданы для славы Божией на небесах, и не прилепляйтесь к земле, ибо Бог – наш Отец, и любит нас, как дорогих детей». В анагогическом смысле раннее утро означает, что от вечности Бог задумал  сотворить каждого из нас – у Него есть замысел о целой вселенной и каждом создании, а в нашей жизни есть смысл – смысл нашей жизни заключен в том, что Бог от вечности задумал о нас, а потому познать самого себя и обрести смысл существования человек может лишь обратившись к Богу – не через философские умозрения, суждения и умозаключения, а через Божественное Откровение. По глубокомысленному рассуждению преподобного Иустина Поповича, человек создан по образу и подобию Божиему, он – загадочное существо, а его сознание имеет в сердцевине своей зерно Богосознания, иными словами, человек никогда не может постичь себя, философствуя по стихиям мира сего – изучая точные и естественные науки, и философствуя по преданиям человеческим – изучая гуманитарные науки, историю, философию и искусства, всего этого мало – нужно Божественное Откровение, ибо наш Создатель – Сам Господь Бог.
                Размышляя о путях жизни, святитель Григорий Богослов говорил, что мы все – произведения Божьего искусства, смыслы наших жизней скрыты в сокровищнице премудрости Божьей, Святая Троица Живоночальная – единственный источник жизни, в Боге открывается смысл нашей жизни, ее алмазный стрежень и адамантова основа – в Церкви все устремлено к Богу, все живет Христом и дышит Святым Духом – и проповедь, и заповеди, и догматы, и таинства, и богослужения, и молитвы, и покаяние, и пост, и подвиги, и вера, и надежда, и любовь, и только с Богом разрешаются самые главные, неразрешимые, вековечные и смысложизненные вопросы: «Кто я? Откуда пришел в жизнь? И после того, как земля примет меня в свои недра, каким явлюсь из восставшего праха? Где поставит меня великий Бог?». Человек – возлюбленное творение Божие, но люди, не просвещенные светом Святого Евангелия и  не имеющие веры, столкнувшись с тем горестным фактом, что мир лежит во зле, пережив трагедии и испытав боль и разочарование, не найдя смысла в жизни, начинают считать, что наша жизнь есть «дар напрасный, дар случайный», и лучше бы  вообще не рождаться и не видеть солнечного света, а потому многие становятся гедонистами и исповедуют низменную мораль – живи одним днем, «ешь, пей, веселись» (Лк.12:19), а иные – отчаявшиеся, сами обрывают нить своего земного существования. Мы живем суетно – забывая о Боге, душе и Страшном Суде, ищет земное счастье и благоденствие, прельщаемся славой, власть и богатствами, сокрушаемся скорбями и не умеем смотреть на нашу жизнь духовными очами веры – видеть в нашей жизни таинственные следы Промысла Божиего, читать нашу жизнь как книгу притч, понимать, что хочет Господь от нас в разных обстоятельствах жизни, помнить, что цель земно бытия – спасение и Богопознание, что жизнь на земле – это только путь к вечности. На протяжении всей истории величайшие мыслители человечества бились над вопросом – «в чем состоит смысл человеческой жизни?», над разгадкой этой вековечной тайны бились тысячи умом и писались тысячи книг, но ответ был дан не мудростью мира сего, а Самой Премудростью Божьей, сказавшей людям: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все приложится вам» (Мф.6:33). В Нагорной проповеди и в Своих притчах Христос открыл величайшую тайну – тайну смысла нашей жизни, Он возвестил, что мы все предназначены к вечности и духовной жизни, а потому – смысл жизни нашей заключается не в мирском успехе, не в чувственных наслаждениях, не в мимолетной мирской славе, ни в царской власти, а в том, чтобы служить Богу и исполнять волю Его, стать сынами Всевышнего и обожиться, искать Царство Небесное и правду его, искать живого Бога Писаний и пророков и неописуемой радости вечного Богообщения. Наша земная жизнь – это подготовка ко дню смерти и Суда Божиего, она есть время трудов и испытаний, нашего самоопределения по отношению к Богу и приуготовления к вечности, она – временный путь земных скитаний, ведущий нас к вратам смерти, за которыми простирается необозримая вечность – блаженная для уверовавших в Бога и живущих по заповедям Его, мучительная для тех, кто отверг своего Создателя и Спасителя и обрек себя на вечную погибель.
                В притче Иисусовой сказано, что домохозяин вышел искать себе работников на виноградник  с самого утра – это означает, что никто не забыт и не оставлен Богом от самого рождения. Митрополит Трифон Туркестанов в акафисте «Слава Богу за все» – этой великолепной молитвенной поэме, воспевает любовь всемогущего Вседержителя и нетленного Царя веков, хранящего все жизни в деснице Своей и ниспосылающего Ангелов света оберегать младенцев, возлежащих в колыбели: «Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного Промысла Твоего, благодарим Тя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего… Слабый беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности»». Если мы хотим обрести спасение, то нам нельзя предаваться праздности и терять невосполнимое время жизни, ибо праздность – убийца времени, похититель бесценных мгновений жизни, соблазнитель души, искоренитель добродетели, враг поста и молитвы, сестра равнодушия, развращения и уныния. Премудрый и всеведущий Господь зовет всех ко спасению – Он с раннего часа зовет нас потрудиться в винограднике Своем – в святой Церкви, ибо нет такого часа, когда бы Бог оставил нас и не промышлял о созданиях Своих, и лучшее дл человека – с ранних лет посвятить себя Богу, с самого утра дней своих – с детства уверовать во Всевышнего и исполнять волю Его. У древних иудеев существовал обет посвящения ребенка Богу – ребенка приводили в храм, совершали особый ритуал, а затем ребенок воспитывался при храме. Известно, что когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители – Иоаким и Анна, пешком отправились из Назарета в Иерусалим и привели  свою Дочь к ступеням Иерусалимского храма, где Ее встретил праведный первосвященник Захария, взял за руку и, к изумлению священников и левитов, ввел в алтарь – Святое Святых, затем Дева Мария десять лет жила при храме, Она Сама стала живым храмом Божиим – белой лилией Нового Завета, проросшей под сенью ветхозаветного храма. Святитель Григорий Богослов наставлял людей стать христианами и посвятить свою жизнь Богу с раннего утра жизни – с малых лет, дабы не осквернить душу свою грехами, быть верными Богу, не терять драгоценное время жизни и отдать Всевышнему лучшие годы своей жизни. Наша жизнь – таинственный и драгоценнейший дар Божий, она – единственная, а потому каждое ее мгновение мы должны прожить со смыслом и наполнить духовным содержанием – верой, надеждой и любовью, молитвой и Богомыслием, чтением Священного Писания и изучением Священного Предания, борьбой со страстями и делами милосердия, ибо всем нам надлежит научиться жить «дорожа временем», как писал апостол Павел, не соблазняться суетными сокровищами мира сего, а искать горнего – вечного и небесного, наполнить нашу жизнь любовью и превратить ее в богослужение.
                Господь зовет всех нас потрудиться в винограднике Своем – это означает, что святая Церковь есть виноградник Христов, вне Церкви нет и не может быть спасения, она – стоп и утверждение Божественной Истины, она – хранительница веры и толковательница Слова Божиего, она – херувимская колесница Господня и Жена, облаченная в солнце, собирающая вокруг Христа и Евхаристической Чаши всех верующих в Него, вне Церкви нет таинств и богослужений, нет истинного Богопознания и православного Богопочитания – нет спасения. Размышляя о сотериологической тайне Церкви, Августин Блаженный писал, что вне Церкви можно читать Библию, размышлять о Боге и даже проповедовать о Христе, но нельзя спастись. В Священном Писании сказано, что Царство Небесное силой берется, а потому жизнь в Церкви – это подвижничество, Господь зовет нас трудиться на винограднике – бороться со страстями, поститься и молиться, изучать Слово Божие и проповедовать о Христе, жить новой и духовной жизнью. С раннего утра Господь всех зовет к спасению – быть христианами и трудиться в Церкви – на винограднике, но каждый человек обладает свободой, он – самоопределяющаяся личность и сам решает как поступить – откликнуться на зов Божий и принять его сердцем, или воспротивиться Богу и отвергнуть Его Слово. Бог призывает всех людей в Церковь Свою – тайно или явно, человек как бы слышит таинственный зов Небесного Странника, стучащегося в двери сердца, и ощущает присутствие Бога. Вера – это ощущение того, что ты призван Богом, это – доверие Богу и путь навстречу к Богу, вера – великая тайна и неизъяснимое таинство, свершающееся между Богом и человеком, ибо одни сразу откликаются на зов Божий, как древние галилейские рыбаки, ставшие апостолами, иные – спустя многие годы, пройдя через мучительные духовные борения, как Ф.М. Достоевский, третьи – остаются равнодушными к Богу, а четвертые – отвечают на евангельскую проповедь Христа и Его крестную жертву, на призыв всей Церкви – ненавистью, клеветой и гонениями. В чем заключается тайна веры и почему галилейские рыбаки уверовали в Мессию и стали апостолами – Его учениками и вестниками, а богатый юноша из Евангелия, которому Христос сказал –  продай все имение и раздай нищим, а потому «приходи и следуй за Мною», с печалью в сердце отошел от Спасителя и не последовал за Ним? Рассуждая о том, почему люди по-разному воспринимают Слово Божие – одни принимают Бога и посвящают Ему всю жизнь, иные – остаются чужды религии и метафизически вопросов, а третьи – относятся к христианской вере с презрением и враждебностью, архимандрит Рафаил Карелин писал, что здесь открывается тайна человеческого сердца – одни люди открывают сердце свое Христу и отвечает на зов Божий верой, а другие – отвергают Бога из-за духовной гордыни, всецелой надежде на себя и нежелания знать Бога и видеть свою собственною греховность, из-за низменных страстей и жажды чувственных наслаждений, погруженности в мирскую жизнь с ее суетой и заботами – жизнь суетящегося муравья, не находящего времени взглянуть на небо.
                В Своей проповеди Христос сказал – «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 4:3), это означает, что только человек почитающий все земные сокровища – всю мирскую славу и величие царств, всю роскошь мирских искусств и блеск наук – за горсть праха  может быть христианином, ибо высочайшее сокровище его сердца – сам Христос и Царство Божие. Человек создан по образу и подобию Божиему, он не может удовлетвориться материальными благами, у его души есть духовная жажда, между ним и Богом существует таинственная взаимосвязь и сердце его может найти покой только в Боге и Его бесконечной любви. Тайна веры – это тайна синергии, с одной стороны, вера – это свободный акт человека, требующий духовного усилия – жизнь христианина требует силы веры, с другой стороны, вера – это дар Божий, она оживает только при воздействии благодати Божией на сердце человека. Если человек верует в Бога, то сердце его открывается Божественной благодати, оно подобно цветку, тянущемуся от земли к небу и распускающемуся от ласкового прикосновения солнечных лучей. Но если человек не верует в Бога, то сердце его закрывается от Божественной благодати, оно похоже на цветок, который закрывается от прикосновения солнечных лучей. Вера – это великая и неизъяснимая тайна, люди приходят к Богу разными путями и в разный час своей жизни – одни с детства живут церковной жизнью, иные – в юности обретают веру в Бога, третьи – только в старческие лета, горько оплакивая безбожную жизнь свою, воцерковляются и становятся христианами, но всех их зовет к Себе Бог и простирает к ним Свои объятья. Каждый возраст имеет свои духовные дары и красоту: детство – время изумления и открытий, догадок и предчувствий, когда каждая звезда таят в себе тайну и каждый цветок полон ласки, солнце приветливо улыбается, полет стрекозы вызывает восторг, а звездное небо – ощущение величия мироздания и трепет перед Богом; юность – весна жизни, время томления и духовных исканий, сильных чувств и напряженных дум, внутренней борьбы с самим собой и искания идеалов; зрелость – время духовной самостоятельности и ответственности, час главных трудов и жизненных свершений; старость – это величественный закат жизни, время покоя и отрешенности от мирских сует, воспоминаний и созерцаний, тихих дум и обретения бесстрастия. В притче Христос сказал, что когда настал вечер – конец трудового дня, символизирующий индивидуально – конец земной жизни человека и его смертный час, а универсально – конец истории мира, то Господь явил Божественную щедрость любви и милосердия – все работники от последних до первых получили равную плату по динарию, что возмутило работавших целый день: «Работавшие целый день стали роптать на хозяина дома: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной! Он же в ответ сказал одному из них:  друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?». В этой притче Христос возвестил о невыразимом милосердии Божием и доброте Вседержителя и Судии, возвышающейся над всеми нашими представлениями о справедливости. Древнегреческий философ Платона полагал, что справедливость – это высочайшая добродетель, но высочайшей ценностью и добродетелью в глазах христианина является евангельская любовь и смирение, а справедливость Божия – это справедливость, проникнутая любовью и милосердием. Если бы у виноградарей, работавший целый день, было любящее сердце, но они бы возрадовались за работников последнего часа и не возроптали бы на домохозяина – Бога, а прославили Его любовь и милосердие.
                Разъясняя значение притчи о виноградарях, святитель Лука Крымский писал: «Все мы в разное время начинаем служение свое Богу. Есть такие, которые в ранний час начали путь ко Христу и усердно и неленостно работают от молодости до старости. Есть такие, которые начали путь ко Христу, путь исполнения заповедей Его, уже на половине жизни своей, которую прожили беспечно, не помышляя о Страшном Суде. Есть и такие, которые обратились на путь христианский только очень поздно, только на закате дней своих. И вот для этих последних притча Христова дает величайшее утешение: в ней свидетельствует Христос о том, что они, только на склоне дней начавшие праведную жизнь, могут получить такую же награду, какую получили работавшие с самого утра. Это ли не великое ободрение, это ли не глубокое утешение? Пусть помнят эту святую притчу все те, кто до старости жил беспечно, а их имеется особенно много в наше время. Пусть помнят, что никогда не поздно обратиться ко Христу, пусть не смущаются мыслью о том, что поздно каяться, что Бог не помилует их за краткое покаяние на склоне жизни. Вспомните, вспомните о разбойнике, распятом с Господом Иисусом, о человеке, проливавшем кровь, который в последний час жизни своей покаялся и услышал от Господа: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк.23:43). За что услышал? За то, что в последний час преступной жизни своей покаялся и воззвал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Свое» (Лк.23:42). Не поздно, не поздно никому из нас начать жизнь во Христе, жизнь праведную, жизнь, имеющую целью исполнение заповедей Христовых, не поздно никогда! И на исходе жизни нашей можно, глубоко и искренне покаявшись, загладить все грехи жизни нашей, как бы много их ни было, ибо Господь только того и ждет, чтобы мы покаялись… С каждым днем жизни нашей все ближе, ближе Суд, на котором или откроется, или закроется для нас Царство Божие… Будем помнить, что нельзя терять часы жизни нашей, и хоть в конце жизни покаемся во множестве грехов, сотворенных, когда проживали мы пустую, суетную жизнь. Не поздно и в последний час покаяться, в последний час начать исполнять заповеди Христовы».
                Осмысливая притчу о работниках в винограднике литургически и сквозь призму Великого Поста и Пасхи, святитель Иоанн Златоуст говорил, что самый священный момент Божественной Литургии – причащение Святых Христовых Тайн, а смысл поста – приуготовление к встречи со Христом воскресшим – Победителем Ада и смерти, но даже того, кто запоздал с постом и успел придти только «в одиннадцатый час» ждет Господь и призывает к Себе – на святую трапезу и царский пир Евхаристии: «Кто благочестив и боголюбив, - тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, - тот пусть, радуясь, войдет в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, - тот пусть возьмет ныне динарий. Кто работал с первого часа, - тот пусть получит  сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, - пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа, пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, - пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел прийти только в одиннадцатый час, - пусть и тот не страшится за промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает , и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь, и расположение хвалит. Итак, войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные, ликуйте друг с другом; воздержанные и нерадивые, почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - и пусть никто не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство. Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение». С молитвенным изумлением и евангельской радостью святитель Иоанн Златоуст проповедует о необъяснимой любви и непостижимом милосердии Вседержителя, о радости Богообщения и призывает всех открыть сердца навстречу любви Господней. Мораль евангельской притчи Иисуса Христа о работниках на винограднике в том, что Небесный Домохозяин вселенной – Бог – не осуждает тех, кто обращается к Нему и приходит к вере и в конце своих земных дней, Он восполняет их недостатке Своей любовью, Он прощает согрешения всех кающихся и искренне уверовавших в Него. Никакими добрыми делами нельзя заслужить спасение и купить вход в Царство Небесное, оно – дар Божий, а значит формальный, юридический и утилитарный подходы к вере и религиозной жизни недопустимы, ведь вечная жизнь обретается не путем арифметического подсчета добрых дел, а верой, действующей любовью, с надеждой на милость Божью. Христос сказал, что по смирению «последние» стали «первыми», а по гордости –  «первые» стали «последними», а потому, чтобы не лишились участия в Царстве Небесном, нам надлежит не спорить с Богом и не навязывать Верховному Судье наши представления о справедливости, а проявить смиренномудрие и трудиться во славу Божью – исполнять Его заповеди, предоставив право награждать нашему Творцу и Спасителю, у Которого иная мера справедливости, ибо на весах Божественного Правосудия одна покаянная слеза может спасти душу, а смирение, кротость и любовь – выше, чем формальное исполнение всех церковных обрядов и  внешнее благочестие.


Рецензии