Притча о двух сыновьях
Возвещая о тайнах Царства Небесного и рассказывая притчу о двух сыновьях, Христос заострил проблему спасении и верности Богу – иудейские старейшими и фарисеи исполняли все обряды и стремились исполнить закон Моисеев, им казалось, что они верны Богу, они гордились своим внешним благочестием и презирали нечистых – мытарей и блудниц, но парадокс заключался в том, что мытари и блудницы осознавали свою греховность и нечистоту в очах Господних, многие из них откликнулись с мольбой и надеждой на проповедь Христа и уверовали в Мессию, раскаялись в грехах своих и начали жить новой жизнью – стали христианами, в то время как фарисеи и ученые книжники отвергли Христа и Его проповедь. Крестный подвиг Иисуса Христа – это единственная основа спасения, до голгофской жертвы никто не мог войти в Царство Небесное и обрести спасение. До голгофской жертвы Иисуса Христа люди блуждали во тьме и даже праведники сходили в преисподнюю, ибо не было совершено искупление грехов, а нечистое и оскверненное грехом не может войти в Царство Небесное. Без голгофской жертвы Иисуса Христа не могла быть сокрушена власть дьявола над родом человеческим, не могло сокрушиться искупление грехов мира и Святой Дух не мог сойти на людей и образовать Новозаветную Церковь с ее таинствами. Христос – Божественный Учитель и наш Искупитель, Он есть предвечный Бог Слово вочеловечившийся и Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, а потому его нельзя сравнивать с основателями других мировых религий и философских учений – Зороастром, Конфуцием, Буддой и Магометом, ибо они – всего лишь люди, а Он – Сам Господь Бог, воплотившийся и ставший нашим Спасителем. В наше время распространено воззрение, гласящее, что человек может спастись своими добрыми делами, а Христос – только нравственный образец, а не Божественный Искупитель, но святая Церковь провозглашает, что спасение невозможно без искупительной жертвы Христа Богочеловека и освящающей благодати Святого Духа. Если бы можно было спастись без крестной жертвы Христа и благодати Святого Духа, то не было бы нужды Сыну Божиему умирать на Кресте, а Святому Духу образовывать Новозаветную Церковь с ее таинствами и богослужениями.
Если спросить у современных людей, что такое спасение и вечная жизнь, то многие скажут, что это – райская жизнь и возвращение в потерянный Эдем – место дивной красоты, где нет страданий, смерти и тления, где пребывают святые и Ангелы, но Церковь возвещает, что спасение есть более великая и грандиозная тайна, превышающая все труды и подвиги человеческие и непостижимая для нашего ума, ибо спасение есть обожение – созерцание Божественного Света и богоуподобление, когда человек становится богом по благодати и сыном Всевышнего. Спасение – это священная тайна и величайший дар Божий, то, чем нет сравнений и подобии, то что превосходит все наши представления и пред чем все наши подвиги, мудрость и добрые дела – горсть пыли, ведь Господь воздает стократно всем тем, кто уверовал в Него и возлюбил Его всем сердцем своим, Бог дарует спасенным Самого Себя, Он воцаряется в сердцах их и они становятся живыми храмами Святого Духа, обожаются и восходят на высшие ступени духовного совершенства и Богопознания, вся жизнь их становится богослужением. Великое и неизъяснимое чудо! – Бог дарует спасенным Самого Себя, все добрые дела всех людей – ничто в сравнении с Царством Небесным, ибо какие могут быть заслуги у человека перед Богом и как можно получить в награду Богу – это немыслимо, ибо обожение – бесценно, его нельзя заработать, оно – дар и милость Божия. Человек, надеющийся спастись своими добрыми делами, похож на глупого нищего, который собрал сотню медных монет и думает, что может купить на них царский дворец и стать великим царем, восседающим на троне. Высшая цель человеческой жизни – это обожение, а оно осуществляется только через синергию свободной воли человека и Божественной благодати, а потому спасение невозможно без искупительной жертвы Христа и святых таинств Церкви, без нашей веры, действующей любовью, и благодати Святого Духа. Только через крестную жертву Христа и благодать Святого Духа, через веру и таинства Церкви человек может спастись и осуществить свое истинное предназначение – обожиться, стать богом по благодати, быть живым храмом Святого Духа и совершенным как Отец наш Небесный. Со времен грехопадения Адама весь видимый мир лежит во зле, а все люди – падшие создания, а потому спасение невозможно для нас без покаяния.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если в сердце человека есть покаяние, то он живет духовной жизнью, а если его сердце нераскаянное, то он – мертвец, его душа мертва еще при жизни тела, она чужда духовной жизни и не имеет в себе дыхания жизни – благодати Святого Духа. Христос именовал гордых и надменных фарисеев гробами, красиво украшенными снаружи, но полными мерзости и нечистоты внутри. Если мы внимательно прочтем Евангелие, то увидим, что фарисеи и книжники часто упрекали Иисуса Христа в том, что Он «ест и пьет с мытарями и грешниками», общается с чернью народной, неспособной, по их мнению, познавать Бога и войти в Царствие Божие, ибо по фарисейскому воззрению «этот народ – невежда в законе, проклят он» (Ин.7:49). Но Христос говорит фарисеям и книжникам о том, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Небесное, чем они, ибо мытари и блудницы осознавали себя грешниками и отозвались на призыв Иоанна Предтечи к покаянию, в то время как фарисеи были горды своей мнимой праведностью и внешним благочестием. В книге пророка Исайи есть таинственные слова: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40: 3–5). Эти строки – пророчество о величайшем из рожденных женами – о святом пророке Иоанна, Предтече и Крестителе Иисуса Христа, он – вестник Божий, открывший миру великую тайну о пришествии Мессии, о том, что путь человека к Богу и путь Бога к человеку лежит через сердце. Горы и холмы из книги пророка Исайи – это наша гордыня и тщеславие, преграждающие путь Богу к нам, долы – это пропасти и рвы, олицетворяющие уныние и отчаяние, кривизна – ложь и лицемерие, тайные грехи и пороки, но возможно сделать прямым путь Бога к человеку через покаяние, изглаживающее согрешения. Пророк Иоанн Креститель взывал к людям – «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2), проповедовал, что только покаяние – это путь, ведущий в Царство Небесное. Покаяние – это основа всей духовной и нравственной жизни христиан, оно имеет высочайшее сотериологическое значение, ибо без покаяния невозможно наше спасение. Покаяние – это суд человека над самим собой, плач о своих согрешениях и чистосердечная исповедь, сокрушение сердца и твердое намерение оставить греховную жизнь и жить добродетельной жизнью. Святые отцы Церкви говорили, что одна слеза чистосердечного покаяния может спасти душу человека и оправдать его на Суде Божием. Рассказывая притчу о двух сыновьях, Христос призывает всех нас отвергнуть фарисейский дух гордости и лицемерия, увидеть свою греховность и духовную нищету, не осуждать ближних, а раскаяться в греха своих, ибо нераскаянное сердце – это дверь, закрытая перед Богом, а кающийся и плачущий о грехах своих – причастник благодати Святого Духа.
Свидетельство о публикации №222120700548