Притча о злых виноградарях

                В святом Евангелии есть таинственные слова – краткие по размеру, но бесконечно глубокие по содержанию и духовному смыслу: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах «(Ин. 3:13).  Христос свидетельствует о Себе, что Он – Сын Божий, никто не восходил на небеса, кроме Сына Человеческого – предвечного Бога Слова воплотившегося, ибо после грехопадения Адама врата Царства Небесного были закрыты для рода человеческого – даже души ветхозаветных праведников после физической смерти сходили в преисподнюю, никто не мог обрести спасения. Многие ученейшие мудрецы и философы древнего мира пытались постичь  тайны мироздания  и многие религиозные проповедники обещали раскрыть тайну спасения,  но Христос сказал, что никто не восходил на небо кроме Сына Человеческого – это означает, что единственное истинное вероучение – учение Христа Спасителя, а остальные религии и философские системы – всего лишь искания ума человеческого, тени Истины, а не сама Божественная Истина, явленная в лице Иисуса Христа, воплотившегося от Святой Девы Марии и ставшего Сыном Человеческим. Христос есть Великий Учитель и Спаситель мира, святой и безгрешной жизнью Своей Он засвидетельствовал, что является Сыном Бога Живого, что только Он есть путь к спасению и вечной жизни, что только в Нем ищущие находят Божественную Истину, что в Нем едином – источник жизни. По великой и безмерной любви к нам Христос Спаситель сошел с небес на землю – предвечный Бог Слово вочеловечился и воплотился, чтобы возвестить миру Божественную Истину, искупить грехи рода человеческого, разорвать узы смерти и сокрушить врата адовы, направить всех людей на путь покаяния и спасения. Христос – наш Божественный Учитель, в Нем – сокровищница премудрости и знания, Он – Небесный Архиерей, пришедший принести величайшую жертву – Самого Себя ради нашего спасения, но по Своему Божественному всеведению, Он знал о сознательном сопротивлении Божьему замыслу о спасении духовных вождей еврейского народа – первосвященников, книжников и фарисеев, которых великолепно Он изобразил в Своей притче в образе злых виноградарей: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит» (Мф.21:33-46).
                Каждой притча Иисуса Христа – это иносказательная загадка и жемчужина евангельской мудрости, имеющая духовный смысл и нравственное назидание. В иносказательном смысле хозяин виноградника – это Сам Господь Бог, Он создал все сущее на небе и на земле, Он – Творец и Вседержитель вселенной, сотворивший нас для вечной жизни и блаженства, чтобы мы все могли войти в Царство Небесное, не оставивший нас и вселенную после грехопадения, но делающий все, чтобы каждый из нас мог обрести спасение и унаследовать Царство Небесное. Преподобный Ефрем Сирин находил в этой евангельской притче указание к духовной брани – аскетическому искусству, именуемому подвижничеством: «Приготовь дела свои к исшествию; приведи все в порядок на поле своем, а поле есть жизнь сия. Возьми добрый заступ – Новый Завет; огороди владение свое терниями – постом, молитвой и учением. Если такая будет у тебя ограда, то не взойдет зверь, то есть диавол. Как прекрасный виноградник, возделывай душу свою. Как стерегущие виноградники бьют руками и громко кричат, и таким шумом останавливают злоумышленников, так делай и ты: возвысь голос, восклицай в псалмопении и прогонишь хитрого зверя – лисицу, то есть диавола…». В притче сказано, что Господь насадил на земле виноградник – святую Церковь, ветхозаветный и новозаветный Израиль, о котором вдохновенно возвещается в Псалтыре: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, изгнал народы, и посадил ее, очистил для нее место и утвердил корни ее, и она наполнила землю... Горы покрылись тенью ее и ветви ее, как кедры Божий. Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки...» (Пс.79:9–12). Эти изумительные поэтические строки Библии есть не только песнь об Израиле – богоизбранном народе, но и пророчество о Новозаветной Церкви, Христос – ее Основатель, освободил род человеческий от власти дьявола Своей искупительной жертвой – вывел нас из плена египетского, Он насадил виноградною лозу – святую Церковь, утвердил ее корни в земле – ее не искоренят ни гонения, ни клевета, ни смерть, ни сам Ад, горы покрылись тенью ее – она возросла выше всех недолговечных царств мира сего, ее вероучение, основанное на Божественном Откровении, выше всей мудрости человеческой, слава языческих царей и мудрецов померкла перед славой Церкви, ее вечнозеленые ветви – прекрасные кедры Божьи, проросшие до всех морей и рек – это апостольская проповедь, охватившая весь мир и все народы земли. На страницах Ветхого Завета – в книгах ветхозаветных пророков – иудейский народ, Израиль сравнивался с виноградником. В историческом смысле притча Христа возвещает о том, что Господь заботливо взрастил Израиль как виноградник и отдал его виноградарям – вождям еврейского народа. Когда пришло время и настал момент жатвы, Господь послал служителей Своих, дабы увидеть плоды – веру, действующую любовью, смирение и кротость, мудрость и рассудительность, благочестивую жизнь и дела милосердия, которых Он ожидал от еврейского народа, Его пророки возвещали правду Божью и пророчествовали о грядущем Мессии, но виноградари – цари, иудейские наставники и священнослужители Израиля стали гнать пророков Божиих, они заключали их в темницу как Иеремию, осмеивали и побивали камнями, а иных убивали – как Исайю.
                В притче рассказывается, что Господь обнес виноградник оградою, выковал точило, построил башню и отдал виноградник виноградарям – если понимать виноградник как святую Церковь, то ограда – это святые заповеди, догматы и каноны Церкви, точило – давильня, где выдавливается красный сок из винограда – голгофская жертва Сына Божиего и таинство Евхаристии – причастие Святым Тайнам Христовым, башня – адамантова крепость Церкви и ее несокрушимость, храм, где совершается Божественная Литургия и читается Слово Божие, возвышающее нас до небесной мудрости, с высоты которой мы должны обозревать весь мир и нашу жизнь, а виноградари – пастыри Церкви, ее священнослужители, но если понимать под виноградником еврейский народ, Израиль, о чем и говорит Христос, то ограда – закон Моисеев и заповеди Господни, ограждающие народ Израильский от языческих нравов и идолопоклонничества, точило –  ветхозаветный жертвенник, прообразовавший крестную жертву Иисуса Христа, башня – Иерусалимский храм, а виноградари – духовные вожди еврейского народа. Христос возвещает, что премудрый и всеблагой Господь – наш любящий Небесный Отец дал еврейскому народу все необходимое – веру, закон Моисеев, храм и жертвенник, чтобы Израиль был верен Богу и жил по заповедям Его, но история свидетельствует, что иудейский народ многократно отступал от святой воли Вседержителя и впадал в беззакония и идолопоклонничество, а когда пророки Божии обличали грехи царей, народа и священнослужителей, возвещая волю Господню, их не желали слушать, побивали камнями, а иногда и убивали. С херувимской зоркостью царь и пророк Давид предвидел духовное падение народа Израильского  и молился о его спасении: «Боже сил, обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград свой; охрани то, что насадила десница Твоя... Господи, Боже сил, восстави нас; да воссияет лице Твое и спасемся»... (Пс.79:15–16, Пс.79:19–20). Громогласный пророк Исайя произнес о винограднике Божием: «виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот кровопролитие; ждал правды, и вот вопль» (Ис.5:7). В проникновенных молитвах пророк Иеремия плакал о грехах народа иудейского и сокрушался о печальной судьбе Израиля, вопрошая от лица Божиего: «Я насадил тебя, как благородную лозу, – самое чистое семя, как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» (Иер.2:21).
                По великой любви Своей Господь внял молитвам ветхозаветных пророков и из падшего ветхозаветного Израиля воссоздал и насадил на земле новый виноградник – новозаветный Израиль, нашу святую Церковь. В дни земной жизни Иисуса Христа народ Израильский был в бедственном духовном состоянии: вместо того, чтобы приуготовлять народ к пришествию Мессии – встрече со Христом Спасителем, духовные вожди Израиля – первосвященники и старейшины, книжники и фарисеи – сами развратились и развратили народ, они не вняли голосу древних пророков, по приказу Ирода был убит провозвестник Истины – пророк Иоанн Креститель, когда Христос вошел в Иерусалимский храм, то увидел осквернение обители Божией на земле – первосвященники разрешили вводить в святилище жертвенных животных ради успешной торговли, там находились меняли и торговцы, думающие лишь о мирской выгоде, их Спаситель изгнал из храма, взяв в руки Свои бич. В Евангелии сказано: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Бог есть Любовь, творение мира  и промышление о вселенной и о каждом из нас – это акт Божественной Любви, Господь  дал нам способность молиться – беседовать с Ним, Он не оставил человечество, впадшее в грех, но ниспосылал в мир пророков Своих и Сам Сын Божий пришел на землю, чтобы искупить наши грехи и даровать каждому из нас возможность спасения. Преподобный Исаак Сирин писал, что милосердие Божие неизреченно, непостижимо для нас, наши грехи перед милосердием Божиим – это жалкая горсть песка перед безбрежностью моря. Первосвященник Каиафа, фарисеи и книжники знали, что должен придти Мессия – Спаситель мира, они ожидали Его, но когда Христос пришел, то они встретили его сатанинской ненавистью – их гордые, лживые и надменные души не могли принять Сына Божиего, Который был Воплощением Истины и Любви, они желали схватить Его и обречь на самую страшную и мучительную казнь.  Видя тьму в их сердцах и их намерения, Христос сказал в притче Своей, что вслед за служителями Божиими – пророками, явится наследник Господень – Сын Божий, истинный Мессия, но злые виноградари задумают убить Его и завладеть Его наследством – виноградников, Израилем. Земная жизнь Иисуса Христа завершится на Голгофе – страшной и мучительнейшей смертью и крестной жертвой, искупившей грехи мира, истинный Мессия будет отвергнут иудейским народов и вождями его, а потому от них будет отнято Царство Небесное и оно откроет врата свои иным народам – языческим народам, уверовавшим во Христа и вошедшим в святую Церковь – новый Израиль. В оригинальном тексте притчи сказано о возлюбленном сыне хозяина виноградника – Христос есть истинный Сын Бога Живого, к Нему обращается Отец Небесный во время Преображения: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9:35). Эта евангельская притча по своей глубине и силе ничем не уступает «Легенде о Великом Инквизиторе» Достоевского, она раскрывает страшный замысел иудейских вождей – убить Иисуса Христа, раскрывает их философию – они не хотят принять Мессию и не желают осуществления Божьего замысла, им не нужен Бог – Христос мешал им властвовать над народом и быть властителями дум. Обращаясь к книжникам и фарисеям, Христос возвещает, что когда придет хозяин виноградника, то злых виноградарей будет ожидать возмездие за их нечестие: «Злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21:41). Это – пророческие строки притчи, в эсхатологическом смысле они означают грядущий Суд Божий, которым завершится история мира – Христос придет не в уничижении Искупителя, а во славе и силе предвечного Божества Своего, всех нераскаянных грешников и нечестивцев будет ждать геенна огненная, именуемая в Апокалипсисе «второй смертью», а спасенные принесут плоды христианской жизни и войдут в Царство Небесное.
                В историческом прочтении эти слова притчи – уже сбывшееся пророчество, долготерпеливый Господь ждал около сорока лет после крестной смерти Иисуса Христа – ждал покаяния от народа иудейского, а затем исполнилось пророчество – наказание злых виноградарей и отдача виноградника другим народам – при полководце Тите вся Палестина была разорена, евреи были рассеяны по свету, их вожди истреблены, а Царство Божие трудами апостолов перешло к иным народам, принявшим благую весть единой, святой, соборной и апостольской Церкви.  В завершении притчи Христос сказал: «неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». Это пророчество из Псалтыря возвещает о том, что Сам Христос есть краеугольный камень, на котором утверждена вся вселенная – через Него были сотворены небо и земля, Он – Божественный Логос, Ипостасная Премудрость и Сила Божия, на Нем утверждена вся Церковь с ее догматами и таинствами, литургической жизнью и заповедями, Он в центре пророчеств Ветхого Завета и благовестия Нового Завета, в центре всей христианской жизни и этики, догматики и эстетики, литургики, мистики и эсхатологии. Христос стал главою угла нового храма: нерукотворного и воздвигнутого чудом Воскресения храма погребенного тела Своего и святой Новозаветной Церкви, из ограды которой изгоняются все противящиеся Спасителю, она – виноград Христов, отданный всем народам земли. Если мы, как злые виноградари из евангельской притчи, отвергни краеугольный камень – Самого Христа Богочеловека, то мы воздвигнем наше дело на бренной основе и обрекаем свои замыслы на крушение, а себя на погибель. Всякий народ и цивилизация, которые не положили в основу краеугольный камень Церкви и Евангелия – Божественную Личность Христа, обречены на историческое крушение.


Рецензии