Притча о десяти девах
В притче сказано, что невеста и десять дев с горящими светильниками ожидали Небесного Жениха – в ветхозаветные времена пророки предрекали пришествие Мессии и народ иудейский ждал Сына Божиго, но когда Он пришел, что у многих угасли светильники – не многие уверовали вера в Него, в новозаветные времена Церковь ожидает второго пришествия Сына Человеческого, грядущего судить мир и царствовать на новом небе и новой земле, девы – это христиане, пять мудрых – благочестивые, а пять глупых – нерадивые, светильник – вера, масло – добрые дела, ибо, по слову апостола Павла, христианская вера есть вера, действующая любовью, а по слову апостола Иакова, вера без дел мертва, ожидание второго пришествия Христа в силе и славе Его Божества – непрестанная молитвы, память о смерти и Страшном Суде. В притче Христовой сказано не просто о женщинах, а о девах, ибо имеющий жену – стремится угодить жене, а хранящий девство – угождает Богу, цель девства – сделаться святым и нескверным храмом Господним. Рассуждая о девстве, преподобный Ефрем Сирин писал, что человек призван к целомудрию и непорочности, призван к тому, чтобы стать живым храмом Святого Духа. Высшая цель нашей жизни – соединение с Богом и обретение духовно-нравственного совершенства – святости, Бог обитает в святых как в живых храмах, Он наполняет их сердца великой радостью. Если человек хочет исполнить свое предназначение и стать храмом Святого Духа, то он должен бороться со страстями, очищать сердце слезами покаяния и открыть его Богу, ибо Господь наш чист и свят, а потому ничто нечистое не войдет в Царство Небесное – без покаяния нет спасения, а без подвижнической жизни не получить неувядающих венцов вечной славы и спасения. Христос говорит, что у всех дев в руках были светильники. В Священное Писании слово «светильник» имеет много смысловых значений: это – совесть, умение различать добро и зло, это – разум, мыслящий дух, имеющий способность к Богопознанию и Богообщению, ум, соединенный с молитвенным призыванием имени Божиего и непрестанно помышляющий о Боге и горнем – вечном, духовном и небесном, это – стремление к совершенству и искание Бога, жажда видеть Его и общаться с Ним, благоговение перед Святыней и трепет пред Ним, это – дар Святого Духа, ниспосланный всем христианам в таинстве крещения и миропомазания. В притче Христовой рассказывается, что у нерадивых дев погасли светильники, это означает и пренебрежение к молитве, во время молитвы в нашем сердце – в «темном месте» восходит утренняя звезда – совершается чудо и таинство Богообщения, таинственная встреча со Христом – святейший и благословенный час в жизни, но молиться надо со священным трепетом, страхом Божиим и вниманием, с верой, надеждой и любовью, а угасание светильника – отсутствие страха Божиего и любви к Богу, сон – отсутствие внимания и священного трепета, погруженность в мирские заботы и житейские попечения, которые нужно отсечь от души во время молитвы. В притче Христовой сияющий светильник – это сердце, пылающее любовью, и ум, возженный молитвой, ибо молитва – это матерь всех христианских добродетелей, а любовь – их венец, а драгоценный елей – это благодать Святого Духа. Святитель Иоанн Златоуст считал, что светильник – это вера, а елей в сосудах – добре дела человеколюбия и милосердия, ибо Богу угодна вера, воодушевленная любовью. Христос говорит в притче о девах, ибо девство – это великое дело, оно не может быть законом для всех людей – не все святые и великие мужи Ветхого Завета хранили девство, но девство – это не только непорочность тела, но еще и целомудрие и исповедание чистой христианской веры, ибо ересь – богоотступничество и измена Богу, поэтому девы в притче – это христиане, уверовавшие во Христа Спасителя, мудрые девы с горящими светильника – живущие по заповедям Евангелия и являющие веру в делах добра и милосердия, а неразумные девы с угасшими светильниками – те, кто исповедуют веру во Христа устами, но не живут по Евангелию и не имеют любви в сердце. По слову Блаженного Августина: «У мудрых дев елей истинный – смиренная любовь к Богу; у глупых – неистинный – это людская похвала, которая прекращается с концом жизни человеческой».
С херувимской проницательностью предвидя соблазны нашего времени, преподобный Серафим Саровский напоминает, что в основе нашего спасения лежит крестная жертва Иисуса Христа и освящающая благодать Святого Духа, одними добрыми делами человек не может спастись – нужна вера, действующая любовью, и благодать Святого Духа – Животворящего Бога Освятителя. Христос сказал, что хотел бы, чтобы огонь сошел с небес и разгорелся в сердцах человеческих. Если светильник – это символ сердца, то небесный огонь – это благодать Святого Духа, быть христианином – значит быть храмом Святого Духа и жить святой и духовной жизнью. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Как дыхание необходимо для тела, и без дыхания человек не может жить, так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинной жизнью». Смысл нашей земной жизни – приуготовление к встрече с Небесным Женихом – Христом, и чтобы быть готовыми встретить Его с горящим огнем в светильнике, нам надо наполниться благодатью Святого Духа и обрести плоды Его – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23), чтобы елея хватило нам на всю долгую ночь – на всю земную жизнь. Существует толкование, по которому светильники – это наши души, они излучают свет, когда имеют в себе масло – апостольскую мудрость и дела милосердия, торжище – наша скоротечная земная жизнь, подающие масло – апостолы и пророки, отцы и учителя Вселенской Церкви, драгоценное масло имеет тот, кто живет церковной жизнью, исполняет заповеди и изучает Слово Божие, у неразумных дев погасли светильники из-за того, они не имеют милосердия и мудрости. В притче сказано, что девы уснули, сон – означает смерть, разлучение души и тела, ибо не всем нам суждено дожить до последнего дня мира, а промедление Небесного Жениха указывает на то, что не скоро наступит второе пришествие Иисуса Христа, ведь Господь долготерпит и медлит судить мир, давая каждому из нас время на покаяния и доброделание. Рассуждая о том, что смысл христианской жизни – стяжание благодати Святого Духа, преподобный Серафим Саровский дал одно из наиболее глубокомысленных толкований притчи о десяти девах, поясняя, что драгоценный елей в светильнике – это благодать Святого Духа, а духовную ценность имеют только те добрые дела, которые совершены во славу Божию, исполнены любви, бескорыстия и самоотречения, ибо как сказал апостол Павел: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.;13:3). Размышляя о великолепных строках апостола Павла – гимне в честь евангельской любви, преподобный Симеон Новый Богослов в своих «Божественных Гимнах» пояснял, что иметь любовь выше, нежели говорить на языках ангельских и человеческих, иметь всю силу веры и двигать ей горы, обладать всеми знаниями и всей мудростью, постичь глубину таинств и пророчеств, раздать все имение нищим и даже умереть за Христа: «Любовь настолько выше всего этого, что без нее ни одна из этих добродетелей, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их». Преподобный Ефрем Сирин в «Слове о любви к бедным», писал, что если нашим светильникам веры не хватает елея благодати, то нам надлежит приобрести его у вдов и сирот, у немощных и увечных, у страждущих и нищих – приобрести через дела милосердия и любовь, ибо деятельной любовью приобретается благодать Всесвятого Духа Божиего и человек примиряется с грозным, всезрещим и всеправедным Божественным Судией, становится христианином, достойным похвалы. Весь смысл нашей земной жизни – это приуготовление к часу смерти и вечности, к таинственной встречи со Христом Богочеловеком, мы призваны бодрствовать всю ночь в ожидании жениха – всю жизнь ожидать второго пришествия Сына Человеческого и быть готовыми к часу смерти: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас!». Это церковное песнопение – призыв к покаянию и молитве, пробуждающий спящие души, забывшие о Боге, смерти и Страшном Суде, это – священная песнь христиан, ожидающих окончание истории мира и пришествие Судьи всех живых и мертвых. Время земной жизни – это время подвига и исканий, трудов и испытаний, и если мы не будем усердно готовиться к нашей личной встрече с Божественным Судией и не обретем благодати Святого Духа, стяжаемой через таинства Церкви и плач о грехах, молитву и пост, стремление жить по заповедям Евангелия и борьбу со страстями, то мы не попадем на царский пир Господень – не войдем в Царство Небесное и обречем себя на погибель вечную, а потому нам надлежит непрестанно молиться и помнить о смерти и Страшном Суде, быть бдительными и бодрствовать, потому что мы не знаем «ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф.25:13). Исшествие невесты и десяти дев из дома – это искание Бога, ибо как Суламита из таинственной ветхозаветной поэмы – Песни Песней искала возлюбленного своего и в виноградниках Энганских и на улицах Иерусалима, при свете дня и ночью, и как лань из Псалтыря ищет поток воды, так и человек призван искать Бога и приуготовлять себя к встречи с Ним.
Таинственный полночный крик – «Се Жених грядет, выходите навстречу Ему!» – это возвещение небесного вестника, о котором говорит апостол Павел: «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» (1Фес.4:16). Крик раздался в полночь – второе пришествие Иисуса Христа совершится внезапно – в нежданный и неведомый час, Он явится в окружении Ангелов к Своей прекрасной невесте – торжествующей святой Церкви, при звуке трубы Архангельской, пробуждающей даже мертвых. Как писал протоиерей Артемий Владимиров: «откроются склепы и крышки гробов, земля разверзет свои недра, море отдаст своих мертвецов и останки человеческих телес, обращенные в самый прах, воздвигнуты будут, созиждутся. Будут воскрешены тела, а человеческие души, в хранилище Божием пребывающие, воссоединятся с телами своими, дабы Жених, приблизившийся внезапно, нечаянно, негаданно, осмотрел сонм дев, избрал из неисчислимого собрания Своих разумных созданий – Своих, тех, кто будут на Него, Христа, похож, тех, в ком сиять будет Его святый и нетленный образ, тех кто будут объяты с головы до ног, а лучше сказать, исходящим из сердец их и просветляющим самые тела их воскрешенные сиянием, нерукотворенном сиянием благодати Божией». Бог есть предвечный Свет и в Нем нет никакой тьмы, святые Ангелы – вторые света, а все христиане – это девы со светильниками, ибо назначение наше – быть светом, сияющим во тьме мира сего, проповедовать о Христе Спасителе, наши светильники – символ наших сердец, горящих верой, надеждой и любовью к Богу и ближним, а наши дела добра и милосердия есть драгоценное масло. Христос именуется их таинственным Женихом, а девы – души, ожидающие Его пришествия, чтобы вступить в брак с Ним и войти в царские чертоги горнего Иерусалима. По отношению к Сыну Божиему, Иисусу Христу наши души есть невесты Его, но среди невест есть мудрые девы – это праведные и духовные люди – пророки, мудрецы, апостолы и святые, великие молитвенники и богословы, подвижники и мученики, верные Богу до конца, а глупые девы – это нераскаянные грешники, растленные пороками и низкими страстями, светильники их веры угасли, жизнь их прошла во тьме грехов и нечестии, ибо у них не было драгоценного елея – духовной любви к Богу и ближним. Любить Бога – значит вручить Ему себя всецело, отдать себя Творцу всей душой – умом, сердцем и волей. Блаженный Августин говорил, что Господь сотворил нас для Себя и сердце наше не знает покоя и счастья, если не обретет Бога и не успокоится в Нем – в Его бесконечной, таинственной и предвечной любви. В притче сказано, что врата Царства Небесного затворились для неразумных дев, они не вошли в чертоги брачного пира, ибо не имели в себе благодати Святого Духа, не имели евангельской любви и милосердия. По слову Иоанна Златоуста: «После многих усилий, после великих трудов, после жестокой брани и побед над сильными влечениями природы, девы, со стыдом потупив взоры, отошли с угасшими светильниками... Ничто так не омрачает девства, как недостаток милосердия». Во время земной жизни возможно покаяния и спасение даже для мытарей, блудниц и убийц – настолько велико милосердие Божие, ибо Христос прощает всех кающихся, но когда закончится срок «земного торжища» – здешней жизни, то для нераскаянных грешников навеки затворятся врата Царства Небесного. В универсально-эсхатологическом полночный крик означает как преддверие конца мира – грозные признаки второго пришествия Сына Человеческого, пророчески описанные в Апокалипсисе, которые пробудят всех людей – добрых и злых, мудрых и глупых, а в индивидуально-эсхатологическом смысле – это преддверие кончины человека, ибо по великой любви Своей Господь через нашу совесть, окружающих людей, Священной Писание и пастырей Церкви взывает к каждому из нас, желая пробудит нас к духовной жизни, дабы мы вышли навстречу к Богу – раскаялись в согрешениях, начали жить христианской жизнью – творя дела милосердия, молясь, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн Христовых. Когда совершится неожиданное второе пришествие Сына Человеческого и раздастся глас труба Архангельской, то воскреснут все усопшие, а живые преобразятся, весь человеческий род будет поставлен пред престолом Бога, обитающего в неприступном свете, на всеобщий и всемирный Страшный Суд, сердца людей раскроются как свитки и все тайное станет явным – обнажится все сокровенное и ничто не утаится от всезрящего взора Вседержителя – ни одна мысль и ни одно деяние, ни один взор и ни одно слово, ни одно намерение, благоразумные люди, имеющие сияющие светильники – веру, надежду и любовь – спасутся и войдут в Царство Небесное, а неразумные – бессмысленно прожившие жизнь свою, будут с позором отвержены от лица Божьего и останутся пребывать во тьме кромешной, в них нет света Божиего, они – сыны тьмы и перед ними закроются врата спасения. Рассказывая притчу о десяти девах, Христос призывает нас быть ревностными в вере и бодрствовать, дабы наш ум, непрестанно сочетлся с молитвой и Богомыслием, а наше кающееся и милосердное сердце было светильником, сияющим светом веры, надежды и любви, дабы мы накопили таинственный елей благодати Святого Духа и милосердия, ожидая во всякий день и час нашей земной жизни внезапного и нежданного пришествия Небесного Жениха – Иисуса Христа, Который придет со все Божественной славой в день Страшного Суда, а для те, кто не доживет до дня судного – Он внезапно придет в час смерти, ибо после смерти все мы предстанем на Суд Господень.
В Евангелии о Луки есть притча о рабах, ожидающих возвращения господина своего с брака: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими, и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны те рабы, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими, истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Лк. 12:35-40). Эта притча – пророческая, она звучит как колокол со страниц святого Евангелия и пробуждает нас – учит быть бдительными и хранить бодрость духа, возвещает о том, что никто из нас не знает часа конца всемирной истории и дня Страшного Суда, но на каждом из нас лежит нравственная ответственность за нашу жизнь, а потому мы должны быть готовы к часу, когда Сын Человеческий придет судить живых и мертвых. Как и в притче о десяти девах, Христос говорит, что история мира завершится внезапно и неожиданно для всех народов земли, а значит, люди должны ожидать второе пришествие Небесного Жениха – Сына Человеческого с горящими светильниками. Сияющий и горящий светильник – это духовное горение сердца, усердное служение Богу и освященность благодатью Святого Духа, одухотворенность и церковность жизни. Если в притче о десяти девах Господь говорит о необходимости стяжания благодати Святого Духа, то в притче о рабах, ожидающих возвращения своего господина, Господь учит нас поддерживать в себе усердие и горение духа ожиданием Его пришествия. В Библии сказано, что для нашего спасения нужна бодрость духа – надо научиться непрестанно молиться, помнить о смерти и Страшном Суде и ходить пред лицом Божиим. В книге Притчей Соломоновых сказано: «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!» (Притч 8:34). Со страниц Евангелия от Луки Христос обращается к нам со словами: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21:34-36). К духовной бодрости настойчиво и вдохновенно призывает нас и апостол Павел в своих посланиях: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:5). Наша скоротечная земная жизнь – это приуготовление к смерти, Страшному Суду и вечности, а христианское ожидание – активное и деятельное ожидание таинственной встречи со Христом, оно основано на верности Богу и молитвенном бдении, на служении Богу и исполнении заповедей, на покаянии и делах милосердия. С наибольшей силой и проникновенностью христианское ожидание второго пришествия Христа Спасителя выражается в апокалиптической молитве, хранящейся святой Церковью с апостольского века: «Ей, гряду скоро, Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр.;22:2).
Свидетельство о публикации №222120700553