Притча о талантах
В Священном Писании, богослужебных текстах и святоотеческой литературе есть выражение «раб Божий», которое вызывает в сознании современных людей недоумение и представляется обидным и уничижительным. Библейское выражение «раб Божий» нуждается в пояснении, оно означает человека, служащего одному Богу, свободного от всего остального, верного единому и истинному Богу, желающего совершено свободно исполнять Его святую волю; он – соработник Творцу на ниве жизни, не способный жить без Спасителя, ибо любит Его от всего сердца. Существует рабство Богу – всецелая преданность Всевышнему, и рабство греху – «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Христос пришел в мир, чтобы искупить наши грехи, избавить нас от ига Ада и смерти, и освободить от греха и власти дьявола, в этом смысле Он есть Бог Освободитель, о чем и возвещает Новый Завет: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31–32). Христианство есть религия свободы, ибо Бог есть Дух и Любовь, и «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор.3:17), а потому Он ищет Себе не трепещущих рабов и не корыстных наемников, а верных друзей и любящих сынов, верующих в Него искренне и бескорыстно. По уточнению апостола Павла «раб, призванный в Господе, есть свободный Господа» (1Кор.7:22) – это означает, что библейское выражение раб Божий имеет ввиду не корыстного и трепещущего раба, а верного до конца – до мученической смерти, и преданного соработника Божиего, отвергнувшего себя, взявшего свой крест и неразлучно следующего за Иисусом Христом даже на Голгофу. В христианском понимании быть рабом Божиим означает принадлежать Богу всей душой – умом, сердцем и волей, ставить волю Вседержителя выше своей собственной, исполниться самоотречения и всецело доверять Богу, освободиться от власти дьявола и страстей, трудиться во славу Божию и сделать свою жизнь богослужением. Как справедливо писал архимандрит Рафаил Карелин: «на земле мы должны быть рабами Божиими, чтоб не стать рабами своих страстей и грехов, чтоб в Царствии Небесном назваться уже не рабами, но сынами Божиими по благодати». Если мы называем Иисуса Христа – «наш Господь и Бог», то должны в своей жизни руководствоваться Его словом – евангельскими истинами, хранимыми Церковью. В стихах Псалтыря сказано, что слова Господи – серебро, очищенное и переплавленное, а в притчах Соломоновых говорится, что мудрость Божия лучше жемчуга, серебра и золота, нам дано Слово Божие – величайшее сокровище на небе и на земле, а потому мы должны быть соработниками Господними – работать над самим и собой, нравственно исправляться и преображаться через церковную жизнь, стать настоящими христианами, на нас лежит великая нравственная миссия – воспринять православную веру в ее небесной чистоте, хранить ее и проповедовать Слово Божие всему миру – всем народам земли, ибо рабы Божии – это все мы – христиане, монахи и миряне, архиереи и иереи, диаконы и прихожане, а евангельские таланты – это таинства и богослужения Церкви, в которых мы должны участвовать, ведь Божественная Литургия – это сердце церковной жизни, это – заповеди Евангелия о любви к Богу, ближним и врагам, это – пост и молитва, плач о грехах, вера и надежда, смирение, рассудительность и Богомыслие.
Во времена земной жизни Иисуса Христа «талант» обозначал крупную денежную сумму, равную шестидесяти минам, а одна мина равнялась ста динариям. Золотой талант – это килограмм золота, а серебряный талант – два килограмма серебра. В притче сказано, что Господь дал трем рабам Своим разное количество таланта, одному – один, иному – два, а третьему – пять, пять талантов – это огромное сокровище, целое состояние. В евангельской притче слово «талант» означает не только совокупность материальных благ – богатство, благоприятные жизненные условия, здоровье и высокое общественное положение, это, прежде всего, духовные дары и интеллектуальный способности, заложенные в нас Создателем. Бог есть Творец неба и земли, Он создал человека по Своему образу и подобию, и человек по предназначению своему есть творец. В книге Бытия сказано, что Господь дал Адаму творческую заповедь – «возделывать и хранить Рай» (Быт.2:15), укреплять свои духовные, душевные и физические силы. Человек может творить потому, что он сотворен по образу и подобию Бога. Архимандрит Киприан Керн – этот великий мудрец и богослов святой Церкви, был убежден, что творчество – это тайна человека и наивысшая миссия его жизни, ведь он – образ предвечного Творца, призванный к соучастию в Его созидательном действии, но «если Бог Творец, и Творец из ничего, то и мы, созданные по образу Творца, являемся тоже творцами не существовавших до того предметов и образов… Бог творит из совершенного небытия, мы же вызываем к жизни что-то существующее в каком-то умопостигаемом мире, но в эмпирическом мире реально еще не бывшее». Тайна творчества есть тайна религиозного оправдания человека пред Вседержителем. Человек призван свободно и самоотверженно, нравственно и творчески осуществить Божественный замысел о себе – творчески ответить на любовь Создателя, раскрыть образ Божий в себе и уподобиться своему Первообразу. Бог есть Дух и Любовь, Он все творит с любовью, и человек как богоподобное создание и образ Божий, призван к творчеству, движущей силой которого является духовная любовь, оно – вдохновлено верой в Бога и есть весть о Божьей любви и красоте миру, и черпает силы из первоисточника любви – Бога. Бог с любовью создал вселенную и человека, с любовью Он промышляет о каждом творении Своем, любовь – величайшая творческая сила, ибо грех, зло и страсти – разрушают и оскверняют, несут горе и сеют смерть, а любовь – созидает и освящает, она – вечная радость и жизнь. В чем смысл творчества? В восхождении к Богу, исполнении Его воли и единении с Ним в любви – в таинстве духовного преображения. В высшем смысле творчество – это стремление к Богу и святости, а молитва – акт творческий.
В евангельской притче таланты – это творческие дарования и дары Святого Духа, данные человеку Богом для осуществления своего жизненного призвания. Апостол Павел особенно проникновенно говорил о многообразии даров Святого Духа: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:4–13). В дивном акафисте митрополита Трифона Туркестанова «Слава Богу за все» – этой молитвенной поэме, изумляющей мелодичностью, поэтической красотой и глубокой богословской мудростью, возвышенно и торжественно написано о дарах и действии Святого Духа: «Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой богоданного разума они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в Своих созданиях, о, как Ты велик в человеке!..». Все духовные дары Церкви – это чудесные дары Святого Духа – мудрость и рассудительность, знание и благочестие, вера и чудотворство, пророчества и изъяснение Священного Писания, но наивысший и превосходнейший из всех Его святых даров – это любовь, ибо если я имею мудрость и веру, пророчествую и творю чудеса, но любви не имею, то я – ничто. Господь жаждет нашей свободной любви, для Него более всего драгоценно любящее сердце.
В евангельской притче о талантах Христос возвещает нам, что нет бездарных людей – каждому даруется талант любящим и всещедрым Господом, а нам надлежит мудро и рассудительно распорядиться этими талантами, дабы не закопать их – похоронить, а приумножить, ибо закапывая таланты в землю, мы хороним душу свою. Христос призывает каждого из нас к ответственному труду и творчеству во славу Божию, ведь наша скоротечная земная жизнь – это время трудов и испытаний, нам надо научиться делать добро, любить и молиться, совершать дела милосердия и созидать прекрасное, что всколыхнет струны душ человеческих и обратит их к Богу, все мы может верить в Бога, бороться о страстями и молиться за себя и за окружающих нас, а молитва есть святое и доброе дело. Все таланты – дары Божии, а все мы – смертные создания, и потому Христос призывает нас жить в ожидании второго пришествия Сына Человеческого, грядущего судить мир и все народы земли – живых и мертвых, нам надо не бессмысленно прожигать свою жизнь, а служить Богу и стяжать Святой Дух – приумножать таланты, дабы дать отчет Богу о прожитой жизни на Страшном Суде. В притче рассказывается, что когда Господь вернулся, то раб, получивший пять талантов, принес ему десять талантов и сказал: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:20–21). Эти загадочные слова Сына Человеческого означают: Я дарую тебе свободу и славу, войди в Царство Небесное и обрети жизнь вечную и радость непреходящую. Христос сказал, что раб, получивший два таланта, принес Господу четыре – меньше, чем десять, но и он удостоился великой чести и благословения. По великой любви и премудрости Своей Бог не требует от людей дел, превышающих их силы или способности, каждый человек призван приумножать таланты – духовно возрастать в меру совершеннолетия возраста Христова, трудиться во славу Божию – на пользу Церкви и ближним, совершенствоваться в добродетели и Богопознании, а Господь смотрит не только на то сколько мы принесли таланта, но и на то как мы отнеслись к богоданному таланту и распорядились своей жизнью. Если два первых раба трудились и приумножили таланты, вверенные им Богом, то третий раб пришел к Господу и стал упрекать Его: «я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25:24–25). Разгневавшись, Господин сказал нерадивому рабу Своему: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25: 28–30).
Библейский Бог всеблаг, премудр и всемогущ, Он сотворил небо и землю, от уст Его – дыхание жизни, Он думает нам таланты и жизнь, от руки Его – великолепие звездного неба, аромат душистых цветов и безбрежность моря, Он пришел в мир принял страшную и мучительную смерть на Кресте, чтобы искупить наши согрешения, Он победил Ад и смерть, основал святую Церковь с ее таинствами и богослужениями, догматами и заповедями, чтобы мы могли жить духовной жизнью и обрести спасение, но находятся люди, которые упрекают Творца, Промыслителя и Спасителя в жестокосердии и думают, что имеют право судить Бога. Цель нашей земной жизни – приуготовление к Страшному Суду и вечности, но лукавый и ленивый раб – человек, не заботящийся о своей душе, прожил жизнь праздно и в беспечности, он предстал на Суд Божий, но в сердце его нет места священному трепету и покаянию – он ропщет на Творца и обвиняет Бога в жестокости и несправедливости, это – обычное самооправдание нераскаянного грешника, выставляющего себя жертвой и потерявшего чувство любви к Богу. Зарыть талант в землю – означает не суметь осуществить свое предназначение, прожить жизнь бессмысленно и бесцельно, не исполнить до конца своего служения Богу, неразумно и неблагочистово распорядиться своими дарованиями. В иносказательном смысле земля – это чувственные наслаждения и мирская суета, а закапывающий талант в землю – это приземленный человек, забывший о душе и вечности, не поднимающий взор к небесам – не ищущий Царство Небесное и правду его, не имеющий в сердце своем любви к Богу и ближним, не живущий духовной жизнью. Христос сказал, что нерадивому рабу надлежало отдать серебро Слова Божиего «торгующим» – тем людям, которые на Страшном Суде будут свидетельствовать о нас, что когда они алкали, то мы дали им есть, когда они жаждали – мы напоили их, когда они странствовали – мы приняли их, когда они были наги – мы одели их, они были больны или заключены в темнице – мы посетили их и проявили к ним милосердие. Христос пророчествует, что у нерадивого и лукавого раба отнимутся таланты – отнимется благодать Святого Духа, он не сможет унаследовать Царство Небесное и будет извергнут вон – во тьму кромешную, «где будет плач и скрежет зубов». Преподобный Антоний Великий пояснял, что нерадивый и лукавый раб не имел благоразумия, дающего нам мудро сочетать знания и опыт, прозревать духовную сущность явлений и событий, почитать все земные блага суетного мира за ничто в сравнении с Царством Небесным, быть верными Богу и не отступать от Него: «Многие добродетели прекрасны, но иногда от неумения или чрезмерного увлечения ими может произойти вред… Рассуждение это – добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья. Если мы будем идти прямым путем, то никогда не будем увлечены врагами нашими, ни справа – к чрезмерному воздержанию, ни слева – к нерадению, беспечности и ленивости. Рассуждение есть око души и ее светильник… Рассуждением человек пересматривает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога».
В притче о десяти минах Христос рассказывает схожий сюжет с притчей о талантах: знатный человек из царского рода, отбыл в далекие земли, чтобы получить царство, уезжая, он оставил своим рабам сокровище – десять мин и велел им приумножить его – «пустить их в оборот». В притче сказано, что когда знатный человек уехал, то граждане, возненавидевшие царевича, послали вслед за ним послов, чтобы они сказали: «не хотим, чтобы он царствовал над нами». В духовном и мистическом смысле царевич – это Сам Христос, Его отъезд из страны – Вознесение на небеса, а Его возвращение как царя – второе пришествие Сына Человеческого в силе и славе и Страшный Суд, жалобщики – те, кто отверг Иисуса Христа и распял Его, отказавшись увидеть в Нем Мессию и Царя неба и земли, это – все атеисты и материалисты, язычники и иудеи, все те, кто отказываются принять благую весть и ропщут на Бога, препятствуют своими грехами и нераскаянностью Его воцарению в их сердцах. В притче сказано, что Христос даровал рабам Своим равное сокровище – десять мин, знаменующих святую Церковь, а число десять – означает в Библии полноту и совершенство, это – полнота благодати Святого Духа, в Церкви есть все, что нужна для нашего спасения. Когда царь вернулся, то один раб вернул ему десять мин, а иной – пять, они приумножили сокровище данное им, это означает, что стяжение благодати Святого Духа и Его даров совершается через усердие и духовное усилие – подвижничество. По толкованию архимандрита Рафаила Карелина: «Тот, кто принес в десять раз больше, можно предположить, совершал самые высокие дела милосердия, духовного милосердия – распространения веры на Земле, непрестанной молитвы за мир, духовного окормления людей. Это самое трудное служение, это – беспрерывный мученический подвиг, это – жизнь апостольская. В другом, кто принес в пять раз больше, можно видеть человека, который совершал телесные подвиги: кормил голодных, принимал странников, одевал нагих, служил престарелым и больным. И вот какое благословение было дано первому: возьми в управление десять городов (Лк. 19, 17), – то есть совершенную радость и блаженство в Царстве Небесном. Другому было дано вполовину меньше – пять городов, ибо у Отцов наше тело называется сестрой души. И, по правилам того времени, младший брат получал наследство вдвое меньше, чем старший». На грозный Суд Царя неба и земли пришел третий раб, сказавший, что он завернул деньги в платок и сохранил их. Если в притче «о талантах» лукавый раб закопал талант в землю – похоронил душу свою в земные попечения и заботы, расточил жизнь на суету сует и томление духа, искал лишь чувственных наслаждений, то третий раб из притчи «о десяти минах» завернул мину в платок, это означает, что он вел внешне благопристойную и благочестивую жизнь, но сердце его было холодно и равнодушно к Богу и ближним, он не имел милосердия и не обрел веру, действующую любовью. В двух Своих притчах – о талантах и о десяти минах, Христос напоминает нам, что наша земная жизнь скоротечна, она дана нам, чтобы мы научились жить духовной жизнью, преуспели в покаянии и творили добро, использовали таланты и служили Богу, ибо настанет час и мы умрем – к нам слетит Ангел смерти дабы привести нашу душу на Суд Господень. Христос призывает всех нас задуматься о смысле свой жизни, осознать, что если мы живем в праздности и житейской суете, то бессмысленно расходуем отпущенное нам Богом бесценное и невозвратимое время жизни – мы обкрадываем самих себя, а потому нам надо наполнить нашу жизнь духовным содержанием – делать добро, молиться и стремиться к Богопознанию, с усердием трудиться во славу Христа и Его святой Церкви и не терять времени напрасно, ибо никто из нас не знает, когда умрет сам и когда настанет конец истории мира и пробьет час Страшного Суда.
Свидетельство о публикации №222120700557