Притча о богаче и Лазаре
Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал, что редко богатство достигается праведным путем, цена золота – пролитая кровь человеческая, цена жемчуга – слезы страждущих, редкий человек, обретя богатства, не развратится душой своей, но будет милосердным, благочестивым и смиренномудрым. Если имя жестокосердного богача не упоминается и вычеркнуто из Книги Жизни, то имя нищего навеки запечатлено в евангельской притче, его звали Лазарь. Имя нищего «Лазарь» означает – «помощь Божья», этот нищий человек был праведником, он всю жизнь испытывал нужду и не находил справедливости на земле, но имел в себе силу Божью – благодать, он не впал в ропот, осуждение и отчаяние, сердце его было открыто Богу – Лазарь жил верой, надеждой и любовью. Со времен грехопадения Адама весь земной мир лежит во зле и нет на земле справедливости – зачастую праведники страдают и живут в нищете, а нечестивцы утопают в роскоши, на что сетовали ветхозаветные пророки и мудрецы – Иов и Соломон, Иеремия и Аввакум. В Евангелии сказано, что богатый человек одевался в порфиру и виссон. Порфира – это греческое слово, обозначающее дорогую ткань, окрашенную драгоценной пурпурной краской – от багряного до фиолетового оттенка, которую добывали, как и жемчуг, из морских раковин. В древние времена добыча жемчуга и пурпура сопровождалась большими трудностями и угрозой для жизни, а потому они ценились дороже зелота и серебра. Виссон – это тончайшая льняная ткань белоснежного цвета, которую носили цари, первосвященники и самые богатые люди в государстве. Богач был окружен роскошью и жил блистательно, дом его был подобен царскому дворцу, а каждый день – был праздником жизни, сопровождался пиршествами, на котором зажигалось много светильников, звучала музыка, певцы и танцоры веселили хозяина дома и его знатных гостей, стол ломился от роскошных яств и был усыпан лепестками роз. У ворот дворца богача возлежал нищий Лазарь – новый Иов, безвинный страдалец, тело его было покрыто струпьями, одежда стала лохмотьями, едва прикрывающей его наготу, зимой он мучился от мороза, а летом – страдал от зноя. Каждый день богач и его слуги проходили мимо нищего, не удостаивая его даже взгляда, а несчастный Лазарь так голодал, что хотел напитаться крошками со стола богача, но никто не проявлял к нему сочувствия и сострадания – лишь собаки прибегали к нему и слизывали гной с его струпьев. Живя на земле, мы часто сталкиваемся с несправедливостью, вызывающей наше нравственное возмущение – порой страдающий человек, переживший трагедию, испытавший крушение надежд и разочарование в жизни, ощущает себя заброшенным в холодный мир, где царит равнодушие и жестокость, ему кажется, что весь мир ополчился на него, а небеса не слышат его молитв или молчат в ответ на них. Вся наша жизнь есть духовная борьба – и нищий страдалец Лазарь боролся с ропотом, осуждение и отчаянием, и одержал блистательную победу – он не возроптал на Бога, когда всеми забытый лежал в пыли и слушал музыку, пение и смех, доносившиеся из дома богача, он не завидовал богатым и знатным людям, не проклинал свою участь, он не проклинал и отчаялся, а молился за весь мир – за всех людей. Лазарь не отчаялся, ибо среди всех страданий он чувствовал, что Господь пребывает с ним и утешает его, дарует Своим избранникам радость, превосходящую все мимолетные и преходящие наслаждения мира сего.
По слову святителя Иоанна Златоуста: «Лазарь был свят и праведен потому, что не осуждал никого: ни немилосердного и надменного богача, ни людей, проходящих мимо него и обрекающих его на голодную смерть». В имени «Лазарь» заключена великая тайна – он не только образ безвинно страждущего человека, но и праведника, до конца верного Богу и не теряющего надежду. Возможно, в тайне сердца своего, Лазарь, как в свое время и праведный Иов, вопрошал Бога о смысле и причине своих страданий, но он никогда не роптал на Вседержителя, стойко и терпеливо неся жизненный крест до самой смерти. Размышляя о стойкости духа страдальца Лазаря, Блаженный Феофилакт писал: «Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами». В притче о богаче и нищем Лазаре приоткрывается таинственная завеса потустороннего мира и дается возможность увидеть земную жизнь в перспективе вечности. В книге Екклесиаста написано, что всему свое время – есть время жить, а есть время умирать. Пришло время и Лазарь умер, наутро люди увидели его бездыханное тело, рабы брезгливо, боясь прикоснуться к покрытому струпьями трупу, завернули его в простыню и отнесли на кладбище. Но люди не ведали, что в час смерти Лазаря сверилось великое чудо – Ангелы Божьи слетели с небес, и, с любовью взяв его душу, унесли ее на лоно Авраамово – туда, где находилась душа праведного патриарха Авраама и души всех праведников Ветхого Завета. Эта евангельская притча Христа Спасителя символическим и образным языком приоткрывает тайну посмертных судеб праведников и грешников. До искупительной жертвы Иисуса Христа на Голгофе души людей не могли войти в Царство Небесное, они нисходили в преисподнюю, но если души нечестивых и грешников низвергались в глубинные бездны Ада – «место мучений», то души праведников уходили в «лоно Авраамово», где пребывали душ ветхозаветных праведников и пророков, ожидающих пришествия Мессии Освободителя. По слову святых отцов Церкви, преисподняя – это «Шеол» – царство смерти, место пребывания всех умерших, ожидавших пришествия Христа Мессии, а «лоно Авраамово» есть символ преддверия Царства Небесного и знак того, что Бог не забыт усопшими и они не забыты Им. Пришел час – умер и богач, его торжественно похоронили, много знатных людей пришли проститься с ним и проводить его хвалебной надгробной речью, но небеса молчали. Если для Лазаря смерть стала успением – упокоением от страданий, трудов и испытаний, то для богача она стала началом вечных мучений – низвержением во тьму кромешную и царство ужасов и страданий.
В Священном Писании сказано, что у Бога все живы – после смерти плоть обращается в прах, а душа исходит в иной – незримый, духовный и метафизический мир, она живет полноценной жизнью, имеет сознание, память о прошлом, чувства и способность рассуждать. Кода богач возвел очи и увидел Лазаря вместе с Авраамом, то взмолился: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой». В символике Священного Писания вода – это благодать Божия: как нищий Лазарь в земной жизни желал насытиться крошками со стола богача, так богач после смерти, умолял, чтобы Лазарь принес ему хоть несколько капель воды – хоть одну каплю благодати Божьей. Во время своей блистательной земной жизни богач одевался в пурпур и виссон, а нищий Лазарь был облачен в жалкие грязные лохмотья, а после смерти – душа богача облачилась вечным мраком, а душа Лазарь воссияла небесным светом. При жизни богач восседал на роскошном троне и возлежал на драгоценном ложе, вышитом шелком, а нищий Лазарь валялся в пыли, а после смерти – богач ввергнут в адское пламя, а Лазарь пребывает на лоне Авраамовом. Богач обращается к Аврааму со словами – «отце Аврааме!», ибо древние евреи считали, что они ведут свое происхождение от Авраама, они его дети и имеют привилегию на спасение. Ветхозаветный праведник Авраам – добрый и милосердный человек, он называет нечестивого богача – «чадо!», но напоминает ему: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое». На протяжении всей земной жизни Лазарь страдал, но он мужественно выдержал все испытания и обрел венец победителя, а богач, прельстился суетными благами земного мира, он до дна испил чашу греха и мирских наслаждений, а ныне – настал час расплаты, ибо богач променял вечную жизнь на временное земное счастье. Велика была мука нечестивого богача и он вновь взмолился Аврааму: «Прошу тебя, отче пошли Лазаря в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Существует толкование, что в душе богача пробудилась любовь к родным – неутолимая и мучительная духовная жажда сделать хоть что-нибудь для близких, предостеречь их и проявить к ним любовь. В романе «Братья Карамазовы» наш великий русский писатель и религиозный философ Ф.М. Достоевский выскажет мысль, что величайшая мука душ, низвергнутых в Ад – желание проявить любовь и милосердие, но невозможность это сделать, ибо жизнь безвозвратно потеряна. Архимандрит Рафаил Карелин высказал иное толкование: «богач завидовал Лазарю, терзался, видя блаженство нищего, которого считал хуже пса, когда жил на земле, и теперь он хочет, чтобы Авраам послал Лазаря снова на землю, чтобы Лазарь, хотя на время вновь лишился бы райского блаженства, пришел к братьям, которые, будучи жестокими, услышав о том, что их брат в аду, оскорбились бы этим, назвали Лазаря лжецом, избили, а может, снова убили его. Поэтому богач и просит, чтобы Лазаря послали на землю. Авраам отвечает: у них есть Моисей и пророки (Лк. 16:29), – то есть они слышат и в храме, и в молельнях слова Моисея, читаемые в Библии. Однако из жизни богача не видно, чтобы он хоть один раз посетил храм Божий. Вместо молитв в его доме раздавалось пьяное пение, вместо чтения Священного Писания – хохот и кощунство».
В наше время слышатся речи неверующих, заявляющих, что они бы уверовали в Бога, признали существование духовного мира и бессмертие души, если бы на их глазах совершилось неоспоримое чудо – явился бы покойный, но на самом деле никакое чудо не может вселить в сердце человека веру в Творца и любовь к Нему. Во время Своей земной жизни Христос совершил много чудес – взять хотя бы неоспоримое воскресение четверодневного Лазаря, но книжники и фарисеи не только не приняли это Божье чудо, но и еще более возненавидели Иисуса Христа, задумав убить Мессию и воскрешенного Им Лазаря. Христос сказал иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.... Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь... если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне...» (Ин.5:39,;40:46). Размышляя о кончине времен и тайне второго пришествия Сына Божиего, преподобный Ефрем Сирин призывал всех христиан прилежно читать Священное Писание, оно – звук трубы, собирающий наши помыслы и возбуждающий в сердце ревность к добру и познанию Божественной Истины, оно учит не страшиться житейских невзгод и возложить надежду на всемогущего Бога, оно – утешитель в скорбях и источник ведения о Боге, чтение Библии просвещает ум, настраивает душу на Богомыслие и возводит к молитвенному общению с Богом: «Иные хвалятся беседой с вельможами, князьями и царями, а ты хвались перед Ангелами Божиими тем, что в Святых Писаниях беседуешь со Святым Духом, ибо через них глаголет Дух Святой. Итак, старайся читать Божественные Писания и постоянно пребывать в молитвах. Ибо всякий раз, когда посредством их беседуешь ты с Богом, освящается у тебя тело и душа». «Если взявший и читающий царское писание принял его со всей внимательностью, с честью, страхом и усердием и чествует его, и лобзает, словом сказать, делает, что ему предписано, - то тем воздается честь царю. А если отринет и уничижит он то писание, оскорбит и обесчестит принесшего его, то оскорбление делается самому царю. Так и преступающие предписания Великого Царя, то есть пречистое Евангелие Его, - преступлением своим бесчестят давшего заповедь Христа. Так должно разуметь об иудеях. Приняв Писания, начертанные перстом Божиим, приносивших их они оскорбляли, били, побивали камнями и умерщвляли, таким образом преступив закон Божий, который говорит: неповинна и праведна да неубиеши (Исх.23:7). Самого Начальника жизни, Святого и Праведного, оскорбили и заушили, оплевали святое всепречистое и страшное лицо Его, Которого трепещут небо, земля и море, и все наполняющее их (почему и сказал им Спаситель: Аз... чту Отца Моего, и вы не чтете Мене (Ин.8:49), а, наконец, убили Его». Святитель Иоанн Златоуст вопрошал: «Почему Иисус Христос, воскресши, явился только лишь некоторым Своим ученикам, а не всему Иерусалиму? Ведь народ, увидев воскресшего Христа, может быть, обратился бы к Нему? О нет! Те, кто ненавидел Христа, те еще больше бы возненавидели, увидев Его воскресшим, и вновь, во второй раз, пытались бы убить Его!». В загадочных словах «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят», пророчески изобличаются неверующие иудеи, отвергшие Мессию – не уверовавшие в Иисуса Христа даже после Его Воскресения. Христос велит нам исследовать Священно Писание – читать Библию и изучать каждый ее стих, находя там свидетельство о Нем – это непреложная заповедь, данная на все времена людям, искренно ищущим путей к жизни в Царстве Небесном. Если мы хотим узнать волю Божию, то нам надо раскрыть Священное Писание, если мы желаем, чтобы Бог откликнулся на наши мольбы, то нам надлежит жить по Его заповедям. В Священном Писании Господь через Авраама, Моисея и пророков открыл Себя и Свою волю, возвестил как нам нужно жить – каждое слово Библии есть призыв Бога и Его святой Церкви, стучащихся в наше сердце. Евангельская притча о богаче и нищем Лазаре – это ответ Иисуса Христа на вековечные вопрошания книги Иова, это – новозаветная теодицея, гласящая: пусть в земной жизни царит несправедливость и весь видимый мир лежит во зле, но придет час и настанет Суд Божий – праведник и мученик будет прославлен, а нераскаянный грешник и нечестивец пожнет муку вечную. Евангельская притча о богаче и нищем Лазаре учит нас любви и состраданию – как часто люди, живущие в богатстве и роскоши, не замечают скорбей и страданий окружающих, или же видят, что страждущих, но не делают ничего, чтобы помочь им. В мире столько скорбей и страданий – реки крови и слез омывают землю, тысячи тысяч людей живут в нищете, страдают от одиночества и болезней, ищут сочувствия и поддержки. Если бы мы внимательно вгляделись в свою жизнь, то увидели бы, что нас окружают страждущие Лазари, ожидающие нашей помощи и братской любви. Со страниц святого Евангелия Сам Христос обращается к каждому из нас с притчами и проповедью, чтобы мы не проходили мимо скорбящих и обездоленных, на закрывали свое сердце от ближних, научились самозабвенно любить и сострадать, ибо вера христианская есть вера, действующая любовью. По возвышенному слову преподобного Ефрема Сирина, похвала христиан – это чтение Священного Писания и молитва, смиренномудрие, терпение скорбей и умиленное псалмопение, кротость и безмолвие, покаяние и сострадательность, а в особенности – сострадательная любовь к нищим, сиротам и вдовицам, ибо как сказал Христос Спаситель – блаженны милостивые, они сами помилованы на Суде Божием будут.
Свидетельство о публикации №222120700560