Притча о беспечном богаче

                В Нагорной проповеди Своих Иисус Христос призывал искать не сокровищ земных, а Царство Небесное и правду его. В притче о беспечном богаче Христос напоминает всем нам, что нет смысла обрести все богатства мира сего, но обречь душу свою на погибель: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собою: Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю – сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21). Во все времена человек искал счастья – искал его в искусстве, науке и философии, в чувственных наслаждениях, мимолетной славе и власти, а многие люди убеждены, что счастье заключено в богатстве, ибо деньги – универсальный эквивалент всех жизненных благ. В нашу эпоху технократической цивилизации человек постоянно торопится и суетится, он хочет обрести успех и эфемерное земное счастье, но земная жизнь скоротечна – она пролетает во мгновение ока, она хрупка подобно цветку и внезапном обрывается смертью. В кантике «Ад» «Божественной Комедии» Данте Алигьери есть инфернальный образ бегущих людей, они наказаны тем, что постоянно должны бежать сломя голову – это непрестанная суета и изматывающий и бессмысленный бег. Существует загадочный парадокс нашего времени: современный человек постоянно суетится, он «спешит жить» – хочет все успеть, построить карьеру и обрести общественное признание, но в то же время он живет поразительно беспечно – теряет драгоценное время жизни в погоне за земными благами, пренебрегая душой. Великий ветхозаветный царь и мудрец Соломон имел огромные богатства, власть и славу, но это не сделало его счастливым, на своем горьком опыте он познал, что жизнь без Бога – суета и томление духа, ни в чем не обретет человек счастье и смысл – ни в богатстве и славе, ни в наслаждениях и развлечениях, ни в искусствах и науках, если отвергнет Бога и пренебрежет бессмертной душой своей. Наша земная жизнь бренна и скоротечна, оно похожа на молнию, которая свернет на мгновение, а затем погаснет, или на цветок, который сегодня цветет, радует глаз красками и узорами, источает сладостное благоухание, а завтра обратится в горсть праха. Со времен грехопадения Адама все мы смертны, наша земная жизнь – это временами тихая, а временами бурная река, чьи вздымающиеся волны непрестанно разбиваются о скалы, а течение ее обрывается зияющей пропастью – смертью. Если мы окинем мысленным взором всю историю человечества, то увидим цепь разных поколений, идущих по разным земным дорогам, но хоть жизненные пути людей разнообразны, все они завершаются смертью. Все люди мечтают обрести счастье, но мечта о полноте счастья на земле – это мыльный пузырь, сверкающий на солнце, но легко лопающийся, ибо жизнь полна тревог, страданий и разочарований, она неизбежно завершается холодной мглой безгласной могилы.
                В притче Иисусовой сказано, что безрассудный богач использовал своих богатства для получения наслаждений, он предал забвению Бога и душу свою, думал, что земное благополучие и чувственные удовольствия – это подлинное счастье, исповедовал гедонистическую мораль – «ешь, пей, веселись». Многомудрый старец Соломон, видевший все, что совершается под солнцем и луною, обличал гедонистическую мораль и предостерегал людей, что всех нас ожидает Суд Божий: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.  И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» (Еккл.11:9-10). Господь начертал на скрижалях сердца человека Свой нравственный закон – совесть, а значит человек как мыслящее, свободное и моральное существо несет ответственность за всю свою жизнь – за каждый помысел своего ума и за каждое намерение сердечное, за все свои слова и все свои дела. Во все дни  жизни надо помнить о Творце и о том, для чего Он создал нас – искать смысл жизни и ходить по видению очей своих – не оскверняться похотью очей и не прельщаться речами и красотой бесчестных и распутных женщин, хранить целомудрие и «просвещенные очи сердца» (Еф.1:18), не осквернять радость сердца от благ мира Божьего порочными желаниями, поступать по желаниям сердца своего – быть честным с самим собой и свободным, но помнить, что наша земная жизнь конечна и мы дадим ответ за нее на Суде Божием. Митрополит Антоний Сурожский писал, что со дня рождения над головой каждого человека, пришедшего в мир, занесен дамоклов меч смерти, однако, мы все живем с поразительной беспечностью, наши дни проходят бесцельно, но если мы будем помнить о смерти, то жизнь и каждое ее мгновение станут необычайно драгоценными и глубокими: «Каждое сказанное слово может быть последним словом, – неужели оно будет словом пустым, ничтожным или, еще хуже, – раздраженным, горьким, злым, разрушающим словом? Каждый поступок может быть последним, почему бы ему не стать выражением, осуществлением самого глубокого, самого дивного, что есть в отношениях между людьми? Мы это забываем, потому что нам кажется, что впереди еще столько времени, чтобы исправить ошибки, чтобы излечить душевные раны, чтобы утешить человека. А может оказаться поздно, один или другой могут умереть... Поздно утешить, поздно приласкать, поздно обрадовать, поздно дать на земле последнее счастье человеку... Смерть нам поставлена перед глазами – Евангелием, Христом, жизнью самой – не для того, чтобы нас устрашать, а только чтобы мы жили глубоко, жили в меру всего глубокого, чуткого человеческого сердца, большого, понятливого человеческого ума. Не будем поэтому собирать в сокровищнице сердца, ума, в сокровищнице жизни ничего такого, что слишком мелко и от чего мы мельчаем. Вместо того, чтобы собирать земные богатства себе, надо в Бога богатеть, то есть заботиться о приобретении вечных нетленных богатств, или добродетелей, которые можно приобрести, расходуя земные богатства не для низменных плотских наслаждений, а на добрые дела всякого рода».
                Христос называет беспечного богача безумным, ибо один всеведущий и всемогущий Господь – Властелин жизни и смерти, никто из нас не имеет власти над смертью – не может откупиться от смерти, скрыться от нее или одолеть ту, которая уводит нас в страну мертвых, откуда нет возврата. Размышляя о смерти знакомого богача, древнеримский философ Сенека писал: «Как глупо строить план жизни. Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра. Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдаленное будущее». Смерть – это великая и страшная тайна, мы не знаем когда умрем, как умрем и что будет с нами после смерти. В Своих притчах Христос учит жить осмысленно и духовно – помнить о смерти и Страшном Суде, не быть беспечными и молиться, спешить делать добро и научиться любить ближних всем сердцем. В евангельской притче о беспечном богаче поставлен самый главный и вековечный вопрос, волновавший всех величайших мыслителей человечества – вопрос о смысле жизни. Рассказывая эту притчу, Христос побуждает всех нас задуматься – зачем жизнь дана человеку и ради чего жить? Преподобный Иустин Попович говорил, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том – для чего жить». С христианской точки зрения земная жизнь дана нам, чтобы научиться верить, надеяться и любить, каяться и бороться со страстями, молиться и творить – жить с Богом, искать Истину и приуготовлять себя к вечности. В Библии провозглашается, что мудрость мира сего с ее расчетливостью, хитростью и приземленностью – безумие пред Богом, а Христос называет богача безумным: человек, стремящийся к наживе и считающий, что деньги это высшая ценность, пренебрегает душой и не живет духовной жизнью – воистину подобен безумцу, который выбрасывает драгоценную жемчужину, приняв ее за стекляшку, а стекляшку принимает за бесценную жемчужину и дорожит ей всем сердцем. Христос учил, что вера не терпит двоедушия – нельзя служить двух господам Богу и маммоне, ибо служитель маммоны – эгоистичен, сребролюбив и корыстен, а служитель Божий – бескорыстен, полон жертвенности и любви: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лук. 16:10-13). Маммона – это арамейское слово, означающее «богатство», а вместе с тем, это имя сирского божества – покровителя земных богатств,  а потому служение маммоне есть идолопоклонничество и измена Богу, ибо Господь призывает нас искать не земных сокровищ – тленных, недолговечных и бренных, а вечных и небесных благ, более заботиться не о пище, питье и одежде – житейских вещах, поглощающих  наше время и внимание, а беречь душу свою, как зеницу ока, и искать Царство Небесное: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).
                Христос сказал, что трудно богатым людям войти в Царство Небесно, ибо они прикованы к материальным ценностям и пренебрегают духовной жизнью – не помнят о смерти и Страшном Суде, о Боге и душе, привыкают жить с расчетом на многие годы, становятся эгоистичны и жестокосердны, с презрением смотрят на бедняков. По слову апостола Павла все люди, жаждущие обогатиться, впадают в искушение – в дьявольскую сеть, они становятся рабами безрассудных страстей, «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:9-10). Сребролюбие – это пристрастие к богатству, стяжательство, порабощающее душу человека, низменная страсть, приковывающая сердце к суетным благам здешнего мира. В Псалтыре царь и пророк Давид заповедует: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11). Преподобный Иоанн Лествичник поучал монахов, что сребролюбие есть идолопоклонничество – поклонение маммоне, дщерь неверия – у сребролюбивых нет верности Богу, они не исполняют Его заповеди, сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный вероотступник, ненавидящий бедных. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что рубины – это кровь бедняков, а жемчуг – слезы нищих, ибо пока богачи и сильные мира сего живут в роскоши и тратят деньги на драгоценности, многие люди умирают с голода, живут в невыносимой нищете и бесправии. Преподобный Серафим Саровский учил, что истинная цель человеческой жизни – не накопление денег, обретение почестей и наград, а стяжание благодати Святого Духа, наша земная жизнь – торжище, на которой мы за земные товары – наши добродетели, получаем небесные блага – жизнь вечную, помня, что дни лукавы. Высшая цель нашей земной жизни – «богатеть в Бога», стяжать благодать Святого Духа и становится сынами Всевышнего, искать Царство Небесное и правду его, а не собирать земных сокровищ, которые мимолетны и недолговечны. Апостол Иаков предостерегал всех богачей: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело» (Иак.5:1-3). В Апокалипсисе сказано, что в последний день мира будут плакать купцы земные – люди, ищущие мимолетных и суетных мирских благ, забывшие о Боге и душе, о смерти и Страшном Суде, о духовных сокровищах – евангельской мудрости и добродетелях, ибо свершился Суд Господень и пал Вавилон, обесценилось все земное – драгоценные камни, золото и серебро, изделия из слоновой кости и благовония – символы мирской роскоши. Христос предпочитал всем преходящим сокровищам земли – всем царствам мира с их богатствами и мнимым величием, предложенным Сыну Божиему дьяволом в пустыне, сокровища небесные и служение Богу Отцу: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:8–10). Апостол Иоанн Богослов был убежден, что не может называться христианином – учеником Иисуса Христа, соблюдающим заповеди Евангелия, тот, кто живет в роскоши, в то время как брат его прозябает в нищете: «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (1Ин.3:17).
                В Евангелии есть эпизод, где в разговоре с благочестивым юношей Христос призвал его раздать все, что он имел бедным – раздать не одно материальное, но и умственное, творческое и культурное богатство ближним – творить, заниматься наукой и философствовать во славу Божию и из любви к ближним, творить милостыню и жертвовать на благотворительность, накормить голодающих и утешить скорбящих, но юноша опечалился и отошел, от Спасителя, ибо сердце его было привязано к сокровищам земным – к имению: «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19:16–22).  Привязанность людей к богатству – к земным сокровищам, мешает им приблизиться к Богу и обрести духовное совершенство, к которому призвал нас Христос, сказавший ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:24–25). Апостол Павел призывал всех христиан не прельщаться богатствами и блеском суетного века, но стремиться всем сердцем служить Богу и бескорыстно делать добро окружающим, удаляться от зла, просвещать другу друга светом веры Христовой, добросовестно и прилежно молиться и соблюдать пост, ибо «что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7–8). В чем смысл отдать все силы наживе, если земные сокровища обращаются в тлен, жизнь оборвется смертью, а в иной мир нельзя взять с собой материальные блага? Размышляя о бренности нашей жизни и суетности богатств ее, преподобный Ефрем Сирин настойчиво предостерегал, что «от сокровищ его нет пользы»: «Ничего не остается навек, кроме истинной веры и правды, которые всегда непостыдны. Где жившие прежде нас, которые трудились, не щадили трудов своих, не давали себе покоя? Тела их поглотила земля, и в ней стали они прахом. Где древние цари и могущественная их власть? Где покорявшие себе землю во бранях и людей в ратоборствах? У них столько же было золота, сколько праха на земле, и сокровищ - более, нежели сколько песка морского. Они для прославления своего имени созидали города, сооружали стены и твердыни. Перед взорами всех ставили изваяния и величественные изображения, чтобы воздавали им честь. И вот они в земле, обратились в прах, исчезла их жизнь от дыхания смерти. Где судии, которые ездили на колесницах и для колесниц своих приобретали красивых и легких коней? Они в земле, и тля поедает тела их. Где исполины, прославившиеся во бранях? Сошли они в ненасытный шеол и в нем обратились во прах. Где богатые, которые собирали и запасали сокровища на многие годы? Смерть в одну минуту, в одно мгновенье ока поглотила жизнь их. Где красота жен, красивые лица Евиных дщерей, стройность их членов, пышность одежд? Истлевают они в шеоле и исчезают внезапно, как будто и не было их… Царя не спасают порфира, драгоценные камни и великолепные царские украшения; власть царей преходит, и смерть в одну кучу складывает тела их, и исчезают они, как будто бы и не было их. Она поемлет судей, которые производили суды и умножали грехи свои; она берет к себе властителей, злочестиво царствовавших на земле. Внезапно похищает богатых и корыстолюбцев, поражает грабителей и прахом наполняет уста их. У нее - и мореходец, который древом покорял себе волны; к себе увлекает она и мудреца, не познавшего истинной мудрости… Смерть делает поникшими надменные и без стыда похотствовавшие очи. Не нужна там красивая обувь, потому что связаны ноги. В прах обращаются там одежды, тела окованы неразрешимыми узами. Ни дома, ни пиршественные храмины, ни ложницы не сходят в шеол». Апостол Петр писал, что земля и все дела ее – все мирские сокровища сгорят в огне вселенского пожара, а в Апокалипсисе сказано, что звезды падут с небес, солнце и звезды померкнут – нет ничего вечного в здешнем мире, а потому нам надо искать вечного – Бога и Небесное Царство, не укоренятся на земле, а возвышаться к небесам – уже в земной жизни приуготовлять себя к вечности, дабы в грозный и благословенный день Страшного Суда, когда возгремит труба Архангельская, солнце скроет лучи и луна перестанет светить, все сокровища мира сего обратятся в прах и восстанут мертвых, а живые изменятся и предстанут пред Судией вселенной, мы имели оправдание и удостоились дивного венца спасения и вечной жизни. Евангельская притча о безумном богаче учит нас, что мы должны спешить делать добро и помнить о смерти, ведь каждый день нашей жизни может быть последним днем.


Рецензии