Притча о беспечном богаче
В притче Иисусовой сказано, что безрассудный богач использовал своих богатства для получения наслаждений, он предал забвению Бога и душу свою, думал, что земное благополучие и чувственные удовольствия – это подлинное счастье, исповедовал гедонистическую мораль – «ешь, пей, веселись». Многомудрый старец Соломон, видевший все, что совершается под солнцем и луною, обличал гедонистическую мораль и предостерегал людей, что всех нас ожидает Суд Божий: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» (Еккл.11:9-10). Господь начертал на скрижалях сердца человека Свой нравственный закон – совесть, а значит человек как мыслящее, свободное и моральное существо несет ответственность за всю свою жизнь – за каждый помысел своего ума и за каждое намерение сердечное, за все свои слова и все свои дела. Во все дни жизни надо помнить о Творце и о том, для чего Он создал нас – искать смысл жизни и ходить по видению очей своих – не оскверняться похотью очей и не прельщаться речами и красотой бесчестных и распутных женщин, хранить целомудрие и «просвещенные очи сердца» (Еф.1:18), не осквернять радость сердца от благ мира Божьего порочными желаниями, поступать по желаниям сердца своего – быть честным с самим собой и свободным, но помнить, что наша земная жизнь конечна и мы дадим ответ за нее на Суде Божием. Митрополит Антоний Сурожский писал, что со дня рождения над головой каждого человека, пришедшего в мир, занесен дамоклов меч смерти, однако, мы все живем с поразительной беспечностью, наши дни проходят бесцельно, но если мы будем помнить о смерти, то жизнь и каждое ее мгновение станут необычайно драгоценными и глубокими: «Каждое сказанное слово может быть последним словом, – неужели оно будет словом пустым, ничтожным или, еще хуже, – раздраженным, горьким, злым, разрушающим словом? Каждый поступок может быть последним, почему бы ему не стать выражением, осуществлением самого глубокого, самого дивного, что есть в отношениях между людьми? Мы это забываем, потому что нам кажется, что впереди еще столько времени, чтобы исправить ошибки, чтобы излечить душевные раны, чтобы утешить человека. А может оказаться поздно, один или другой могут умереть... Поздно утешить, поздно приласкать, поздно обрадовать, поздно дать на земле последнее счастье человеку... Смерть нам поставлена перед глазами – Евангелием, Христом, жизнью самой – не для того, чтобы нас устрашать, а только чтобы мы жили глубоко, жили в меру всего глубокого, чуткого человеческого сердца, большого, понятливого человеческого ума. Не будем поэтому собирать в сокровищнице сердца, ума, в сокровищнице жизни ничего такого, что слишком мелко и от чего мы мельчаем. Вместо того, чтобы собирать земные богатства себе, надо в Бога богатеть, то есть заботиться о приобретении вечных нетленных богатств, или добродетелей, которые можно приобрести, расходуя земные богатства не для низменных плотских наслаждений, а на добрые дела всякого рода».
Христос называет беспечного богача безумным, ибо один всеведущий и всемогущий Господь – Властелин жизни и смерти, никто из нас не имеет власти над смертью – не может откупиться от смерти, скрыться от нее или одолеть ту, которая уводит нас в страну мертвых, откуда нет возврата. Размышляя о смерти знакомого богача, древнеримский философ Сенека писал: «Как глупо строить план жизни. Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра. Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдаленное будущее». Смерть – это великая и страшная тайна, мы не знаем когда умрем, как умрем и что будет с нами после смерти. В Своих притчах Христос учит жить осмысленно и духовно – помнить о смерти и Страшном Суде, не быть беспечными и молиться, спешить делать добро и научиться любить ближних всем сердцем. В евангельской притче о беспечном богаче поставлен самый главный и вековечный вопрос, волновавший всех величайших мыслителей человечества – вопрос о смысле жизни. Рассказывая эту притчу, Христос побуждает всех нас задуматься – зачем жизнь дана человеку и ради чего жить? Преподобный Иустин Попович говорил, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том – для чего жить». С христианской точки зрения земная жизнь дана нам, чтобы научиться верить, надеяться и любить, каяться и бороться со страстями, молиться и творить – жить с Богом, искать Истину и приуготовлять себя к вечности. В Библии провозглашается, что мудрость мира сего с ее расчетливостью, хитростью и приземленностью – безумие пред Богом, а Христос называет богача безумным: человек, стремящийся к наживе и считающий, что деньги это высшая ценность, пренебрегает душой и не живет духовной жизнью – воистину подобен безумцу, который выбрасывает драгоценную жемчужину, приняв ее за стекляшку, а стекляшку принимает за бесценную жемчужину и дорожит ей всем сердцем. Христос учил, что вера не терпит двоедушия – нельзя служить двух господам Богу и маммоне, ибо служитель маммоны – эгоистичен, сребролюбив и корыстен, а служитель Божий – бескорыстен, полон жертвенности и любви: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лук. 16:10-13). Маммона – это арамейское слово, означающее «богатство», а вместе с тем, это имя сирского божества – покровителя земных богатств, а потому служение маммоне есть идолопоклонничество и измена Богу, ибо Господь призывает нас искать не земных сокровищ – тленных, недолговечных и бренных, а вечных и небесных благ, более заботиться не о пище, питье и одежде – житейских вещах, поглощающих наше время и внимание, а беречь душу свою, как зеницу ока, и искать Царство Небесное: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).
Христос сказал, что трудно богатым людям войти в Царство Небесно, ибо они прикованы к материальным ценностям и пренебрегают духовной жизнью – не помнят о смерти и Страшном Суде, о Боге и душе, привыкают жить с расчетом на многие годы, становятся эгоистичны и жестокосердны, с презрением смотрят на бедняков. По слову апостола Павла все люди, жаждущие обогатиться, впадают в искушение – в дьявольскую сеть, они становятся рабами безрассудных страстей, «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:9-10). Сребролюбие – это пристрастие к богатству, стяжательство, порабощающее душу человека, низменная страсть, приковывающая сердце к суетным благам здешнего мира. В Псалтыре царь и пророк Давид заповедует: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11). Преподобный Иоанн Лествичник поучал монахов, что сребролюбие есть идолопоклонничество – поклонение маммоне, дщерь неверия – у сребролюбивых нет верности Богу, они не исполняют Его заповеди, сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный вероотступник, ненавидящий бедных. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что рубины – это кровь бедняков, а жемчуг – слезы нищих, ибо пока богачи и сильные мира сего живут в роскоши и тратят деньги на драгоценности, многие люди умирают с голода, живут в невыносимой нищете и бесправии. Преподобный Серафим Саровский учил, что истинная цель человеческой жизни – не накопление денег, обретение почестей и наград, а стяжание благодати Святого Духа, наша земная жизнь – торжище, на которой мы за земные товары – наши добродетели, получаем небесные блага – жизнь вечную, помня, что дни лукавы. Высшая цель нашей земной жизни – «богатеть в Бога», стяжать благодать Святого Духа и становится сынами Всевышнего, искать Царство Небесное и правду его, а не собирать земных сокровищ, которые мимолетны и недолговечны. Апостол Иаков предостерегал всех богачей: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело» (Иак.5:1-3). В Апокалипсисе сказано, что в последний день мира будут плакать купцы земные – люди, ищущие мимолетных и суетных мирских благ, забывшие о Боге и душе, о смерти и Страшном Суде, о духовных сокровищах – евангельской мудрости и добродетелях, ибо свершился Суд Господень и пал Вавилон, обесценилось все земное – драгоценные камни, золото и серебро, изделия из слоновой кости и благовония – символы мирской роскоши. Христос предпочитал всем преходящим сокровищам земли – всем царствам мира с их богатствами и мнимым величием, предложенным Сыну Божиему дьяволом в пустыне, сокровища небесные и служение Богу Отцу: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:8–10). Апостол Иоанн Богослов был убежден, что не может называться христианином – учеником Иисуса Христа, соблюдающим заповеди Евангелия, тот, кто живет в роскоши, в то время как брат его прозябает в нищете: «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (1Ин.3:17).
В Евангелии есть эпизод, где в разговоре с благочестивым юношей Христос призвал его раздать все, что он имел бедным – раздать не одно материальное, но и умственное, творческое и культурное богатство ближним – творить, заниматься наукой и философствовать во славу Божию и из любви к ближним, творить милостыню и жертвовать на благотворительность, накормить голодающих и утешить скорбящих, но юноша опечалился и отошел, от Спасителя, ибо сердце его было привязано к сокровищам земным – к имению: «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19:16–22). Привязанность людей к богатству – к земным сокровищам, мешает им приблизиться к Богу и обрести духовное совершенство, к которому призвал нас Христос, сказавший ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:24–25). Апостол Павел призывал всех христиан не прельщаться богатствами и блеском суетного века, но стремиться всем сердцем служить Богу и бескорыстно делать добро окружающим, удаляться от зла, просвещать другу друга светом веры Христовой, добросовестно и прилежно молиться и соблюдать пост, ибо «что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7–8). В чем смысл отдать все силы наживе, если земные сокровища обращаются в тлен, жизнь оборвется смертью, а в иной мир нельзя взять с собой материальные блага? Размышляя о бренности нашей жизни и суетности богатств ее, преподобный Ефрем Сирин настойчиво предостерегал, что «от сокровищ его нет пользы»: «Ничего не остается навек, кроме истинной веры и правды, которые всегда непостыдны. Где жившие прежде нас, которые трудились, не щадили трудов своих, не давали себе покоя? Тела их поглотила земля, и в ней стали они прахом. Где древние цари и могущественная их власть? Где покорявшие себе землю во бранях и людей в ратоборствах? У них столько же было золота, сколько праха на земле, и сокровищ - более, нежели сколько песка морского. Они для прославления своего имени созидали города, сооружали стены и твердыни. Перед взорами всех ставили изваяния и величественные изображения, чтобы воздавали им честь. И вот они в земле, обратились в прах, исчезла их жизнь от дыхания смерти. Где судии, которые ездили на колесницах и для колесниц своих приобретали красивых и легких коней? Они в земле, и тля поедает тела их. Где исполины, прославившиеся во бранях? Сошли они в ненасытный шеол и в нем обратились во прах. Где богатые, которые собирали и запасали сокровища на многие годы? Смерть в одну минуту, в одно мгновенье ока поглотила жизнь их. Где красота жен, красивые лица Евиных дщерей, стройность их членов, пышность одежд? Истлевают они в шеоле и исчезают внезапно, как будто и не было их… Царя не спасают порфира, драгоценные камни и великолепные царские украшения; власть царей преходит, и смерть в одну кучу складывает тела их, и исчезают они, как будто бы и не было их. Она поемлет судей, которые производили суды и умножали грехи свои; она берет к себе властителей, злочестиво царствовавших на земле. Внезапно похищает богатых и корыстолюбцев, поражает грабителей и прахом наполняет уста их. У нее - и мореходец, который древом покорял себе волны; к себе увлекает она и мудреца, не познавшего истинной мудрости… Смерть делает поникшими надменные и без стыда похотствовавшие очи. Не нужна там красивая обувь, потому что связаны ноги. В прах обращаются там одежды, тела окованы неразрешимыми узами. Ни дома, ни пиршественные храмины, ни ложницы не сходят в шеол». Апостол Петр писал, что земля и все дела ее – все мирские сокровища сгорят в огне вселенского пожара, а в Апокалипсисе сказано, что звезды падут с небес, солнце и звезды померкнут – нет ничего вечного в здешнем мире, а потому нам надо искать вечного – Бога и Небесное Царство, не укоренятся на земле, а возвышаться к небесам – уже в земной жизни приуготовлять себя к вечности, дабы в грозный и благословенный день Страшного Суда, когда возгремит труба Архангельская, солнце скроет лучи и луна перестанет светить, все сокровища мира сего обратятся в прах и восстанут мертвых, а живые изменятся и предстанут пред Судией вселенной, мы имели оправдание и удостоились дивного венца спасения и вечной жизни. Евангельская притча о безумном богаче учит нас, что мы должны спешить делать добро и помнить о смерти, ведь каждый день нашей жизни может быть последним днем.
Свидетельство о публикации №222120700562