Притча о неправедном судье и бедной вдове
В Своей притче Христос рассказывает, что в одном городе жил самодовольный и неправедный судья, который Бога не боялся и людей не страшился. Если Сам Христос есть Праведный Судия, руководствующийся высшей Божественной любовь и справедливостью, являя Собой высочайший нравственный идеал, то неправедный судия – самодовольный и жестокосердный олицетворяет суд мира сего и его жестокосердных судей. В притче сказано, что строптивый судья не страшился Бога и не стыдился людей, он – воплощение бессовестности, поэтому некоторые экзегеты Церкви сравнивали его образ с дьяволом – князем тьмы и мира сего, который не побоялся восстать на Бога и презирает род человеческий. В загадочном образе бессовестного судии находили иудейский синедрион, первосвященника Каиафу и римского прокуратора Понтия Пилата, не побоявшихся Бога и не стыдившихся людей, предавших Сына Человеческого на распятие, а Его апостолов – на гонение. Если толковать притчу в мессианском прочтении, то неправедный и беспринципный судья – это иудейские первосвященники, отвергнувшие истинного Мессию – Иисуса Христа, вдова – народ иудейский, овдовевший через разлуку со Христом Богочеловеком – Небесным Женихом святой Церкви, просьба о защите – ожидания пришествия Мессии, а соперник вдовы – дьявол, жаждущий погубить род человеческий. Если в историческом смысле Христос говорит о том, что простой народ иудейский ждал Мессию, молился о спасении и Христос Спаситель пришел, чтобы искупить грехи мира, то в эсхатологическом смысле эта притча пророчествует о втором пришествии Сына Божиего. В последние времена вера ослабнет и любовь оскудеет в сердцах сынов и дочерей человеческих: «Сын Человеческий придя найдет ли веру на земле?» (Лк.;18:8). «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.;24:12). Апостол Павел писал, что угасание веры приведет к падению нравственности: «В последние дни, наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.;3:1–5). Христос предрек, что по все земле появятся лжепророки и лжемессии, которые будут совращать людей, уводя их из Церкви, и многие увлекутся дьявольской ложью и учением бесовским: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я – Христос, и многих прельстят. Не ходите в след их... Тогда восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных. Вот я наперед сказал вам» (Мф.;24:4-5,;24). С апостольских времен христиане с радостью, молитвой и надеждой ожидали второго пришествия Иисуса Христа, вознесшегося на небеса, чтобы воссесть одесную Бога Отца, они – вопиющие к Богу день и ночь. Апостол Петр наставлял христиан, что Божественный Судия долготерпит во имя покаяния многих, скорого второго пришествия Его не случится, но час конца мира в воле Вседержителя, а нам надлежит бодрствовать и молиться: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:8-9).
Христос говорит, что если даже неправедный судья внял настойчивым просьбам вдовицы, то неужели всемогущий и милосердный Бог не защитит человека день и ночь взывающего к Нему в молитвах? В Новом Завете дана заповедь, охватывающая всю духовную жизнь человека - «непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17), молитва – это духовное устремление к Богу ума и сердца, таинство пребывания и соединения с Богом, она – дыхание жизни, животворящее душу, луч надежды, сияющий во мраке нашего мира. Молитва – это зеркало духовного состояния человека, если человек верен Богу, то он молится, если же молитва меркнет в душе, то душа разлучается с Всевышним – потерять молитву значит потерять Бога. Молитва – это светильник, сияющий в сердце, она – путеводная звезда, ведущая человека к Богу, молитва – это крылья души и отсечение от всех житейских сует и забот, молитва – это высшая свобода духа и уподобление Ангелам. Когда Ангелы нисходят с небес, служа Богу и помогая людям, то они не утрачивают молитвы, она – их дыхание жизни. Преподобный Иустин Попович говорил, что и мы не должны дышать без молитвы, каждый вздох должен отзываться молением в сердце. Молитва есть алмазный стержень христианской жизни, нить, на которую нанизываются жемчужины добродетелей. Молитва – это родник жизни и благодати, небесный огонь, сжигающий страсти, воспламеняющий сердце и просвещающий ум, невечерний свет, отблески которого сияют со страниц святоотеческих творений, поэтому изречения подвижников Церкви столь яркие, образные и оказывают столь сильное воздействие на сердца людей. Если для философствующего идеалисты и деиста Бог – это отвлеченно-рассудочная идея, сверкающая как далекая холодная звезда, затерянная во мраке бескрайнего космоса, то для молящегося христианина – Бог есть надмирная, свободная и живая Личность. Священник, богослов и философ В. Зеньковский, писал, что Бог есть Творец и Промыслитель вселенной и Он может действовать в мире как используя законы природы, так и являя мощь, протирающуюся выше этих законов, ибо ничто не властно над волей Всемогущего, а значит, вера в чудо – глубочайшим образом связано с верой в библейского Бога, всевластного над всем существующим и отвечающего на мольбы людей, иначе наши молитвы были бы бессмысленны: «…отрицание чуда совершенно недопустимо для религиозного сознания, - можно даже сказать, что объем и глубина нашей веры определяется способностью видеть чудо в мире. Вера открывает нам бытие Божие – не как идею, но как Высшую Силу; в христианской же вере Бог открывается нам как Отец наш небесный, к Которому обращается душа наша и в радости и в печали, светом и силой Которого согревается наша жизнь. Верить в Бога – значит чувствовать Его любовь, Его заботу о нас, это значит искать в Нем ответ на наши трудности и тревоги. По слову апостола Иоанна, Господь дал нам «власть быть чадами Его», и это сознание есть главное и определяющее в религиозной жизни нашей. Молитва есть главный проводник нашей религиозной жизни, нашей веры, без молитвы нельзя просто говорить о вере – а молитва есть беседа с Богом, есть обращение к Богу. И всякая молитва ищет от Бога ответа, ищет от Бога помощи или силы, света или правды. Невозможна и бессмысленна была бы молитва, если бы Бог был безмолвен, если бы наше обращение было безответным. Молясь Богу, обращаясь к Нему, мы дерзаем просить у Бога ответа, мы живем тем, что Бог нас слышит. Если слышит – как может Он не отвечать, Он, Чья любовь безмерна, Чье милосердие безгранично? Вся жизнь веры определяется тем, что Бог слышит нас, видит тайны нашего сердца и отвечает нам, идет нам навстречу». Молитва – это ключ к великой и неисчерпаемой сокровищнице даров Божиих, без нее невозможна христианская жизнь и рушится мораль. Бесконечно милосердный и всемогущий Бог даст нам просимое, если это будет спасительно для наших душ, но и нам надлежит быть верными Богу и доверять Его святой воле. Святитель Иоанн Златоуст говорил: Если мы хотим, чтобы Бог услышал наши молитвы, то прежде, мы должны услышать Его слово, обращенное к нам со страниц Евангелия и изменить свою жизнь в согласии с Его Божественной волей.
Свидетельство о публикации №222120700564