Притча о брачном пире

                Благовествуя народу, Христос рассказал загадочную и глубокомысленную притчу о брачном пире: «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих звать званных на брачный пир, и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово, приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных, и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны. И так пойдите на распутья, и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званных, а мало избранных!» (Мф. 22:2-14). Эта притча имеет пророческий характер, в сжатом виде, как в свернутом свитке, хранящем Божественную Мудрость и Откровение Божественных Тайн, она содержит в себе христианскую эсхатологию: великий и могущественный царь – это всемогущий Бог Отец, венчающий Своего Единородного Сына – Иисуса Христа, нашего Спасителя, брак сына царя – мистический и таинственный брак Сына Бога Живого, Небесного Жениха с Его пречистой невестой – святой Церковью, облаченной в драгоценное одеяние – благодать Святого Духа, друзья и рабы царя – это ветхозаветные пророки, предрекшие пришествие Мессии – Искупителя грехов мира,  и новозаветные апостолы, несущие благую весть о распятом и воскресшем Христе Богочеловеке всем народам земли, зов царя – призвание всех людей в Царство Небесное, брачный пир – вечная радость и вечная жизнь, блаженство святых, вошедших в обители Отца Небесного и ставших обитателями горнего Иерусалима. В Библии сказано, что Бог сотворил из ничто небо и землю, Ангелов, людей и все существующее – Он воззвал нас из небытия, ибо возжелал сделать нас причастниками Своей вечной жизни и Своего вечного блаженства – излить в наши сердца Свою безмерную любовь. Небесная, святая и таинственная любовь Бога Вседержителя – вечна и неизменна, Господь есть Любовь, Он сказал о Себе – «Я не изменюсь», это означает, что Он был, есть и будет Любовью по образу Своего бытия, Он хочет, чтобы все мы спаслись и пришли к познанию Истины, унаследовали Царство Небесное. Господь зовет всех нас через голос совести, красоту, величие и тайны природы, через апостольскую проповедь Церкви и Божественную Литургию. Христос стучится в двери нашего сердца, как таинственный Небесный Странник из Апокалипсиса, Он обращается к каждому из нас со страниц святого Евангелия, призывает покаяться и начать жить новой, святой, духовной, безгрешной и богоугодной жизнью.
                В притче сказано, что Небесный Царь собрал вокруг Себя друзей и рабов – Вселенская Церковь есть собрание людей, уверовавших в Бога и собравшихся вокруг Него, соединенных верой, надеждой и любовью, друзья Господа – верные Богу люди – святые, они есть истинные рабы Божии, ибо полны самоотречения и поставили волю Божию выше свой воли, рабы и друзья Господни – это пророки, в ветхозаветные времена предрекавшие пришествие Христа Мессии и приуготовлявшие народ своей огненной проповедью. В притче повествуется о троекратном призвание людей на брачный пир Небесного Жениха: это проповедь пророков во времена Ветхого Завета и ожидание пришествия Сына Божиего, это апостольская проповедь Церкви, начавшаяся со дня Пятидесятницы и продолжающаяся до последних дней мира, это проповедь Церкви в последние дни мира – в страшные времена царствования на земле Антихриста. Троекратное призвание людей на царский пир – это призыв уверовать в Святую Троицу, почитать единого Бога в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа. Троекратное призвание людей на царский пир – это зов Божий, обращенный к человеку во все дни его жизни – в детстве, отрочестве и юности, в зрелом возрасте и в старчестве. Троекратное призвание людей на царский пир – это трехчастная проповедь апостолов, обращенная к иудеям, затем ко всем народам древней Палестины – самарянам и сирийцам, а затем – всемирная апостольская проповедь Церкви, которая будет продолжаться до конца времен. В притче рассказывается, что вестников Небесного Царя не послушали – народ иудейский, его вожди и священники не слушали пророков в древние времена, о чем сетовал пророк Иеремия, и когда апостолы проповедовали благую весть в Иудее, то лишь немногие уверовали во Христа Спасителя. В Евангелии описывается как за Христом ходили толпы людей, жаждущих чудес, но в Сионской горнице, являющееся первой христианской общиной, находилось около ста двадцати человек, а из десятимиллионного населения древней Палестины на проповедь Христа и Его апостолов откликнулось лишь несколько тысяч – капля в море. В историческом прочтении притчи о брачном пире званные люди, отказавшиеся явиться на пир Небесного Жениха – это иудеи, отказавшиеся принять Сына Божиего, те иудеи, которые в ветхозаветные времена оскорбляли и убивали пророков Божиих, и те иудеи – и, прежде всего, духовные вожди иудейского народа – первосвященники, книжники и фарисеи, которые не приняли пришедшего Мессию – Иисуса Христа и не вошли в святую Новозаветную Церковь. Святитель Лука Крымский особенно акцентировал внимание на том, что эта притча Христа – пророческая: иудеи не приняли Христа и распяли Его, они гнали апостолов и желали их смерти, а потому испытали на себе гнев Божий и городи их – Иерусалим, был предан огню и мечу – разрушению: «В 70-м году от Рождества Господа Иисуса Христа пришли римляне с полководцем Веспасианом, которого сменил сын его Тит, и устроили осаду Иерусалима: осаду столь страшную, что содрогается сердце, когда читаешь об ужасах этой осады, когда ели друг друга, когда матери варили своих младенцев и ели их. Был разрушен Иерусалим, был разрушен храм Иерусалимский». В историческом смысле  притча о брачном пире, раскрывает тайну перехода Царства Божиего от еврейского народа к иным народам, ибо иудеи были убеждены, что Мессия – это Царь и Спаситель одного Израиля, а Христос Богочеловек пришел спасти весь род человеческий, апостольская проповедь Церкви обращена ко всем народа земли, ибо во Христе нет иудея, эллина и скифа, но вступая в Его святую Церковь мы все духовно перерождаемся и становимся христианами, обретаем духовное единство в вере, надежде и любви. 
                В книгах Ветхого Завета много пророчество о том, что придет Мессия и наступит час, когда будет принесена жертва за все человечество, а все ветхозаветные жертвы – прообразы мироискупительной жертвы Христовой. Христос пришел в мир, чтобы спасти нас, Он – воплощение Божественной Любви, Бог Слово воплотившийся и приносящий Себя в жертву ради нас – восходящий на Крест, а само христианство – это религия жертвенной любви. Все христиане носят на груди крест – символ жертвенной любви и решимости идти за Иисусом Христом, вся жизнь христианина – это жизнь под сенью Крест, она зиждется на любви, самозабвении и самопожертвовании, а Крест – это хоругвь Церкви и знамя Христа – Победителя смерти и Ада, Крест – это сущность нашей веры и орудие нашего спасения, Крест – это духовный меч, разящий демонов, и воспоминание о Христе Искупителе, Крест – это обет, данный Богу, обет жертвенной любви по отношению к Богу и ближним, Крест – это символ борьбы со страстями и готовности умереть за свою веру, Крест – это иконографический образ евангельской любви, образ молитвы за врагов и прощения обид, единственно истинный и путь спасения, ведущий на небеса через Голгофу. Слова Христа о «сожжении города» и «истреблении убийц» пророков имеет два смысла, в историческом – это предсказание Спасителя о разрушении Иерусалима, а эсхатологическом – это пророчество о конце времен, о том, что земля и все дела ее сгорят, падут царства мира сего и нераскаянные убийцы пророков и апостолов, гонители Церкви и всех христиан будут низвергнуты в геенну огненную и пожнут «вторую смерть» – вечную погибель. В екклесиологическом прочтении притча повествует о том, что Господь зовет все народы земли войти в Новозаветную Церковь, дабы души наши могли таинственно и духовно соединиться со Христом – их Небесным Женихом, и с трепетом и благоговением приступить к святой трапезе – Евхаристии, начало которой было положено на Тайной Вечери Иисусом Христом. В загадочных и пророческих стихах Апокалипсиса рассказывается о браке Христа – Агнца Божиего и Его невесты – Церкви, которой дано было облечься в виссон чистый и светлый» – в святость, Христос есть Агнец, закланный ради нашего спасения, ибо в основе нашего спасения лежит Его крестная жертва, душеспасительные плоды который усваиваются нами через веру и покаяние, крещение и миропомазание, пост и молитву, исполнение заповедей и Богопознание. В литургическом смысле таинственный брак царского сына – это соединение христианских душ со Христом Спасителем в таинстве причащения Святых Таин, пир есть вкушение Плоти и Крови Его, но лишь немногие отзываются на зов Божий и идут в храм, дабы молиться, жить Божественной Литургией и участвовать в таинствах. Священномученик Серафим Звездинский писал, что в Церкви есть много сокровищ, через которые мы соединяемся со Христом – руки Его есть обряды, речь уст Христовых – Евангелие, очи Его – святые таинства, а сердце Его – Божественная Литургия, она – неувядающая роза и сверкающий бриллиант, величайший и бесценный дар Божий, сердце всех молитв и богослужений, а потому день прожитый без Божественной  Литургии и молитвы – невозвратимо и навсегда потерянный день, день, вычеркнутый из жизни нашей собственной рукой.
                Христос зовет всех людей в святую Церковь и в Царство Небесное – «много званных, но мало избранных», ибо одни «купили землю» – ищут счастья на земле и привязали свое сердца к недолговечным материальным благам, иные «купили пять пар волов» – руководствуются только органами чувств, не верят в существование Бога, души и духовного мира, жаждут чувственных наслаждений, третьи – «женились», променяли духовную мудрость на лжеучения и заботы мира сего, отдали сердце свое не Богу, а суетным вещам. В притче сказано, что перед начало пиршества Небесный Царь вошел в брачный чертог, чтобы взглянуть все ли из собравшихся достойны, но узрел недостойного и приказал грозным слугам Своим – Ангелам, изгнать недостойного во тьму кромешную: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Для вступления в Церковь от каждого человека требуется вера во Христа и покаяние, а цель христианской жизни – приуготовить себя к вечности, омыть душу свою покаянием и стяжать благодать Святого Духа – облачиться в виссон светлый и чистый. В литургическом смысле прийти на брачный пир без брачной одежды означает придти на Божественную Литургию без духовной подготовки и покаяния, причащаться Святых Тайн Христовых, не во спасение, а во осуждение. Преподобный Макарий Египетский говорил, что сильнее всего мучаются в преисподней не язычники, а христиане, которые отвергли Христа и отреклись от веры – словами или делами, которые недостойно приступали к Святым Христовым Тайнам и забыли, что крещение и миропомазание возлагают на каждого из нас величайшую нравственную ответственность. В иносказательном смысле испачканная грязью одежда недостойного – это нераскаянные грехи, делающие его нечистым – ничто нечистое не войдет в Царство Небесное, а потому – Господь повелел изгнать нечестивого человека из дворца – низвергнуть его во тьму кромешную, там, где плач и скрежет зубов – вечная мука, ожидающая всех нераскаянных грешников. В эсхатологическом смысле – это Страшный Суд, на котором откроется уверовал ли человек во Христа, жил ли он по заповедям Евангелия, каялся ли к грехах, молился ли и был ли верен Спасителю и Его святой Церкви, облачился ли он в чистые и светлые одежды, убеленные святой кровью Агнца Божиего, или жил так, будто Бога не существует, остался осквернен нераскаянными грехами, не очистил душу слезами покаяния и будет низвержен в геенну огненную. Великолепно и невыразимо прекрасно Царство Небесное, но ужасны геенна огненная и мука Богооставленности – зияющая бездна отверженности от лица Божиего, в которую падут нераскаянные нечестивцы и богоотступники. Размышляя о страшной участи грешников,  преподобный Ефрем Сирин писал: «Какой стыд ощутят они пред лицом Праведного Судии, не имея слова оправдания? С каким сожалением увидят себя поставленными ошуюю Царя? Какая тьма падет на них, когда Царь с гневом возглаголет к ним и яростью Своей приведет их в смятение, говоря: идите проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41)?.. Увы, с каким жалобным воплем будут они терзать себя и проливать слезы, когда отведут их на горькие мучения в бесконечные веки! О, какое это место, где плач и скрежет зубом, этот так называемый тартар, которого ужасается и сам сатана! О, какая это геенна огня неугасимого, какой это неусыпающий, ядовитый червь! О, какая это страшная, вечная, всегда продолжающаяся кромешная тьма! О, какие это немилостивые, безжалостные Ангелы, приставленные к мукам, потому что укоряют и наказывают тяжко!..». Если мы не хотим обречь себя на вечные муки и ужас пребывания во тьме кромешной, то нам надлежит быть настоящими христианами и жить церковной жизнью, бороться со страстями и участвовать в богослужениях и таинствах, очиститься слезами покаяния и на всех путях жизни быть верными Христу Спасителю.


Рецензии