Притча о неправедном управителе

                Притча о неправедном управителе – одна из самых загадочных притч Евангелия: «Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: Что я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми свою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми свою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:1-9).  Для многих людей, читающих святое Евангелие, эта притча служит соблазном – кажется, что она противоречит нравственному сознанию и высоким евангельским идеалам, ведь Сам Иисус Христос странным образом удостоил неправедного управителя похвалы за его изобретательность и дает совет «приобретать себе друзей богатством неправедным», но на самом деле она содержит в себе глубокий духовный смысл и возмущает совесть лишь тех, кто не понимают ее. По разъяснению святителя Луки Крымского, в притче о неправедном управителе Господь учит нас проявлять мудрость и изобретательность в делах любви и милосердия: «Если у вас есть неправедное богатство, поступайте так, как поступил неверный домоправитель, употребите его на то, чтобы приобрести себе друзей, которые оправдают вас в жизни вечной, если вы употребите богатство на помощь им, на облегчение страданий и нищеты. Раздавайте богатство ваше, и тогда будут они, эти облагодетельствованные вами несчастные, ходатаями за вас пред Престолом Всевышнего. Господь вовсе не советует приобретать богатство неправедным путем. Он советует избавиться от неправедного богатства, советует использовать его так, как это нужно для спасения душ наших. Можно сказать, что Господь не только явно неправедное богатство, но и всякое богатство считает неправедным… Люди, следующие основному закону Христову, закону любви и милосердия, не могут равнодушно смотреть на страдания несчастных, голодающих, обездоленных, бесприютных и обязательно будут раздавать свое богатство. А если не раздаем богатства, даже праведного, значит нет у нас любви, а если нет любви, то как получим жизнь вечную, радость вечную?.. Богатство, которое человек держит только для себя, которым не старается приобрести друзей, которые бы свидетельствовали перед Богом о милосердии Его на Страшном Суде, осуждает человека. Богатство подобно тяжким железным узам, которыми связан человек в жизни. Это тяжесть, которая давит его к земле, тяжесть, которая не дает воспарить к горнему, к Престолу Всевышнего». Святитель Иоанн Златоуст делал важное уточнение, что слова Христа о «приобретении друзей богатством неправедным» надо понимать духовно, ибо принося в дар Богу украденное и награбленное богатство, мы оскорбляем Его величие – молитвы бедняков, облагодетельствованных неправедными богачами, не умолят Бога ввести его в вечные обители Царства Небесного, если  сам богач от всего сердца не раскается в своих согрешениях, не раздаст все свое имущество нищим, не загладит свою вину перед обиженными им и не встанет на путь подлинной христианской жизни.
                В Своей Нагорной проповеди Сын Божий возвестил, что смысл человеческой жизни – не собирать земные и мимолетные сокровища, которые со временем истлеют и обратятся в жалкую горсть праха, а искать сокровищ духовных и небесных, вечных и нетленных – благодать Святого Духа, Царство Небесно и правду его, дабы наше сердце было отдано Богу:  «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19–21). «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:23–24). «Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие» (Мк.;10:24). Христос учил, что человек не может одновременно служить Богу и маммоне – служение маммоне есть идолослужение, оно приковывает душу человека к материальным ценностям и лишает его духовной свободы, преграждает путь духовного восхождения к Богу и делает нрав приземленными, оно заражает сердце сребролюбием и делает его жестоким и бесчувственным по отношению к ближним – особенно к бедным и страждущим, к униженным и оскорбленным. Это – нравственное толкование загадочной притчи о неправедном управителе, но существует еще более глубокое и таинственное – символическое толкование. В иносказательно смысле, богатый человек – это Сам всемогущий Господь, царящий над всеми мирами и веками, Он –  Промыслитель и Творец всего существующего – Создатель неба и земли, Ангелов и людей, в Его деснице власть над жизнью и смертью, управляющий имуществом Божиим – это каждый человек, ибо человек создан по образу и подобию Божиему, весь видимый мир – был отдан первозданному Адаму как его царство, вселенная есть имение Божие, Господь являет Свое доверием нам – мы избраны из всех созданий земли, на каждом из нас лежит нравственная ответственность не только за свою жизнь, но и за весь окружающий нас мир. В притче сказано, что Господь доверил управителю Свое огромное имущество – это бесценный дар свободы, которым одарил нас Творец, это – наши силы, способности и таланты, наша земная жизнь и ее время, данное нам для мудрого и благочестивого управления. Мудро и благочестиво управлять имением Божиим – означает жить по святой воле Божией и исполнять заповеди Евангелия. Из сюжета притчи мы знаем, что неправедный управитель нечестно поступил с Богом, став расточать имение своего Господина – это намек на грехопадение Адама и греховность рода человеческого, но, прежде всего, расточение имения Божиего означает, что человек бессмысленно прожигал невозвратимое время своей земной жизни, употребил свой ум и талант, свои способности и силы на недостойную цель, искал земных благ и чувственных наслаждений, не творил правду Божию и не жил по заповедям Его, преступно отнесся к Божьему дару. Настал час и Господь призвал к Себе управителя – это зов Божий, обращенный к нам со страниц Священного Писания, это голос совести или вразумление от Бога – скорби, отрезвляющие нас и побуждающие задуматься о жизни и ее смысле. Господь велит управителю дать отчет о своем управлении – это означает, что всех нас ожидает Суд Божий, на котором мы дадим ответ за всю нашу жизнь – за каждое слово и дело, намерение и помышление.
                В притче о безумном богаче рассказывалось о богатом человеке, живущем в роскоши, но забывшем о Боге и душе, не думающем о своих ближних – о тех, кто нуждался в его помощи, он думал лишь о том, чтобы наполнить свои житницы богатством и жить всю оставшуюся жизнь в пирах и безудержном веселье, но внезапно его постигла смерть и все его богатство исчезло, как сон. Но в притче о неправедном управителе человек откликнулся на призыв Божий, он вдруг вспомнил о том, что земная жизнь скоротечна, а ее блага – суетны и мимолетны, он задумался о смерти и Страшном Суде, ужаснулся вечности адских мук и в душе его пробудилось покаяние. Обозрев свою многогрешную жизнь, управитель понял, что не может оправдаться перед Господином своим – не может падший человек оправдаться перед Богом. В древние времена одной из самых тяжелых работ, выполняемых рабами, была работа в рудниках – образ адских мук, а потому управитель восклицает в сердцах – «копать не могу, просить стыжусь», это означает – страшусь испытать адские мучения, ощущаю стыд за неправедно прожитую жизнь, знаю, что если буду низвергнут во тьму кромешную, то не смогу там взмолиться покаянной молитвой, ибо после смерти нет покаяния и для отверженных от лица Божиего навеки зароются врата горнего Иерусалима. Но попав в отчаянное и безысходное положение, управитель не впал в отчаяние: «знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом». Архимандрит Рафаил Карелин глубокомысленно писал, что когда демон внушает нам отчаяние, говоря: «Как ты можешь надеяться на вечную жизнь, как ты смеешь своими оскверненными устами произносить имя Божие? Ты погиб, тебя ожидает ад». Отцы говорят, что нужно не отчаиваться, но со смирением отвечать: «Да, по грехам своим я достоин ада, но Господь пришел на землю, чтобы спасти меня, грешного», – и молиться до самого последнего издыхания».
                Земная жизнь – путь к вечности и приуготовление к смерти и Страшному Суду, пока человек жив, он может исправить свое положение – раскаяться в грехах и нравственно исправиться, начать новую жизнь. Управитель зовет должников Господина своего, беседует с каждым наедине – творит милостыню и добро, молится за них тайно, он списывает их долги, оказывая нуждающимся благодеяние. В символическом толковании долги – это грехи, списать долги – значит простить обидчиков наших и молиться за них, отвечать добром на зло и творить милостыню, елей и масло – милость, оказываемая страждущему, доброе слово, мудрый совет, молитва, проявление милосердия. Благодеяния управителя не сокрылись от взора Господнего – всеведущий и премудрый Господь все знает, нет ничего сокровенного от очей Его, Он похвалил управителя за то, что он научился любить и прощать, не осуждать ближних, но относится к ним с милосердием. Хвала Божия – это неувядающий венец славы, ожидающий всех христиан в будущей жизни. Если «сыны века сего» – это те, кто используют ум, силы и хитрость, чтобы обрести земные блага, то «сыны света» – это истинные христиане, люди, живущие ангельской жизнью на земле,  те, кто из любви к Богу и в устремлении к жизни на небесах не заботятся о материальных благах, но ищут величайшее и нетленное сокровище – Царство Небесное. Если неправедное богатство – это материальные блага, суетные и преходящие, они ненадежны, то истинное богатство – это благодать Святого Духа, которая стяжается через таинства и веру, через пост и молитву, через добрые дела и смирение, они – истинны, ибо вечные и нетленны, навсегда останутся с человеком и введут его в Царство Божие, даруют друзей в «вечных обителях»  – друзей Христовых, пророков и апостолов, святых подвижников и молитвенников, всех, кто исполнял заповеди Евангелия и собрал сокровища небесные – дары Святого Духа, все истинные христиане, которым Господь уготовил вечное Царство Свое.


Рецензии