Притча о милосердном самарянине

                Все евангельские притчи – это драгоценные жемчужины Божественной Мудрости и животворящие глаголы вечной жизни, а притча о милосердном самарянине – одна из самых прекрасных и известных притч Христовых, она содержит в себе основу христианской этики и сотериологии. Наша скоротечная земная жизнь – это скитание по дорогам мира сего и приуготовление к вечности, ее высшая цель – спасение и обретение Царства Небесного. Многие люди обращались ко Христу Богочеловеку в дни Его земной жизни, равно как и в наше дни многие раскрывают Евангелие, желая искренне познать Истину и спастись, но были, есть и будут люди обращающиеся к Спасителю и читающие Слово Божие лицемерно – с нечистой мыслью и тайным умыслом, с целью оклеветать Сына Бога Живого. В Евангелии от Луки рассказывается, как законник подошел к Иисусу Христу, желая искусить Его, и задал вопрос: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Христос сказал, что путь спасения изложен в Священном Писании – возлюби Бога и ближнего своего всем сердцем и душой и обретешь спасение и жизнь вечную. Но законник, желая оправдать себя – свою грешную жизнь, задал Иисусу вопрос – «кто мой ближний?», и Христос рассказал историю о добром самарянине – притчу о том, что каждый страдающий и нуждающийся в помощи человек, встреченный нами на нашем жизненном пути, есть наш ближний: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих трех, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:30-37). Во времена земной жизни Иисуса Христа путь из Иерусалима в Иерихон – второй город по величине в Иудее, пролегал через дикую и скалистую местность, где обитали разбойники и мятежники, обездоленные и озлобленные люди, отвергнуты всем миром и жившие разбоем и грабежами. В евангельской притче одинокий путник отважился отправиться в Иерихон через эту пустынную местность и был ограблен разбойниками, избившими его и сорвавшими с него одежду, оставив его едва живого, израненного и истекающего кровью лежать на дороге. Совершив богослужение в Иерусалимском храме,  по этой дороге шел в Иерихон священник, и, увидев несчастного страдальца, он прошел мимо – не захотел нарушить закон ритуальной чистоты. Следом за священником шел левит – отдаленный потомок Левия, одного из двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова. Все потомки Левия – были предназначены на служение Богу, но по закону Моисееву лишь один из левитских родов – потомки Аарона – имел право совершать священнодействия и жертвоприношения, а потомки Левия, не принадлежащие к роду Аарона, не могли быть священниками и назывались левитами. В притче сказано, что левит, как и иудейский священник, увидел своего соотечественника, попавшего в беду  – страдальца, истекающего кровью, но равнодушно прошел мимо, не пожелав ему помочь и проявить милосердие.
                В ветхозаветные времена переселения части евреев в Ассирию и Вавилон, на их земли восточные цари переселили племена из Аравии, со временем новые жители древней Палестины смешались с оставшимися иудеями и образовался самарийский народ – обитатели Самарии. Когда иудеи возвратились из вавилонского плена, то столкнулись с самарийским народом и стали воспринимать их как иноплеменников и захватчиков иудейских земель, ведь самаряне хоть и приняли закон Моисеев, но сохранили много языческих обычаев. Если иудейский священник и левит, прошли мимо своего соотечественника, то добрый самарянин, несмотря на то, что иудеи и самаряне находились в непримиримой вражде, увидев своего поверженного врага – едва дышавшего, беспомощно лежавшего ан земле и израненного, не только не стал злорадствовать, но совершенно бескорыстно оказал несчастному помощь. Милосердный самарянин омыл раны иудея вином, возлил на них драгоценный елей, это – обычный способ врачевания на древнем Востоке – вино обеззараживало рану, а елей смягчал боль. Вслед за тем милосердный самарянин посадил несчастного на осла, довез до гостиницы и дал ее хозяину две серебряные монеты, обещая вернуться  и воздать сверх меры на лечение и уход за страдальцем. Для иудеев ближним считался только единоверец, но Христос совершенно ясно возвещает в притче Своей, что наш ближний – это всякий нуждающийся и страждущий человека на нашем жизненном пути. В евангельских заповедях блаженства сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Бог есть совершенная и вечная Любовь по образу Своего бытия, Он создал всех нас по Божественному образу и подобию Своему – смысл нашей жизни заключается в любви, ибо вся вера и все таинства, вся мудрость и все знания, все пророчества и аскеза – все это не имеет никакой цены перед Богом без евангельской любви, которая «изливается в сердца наши Духом Святым» (Рим.5:5). Все люди – братья: в историческом и физическом смысле все мы – братья, ибо являемся потомки Адама и Евы, представители единого рода, а в духовном смысле мы призваны быть христианами – чадами нашего единого Небесного Отца, призывающего нас возлюбить друг друга. Если человек не имеет любви к собратьям своим – к ближним, то он утрачивает человечность, ибо быть человечным означает уметь любить и сострадать. Святые отцы Церкви учили, что во Христе стираются все расовые и  национальные различия – люди обретают высшее духовное единство в вере, надежде и любви, через литургическую жизнь Церкви и соблюдение заповедей евангелия, через борьбу со страстями и молитву они опытно познают, что Бог есть Создатель и Отец всех человеков, а все люди – братья, призванные быть ближними друг другу и Самому Богу. В нравственном смысле рассказ о добром самарянине обличает равнодушие священника и левита – олицетворяющих в притче  внешне религиозных и церковных людей, не имеющих любви и сострадания в сердце, с презрением относящихся к страждущим и бедным, униженным и оскорбленным, к несчастным и падшим людям, не находящих времени на добрые дела и забывших, что вера без дел мертва, а христианская вера – это вера, действующая любовью. Преподобный Исаак Сирин говорил, что отличительная черта христианина есть «милующее сердце», христианину всех жалко – он за всех молится – за живых, усопших и нерожденных, он готов бескорыстно помочь каждому.
                Старец Иоанн Крестьянкин говорил: «Пусть каждый человек, которого тебе посылает Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и близким для тебя. Согрей его душу теплом своей любви – это и есть жатва, приносящая плод в вечности. В лице каждого человека мы должны видеть посланника Божия и иметь с ним отношения как с Самим Христом. Спаситель сказал, что если кто одного из малых сих не напоит водой – не напоит Меня; не посетит в больнице – Меня не посетит; кого обидит – обидит Меня». Со страниц святого Евангелия Христос напоминает нам, что христианство – это религия любви, религиозная жизнь, внешнее благочестие, участие в таинствах и богослужениях, аскеза и ученость – все это не спасет нас, если бы не научимся искусству евангельской любви – величайшей их всех наук и искусств, уподобляющему нас Самому Христу Богочеловеку.  На примере доброго самарянина Христос учит нас любить ближних деятельной любовью, не ограничиваться одними добрыми пожеланиями и выражением сочувствия, а проявлять милосердие к людям – посетить больного, утешить скорбящего, дать милостыню бедным, накормить и напоить алчущих и жаждущих. Человек, прошедший мимо страдающего ближнего и не оказавший ему никакой помощи, потерял человечность и не войдет Царствие Божие. С серафическим вдохновением и прозорливостью апостол Иоанн Богослов говорил, что нельзя любить незримого Бога и войти в Царство Небесное, не возлюбив брата своего – ближнего, ибо мы имеем от Бога такую заповедь, «чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:7–21). По святоотеческому воззрению сострадание и милосердие есть колыбель Божественной Любви в сердце человека, ведь, чем ближе человек к брату и более возлюбил ближних своих, тем ближе он к Богу.  Великий подвижник Авва Дорофей говорил, что жизнь – это круг, Бог – центр круга, а радиусы – различные пути людей к Богу, и чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу, тем больше в их сердцах любви и милосердия. Святитель Иоанн Златоуст особенно акцентировал внимание на то, что милосердие доброго самарянина было бескорыстно – мирская любовь основана на выгоде, ее легко разрушают обиды, зависть и испытания, она не имеет духовного корня, а христианская любовь имеет вечный корень во Христе Спасителе, она незыблема и вечна, ее пламя неугасимо, она не ищет выгоды, ее черты – возвышенность, жертвенность и бескорыстие, она не страшится ни клеветы, ни гонений, ни испытаний, ни смерти.
                Существует духовное и мистическое толкование притчи. Расположенный на холмах священный город Иерусалим символизирует Царство Небесное – горний Иерусалим, находящийся на равнинах город Иерихон, проклятый Иисусом Навином и восстановленный из развалин против Божьего Завета – это символический образ державы смерти и преисподней. Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть все человечество, в лице Адама изгнанное из Рая, это и каждый из нас, ведь все мы – странники на земле, а наше истинное отечество – Град Небесный. В притче сказано, что человек отправился из Иерусалима в Иерихон по дикой и пустынной местности, она обозначает наш мир, лежащий во зле, он шел один – это наше одиночество, ибо каждый из нас в минуту скорби ощущает себя странником, заброшенным в холодную и бездушную вселенную, только внутри Церкви в молитвенном и литургическом общении со Христом Спасителем, Ангелами и святыми всех веков человек преодолевает свое одиночество и ощущает, что всегда и везде с ним Бог, что за него молятся вся Церковь – небесная и земная, что не забыт святыми и Богородицей, что Ангел-хранитель сопровождает его на всех путях жизни. На одинокого странника напали разбойник и его шайка – это дьявол и легионы его аггелов – демонов, одинокий иудей – это человек пребывающий вне Церкви, уязвимый для нападения темных дьявольских сил, стремящихся погубить весь род человеческий. По слову архимандрита Рафаила Карелина: «Царствие Небесное – огромная семья, где Отец – Господь, Матерь – Дева Мария, Ангелы и святые – наши старшие братья, а мы сами – братья друг другу.  Если кого-нибудь из этой семьи мы исключим из сердца своего злобой, ненавистью ли даже холодным безразличием, то сами уже не будем принадлежать ей». Разбойники напали на одинокого странника, они изранили его – дьявол и его демоны – духи злобы поднебесной нападают на каждого из нас, оставляя на наших душах глубокие раны через свое орудие – грех, сорванная одежда – знак лишения славы Божьей, то, что иудей остался едва живым, означает, что после грехопадения Адама весь род человеческий стал смертным, то, что по причине греха и низких страстей мы утрачиваем благодать Святого Духа – дыхание жизни. Христос говорит, что израненный иудей едва не умер, но остался жить, истекая кровью, это означает, что находясь в бедственном состоянии, он не впал в отчаяние, но с надеждой молился о спасении и ожидал помощи. В мистическом смысле священник и левит – это патриархи и пророки Ветхого Завета, они служили Богу и проповедовали Слово Божие, призывали к тому, чтобы люди оставили грех, говорили правду и творили добро, но они не подняли умирающего – они не могли спасти падшее и многогрешное человечество, до крестной жертвы Иисуса Христа никто не мог войти в Царство Небесное. Закон Моисеев не мог нас спасти и возродить к новой духовной жизни. Для нашего спасения и духовного возрождения был нужен Мессия, о котором пророчествовалось в Ветхом Завете, а добрый самарянин – это Сам Христос, как самаряне отвергались иудеями, так и Иисус из Назарета – отверженный Спаситель мира, как самарянин склонился над умирающим человеком, так и Господь сошел с небес на землю – воплотился и вочеловечился,  чтобы спасти всех нас и весь род человеческий. В притче рассказывается, что самарянин омыл раны страждущего вином и  смазал их елеем: вино – это крестная жертва Иисуса Христа на Голгофе, искупающая грехи мира, а елей – благодать Святого Духа. В сакраментальном смысле Господь явил Свою милость к падшим через таинства: вино – символ святой крови Сына Божиего, которой Он омыл грехи человечества и наполнил Евхаристическую Чашу, это – таинство Евхаристии, а елей – драгоценной масло, символизирующее таинства миропомазания и елеосвящения. Самарянин посадил страдальца на осла своего, осел олицетворяет пречистое тело Христово – Господь взял на Себя все грехи мира и пострадал за нас Своей плотью. Самарянин привез израненного в гостиницу – Христос основал Свою святую Церковь – духовную лечебницу, где мы можем исцелиться от грехов через таинства и соблюдение заповедей, хозяин гостиницы – собирательный образ апостолов и пастырей Церкви, ее святых отцов и учителей, две серебряные монеты – два динария – это Ветхий Завет и Новый Завет, пост и молитва, две заповеди любви – к Богу и ближнему. Милосердный самарянин обещает вернуться и воздать хозяину гостиницы за труды его. Это – пророчество о втором пришествии Иисуса Христа, когда всемогущий и праведный Судия придет воздать каждому по делам его: святые обретут венец праведности, кающиеся – утешение и милость Божию, а нераскаянные грешники – пожнут муку вечную.


Рецензии