Вахта педагогики
Валентина Федоровна – педагог: долгие годы обучала и воспитывала детей, работая в начальных классах Овсянковской школы. В свои восемьдесят держится бодро, по-прежнему чувствуется учительская нотка во всем: одежде, манере держаться и говорить, вести диалог с собеседником. А слушать ее можно, нисколько не уставая, очень долго. В. Ф. Левченко – настоящий кладезь истории Овсянки. Собирая краеведческий материал, я попросил ее рассказать всё, что она знает о деревне.
Валентина Федоровна сразу согласилась. И в течение нескольких дней увлеченно вспоминала различные краеведческие факты, освещая канувшие в Лету детали прошлого.
Валентина Федоровна – настоящий интеллигент, какие сегодня встречаются нечасто. Естественно, образованность и глубокое понимание всего, что тебя окружает, не приходит просто так: нужна целая жизнь – длинная, трудная, суровая, чтобы стать одновременно добрым и внимательным, справедливым и мужественным, стойким и волевым.
...Родилась в селе Овсянка Боковского сельсовета Семеновского района Горьковской области 1 декабря 1934 года. Училась в местной школе-семилетке. Отец не вернулся с фронта: Федор Николаевич погиб, защищая свою страну, родную Овсянку, жену и двух маленьких дочек от фашистских извергов.
...Закончила Семеновский учительский институт. Выйдя замуж, два года прожила на Украине, шесть – на Дальнем Востоке. Вырастила сына и дочь (кстати, Ирина Анатольевна, дочь, - тоже педагог с большим стажем). В 1963-м вернулась в Овсянку и сразу начала работать учителем начальных классов. А в ноябре того же года завершилось строительство новой школы, куда и перешли учиться дети из окрестных деревень. Тогда же в Овсянковскую восьмилетку влилась и Боковская начальная школа. Но прежнее здание в Овсянке всё равно не осталось без педагогов: его переоборудовали под учительские квартиры. В одной из них до сих пор живет Валентина Федоровна, теперь уже единственная во всем большом доме.
В. Ф. Левченко вспоминает, с каким восторгом и ребята, и учителя вошли в новую школу: светлые, просторные классы, большой спортивный зал, столовая, паровое отопление, обилие учебного дидактического материала, словно помолодевшие педагоги – всё радовало и настраивало на рабочий лад. Валентина Федоровна благодарит судьбу, что ей довелось работать под руководством Бориса Ивановича Дунаева. «Сначала я была его ученицей, - отмечает старый педагог, - а потом стала коллегой. Работать с ним было одно удовольствие».
Б. И. Дунаева сменила энергичная Т. И. Бутенина; затем директорскую «вахту» заняла молодой математик А. А. Харитонова, после нее – Ф. А. Фомина. Одновременно с должностью учителя начальных классов Валентина Федоровна работала старшей пионервожатой, председателем местного комитета профсоюза, несколько лет – библиотекарем. В 1985-м ушла на заслуженный отдых.
- При Т. И. Бутениной приоритетным направлением в школе стало эстетическое воспитание, - вспоминает Валентина Федоровна. - Я вела, кроме начальных классов, еще в среднем звене уроки пения. Стараясь привить ребятам вкус к музыке, рассказывала о композиторах. Мы разучивали много патриотических песен.
...Открываем номер «Ленинского пути» от 5 июня 1973 года (заметка учителя Овсянковской школы Л. П. Масленниковой): «Большое удовольствие доставляет посещение уроков музыки и пения у Валентины Федоровны Левченко. Основная ее работа в 1 – 3 классах, а музыка и пение – для пользы дела и для себя тоже. Она очень много читает по истории музыки, сама музыкальна, эмоциональна. На ее уроках такая организация, что мог бы позавидовать любой учитель. Тишина. Звучит музыка в записи на пластинке... Комментарии к произведениям дает почти исчерпывающие. Вот я в 5 классе. Школьники поют песню «Варяг», хоть и не очень слаженно, но старательно, с желанием. А перед этим учительница дала им историческую справку о написании песни, об этом судне, о том, как команда предпочла гибель плену, и как судно потом подняли японцы, а затем оно было куплено Англией, долго еще плавало по морям. Дети слушают, затаив дыхание, о доблестных русских моряках».
Во внеурочное время с учащимися начальных классов В. Ф. Левченко выходила на природу: делали фотоснимки, а потом вместе составляли памятные альбомы, которые до сих пор хранятся в школьном музее.
В коридоре размещались четыре большие выставки, на которых экспонировалось, в общей сложности, до сотни репродукций картин известных художников. Во время классных часов учителя часто приводили сюда детей и рассказывали о картинах и ее создателях.
- В каждом классе – цветы, - продолжает рассказ В. Ф. Левченко, - на стенах – портреты В. И. Ленина, красиво оформленные информационные уголки, красочные тематические стенды.
К урокам привлекалось богатое собрание фонохрестоматий по литературе. Работал кинопроектор «Украина», с помощью которого В. С. Бухалов, географ, демонстрировал учебные и художественные фильмы.
К праздникам и конкурсам ребята готовили номера художественной самодеятельности. Под аккомпанемент фортепьяно устраивали концерты, выезжали на смотр в район, откуда нередко возвращались с призовыми местами.
- Во главе всего стояли, конечно, знания, - подчеркивает Валентина Федоровна. - По результатам каждого учебного года самых трудолюбивых награждали ценными подарками и похвальными листами. Помнится, Нина Мухина за хорошую учебу получила путевку во всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Сами педагоги постоянно учились, помогая друг другу: посещали открытые уроки не только в своей школе, но и у своих коллег в Люнда-Шипове – Т. А. Медведевой и В. С. Чугиной, ездили в другие школы района и города.
Биолог А. И. Тренина заведовала приусадебным хозяйством. Вокруг школы почти не было свободного места: кругом пестрели грядки с овощами и цветы: каждому классу для обработки выделялся свой участок. Цветоводы из Овсянковской восьмилетки получали посылки с семенами из совхоза «Ангеловка», дружили с юннатами Семеновской 1-й школы-интерната. Рядом с клумбами - кусты смородины и большой яблоневый сад. Сажали много картофеля и других овощей, за счет чего значительно удешевлялось питание в столовой.
Ежегодно экспонаты с пришкольного участка демонстрировались на выставке во время учительской конференции в Семенове. Показывали всё, что вырастили: цветы, овощи, какую-нибудь особенно большую свеклу, тыкву, картофелину или что-то другое. Кроме того, представлялись фотоальбомы и работы с кружков рукоделия.
...В библиотеку поступало много книг, и Валентина Федоровна, заведуя «книжным царством», устраивала выставки литературных новинок, вместе с учителями русского языка и литературы Ф. В. Лесуновской и Н. И. Бухаловой проводила конференции, где лучшие читатели выступали с докладами о книгах. Иногда учащиеся не только знакомили своих товарищей с интересными произведениями, но и разыгрывали сказки, устраивали викторины.
- Пожалуй, самыми заядлыми читателями, - вспоминает В. Ф. Левченко, - были Андрей Торопов и Юрий Осокин. Андрей брал очень много книг, прямо «пожирал» их – так любил! Юрий же предпочитал литературу, в основном, о лесе, природе. (Кстати, будучи взрослым, долгое время Ю. Л. Осокин работал лесником: детский интерес вырос в профессию).
...В октябрята принимали всех: если кто-то из первоклассников не успевал в учебе, мы его воодушевляли: «А Ваня скоро подтянется, он уже лучше стал заниматься, он будет стараться, как и все. Давайте мы и его примем». Иногда отстающих принимали несколько позже: как только они «поднажимали» в учебе, на левой стороне груди, над самым сердцем, у них тоже появлялась пятиконечная звездочка. А в конце третьего класса повзрослевшие октябрята становились пионерами.
В мае устраивали дальние походы: много раз ходили с ночлегом на Светлояр: любовались природой, варили обед, слушали легенду о происхождении озера. Пешком, через Хмелевку, отправлялись в село Шадрино Воскресенского района, где в то время работала фабрика культтоваров. На ней изготовляли деревянные кубики, ученические деревянные ручки, кисточки. С огромным интересом школьники следили за производственным процессом во всех цехах. Работали здесь и знакомые женщины: они знали наших ребятишек, и на прощание каждому обязательно дарили какой-нибудь сувенир, поэтому домой дети возвращались веселые, довольные.
Школа тесно сотрудничала с колхозом имени Жданова. В 1960-е она даже получила в подарок грузовую машину. Ученики часто ходили на животноводческие фермы, причем не только в Овсянку, но и другие деревни колхоза – Боковую, Хмелевку, Большую Погорелку, Чудово. Для доярок давали небольшой концерт: разыгрывали сценки, пели песни и танцевали – прямо на ферме, в комнате отдыха.
Ребята помогали колхозникам в их нелегком труде:
- Боролись с колорадским жуком – выходили на поля и собирали этих полосатых «пришельцев». Работа, как позже выяснилось, оказалась бесполезной, но тогда мы еще не знали, как с ними бороться, - отмечает В. Ф. Левченко. - Пропалывали пшеничные поля, убирая ржаные стебли: осторожно пробирались между рядами и выдирали сорные злаки. Обрабатывали кормовую свеклу, убирали картофель. А еще – сажали деревья между деревнями, собирали макулатуру, металлолом.
Валентина Федоровна неоднократно награждалась областными и районными грамотами – «за успехи в работе по обучению и воспитанию детей», «за большую работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения», «за активную профсоюзную работу», «за активное участие в общественной жизни школы».
...За плечами – долгая жизнь. Многое пережито, увидено, осмыслено, понято, оценено. Однако вахта педагогики продолжается, ведь у старого учителя есть дети, внуки и правнуки, которым тоже надо многое рассказать, объяснить, которых еще так многому нужно научить! Хочется пожелать Валентине Федоровне здоровья, неугасающего интереса ко всему окружающему и долгих лет жизни! Счастья, душевного равновесия и мирного неба над головой.
Примечание:
28 января 2022 года Валентина Федоровна Левченко ушла из жизни, но память о ней жива в сердцах односельчан, учеников и всех, кто ее знал и был с ней знаком.
Свидетельство о публикации №222120700618