Из серии Армейские истории. В двух шагах от гибели

   На этом, видавшем виды авто, мне предстояло возить личный состав на строительные объекты. И не только. Частенько, в выходные дни, возил и офицерский состав, то на рыбалку, то на охоту. Добрая машина ГАЗ-66. Она отлично зарекомендовала себя на протяжении последних 1,5 лет моей армейской службы. Горные перевалы и селевые потоки в высокогорьях Тянь Шаня, были для меня и моего верного друга испытанием на прочность и даже мужества. Я с лаской и любовью относился к своему автомобилю, и он отвечал мне взаимностью. Этому было немало примеров. Расскажу об одном приключении, о котором и сейчас вспоминаю с ужасом и содроганием.
   В конце марта 1975 года, нам со старшиной, было выдано задание отправиться на высокогорную точку, где наши воины строители строили новую современную заставу. Название заставы Кок Айгыр, что в переводе с Киргизского переводится дословно, как жеребёнок жующий сочную траву. Странноватое название заставы, но не в этом суть дела. На стройке работали дизельные машины и бензиновый самосвал. Электроэнергия вырабатывалась дизельным генератором. Если для работы карбюраторного автомобиля была организована доставка топлива бензовозом, то с доставкой дизельного топлива иногда возникали проблемы. Вот для решения такой проблемы и было принято решение по доставке дизельного топлива в металлических бочках по 250 литров на моём автомобиле. С вечера, накануне, были погружены в кузов пять таких бочек, которые крепко были привязаны канатами к переднему борту машины. Также были загружены различные материальные ценности для обеспечения стройки комплектующими материалами. Кабельная продукция, гвозди и нарезанная по размеру стальная арматура. Бензином я заправил оба топливных бака днём. Осталось наполнить только бочки. Было принято решение сделать это ранним утром, чтобы не задерживать другие машины и не создавать излишнюю нервозность. Около четырёх часов утра мы подъехали к городской автозаправочной станции. Тишина у колонок. Нет ни одной машины. Подойдя к окошку самой заправки я увидел в свете настольной лампы спящую на диване заправщицу. На мой настойчивый стук никакой реакции не последовало. Дверь в само помещение оператора оказалась незапертой, и я смело зашел во внутрь. Картина передо мной была удручающей. Рядом с заправщицей, на табурете, стоит недопитая бутылка водки, а сама заправщица лежит на диване смертельно пьяная. Я попытался её разбудить, но все мои действия оказались бесполезными. К окошку подошел старшина и я объяснил ему сложившуюся ситуацию. «И что же нам делать» - спросил он.  На что получил резонный ответ. «Лезь в кузов с заправочным пистолетом, а я исполню роль заправщика».
  Ничего мудрёного в управлении колонками не было. Круглый диск со стрелкой, как циферблат у часов и стрелка указатель количества топлива. Ну и конечно кнопка-пуск. Вот и вся сложность. Старшина машет мне из кузова и даёт команду на заливку топлива. Пошла работа. Через десять минут все бочки были залиты соляркой под самую завязку. Пора в путь дороженьку.
   Расстояние до заставы от города составляло 173 километра. Не малый путь по горам и перевалам с их серпантинами и отвесными ущельями. По трассе нам предстояло преодолеть три перевала. Последний из них был самым сложным и высоким. Название этот перевал носил такое-же, как и наша застава. Кок Айгыр. Высота его над уровнем моря составляет 3 600 метров. На этом перевале были самые сложные повороты, серпантины, как их называли в народе. Не мало машин срывалось в пропасти и ущелья на этом сложном участке пути.
   Мой автомобиль нагружен прилично, поэтому чувствуется хорошее сцепление с грунтовой дорогой. К тому же трасса была сухая и не надо было опасаться, что где - то будет скользкая дорога.  В общем ничего не предвещало беды и каких-либо сюрпризов. Едем и не куда не спешим. Любуемся природой гор и ущелий.
   Преодолев второй перевал спускаемся к подножию третьего. Вижу, что поперёк дороги лежит проволока. Наехал передним колесом на неё и почувствовал звонкий удар по балке переднего моста. Пришлось остановиться и внимательно осмотреть, нет ли какого повреждения. Вроде всё нормально подумал я, но на всякий случай схватил проволоку за свободный конец и зашвырнул её подальше от дороги. Садясь в кабину, толи для старшины, толи для себя сказал вслух – Пораскидают тут всяких железяк по дороге, а потом аварии или несчастные случаи происходят на трассе.
   Продолжаем свой путь по извилистым серпантинам последнего перевала. Но чувствую, что автомобиль идёт в гору с большим усилием. Пришлось переключиться на самую низшею передачу. Ощущение такое, что как будто кто-то вцепился сзади в машину и не даёт ей хода. Надрывно работает двигатель, а стрелка указателя температуры воды переваливает за отметку 100 градусов. В кабине становится душно, как в бане. – Открывай окна- говорю старшине, - а то изжаримся. Сам тоже открываю окно и на всякий случай приоткрываю дверь, чтобы взглянуть на колёса. То, что я увидел шокировало меня. Переднее колесо было заклинено. Оно «юзом» волочилось по грунтовке тормозя движения автомобиля. До верхней площадки перевала оставалось метров пятьдесят. Мысли хаотично мелькали в голове перебирая всякие варианты выхода из сложившейся ситуации. Останавливаться нельзя. Если вдруг машина покатиться назад её уже нельзя будет остановить на такой крутизне.  Это верная гибель. Только вперёд. Дотянуть бы. Остался последний изгиб дороги вправо. Раздался резкий выстрел, как из пушки. Опять открыв дверцу автомобиля увидел, что колесо лопнуло «на выстрел» и уже ползёт на ободе. Идёт чёрный дым от горящей резины. Кабина накренилась на левую сторону. Рулевое управление напрочь отказало, и я никак не могу повернуть руль в право.  Моего «коня» волокёт в сторону обрыва. – Старшина- кричу я, - Хватайся за руль и тяни на себя если хочешь жить. С огромным трудом нам вдвоём всё - таки удалось изменить движение автомобиля. Мы на верху. Слава Богу.
   Мы вышли из кабины и в первую очередь выставили под переднее правое и задние колёса горные «башмаки», противоскользящие опоры. Посмотрев на чёрный след на грунтовке от горящего колеса увидели, что до края пропасти нас отделяли какие-то метров пять. Взглянув с обрыва вниз ущелья, только и промолвил – Ни хрена себе. Там, внизу, на глубине метров 30-35, извивался ручей. Да! Нырнёшь туда, костей не соберёшь. Да и взрыв от топлива, загруженного в автомобиль, при такой ситуации неизбежен. Достав из кабины огнетушитель я затушил колесо. Всё. Сил нет никаких. Необъятный страх и бессилие овладели мной. Присев у отвесной стены с противоположной стороны обрыва, я попросил сигаретку у старшины. Трясутся руки да так сильно, что я не могу её удержать. Спасибо старшине. Прикурил её сам и сунул мне её в рот.  ОТДЫХАЕМ. 
   В этот момент опять раздался сильный хлопок и гейзер из пара тормозной жидкости вырвался из главного тормозного цилиндра. Столб этой раскалённой жидкости взметнулся выше кабины и обильно окропил нас обоих.  Видимо так произошло наше второе рождение и крещение.
   Дождавшись, когда двигатель немного остынет, я долил в радиатор воды. Хорошо, что запас её всегда хранился у меня в канистре за сиденьем пассажира. Вместе со старшиной заменили сгоревшее колесо на запасное. Ещё раз внимательно осмотрел тормозные трубки, идущие к колёсам и увидел, что медная трубка тормозной системы, идущая к левому переднему колесу сплющена. Ножовкой по металлу осторожно разрезал трубку. Из неё под небольшим давлением вылилась тормозная жидкость. С каким-то вздохом облегчения, пружины рабочего цилиндра переднего колеса вернули расклиненные колодки в исходное положение. Несколько раз загнул конец свободного конца трубки, расплющил её как можно сильнее. Дополнил в главный тормозной цилиндр тормозной жидкости и сделал несколько нажатий на педаль тормозов. Почувствовав упругость в педали тормоза понял, что можно тихонько продолжать путь. Спуск в долину с этого перевала был пологий и уже без всяких там резких поворотов и серпантин. Спокойно и не разгоняясь, мы преодолели 15 километров до первого КПП пограничной зоны. На этом наши зло приключения закончились. Доехали спокойно до своей заставы Кок Айгыр. Пока повар кормил нас обедом, автомобиль был разгружен, и мы отправились в обратный путь. Спокойно, без всяких ускорений и торможений, затемно добрались до своей части. На следующее утро старшина доложил командиру части о нашей поездке и рассказал о наших приключениях. Механиком гаража было предложено подвергнуть капитальному ремонту двигатель автомобиля, получившему физический стресс и перегрев. Так и сделали. Была заменена вся поршневая группа, заменены клапана и все вкладыши кривошипно-шатунного механизма.
   Прошло немного времени. 14 апреля 1975 года было объявлено общее построение на котором командир части зачитал приказ. Звучал он так – За смелые и профессиональные действия в экстремальных условиях произошедших на перевале Кок Айгыр, что помогли спасти материальные ценности и свои жизни, присвоить очередное воинское звание ефрейтор рядовому Вахитову и наградить его знаком отличия «Отличник Советской Армии». Служу Советскому Союзу- громко выкрикнул я. Послужишь ещё-сказал командир и пожал мне руку.
Служба продолжается.

13.11.2022 года.


Рецензии