Армейские зарисовки. Ну и как сынок тормоза?

Учебный курс пограничника и курс вождения автомобиля в сложных горных условиях завершён. Четыре с половиной месяца занятий пролетели незаметно, настало время распределения. Присяга принята 30 декабря 1973 года в торжественной обстановке, пора окунуться в настоящую армейскую службу. На одной территории с нашей войсковой частью в/ч 2058, немного в стороне располагалась строительная часть в/ч 2545. Про неё ходили страшноватые слухи среди военнослужащих. Беспредел и дедовщина процветали там в полной мере. Но так как эта часть была прикомандирована к головной части пограничного отряда, то в неё шло пополнение молодых солдат из учебного центра, имеющих сугубо гражданские, строительные специальности, включая механизаторов широкого профиля и водителей.
   И вот случилось то, чего я никак не ожидал. На плацу, на общем построении, было объявлено о распределении нас в подразделения обеих частей. Звучат фамилии и солдатики, в сопровождении сержантов, уходят к выстроенным на плацу ротам. Оставшимся в редком строю солдат, в том числе и мне, выпала горе-доля, быть направленным в строительную часть, в/ч 2545. В сопровождении старшины мы со страхом зашагали в направлении нового места службы. Что ждёт нас молодых, неоперившихся птенцов? Как встретят нас этим «беспредельщики-старослужащии»? Этого мы не знали и не могли знать. Но что делать? Мы теперь солдаты и не нам обсуждать приказы командиров и начальников, как сказано в Уставе.
   У двух деревянных бараков, на плацу, встречали нас, новобранцев, командир части, старшие офицеры и два взвода солдат. Как выяснилось позже-это были строительный и хозяйственный взвода. Здесь и произошло наше окончательное распределение по своей специализации. Командир части, капитан Мирянов, поздравил нас с назначением и пожелал хорошей службы. Прозвучала команда - Вольно, Разойдись. С этого момента началось наше знакомство с самой частью, её бытом и конечно со старослужащими. К моему счастью оказалось, что в моём хозяйственном взводе, большая часть солдат была призвана с Западного Урала. Земляки. Здесь же, во всеуслышание, громко было заявлено – Кто только посмеет обидеть земляков Уральцев, будет иметь бледный вид. Слава Богу подумал я. Служба начинается неплохо. Ура. Ура. Ура.



    Настал второй день нахождения меня в войсковой части. На площадке возле гаражей стоит автомобильная техника и строительные механизмы. Командир части, лично, вручил мне ключи от видавшего вида, бортового автомобиля ГАЗ-52. Напутствие было одно – беречь своего коня, как зеницу ока. В мои обязанности входили обязанности по доставке на строительные объекты кирпича, воды на растворо - бетонный узел (РБУ) и доставка обедов для военнослужащих. Прошло месяца два, когда моему авто потребовалась замена тормозных колодок. Эффективность тормозов, это немаловажный фактор безопасности дорожного движения. Тем более нагрузка от двух поддонов кирпича и полутора кубовой ёмкости с водой привела тормозные колодки к предельному износу. Тормозишь и такой стоит скрежет, что становится не по себе.  Совместно с механиком меняем колодки на всех колёсах. Новые, толстые. На долго хватит, подумал я. Единственное на что обратил внимание, так это полированная поверхность колодок. Подумалось тогда, а как же будут работать тормоза. Они же будут скользить. Механик успокоил меня – Ты быстро не езди. Подтормаживай.  Погрузили цистерну в кузов, здесь же в гараже налили в неё воды. Тонны две, но нагрузка чувствуется. Осторожно трогаюсь с места и направляюсь в сторону РБУ, что находился на территории соседней части, в дальнем от неё закутке. Подтормаживаю потихоньку, но не чувствую эффективности тормозов. Скользят колодки, как по маслу. Подъехал к пункту назначения и сдаю задним ходом к водяному насосу, который крепился к металлическим деталям всей этой неказистой конструкции из металлического профиля. Удар кузова о металл и вся конструкция заходила ходуном. С бранью и матюгами повыскакивали из коморки работнички солдаты. Пришлось объяснять им о ремонте тормозов и их непослушности. Оказалось, что среди этих работников оказался и бывший водитель этой машины. Сняли его с управления в нетрезвом состоянии и здесь он отбывал своё наказание. Скачав воду в приёмный бак он с ехидцей спросил – Ну и как сынок тормоза. Притирать их надо. Иди покидай песок и щебень, а я тормоза у этой тачки приведу в норму. Куда мне деваться. Старослужащий. С ним не поспоришь. Беру совковую лопату и начинаю исполнять то, что сказано старшим на РБУ. В это время наблюдаю, как этот солдат разгоняет машину на площадке, позади РБУ, и резко тормозит. С каждым таким заездом чувствую, что эффективность тормозов становится лучше и лучше. Становится видимым тормозной след на земле. Проведя все эти операции он просит меня сесть на место пассажира. – Ну смотри сынок какие тормоза я тебе изладил, хвалится он Отъехав подальше от шлака-бетонного забора, отделяющего войсковую часть от внешнего мира он на всей скорости несётся на забор. Не знаю, что здесь произошло, наверное, нога соскользнула с педали тормоза и ударила по педали газа, добавив еще немного ускорения. На всей скорости машина врезается в забор, разрушив среднюю часть и естественно вся передняя часть авто превратилась в лепёшку. Как говориться у водителей – вентилятор, на радиатор. Ну вот и приехали. С горечью и обидой подумал я. Что будет со мною дальше и что скажет командир части?   О ЧП было немедленно сообщено в часть. Пока я ждал машину с буксиром, работники РБУ принялись восстанавливать стену забора. Раствор под рукой и шлакоблоки тоже целенькие, только разбросаны немного по сторонам. Разбитую машину загнали в гараж, а меня вызвали в кабинет командира. «Рядовой Вахитов» - официально обратился он ко мне. «Если к утру автомобиль не будет стоять в исправном состоянии на утреннем разводе, прав ты больше не увидишь. Ложи свои права водительские на стол и иди для дачи объяснений в особый отдел отряда.» Понуро склонив голову я зашел на территорию гаража, где меня поджидали старослужащие. Рассказал им всё как есть и направился в особый отдел. Вдогонку мне было сказано не переживать, но и в особом отделе не говорить, кто был виновником данного ЧП. Так и было сделано. Всю вину я взял на себя. После отбоя, в гараже были распределены обязанности. Часть солдат приступила к разборке повреждённых элементов машины. Вторая часть, в которую входил и я, направилась в сторону материальных складов соседней части. Видимо старослужащие уже не в первый раз делали такие похождения. Ими были изучены разводы караулов по времени, охраняющих склады и в сетчатых ограждениях забора у них давно были проделаны секретные, незаметные лазы-проходы. Дрожат колени от страха, но желание вернуть права сильнее этого ужаса. Не знаю, как они там открывали замки, только через некоторое время мне стали в лаз-проход передавать облицовку, крылья, капот, бампер и другие запасные части по мелочам. Дождавшись очередной смены караула, мы гуськом, стараясь не шуметь, быстренько направились в свою часть, в гараж. К четырём часам утра, практически новый автомобиль, уже стоял на площадке гаража, ожидая своего утреннего развода. Утренний развод. Я стою возле своего авто и дожидаюсь командира части. Идёт командир. В его глазах вижу не скрытое удивление. Его слова поразили меня до глубины души. «Рядовой Вахитов. От лица командования части объявляю Вам благодарность» – и отдаёт мне водительское удостоверение. Никаких лишних слов и не расспросов. На следующий день мне были вручены ключи от другой машины, ГАЗ-66. 
Служба продолжается.
Слава Богу. Будем жить.


Рецензии