Гробница Филиппа Македонского

Литература:

А.Лосев, А.Тахо-Годи. Аристотель. М. 1993.
А.Домбровский. Великий стагирит. М. 1981.
В.Щукин. Красные плащи. М. 2009.
Л.Воронкова. Сын Зевса. Разные издания.

  ...Филипп сплетает узы
Или сети крепкотканны,
Где он вольность всей Эллады
Уловил и сделал прахом.

( А.Н.Радищев. "Песнь историческая")


  К северу от Греции, в Македонии, лишь в V в. до н.э. сложилось государство, объединившее ряд ранее самостоятельных племён. Им правили цари (басилевсы), считавшие себя потомками мифического героя Македона. Длительное время греки смотрели на близких к ним по языку македонян как на малокультурных варваров. В конце V века до н.э. Македонией правил царь Архелай, поклонник греческой культуры.  При нём началось строительство каменных зданий, в столице - городе Эги открылся театр, стала распространяться эллинская грамотность. Но в отдалённых горных районах ещё оставался племенной строй воинственных полукочевников-коневодов.
Вопрос: Вспомните, какой драматург из Афин приехал в конце жизни в Македонию.
После смерти Архелая в Македонии долгое время происходила кровавая борьба за власть, участники которой не брезговали расправой даже с близкими родственниками. В конце-концов в 359 г. до н.э. трон занял Филипп II, внук Архелая. Он перенёс столицу в новый город - Пеллу, стремясь править подальше от гнезда враждебной знати.
Филипп,  не в пример своим предшественникам в Македонии,  получил блестящее греческое образование. Он знал литературу Эллады и пифагорейскую философию.  При этом он отличался властолюбием, мнительностью и своеволием. В борьбе за власть он приказал казнить пятерых двоюродных братьев. В то же время Филипп был умным и расчётливым правителем и стратегом.
Филипп решил воспользоваться слабостью греческих государств, чтобы усилить своё царство за счёт их владений. Он вмешался в очередную межгреческую войну, якобы защищая независимость Дельфийского оракула. Главным противником Македонии стали Афины. Для успешной борьбы с ними на море был построен македонский флот. В детстве Филипп был заложником в Фивах и организовал своё войско по типу фиванского. Македонский царь начал чеканить собственную монету -филиппик, на которой изображалась колесница (монарх искал расположения к себе греков тем, что выставлял на играх в Олимпии неизбежно побеждавшие колесницы). Он был расчётливым правителем. Однажды царю сообщили,  что место,  которое он хочет взять, труднодоступно. Филипп насмешливо спросил:"Так ли уж трудно доступно, чтобы туда не прошёл осёл с мешком денег?"
Вопрос: Что имел в виду Филипп?
В промежутках между войнами с греками Македония подчинила себе бОльшую часть Фракии, где Филипп основал на берегу реки Гебр (ныне - Марица в Болгарии) город Филиппополь. В войнах против племён севера Балканского полуострова начал принимать участие и  юный сын Филиппа - Александр. Со стороны матери - царевны из Эпира, союзников Македонии, Олимпиады, наследник престола считался потомком Ахилла. В соответствии с этим его любимой книгой с детства была "Илиада", с которой Александр никогда не расставался, пряча её на ночь под подушкой. Филипп ничего на жалел, стараясь воспитать сына в традициях греческой учёности: его домашним учителем стал великий философ,  ученик Платона Аристотель,  до этого много лет проживавший в Афинах.

В Афинах развернулась ожесточённая борьба между промакедонски настроенными государственными деятели во главе с ораторов Эсхином и противниками Македонии, которыми руководил Демосфен. Человек огромной силы воли, Демосфен сам воспитал себя так, чтобы стать знаменитым оратором. Он страстно защищал идеалы свободы греков и демократии.
Горячие речи Демосфена против Филиппа - "филиппики" способствовали тому,  что афинян долго защищали союзные города на северном побережье Эгейского моря. Однако Филиппу удалось их подчинить, а затем завоевать Фессалию под предлогом защиты греков от тирании. Он начал готовить поход в Среднюю Грецию. Демосфен и его соратники объединили силы Афин,  Фив и ряда других полисов, стремясь помешать македонскому царю подчинить Элладу.
Вопросы: Почему Демосфена поддерживали далеко не все греки? На что рассчитывали сторонники Эсхина?
Демосфен говорил, что Филиппу "ненависть больше всего наши свободные учреждения... ведь ему прекрасно известно, что если он не покорит своей власти все народы, прочно владеть чем-нибудь он на будет др тех пор, пока у вас существует народоправство".

Опираясь на свой оплот в Элладе - Дельфы, македонский царь вторгся в Беотию. 2 августа 338 г. до н.э. там произошла решающая битва при Херонее. Филипп двинул на греков свою великолепную 16-рядную фалангу из общинников-ополченцев и конницу, предводимую "друзьями царя" - аристократами. Среди греков не оказалось должного единства на поле битвы. Одни сражались до конца,  пытаясь смять  македонян, другие бежали,  преследуемые молодыми силами противника во главе с 18-летним Александром. Демосфен,  сражавшийся,  как простой воин,  тоже дрогнул и бежал. Так не поле этого сражения оказалась,  по образом выражению, "погребена свобода Греции".
Вопреки ожиданиям противников Македонии,  Филипп не стал разрушать греческие города и угонять эллинов в рабство. Он даже сохранил видимую самостоятельность управления полисами. В Коринфе был созвал межгосударственный конгресс, на котором полисы образовали Панэллинский(Всегреческий) союз во главе с Македонией.
Задание: Объясните такие действия Филиппа. Подсказка древних авторов. В ответ на предложение оставить в завоёванной Греции сторожевые отряды, он ответил:"Лучше мне долгое время слыть добрым, чем недолгое время - притеснителем".
Вопрос: В первой или второй половине IV века до н.э. произошло сражение при Херонее?
Филиппу не подчинились в Греции только Спарта и Крит. Спартанцы получили послание Филиппа:"Если вы подчинитесь мне, я не трону вас. Если же я разобью вас, то всё равно вас подчиню". Они ответили самым коротким в мировой истории письмом:"Если".
Филипп призвал македонян и эллинов готовить поход на Восток - во владения персидских царей. Формально предлогом для объявления войны была месть за разорение некогда Ксерксом Эллады.
Задание: Определите фактические цели этого похода.
В разгар приготовлений к походу Филипп был убит...

Находка в Вергине (из книги Ады Дружининой "Греция далёкая и близкая")
"У подножия лесистых гор Пиерия лежит долина, разбитая на множество серых, желтых, коричневых квадратов — распаханных, покрытых жнивьем или зеленых. Здесь, у реки Альякмон, на северо-западе нынешней Греции, и стоял город Эги — великолепная столица македонских царей.
Первым, кто внимательно проштудировал работы древних историков и пришел к выводу, что столицу нужно искать возле селения Вергина, был француз Леон Эзе. Предпринятые им в 1861 году раскопки явили миру дворец. Другая сенсация — македонская сводчатая могила; захоронения подобного типа до тех пор не были известны. Усыпальница имела фасад, копирующий фасад храма и датировалась четвертым столетием до нашей эры. Леон Эзе понял, что стоит у начала удивительных открытий, что он обнаружил важный центр македонской культуры. Ученый был абсолютно уверен, что насыпи скрывают и другие памятники.
Особенно привлекал археолога большой холм на краю найденного древнего кладбища — 110 метров в диаметре и 12 метров высотой. Он напоминал описанные Гомером насыпи, которые делали греки над захоронениями погибших героев. Л. Эзе был убежден, что внутри Большого кургана, как его называли местные жители, богатое захоронение. Но исследовать его археолог не успел.

Раскопки Л. Эзе продолжил греческий археолог Константинос А. Ромейос, тогда уже уважаемый профессор Салоникского университета. В 1938 году ученый обнаружил на каменной террасе, поднятой над долиной, еще одну македонскую могилу. Она была, к сожалению, ограблена, но остались обломки мраморных дверей и фрагменты большого трона — эти предметы удалось позднее реставрировать.
По фризу фасада шла многоцветная роспись. Сохранилась краска и на ионических капителях полуколонн. По своей конструкции, архитектуре, размерам захоронение отличалось от других, более простых. Константинос Ромейос разделял мнение Леона Юзи, что в Вергине надо искать крупный македонский центр. Но исследовательская работа и раскопки были прерваны второй мировой войной.

...Однажды в теплый осенний день на окраине деревни встретились два человека. Ромейос был уже стар и сгорблен. Он что-то чертил на песке и говорил. Второй — Манолис Андроникос — был молод. Он внимательно прислушивался к словам учителя.
— Я много думал. И сейчас совершенно убежден, что копать надо здесь, — сказал Ромейос и вновь начал чертить линии, понятные лишь им двоим.— Захоронение надо искать не в центре кургана, а здесь. Не повторяй моих ошибок. У меня уже нет сил. Я скоро умру.
Старик махнул рукой — собственная жизнь его мало интересовала. В эти минуты он передавал талантливому ученику эстафету: открывал Манолису Андроникосу тайну Большого кургана.

Прошли десятилетия...

За долгие годы раскопок Большого кургана археологи обнаружили три могилы и основание здания. По мнению М. Андроникоса, это были царские гробницы, а здание — традиционным греческим Герооном, под которым погребены погибшие герои. Хотя традиция такого рода давно существовала в Древней Греции, сам факт наличия ТРЕХ могил под одной насыпью был совершенно беспрецедентным.
Самая маленькая могила — два на три метра и высотой в три метра — была ограблена еще в древности. Воры, разбив одну из плит перекрытия, проникли внутрь. В камере археологи нашли разбросанные кости, осколки чернофигурных ваз.
Но фрески, к счастью, воры не повредили. Одна из них, «Похищение Персефоны», написана столь живо, с таким поразительным мастерством, что специалистам стало ясно — работа создана великим мастером. До наших дней дошло свидетельство историка Плиния Старшего, что выдающийся художник IV века до нашей эры Никомах однажды в очень короткий срок создал неповторимую сцену похищения Персефоны. Полагают, что фреска, найденная в Вергине, и есть его работа.
На другой фреске была изображена сидящая женщина, возможно, мать Персефоны — богиня Деметра, на третьей — три женские фигуры.
Вторая из найденных могил имела дорический фасад и горизонтальный карниз с раскрашенным фризом. На фризе метровой высоты и пятиметровой длины изображена сцена охоты на льва и кабанов. Центральная фигура юноши удивительно напоминала мозаичный портрет Александра Македонского. Он как бы приподнят над остальными фигурами. По мнению М. Андроникоса, портрет можно было датировать 320 годом до нашей эры.

Сокровище большого кургана
Удача придала ученому новые силы: раскопки пошли интенсивнее. Наконец внутри той же насыпи наметились контуры еще одной могилы.
Когда приблизились к величественному мраморному фасаду, к плотно закрытым дверям, спрятанным за двумя колоннами, археологи поняли, что могила не разграблена. И решили изменить традиционную стратегию раскопок — сначала вскрыть захоронение со всех сторон. Тут обнаружилось, что по всей длине стены каменного строения покрыты штукатуркой, а этого в македонских могилах ранее не встречалось. При более внимательном обследовании оказалось, что могила имеет две камеры. На крыше главного помещения на кирпичах следы штукатурки и черные пятна сажи. Здесь же нашли два железных меча, наконечник копья, множество мелких железных предметов. Среди них украшения для сбруи. И тоже со следами копоти и сажи.
Все эти детали убеждали археологов, что они обнаружили уникальную могилу, на крыше которой совершались жертвоприношения по специально восстановленной для этого случая древней традиции. (О подобном обычае упоминает Гомер, повествуя о похоронах Патрокла.)
Фасад венчала фреска со сценой охоты: верховая лошадь, вставшая на дыбы, всадник в напряженной позе вскинул копье. Фон — спокойный пейзаж: деревья, скалы. И опять уверенная рука, точная перспектива, четкость линий и цвета, общий колорит говорили о незаурядном мастерстве художника.
С огромной осторожностью открыли двери. Манолис Андроникос вошел первым. Его встретили мертвая тишина, запах сырости и гнили.
Дали свет. Пол камеры был покрыт черно-коричневой деревянной трухой. В глаза бросились серебряные сосуды, треножник, бронзовый позеленевший предмет, напоминающий таз, поножи.

Предметы, безусловно, принадлежали умершему, служили ему при жизни, за исключением, может быть, керамических ваз, в которых находились благовония. Ученые увидели полные доспехи знатного воина: мечи, наконечники стрел, панцири, щиты, наголенники, шлемы. Панцирь был сделан из тонких железных листов, покрытых кожей и тканью. Железные пластины скреплялись меж собой таким образом, что не препятствовали движению. По краям панциря шла золотая лента. Нагрудная пластина была украшена миниатюрными золотыми львиными головами, кольцами и маленькой золотой пластиной с изображением богини Афины. О том, что подобный панцирь носил Александр Великий, свидетельствует мозаика, хранящаяся в Неаполитанском музее.
Печать такого же высокого мастерства носил и македонский шлем с высоким гребнем и нащечными пластинами. Спереди шлем украшало изображение головы все той же богини Афины.
Щит не сохранился полностью: видимо, он был сделан из дерева и кожи, совершенно распавшихся в прах на протяжении веков. С внешней стороны щит был инкрустирован слоновой костью и золотом. Промежутки были заполнены кусочками стекла, покрытого листовым золотом. На умбоне — шишке щита — крепились фигурки юноши и девушки из слоновой кости. С внутренней стороны пересекались золотые ленты с рельефами, а в центре размещалась золотая пластинка с изображением двух геральдических львов — она, видимо, крепилась к кожаной ленте.
До той поры о подобных щитах ученые могли судить только по описаниям, встречавшимся в мифах и литературных источниках.

Семейные портреты в интерьере
В захоронении были найдены пять небольших — по 3,2—3,5 сантиметра высотой — головок из слоновой кости. Одна — портрет юного Александра, совпадающий с детальным описанием, которое встречается во многих источниках, и известными скульптурными и мозаичными изображениями. Вторая изображала зрелую матрону, на которую был похож Александр, возможно, его мать Олимпиаду. Третья — немолодого мужчину с коротко подстриженной бородой. При внимательном рассмотрении археологи обнаружили, что правый глаз отличался от левого: с большим художественным тактом мастер показал, что правый глаз поврежден.
К моменту этого открытия у Манолиса Андроникоса был уже немалый опыт изучения македонских захоронений: он имел представление о традиционном расположении саркофагов, утвари... Словом, ученый не ожидал найти что-либо особенное во втором помещении. Тем более все были поражены, когда там обнаружился... второй саркофаг. Стены этой камеры были не только оштукатурены, но и покрашены красной краской. На полу лежало множество мелких кусочков дерева — возможно, фрагменты ложа, остатки украшений из золотых пластинок и слоновой кости. Возле саркофага находился тонкой работы золотой венок. Обнаружили здесь горит — футляр для лука и стрел с золотой обкладкой, на которой были изображены сражение и штурм города. На полу нашли также поножи, изделия из алебастра и кипрскую амфору.
Кульминацией находок стал золотой ларец с македонской звездой на крышке. Приподняв ее, археологи увидели пурпурно-золотую ткань, покрывавшую кремированные останки человека.

Оставалось главное — датировать находки Большого македонского захоронения. Глиняные черепки, обнаруженные на его поверхности, относились к 350—325 годам до нашей эры. Лампу, краснофигурную вазу, покрытый черным лаком кувшин, как и серебряную вазу, украшенную головой Пана, ученые датировали примерно 340 годом до нашей эры. Архитектура гробницы, живопись фриза вполне с этим согласовывались. Золотой обруч — царская диадема — указывал, что в главной камере покоится царь. Но если дата захоронения верна, если это могила царя, умершего в Македонии между 350 и 325 годами до нашей эры, то кто он?
Кроме Филиппа, отца Александра, другого царя в Македонии тогда не было! Следовательно, женщина, погребенная в другом саркофаге, скорее всего последняя жена Филиппа, Клеопатра.

Поразительное открытие привлекло внимание ученых Европы. Содержимое ларца с останками царя было отправлено в Англию, где эксперты начали восстановление лица умершего. Им предстояло ответить на вопрос: был ли он Филиппом II, отцом Александра? ...Для начала скульптор Ричард Нив сделал гипсовую отливку фрагментов черепа. «При этом я обнаружил поврежденную кость правого глазного углубления, — отмечал исследователь.— Проведенный анализ показал, что травма имела место при жизни». В 1983 году участники международной конференции, где присутствовали тысяча двести крупных ученых, с огромным вниманием выслушали сообщение и исследовали предоставленный им скульптурный портрет, воссоздающий образ Филиппа II. «Мы не можем, естественно, гарантировать, что схожесть стопроцентная, но имеем все основания полагать, что именно так выглядел Филипп II перед смертью», — гласил четкий вывод экспертов...

Итак, Манолис Андроникос был убежден, что Вергина стоит на месте города Эги, бывшей столицы македонских царей. Тем временем продолжались интенсивные раскопки: под слоем земли обнаружили новые городские кварталы; и самое желанное — большой театр. Находка театра также позволяла восстановить картину гибели Филиппа II.

...Столица Македонии Эги бурлила: царь Филипп выдавал замуж дочь Клеопатру.
Солнце, поднявшееся над зеленой горой, освещало многотысячную шумную людскую массу, собравшуюся в театре. Взгляды присутствующих прикованы к арене. Наконец появилось шествие: толпа несла двенадцать золоченых статуй богов. Чуть поодаль — тринадцатая, изображающая самого Филиппа. С минуты на минуту должен выйти царь с сыном Александром и женихом дочери, тоже Александром. Филипп посылает их вперед, они занимают места у трона. Вот в белоснежном плаще появился Филипп, крики восторга прокатились по театру. Царь величественно следовал в окружении семи телохранителей к трону.

Филипп остановился. И тут один из военачальников, Павсаний, выбежал вперед и нанес ему удар кинжалом. Несколько человек бросились к окровавленному телу, остальные — вдогонку за убийцей. Павсаний успел промчаться к воротам, где ждали приготовленные лошади. Он уже закинул одну ногу в стремя, но другая запуталась в виноградной лозе. В спину Павсания вонзились копья.
Многотысячная толпа в ужасе онемела. Лишь лицо одной женщины, жены царя Олимпиады, исказила гримаса ненависти...
В 45 лет Филипп воспылал любовью к юной Клеопатре и решил вновь жениться, что вызвало бурный гнев и ненависть Олимпиады, матери Александра, женщины сильного характера, склонной к бурным вспышкам гнева. Золотой римский медальон (Археологический музей Салоник) сохранил ее портрет: красивое тонкое лицо, стройная шея, вьющиеся волосы, схваченные лентой.
Царский двор сотрясали конвульсии: доносы, сплетни, убийства были нормой жизни. И сам Филипп пришел к власти благодаря тонкому уму и хитрости, «убрав» пятерых соперников-братьев. Жизнь, быт, традиции македонского двора были предметом язвительных замечаний и презрении афинян. Так, оратор Демосфен, гневно обличая тирана Филиппа, уличал его в низком комедиантстве, участии в танцах, пьянстве, несдержанности. Отсюда пошло выражение «филиппика» — гневная речь.

...Кто убил? Кто приготовил лошадей — да не одну, а несколько — для побега убийцы? Может быть, собирались истребить весь род, убив Филиппа и Александра, когда они будут сидеть бок о бок на сцене? Кто задумал заговор? Те, кто уничтожил убийцу? Те, что остались у трона? Посланцы Афин? Или персов? Или сами македонцы?
На следующий день собрание воинов избрало Александра царем Македонии. Александр сразу начал расследовать убийство. Но...
Прошли столетия, прежде чем в Египте был найден папирус, на котором сохранился фрагмент знаменитого судебного решения. «Они (македонцы) оправдали тех бывших с ними в театре и охрану и тех, кто стоял у трона. Он (Александр) повелел слугам похоронить и при похоронах...» Далее папирус обрывался. Осенью 336 года до н. э. состоялся суд, на котором оправдали телохранителей. Аристотель — учитель Александра — писал, что широкого заговора не было: Павсаний мстил за личную обиду. Философ долго жил при дворе и прекрасно знал его нравы.
По свидетельству историка Диодора, Александр проявил большое внимание к похоронам отца: останки Филиппа были погребены с необычайной пышностью. Сверху был насыпан курган, у основания которого повесили труп убийцы. Здесь же казнили сыновей убийцы. Жестоко расправилась Олимпиада с юной женой Филиппа Клеопатрой: на руках ее был убит грудной ребенок царя, за ним последовала и сама несчастная женщина. Трупы были брошены на горячие уголья.

Задание ученикам: Сами проведите "следствие" и предложите все возможные ответы на вопрос, кто убил Филиппа.
Вопрос: Выскажитесь, почему находка гробницы Филиппа - выдающееся и уникальное открытие.

Древние историки о Филиппе Македонском.

После победы при Херонее Филипп, выпив много неразбавленного вина,  решил пройтись вдоль цепи пленников, смеясь над ними. Но пленный афинский оратор Демадес сказал ему:"О царь, когда судьба покинула тебя в роли Агамемнона, теё не стыдно играть роль Терсита?
Все опешили и ожидали гнева царя. Но Филипп неожиданно сбросил с себя венок и ленты победителя и выразил восхищение смелостью Демадеса, говоиившему с ним так откровенно, и приказал освободить его и оказать почести.


Рецензии