Здравствуй, Галя

Здравствуй, Галя. Очень рада общению с тобой. Ты - часть моей жизни, о многом можем поговорить с тобой, многое вспомнить. Помнишь, я говорила, что 16 сентября 2019 года была издана моя книга? Я так и не показала её никому. Спрятала в книжном шкафу, прижала к задней стенке и заставила книгами. Так никто ничего и не знает о ней. Отправила электронный вариант двум подругам. И всё. Если сын ваш создаст тебе электронный адрес, пришлю и тебе. Там четыре главы. Первая называется: «Жизнь в фотографиях» Понятно, о чём она. Последняя - так и называется: «Здравствуй, Галя».  Письмо на 23 страницах. Зачем тебе такое письмо? Многое из этой книги  вошло в другие рассказы. Что-то удалила. Из оставшегося сформировала вот этот рассказ с тем же названием. Читай пока вот эту,сокращённую его версию.

 Своего компьютера у меня не было до 2014-года, я пользовалась адресом сына. Он разрешал мне писать  письма только родным и Хасанову, с которым мы до сих пор изредка ведём деловую переписку.
Очень трудно было здесь в первые годы, я говорила тебе об этом раньше. Плохо, что наш научный городок расположен далековато от города, гораздо дальше, чем САНИИФ от ТТЗ. Городок вполне обустроен, но это не САНИИФ, не город.
Об одном очень жалею. Я ведь в своё время просила С.С. помочь нам с сыном перебраться сюда. Мне так страшно было оставаться там в те годы, а тут появилась возможность перевестись в этот филиал. Вот и пустилась сюда, почти что «сломя голову». А ведь можно было поразмышлять и попроситься в Краснодар! Думаю, наш всемогущий С.С. поспособствовал бы мне в этом. Тем более, что ещё во время командировки в СОХ он сам заговорил об этом. За эти годы я несколько раз была в этом прекрасном городе. Там совсем другая атмосфера, давно сложившаяся научная среда, со своим укладом, своими традициями. Думаю, там мне не пришлось бы пережить всего того, что я пережила здесь. Мечтаем с сыном перебраться на окраину города, а в город, в квартиру ни мой сын, ни я, не хотим. Нам понравилось жить на земле, правда, с условием, чтобы город был в шаговой доступности

Народ здесь достаточно приветливый. В первые годы я часто на крылечке пила чай и ко мне, бывало, заходили попить чайку, поболтать. 
У нас тоже большие потери: ушли ТУДА Кобыльский, Кратенки и другие, о которых тебе и знать незачем. Царствия им всем Небесного!

 Ах, Галя, какую недобрую память о себе оставил Владимир Петрович! В 90-е годы и в начале нулевых я несколько раз ездила в Пензу, по делам, заходила к Гале. А. П. в то время уже жила у неё. Я рассказала ей о В.П. Она почему-то не удивилась, только сказала, что этого и следовало ожидать. Видно, и раньше замечала в нём что-то такое. Не стану говорить ни о чём. Зачем тревожить покойника. Царствия ему Небесного.

Хозяйства никакого не держим, в огородике только зелень, кустарники, виноград и плодовые насаждения. В первые годы пыталась вырастить абрикосовые деревья, но, видно, почва здешняя не подходит для них. Но где-то в области, даже в самом Тамбове, они всё-же растут. И называют эти плоды здесь как-то странно – «жердели».

Сын довольно долго был участником, и даже соучредителем клуба "Исторической военной реконструкции". Объездил много городов нашей центральной России - Центрально-черноземных, Нижний Новгород, Рязань, Владимир,
Тверь, конечно, Московскую область. Подробнее – очень долго.

 Знала бы ты, какой дрянью оказалась Кобыльская. Она и в САНИИФе-то не пользовалась уважением, я помню это хорошо. Да и за что её уважать? А здесь добралась до власти, до вседозволенности. Вот и проявилось её откровенное хамство. Всего не расскажешь. Скажу только, что перестала разговаривать с ней ещё в 1998 году. Я никогда ни с кем не ссорюсь, а когда терпеть чьё-то хамство больше невозможно, прекращаю всякое общение с такими людьми и никогда его не возобновляю. Она, конечно, была просто ошарашена такой вот моей смелостью, даже на Учёном совете пыталась обсудить эту тему, но ничего у них не получилось. Он, К-кий, не смог заставить меня изменить моё отношение к ней. Я осталась непреклонной.

Нашла Галю Г. мы подружились. Совершенно неожиданно для нас с ней, мы оказались очень близкими родственницами, по их мужской линии. Их двоюродная внучка – моя родная племянница, дочь моего брата по отцу.

 Сейчас вот, наконец, заметила, что сын ваш повзрослел, возмужал, стал красивым мужчиной. А молодая женщина с мальчиком, это сноха с внуком? Хороший мальчик, похож на отца.

Представляешь, Галя, я написала книгу, - вот она, я её выставила в «Одноклассниках». Могу сказать, что любая научная книга – это часть докторской диссертации. Но писать саму диссертацию не буду, уже объяснила тебе. Работа над докторской - каторжный труд. Материала для этого у меня достаточно, хватит ума и времени всё обобщить, достойно изложить, даже, если, что-то пришлось бы доработать. Меня останавливает мой возраст, я могу просто не успеть воспользоваться таким «высоким» своим положением, а финансовых и эмоциональных сил на это потрачу слишком много. Главная же причина в том, что у меня нет заинтересованного помощника, мне не                для кого стараться. Остался бы сын у нас, в моей группе, другое дело. Для него – да, я бы сделала всё, даже больше, а просто для себя не стану, тем более, - для другого человека. Тем не менее, добавлю, что мне уже третий раз предложили заняться докторской,последний раз, кстати, это было в феврале этого года прямо во время моего доклада по результатам исследований за прошлый год!ОНИ даже удивились, что  я - не доктор! Вот так! Но я знаю, что это такое и ни за какие "коврижки" не пойду на это. Время и возможности для этого упущены. Их отняли у меня мои  нынешние коллеги. Я бы многое смогла. Но я столько лет была в опале! Как выдержала, - один Бог знает. Очень жаль, что так сложились обстоятельства. А теперь уже поздно.

Весь вечер порывалась написать тебе письмо, да не знала, - о чём. А сейчас вдруг вспомнила, что сегодня же у Ларисы День рождения. Поздравляю её и всех вас с этим праздником. Желаю ей подольше оставаться в хорошей форме и, главное, быть здоровой. Уж простите меня за забывчивость.

У нас началась какая-то реорганизация, пока нам ничего не понятно. Подождём! Если бы это происходило лет 10-15 назад! Но ничего, пока работаю. У меня за эти годы уже более пятидесяти статей опубликовано, ещё эта Монография. Так что я всем им доказала, что Я - это Я. Большинство рады за меня, поздравляют. Книгу наше головное руководство разослало по многим Чернозёмным и другим областным НИИ.А само издательство отправляет во все главные библиотеки нашей страны. Из многих НИИ звонят и кое-что уточняют. Видишь, какая я хорошая.

Даа, Галя, я просто поражена увиденным великолепием! Дача ваша, конечно, предмет твоей гордости. Молодец, всё замечательно обустроила, всю свою созидательность воплотила в ней! Видно, что жизнью ты довольна. Я совсем другая, мне почти всё безразлично. Нет, я не жалуюсь на жизнь, у меня, да и у сына всё в порядке, просто нет у меня такой хозяйственной жилки. Может быть, просто устала от всего того, что пришлось пережить здесь в пе               
    рвые годы. Сейчас сын мой тоже обустраивает двор, устанавливает бордюры, сооружает новое крыльцо, беседку, расширяет вольер для собаки, ну и так далее, а под огород оставил мне примерно полторы сотки – для зелени, а всё остальное засеял газонными травами. Нет у меня сил работать в огороде. Устала от всего. В первые годы здесь над нами, научными работниками, просто издевался наш директор. Нас всех, независимо от положения, посылали на все полевые работы. И было это вызвано не какой-то «производственной» необходимостью, а просто-напросто, желанием посмеяться над нами, обезличить нас. Вот такой директор был у нас в те годы, Да и везде было так.

Сегодня получила очередной бальзам на мою душу. Пришло ещё одно предложение о сотрудничестве с ВИЗРом (Питер). Это уже второе письмо оттуда за несколько месяцев этого года. Значит, читают мои статьи и мою Монографию. Просят какие-то сведения о грибах, описанных в этих работах. Многие грибы именно я впервые описала не только в Тамбовской области, но и в Черноземье. Ты же прекрасно знаешь, что у меня не было почти никакого опыта самостоятельной работы, а они бросали меня "впереди танка", а я ни разу не спасовала. Слава Богу, во всём сама разобралась. Посылали меня в командировки, когда я была совсем не готова к этому. Но зато я объездила всё Черноземье, всю Тамбовскую область, даже Самарскую. Много раз была в Москве, Краснодаре. У них был расчёт на внезапность, на мою неготовность к поездкам, на то, что однажды я откажусь от поездки и устрою им скандал. Им бы это доставило огромное удовольствие. Но нет, это не по моей части! Я всё перетерпела. Они намеренно устраивали мне только «пакости», а получилось, что всё это пошло мне на пользу.

Спасибо, что сразу отозвалась. Нет, не только из-за денег я готова всё терпеть. Сейчас вот подготовила к изданию ещё одну книгу, даст Бог, на следующий год - ещё одну, потом, может быть, уйду. Успокойся, не переживай за меня, хотя я и благодарна тебе за твою озабоченность моей судьбой. Да и что мне делать в этом посёлке, если не работать? Я ведь театралкой была, на гастролёров часто ходила, а здесь – только работа и всё, что связано с ней.
В городе, конечно, бываю. Город наш хорошеет год от года. Центральные улицы украшены стендами, на которых представлена вся история нашей области. Хожу от стенда к стенду и читаю всё это. У нас красивые парки, а Набережная реки Цны, - так просто Питерский Невский Проспект в миниатюре. Вот но Набережной и хочется иногда пройтись, но не днём, а поближе к вечеру. Но…
Мы теперь филиал Федерального государственного научного Центра им. И.В. Мичурина. В конце августа к нам приезжал наш новый директор знакомиться с нами. Он-то и рассказал нам обо всём. Сокращать никого не будут, пенсионеров не выгоняют, зато прибавится нам работы, немного изменится направление исследований. Я соглашусь на любую тему. Соберу всю соответствующую литературу, напишу литературный обзор, и таким образом внедрюсь в новую тему. Мне не привыкать к новизне. Но провести такую-же работу, как по подсолнечнику уже не смогу, времени не хватит. По подсолнечнику я сделала главное: разработала тему, написала более 60-ти статей (ещё по ячменю есть, но я их не считаю), издала монографию, издам ещё две книги: одна выйдет уже в октябре, ещё одна, надеюсь, - в следующем году. Во всяком случае, ни один человек теперь не сможет сказать, что он впервые в Тамбовской области обнаружил и описал на подсолнечнике тот или иной патогенный гриб. Я описала и опубликовала всё! Думаю, хватит! Мне, кажется, что я уже не хочу работать. Но, посмотрим!

Ты уж не перехваливай меня. Я всё думала, что же тебе написать. Писать подробно обо всём, - зачем? Лучше расскажу тебе, какой СОН мне приснился тогда. Сын давно хотел уйти оттуда, да я всё уговаривала его остаться. Я ведь не знала всех тонкостей и сложностей. Бедный мой ребёнок всё держал в себе. Однажды, в ночь на понедельник мне приснилось, будто сын мой идёт под какую-то гору и несёт на спине что-то очень тяжёлое и непонятное - то ли ярмо, то ли Крест и просто согнулся под этой тяжестью. Ну, как Иисус Христос нёс свой Крест на Голгофу. Я увидела его мучения-страдания, взяла топор и разрубила это что-то. Он встряхнулся, расправил плечи и легко пошёл дальше. Я подумала, что же это может означать. А в девять часов утра он позвонил мне и сказал, что подал заявление на увольнение. Вот и получил облегчение! Вечером рассказал мне кое-что. От того, что услышала, у меня волосы на голове зашевелились. Вот потому-то мне и приснился тот сон. Конечно, это было облегчением для него. А после увольнения он рассказал мне чуть больше. Такое не каждый человек может выдержать.

Галь, ты опять захваливаешь меня. Не стоит. Просто вся моя жизнь - борьба! И из всякой борьбы я всегда выходила победителем. Борьба ведь закаляет!
 
Я давно уже поняла, что нахожусь под защитой Бога. Он, Бог, наделил меня очень большим терпением и сдержанностью. Мне дважды являлись Иисус Христос и Богородица. Второй раз они оба встали по обе стороны от меня, обняли и погладили по плечам, как будто, предсказывали что-то не очень хорошее в моей жизни и успокаивали меня, вселяли в меня надежду, что я всё выдержу. И оба раза было это за месяц-два до самых значительных, и далеко не самых радужных событий в нашей с сыном жизни. Кое-что я только что рассказала тебе. Больше не стану, а то плакать начну. Я выдержала! И сын мой выдержал! А ещё сама Богородица, одна, являлась и тоже подавала мне надежду на лучшее. И тоже всё обошлось. Может быть, когда-нибудь напишу. Ты просто поверь мне, что они являлись! Это было, было! Всё, я уже плачу.


У нас начались холода, сегодня совсем гнусная погода. Ну, ничего, мы привыкли. Зато издана моя вторая книга. Уже давно работаю над двумя моими следующими «шедеврами» - вторым сборником статей и ещё одной, пока не стоит говорить о ней. Но эти работы надолго, на несколько лет: пока всё соберу, обобщу, оформлю по единому образцу и т.д. Постараюсь отправить Хасанову. В Ташкент бандероли принимают только с Главной почты.

Недавно подружилась с Леной Евсеевой из 11-го дома. Помню её мать – Зинаиду, а отец был красавцем, только имени его не помню, да и не знала никогда, он ведь не у нас работал. Было у них двое детей. Сейчас вот в "Одноклассниках" Лариса Осипова-Тимофеева разместила фильм о САНИИФе, который и сняли Евсеевы. Вспомнила, что Лариса - жена Володи Тимофеева. По-моему, городок очень изменился, но я узнала свою квартиру и наш заброшенный огородик, даже видно, как сетка прогнулась, и, конечно, расплакалась. Неужели огородик так никто и не осмелился взять?

А ЭТО ТВОЕМУ МУЖУ.
Здравствуй, Александр Степанович! Поздравляю тебя со значительным Юбилеем. Дай Господь тебе  здоровья, всех радостей жизни, всегда  оставаться  любимым мужем, отцом и дедом, уважаемым всеми окружающими тебя людьми. Дай Бог также твоей достойной жене, сыну и всем твоим родным и близким людям здоровья, успехов во всём и ещё много-много лет впереди. Будем и мы все, по возможности, подтягиваться к таким же Юбилеям. С уважением к тебе и твоей семье - Лида.

Знаешь, Галя, я иногда сравниваю себя с самой Россией. Ни в чём ни перед кем не виновата, никому никогда не причинила никакого зла,а на меня всё давили и давили своеобразными «санкциями», а я так ни перед кем и не склонилась. Теперь уже и не склонюсь! И Россия ведь тоже не склоняется и не склонится.
До свидания, Галя. Спасибо за пожелание такой долгой жизни. Но... как получится, сколько Боженька отмерил. Пока всё хорошо, работаю, пишу, уже опубликовала несколько статей в этом году, но особой радости от этого не испытываю.
Лида.


Родион, создай, пожалуйста, маме электронный адрес.


Рецензии