Музыкальный интерактив
Имеет, и большое, если мыслить об этом в рамках общеобразовательной концепции просвещения, воспитания и развития маленького музыканта — будущего профессионала. У таких детей, нацеленных в дальнейшем на профессиональное занятие музыкой, нет достаточного времени на освоение биологии и географии, изучение объектов и явлений природы. Они часами просиживают за инструментом, а в специальных музыкальных учебных заведениях нет специальных программ в рамках традиционных дисциплин, по которым эти знания им давались бы интегративно.
Получается, что у слушателей, в первую очередь старшего поколения, которые их будут в дальнейшем слушать, общеобразовательные знания по музыке из средней школы есть, и они хорошие. А у профессиональных во взрослой жизни музыкантов знаниевый немузыкальный блок практически выпадает.
Учебники музыкальной литературы и истории музыки не могут его восполнить. Играя в дальнейшем, к примеру, певице романс, выросший из такого музыканта концертмейстер смутно представляет как биологическую, так и географическую ипостаси сочинения. А природоведческие объекты присутствуют в произведениях композиторов-классиков отнюдь не только как метафоры. Во взрослой музыкальной жизни заниматься самообразованием у гастролирующего, к примеру, музыканта уже нет возможности.
Таким образом, положив в основу вечера немузыкальный блок как средство обучения, мы способствуем повторению и осмыслению в качественно иной методической ситуации знаний, полученных на уроках биологии и географии, в контексте, к примеру, вокальных сочинений русских композиторов, развиваем творческое воображение в реалиях естественнонаучного знания. Немузыкальное знание в основе сценария музыкально-литературного вечера расширяет биологический кругозор и вводит в реальное географическое пространство начинающих музыкантов — будущих инструменталистов, вокалистов, концертмейстеров, музыковедов.
Интеграция музыки с биологией и географией направлена на разъяснение маленьким музыкантам, нацеленным в дальнейшем на профессиональное занятие музыкой и не имеющих достаточного времени на освоение биологии и географии, объектов и явлений природы, упоминаемых в вокальном творчестве русских композиторов; повторение конкретных биологических знаний, полученных на уроках биологии и географии в контексте вокальных произведений русских композиторов, слушаемых детьми; развитие умений мыслить и рассуждать; развитие творческого воображения в реалиях естественнонаучного знания.
В качестве музыкальных примеров возьму несколько романсов русских композиторов и покажу на них различные варианты интеграции музыки с биологией и географией. Учитель задает детям вопросы. В ходе урока учащиеся делают записи в тетради по музыке («музыкальной шкатулке»).
Романс «Жаворонок» М. И. Глинка написал на слова своего друга, поэта Н. Кукольника. Эта вокальная миниатюра входит в цикл из двенадцати романсов «Прощание с Петербургом», созданный композитором в 1840 году. В «Жаворонке» звучит светлая грусть, это одно из самых задушевных и трогательных произведений русской вокальной классики. Его естественная и напевная мелодия невольно очаровывает своей вокальностью — его хочется петь. В «Жаворонке» слышна русская заунывность и простодушие народных напевов. Очень тонко, без всякого звукоподражания, М. И. Глинка вибрирует фортепианный наигрыш, предшествующий элегической мелодии, и в целом рождается музыкально-поэтический образ — песня надежды.
Учитель биологии показывает детям изображение полевого жаворонка и задает вопрос: «Почему песня полевого жаворонка звучит как бы между небом и землёй?» Учащиеся видят, что полевой жаворонок немного крупнее воробья, имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Спинка у него серого цвета, иногда коричнево-желтая с пёстрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь довольно широкая для изящной птички, птица имеет коричневые пёстрые перья. Голова полевого жаворонка аккуратная и более утонченная, чем голова воробья, украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья. Над темными глазами — светлая бровь. Окраска полевого жаворонка помогает ему маскироваться в траве и на земле.
Стихотворение А. К. Толстого «То было раннею весной» положено на музыку великим русским композитором П. И. Чайковским. По содержанию стихотворения видим, что поэт был грустен, но счастлив, когда писал эти строки-воспоминания. Его встреча с любимой состоялась ранней весной, когда трава только-только всходила, уже сошел снег, прогремели ручьи, но еще не было ни жарко, ни знойно. Неслышно играл в рожок пастух, собирая стадо.
Тогда, ранней весной, они сидели вдвоем в тени берез, и его любимая, опустив глаза, слушала с замиранием сердца пылкое объяснение поэта в любви к ней. Как прекрасен был для поэта мир вокруг: лес, солнце, юность, надежды, словом, весь мир! От охватившей автора любви и нежности к любимой поэт плакал. Ушедшую молодость и все, что происходило с ним той ранней весной, не дает забыть молодой свежий запах березы.
Учитель биологии задает детям вопросы и просит выполнить задания. Какая фенологическая фаза весны отражена в стихах А. К. Толстого и музыке П. И. Чайковского? Из чего это следует? О каких завитках папоротника идет речь? Исходя из этого, просит определить видовую принадлежность растения. Почему зелень рощ «сквозит», а березы дают тень? Какие два вида березы произрастают на территории европейской России? Просит дать им краткое ботаническое описание.
Первые четыре строки романса Н. А. Римского-Корсакова на стихи А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» — это описание гористого берега реки Тясмина в Каменке, вызывающего у героя воспоминания (там сочинялись стихи). Воображение рисует картины южной природы в районе Гурзуфа, где поэт пребывал в ранний период южной ссылки. Учитель географии просит найти на интерактивной карте реку Тясмин в Черкасской области Украины, и посёлок Гурзуф в Крыму; спрашивает учащихся, о каком заливе и горах идет речь.
Учитель биологии показывает детям гербарий и просит дать ботаническую характеристику упомянутых растений — тополя, мирта и кипариса. Учитель музыки спрашивает учащихся, соответствует ли общее настроение музыки стихам великого русского поэта и что сумел передать в музыке Н. А. Римский-Корсаков.
Смысл интеграции музыки с биологией и географией хорошо представлен, на мой взгляд, писателем В. Ю. Драгунским в главе «Тиха украинская ночь» его «Денискиных рассказов»:
«А после урока Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:
— А мое любимое — про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…».
Я выдал ему «научное» лицо:
— «На севере диком» — этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а все-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем».
На первые годы двадцатого века пришлось начало новой главы жизни и творчества великого русского композитора С. В. Рахманинова. Музыкант испытывал мощный прилив творческих сил, он создавал новые произведения, выступал в концертах в Вене, Москве и Петербурге, занял пост дирижёра Большого театра в Москве. Юношеская дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет и с которой провёл все отрочество, переросла во взаимное чувство.
В 1902 году Сергей Рахманинов и Наталья Сатина поженились. После венчания молодожены уехали в Вену и далее отправились в свадебное путешествие. Этому счастливому времени принадлежит романс С. В. Рахманинова «Сирень» на слова Е. Бекетовой. Романс близок эстетике символизма. В нем отражается атмосфера тончайшей душевности, и можно почувствовать, как музыка буквально касается природы. Учитель биологии демонстрирует учащимся гербарий сирени, рассказывает о ее разновидностях и просит дать ботаническую характеристику одному виду.
Такая же работа с гербарием проделывается и при работе с романсом С. В. Рахманинова «Маргаритки» на стихи И. Северянина. Учитель музыки рассказывает детям, что бывают в жизни творцов моменты гениального озарения, когда приходит полное осознание своего мастерства и возникает ощущение восхождения на вершину творчества, уверенность в своей художественной миссии, в своем моральном праве говорить о прекрасном. Тогда смолкает жизненная суета, и в наступившей тишине рождается бессмертная, вечная, истинная воплощённая красота.
Одним из образцов такой немеркнущей красоты мож- но считать и романс «Маргаритки» С. В. Рахманинова. Музыка изысканной красоты и высокого совершенства создаёт впечатление эфемерных, как бы вибрирующих в воздухе звуковых красок, в духе импрессионистов. Чтобы почувствовать эту красоту, нужно отстраниться от рутины обыденного существования. Для понимания этой музыки надо уметь видеть и ощущать незаметную для привычного глаза красоту и очарование окружающей жизни, осознавать ее самоценность. Это чувствуют не все и не всегда, особенно в детстве, юности и молодости.
В романсах русских композиторов можно обнаружить разные фонологические периоды года. Так, фенологическое время зима представлена во второй части кантаты Г. В. Свиридова «Поет зима — аукает» на стихи С. А. Есенина. Учитель музыки рассказывает детям, что великий русский поэт С. А. Есенин любил и понимал красоту зимы. В деревьях, покрытых инеем, он видел не меньше красоты, чем в цветах. Эпитеты: мохнатый лес, седые облака, ковром шелковым, с ревом бешеным, пташки нежные, вихри снежные; и метафоры: стозвон сосняка, плывут облака, метелица стелется, в улыбках солнца, — помогают передать восхищение и любование зимней природой. Олицетворения: зима поет, аукает, лес баюкает, вьюга стучит и злится, — делают изображение живым и звучащим. Содержание поэтического текста соответствует музыке.
Музыка делает еще более зримым содержание, углубляет смысл. Этот номер кантаты звучит в исполнении хора. Ярко передан образ русской зимы — и бескрайняя снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и безмолвный, скованный морозом лес. Хоровая разноголосица отчетливо выражает и шум ветра, и силу вьюги, и весь суровый, лишённый малейшего тепла зимний мир. В партии фортепиано ярко и зримо передается непрерывное движение, кружение зимней метели. Учитель географии называет фенологическое время — коренная зима.
С романсом С. В. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева дети работают с учителем музыки и учителем географии. Учитель музыки рассказывает детям, что стихотворение «Весенние воды» создано Ф. И. Тютчевым в 1830 году. В этот период поэт находился за границей и отмечал, что весна в Европе такая же, как и в России, и первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом.
Наблюдая за весной в Германии, Ф. И. Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещён о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки. Но пока весенним ручьям предстоит выполнить важную миссию — известить мир о том, что наступает самое важное время года.
Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда «румяный, светлый хоровод» солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж. Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права, и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая. Поэтому стихотворение «Весенние воды» наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней. Это волнение через музыку С. В. Рахманинова передается и нам.
Тютчев неоднократно упоминал, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней с сожалением. Но даже он не может устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты. Учитель географии предлагает детям определить фенологическую фазу весны («весна воды») и приходящееся на неё примерное время в году в зависимости от региона, в котором расположена школа.
За «весной воды» следует «весна зеленой травы» в хоровом произведении П. Г. Чеснокова «Зеленый шум» на стихи Н. А. Некрасова. Расшифровывая естественно-научным языком словосочетания «кусты ольховые», «пыль цветочная», «ветер верховой», учитель биологии рассказывает детям о раннецветущих деревьях и кустарниках (березе повислой и раскидистой, ивах, орешнике-лещине, ольхе белой и черной, осине, тополе). Именно они и «делают» в это фенологическое время года «зеленый шум» в лесу.
Весна все больше вступает в свои права (романс Н. А. Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье» на стихи А. К. Толстого). И снова жаворонок, который поет, привлекая самку. С весной наступает брачная пора животных и птиц. Отцветают ветроопыляемые деревья и кустарники, все больше цветет трав в лесу и на полях. Теперь они будут цвести всю оставшуюся весну, все лето и первую половину осени. Учитель биологии демонстрирует детям гербарий с травянистыми растениями в контексте стихов и музыки («ярче вешние цветы»); указывает, какие из этих растений многолетние, какие однолетние, какие дают одно поколение в год, какие несколько.
И вот, наконец, лето («Колокольчики мои», музыка П. П. Булахова, слова А. К. Толстого). Учитель биологии спрашивает детей, как они думают, действительно ли колокольчики звенят на ветру или это только метафора; какие виды колокольчиков они знают.
За летом следует осень — «На нивы жёлтые нисходит тишина», музыка П. И. Чайковского, слова А. К. Толстого. Учащиеся вместе с учителем географии по характерным признакам («нисходит тишина», «остывший воздух», дрожит звон) определяют «золотую осень».
А вот еще пример на тему «золотой осени» — «Отговорила роща золотая», музыка Г. Пономаренко, слова С. А. Есенина. Учитель биологии спрашивает детей, какие черты осени они здесь обнаружили? (Холодно — «костер рябины красной… никого не может… согреть; пожухлая трава — «от желтизны не пропадет трава»; начало сезонных миграций перелётных птиц — «журавли, печально пролетая»; золотая осень — «роща золотая». )
Неплохой вариант интеграции музыки с биологией и географией предлагает народная песня (слова А. Ф. Мерзлякова) «Среди долины ровныя». Проанализировав с естественно-научной точки зрения словосочетания «долина ровныя» и «гладкая высота», учащиеся выявляют условия произрастания дубов и дают ботаническую характеристику дубу черешчатому. Учитель биологии демонстрирует детям гербарий и называет другие растения, относящиеся к семейству Буковых, что и дуб черешчатый. А в песне «Есть на Волге утес» (музыка и слова А. А. Навроцкого) учащиеся сталкиваются с географическим термином «утес» (обособленно расположенной большой каменной грядой).
В рамках интеграции музыки с биологией можно использовать совместно романс «На холмах Грузии» Н. А. Римского-Корсакова на стихи А. С. Пушкина и романс М. И. Глинки «Венецианская ночь» на стихи И. В. Козлова. Работа учащихся с географическими объектами происходит на интерактивной карте. Дети находят Грузию и Венецию, сравнивают их между собой по местоположению. Это южная страна и южный город. Учащиеся знакомятся с реками Брентой и Арагвой. Учитель географии озадачивает школьников вопросами: почему венецианская ночь дышит «светло-южною красой»; почему от «зеленых берегов» восходит «пар душистый»; в какой географической зоне расположена Венеция, исходя из упоминающихся деревьев — миртов и померанцев. Учитель биологии показывает в гербарии мирт обыкновенный и померанец обыкновенный; говорит, что померанец является гибридом мандарина и по- мело, относится к семейству Цитрусовых. Мирт относится к семейству Миртовых. Учитель географии задает учащимся вопрос развивающего характера: «Будут ли эти растения расти в Грузии?»
Интегрированные уроки с элементами музыкального интерактива стимулируют мыслительную деятельность учащихся. Непривычный ход урока пробуждает интерес, дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Также интегрированные уроки раскрывают творческий потенциал педагога, помогают ему выйти на новый уровень отношений с классом.
Свидетельство о публикации №222120700807