Глава 81. Мать София нас бросает

Наконец-то приехала мать София без сестёр. Мы не догадывались, почему они с сёстрами так долго паломничают, и задней мысли никакой не было. Мать София собрала нас ночью в своей келье и сообщила, что она уезжает из Болдина, и есть благословение ехать всем. На вопрос «кто благословил?» она отвечала: «Кто поедет с нами, тот узнает. Сёстры Ксеня и Алевтина уже там и не вернутся. А за тех, кто здесь останется, я уже не отвечаю». Вот это называется "приехали"!


Мы недоумевали, поднялся гвалт, спрашивали, где мы будем жить, на что, какие там условия. И вообще Абхазия другая страна, спорные территории, непонятно чей патриархат... Мать София отвечала нам обтекаемо и уклончиво. Видимо, она сочла это радикальным решением всех своих управленческих вопросов, включая пение сестёр в братском хоре. Зачем же мы тогда сюда ехали по благословению тех же старцев?! Столько лет привыкали, обживались, участвовали в трудах. Теперь опять с нуля доказывать кому-то, что ты не верблюд. И по благословению тех же старцев мы лет пять назад должны были разойтись по домам, если уж на то пошло. Здесь хотя бы три-четыре часа езды на машине и ты в Москве, дома у родителей. А туда у родителей денег не будет доехать, что говорить про нас?! Так просто оттуда будет не уехать. Это билет в один конец. Да и вообще это был уже перебор, как могут старцы благословлять, когда мы их не спрашивали.

 
За оживленной беседой не все заметили, как мать Елена тихонько встала и вышла за дверь. Но потом, сопоставляя события, мы выяснили, что у входа в наш подвал её ждал отец А. Он сам спустя несколько лет признался нам в этом.


В такую подлость было трудно поверить, но это был факт. Оказалось, что мать Елена была в курсе созвонов мон.Софии со старцами, в том числе и с матушкой Ольгой из Сухуми. Ин.Елена знала, что мон.София хочет уехать и увезти сестёр. Расчёт её был на то, что часть сестёр всё равно останется, и сама ин.Елена будет старшей сестрой над ними. Вместо трёх правящих сестёр будет она одна! В общем, не представляю, какие мечты могли кружить ей голову. А мать София тоже хороша, не заметила даже и собиралась тихонько поговорить с сёстрами и забрать с собою согласных на переезд. Объяснения с настоятелем в планы м.Софии не входили.

 
На следующее утро отец А пришёл на кухню, где мать София помогала перед праздником преподобного Герасима делать заготовки к праздничной трапезе, и разразился крупный скандал. Отец А начал греметь на всю округу своим раскатистым басом и обвинять мать Софию во всех грехах: «Зачем ты приехала?! Уезжай прямо сейчас! Не надо нам помогать! Забрала самых проблемных, Алевтину и Ксеню?! Почему Варьку ещё не забрала? Варьку забери, ещё одной проблемой будет меньше. Куда ты собралась всех везти? В никуда?» И так до бесконечности. Очень унизительно и жестоко. Главное, без малейшей благодарности, что она столько трудилась на этой кухне, столько смирялась, бесплатно, без наград и какой-либо собственной выгоды. При Лидии Николаевне и всех сёстрах.

 
Она встала и достойно ответила с поклоном: «Простите и благословите!» Трудно было выдерживать его буйные яростные крики, но она удалилась, больше ничего не сказав. После этого мы ей носили еду в подвал, чтобы отец А не видел её.

 
В этот же день я пошла в игуменский дом, чтобы отдать настоятелю свою икону преподобного Герасима. Отец А был очень возбуждён, пригласил меня поесть вишен, потому что они стояли в миске на столе. Он не сводил с меня глаз, желая что-то узнать. Я присела на краешек стула на кухне. Он стал вкрадчиво расспрашивать меня про мать Софию и ночной разговор в её келье. Мне не хотелось её предавать, и я ничего не сказала. Уже сейчас, зная отца А, я понимаю, ему понадобилось сравнить показания Ленки и мои, чтобы держать всё под контролем. Я перевела разговор на мать Елену, попросив ради Христа отца А не ставить ин.Елену старшей сестрой. Он заржал и сказал, что наденет апостольник (женский монашеский головной убор, покрывающий голову и плечи с круглой прорезью для лица) и будет сам нами управлять. В тот момент я не подозревала о предательстве ин.Елены. Это мы поняли позже, проанализировав все события. Слишком глупо она себя вела, рассчитывая, что все кругом слепые, глухие и немые.


Удивительно, но не одна я подсуетилась, попросив отца А не ставить Ленку старшей. Независимо друг от друга подошли к нему ин.Евгения и ин.Варвара. Зато отец Иринарх торжествовал победу. Придя на кухню, он как ликующий мальчишка, выигравший лотерею, стал внушать Лидии Николаевне: «Лидия Николаевна, запомните, мать Елена будет старшей! Мать Елена будет старшей! Вы слышите меня? Повторите!» Она, сидя вся в рыбной чешуе, отвечала ему как солдат: «Да, я вас слышу, отец Иринарх! Мать Елена будет старшей!»

Но отец А не допустил такой манипуляции над собой, единственный раз за всю нашу бытность в Болдине послушав нас. Короче мечта об игуменстве матери Елены разбилась вдребезги. И сообщить об этом ей по благословению отца А должен был сам отец Иринарх. Это был удар ниже пояса. Полагаю, он рассказал Ленке в подробностях, как было дело, чтобы самому, как водится, отмыться.

Отца А также очень заинтересовало, какие именно старцы благословили сёстрам от него уехать. Мы предположили, что Иона Одесский, матушка Ольга. Матушку Ольгу он обесценил сразу, сказав, что она сомнительная монахиня, и там, в Сухуми, при ней живёт её муж, что вообще уже не монашество. А Иону он знал по Одесскому монастырю, назвал его безграмотным, пришедшим в монастырь в зрелом возрасте, не знающим службу и поэтому поставленным священноначалием исповедовать народ. А народу много не надо, чтобы сделать батюшку святым старцем.


И так 18 июля 2009 года мать София уехала от нас насовсем на машине Ольги Лукашиной, ожидавшей её за оградой. Оказывается, так легко можно было отречься от своих подопечных, кого ты принимал при постриге. Нужно было всего лишь взять благословение у каких-то сомнительных, но популярных  старцев!



   Мать София в музее держит в руках Влахернскую икону, матушка Ольга (фото из интернета), наши абхазские сёстры (Наталья Дементьева(мон.Надежда), Ксения, Таня Поликарпова(мон.Мария), мать Алевтина(сидит)).



   http://proza.ru/2022/12/09/1107


Рецензии
Печальная глава. Но написана очень хорошо. ++++++

Елизавета Герасимова 3   23.07.2023 09:52     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Елизавета!

Эмилия Лионская   23.07.2023 10:07   Заявить о нарушении