Градусов Игорь Владимирович

     Фото из интернета и личного альбома
                Эссе.

     Допускаю, что в тексте могут быть некоторые неточности. Документы найти трудно, а порой не возможно.
 
     И так. При мэре Ленинграда (Санкт-Петербурга) А. Собчаке Игорь Владимирович Градусов (годы жизни: 1941-1994) был транспортным прокурором Северо-Западного федерального округа. Вот эпизод, о котором мне известно со слов.
     Обсуждался вопрос о повышении цен на билеты пригородных электричек.  По-видимому, вопрос был вынесен на обсуждение руководством Октябрьской железной дороги.
    
     Известно, что пригородным транспортом весной-осенью пользуются дачники, пенсионеры, имеющие огороды. Для этой немалой группы пассажиров это повышение проезда оказалось бы накладным. Поэтому Градусов И.В. выступал со своими аргументами против этого повышения, ссылаясь на то, что Октябрьская железная дорога имеет достаточно средств на покрытие своих нужд без обкрадывания пенсионеров.
     С этими доводами был не согласен Собчак. Решение всё-таки было принято в пользу ОЖД о повышении цен на пригородные электрички СПб.
     Кто прав был в этом споре, сказать теперь трудно. Но то, что такой эпизод был в те годы, это факт. Большую ли прибыль получила ж/д, сведений не нашлось в интернете. Но спустя некоторое время на ж/д ужесточилась борьба с "зайцами", безбилетниками. Они были. Это, как правило, люди молодые. Им было под силу взобраться на перрон с конца платформы и прыгнуть в электричку.  Пенсионеры вряд ли так смогли бы.

     Борьба с зайцами велась. По вагонам ходили контролёры с милиционером, высматривали безбилетников, штрафовали, высаживали на станциях, забирали в пункт милиции и пр. Некоторым удавалось убежать от контролёров по вагонам, выбежать из вагона на станции и вбежать в электричку в последний вагон, куда контролёры уже заходили. Надо было быть спринтером.
     Опять скажу. По-видимому, ж/д содержать армию контролёров было не выгодно. Решили построить на каждой станции длиннющие железные ограждения от зайцев. Через такую ограду не перепрыгнешь. Теперь уж конец борьбе с зайцами? Ан нет.

     Контролёры всё-таки ходили по вагонам, пока не построили турникеты на станциях. Но это позже. Железнодорожники довольны. Зайцев уменьшилось, или пропали совсем. Зато на станциях выросли заборы, ограждения. Сколько тысяч тонн металла воткнуто в землю! Другого дешёвого способа не нашли, как строить государство в государстве, отгораживаясь забором.
     Как-то часто, казалось, менялось руководство ж/д, или показалось. Если да, то почему? И ещё. Интересно, кто-то считал, сравнивал затраты на железные заборы с расходами на содержание живых контролёров? И сколько надо было контролёров на энное количество возможных безбилетников? Расчёты, возможно, где-то пылятся, их не видно.

     Насколько помнится, при Хрущёве Н.С. было принято решение о сносе почти всех заборов на центральных и других улицах. Снесли. Не произойдёт ли такое когда-нибудь с ж/д заборами?  Если произойдёт, то справедливое оправдание прежним действиям руководства города не найдётся.
     Уверен, что в те годы работы прокурором И.В. Градусов смотрел дальше, чем его оппоненты, и мог предвидеть, что произойдёт позже, даже после его ухода из жизни.
    
     Спрашивается, какое моё дело заниматься этими вопросами? Не специалист, не юрист, не железнодорожник, не финансист, а просто инженер-электрик. Однако...
     Я такой же пенсионер, пассажир и просто человек, как многие другие, и мне хочется видеть справедливость во всём, даже в действиях правительства города.
     К тому же, Игорь Владимирович Градусов был моим соседом и другом. Поэтому мне по праву хотелось знать всё о его работе, которой мы при жизни редко касались в разговоре. Прав ли он был в поднятом мной вопросе и в других, или нет, нигде не упоминается. Как будто этого периода вообще не существовало. Если эти сведения находятся под грифом секретности, тогда другой разговор. Но если – нет, то, где их найти, не известно.      

   Несколько дней я искал в интернете сведения о Игоре Владимировиче Градусове, транспортном прокуроре С-З ФО, моём друге с 20-тилетнего возраста по городу Ломоносову. Нигде, ни слова. Очень странно, когда о его сослуживцах сведения есть, а о нём нет. 
    
     Игорь вырос у мамы, можно сказать, под боком без отца, но маменькиным сыночком, как некоторые, не был. Про отца, как-то не приходилось спрашивать, неудобно. Жили они с мамой вдвоём небогато. Мама работала одна на тяжёлых работах, сын учился. Галина Михайловна, его мама, запомнилась скромной, тихой доброй женщиной. Игоря, по-моему, никогда не ругала, или не за что было.
     Позволяла его друзьям приходить в их квартиру, развлекаться. Меня же с Игорем познакомила моя мама, работавшая уборщицей в цехе, где Игорь стал временно работать токарем, не поступив с первого раза в ЛГУ после школы.
    
     Моей маме очень понравился рыженький весёлый парень, приплясывавший возле работающего станка. Девчонки-токари тоже восхищались им. А я работал электромонтажником в соседнем электроцехе. Так мы познакомились в 1958 году и дружили до его кончины. На заработанные деньги он купил Казань-2, приёмник с магнитофоном. Очень любил буги-вуги, твист и учил нас их отплясывать. Кроме того, занимался культуризмом и самостоятельно создал из своего щупленького тела красивый сильный торс мужчины.
     В 1965-м я поступил в СЗПИ, Игорь – в ЛГУ на юридический факультет.  После окончания университета Игорь работал следователем в разных местах области.    
    
     Помню август 1967 года (если не ошибаюсь), Игоря в Ломоносове в форменном кителе следователя прокуратуры. Он выглядел солидно. Выступал перед врачами и медсёстрами в больнице г. Ломоносова и в других учреждениях города. Когда он мне показывал свой форменный китель изнутри, мы с ним хохотали. Подкладка вся истрепалась, была в дырках, а снаружи китель смотрелся терпимо, ничего.
     Затем Игорь женился, получил следующие должности, как способный работник. Работал прокурором в Кингисеппе, в Выборге. Достиг должности Северо-западного транспортного прокурора. Должность, соответствующая генералу. 
     Живи, трудись на благо народу, на радость друзьям. Так нет же. Что послужило причиной его неожиданной смерти точно, не известно. Различных предположений было множество. Истина не нашлась. Вот столько неясностей осталось после безрезультатных поисков.
    
     Следует сказать, что в настоящее время железные ограждения стоят на станциях на своих местах, пенсионеры имеют льготы и всё прочее. Похоже, что недовольных нет, или притихли на время. Может, так и задумано было в далёком 19.. каком-то году, что так всё и закончится? Или нет?
     Как всегда, ответа на вопрос нет.
          Дек.2022


Рецензии