Музыка поэзии и природа вдохновения

Несколько дней назад, после бессонной ночи, во время общения с моим плохим знакомым, в моей голове начали звучать слова: «И сердце любит оттого, что не любить оно не может». Я вслух восхитилась этими словами. 
-  ЧЕМ ты восхищаешься?! - удивлённо спросил мой плохой знакомый.
-  Музыкальностью этого стиха, - ответила я.
-  В ЧЁМ музыкальность? - так же удивлённо спросил мой плохой знакомый.
Рифмы в этих словах А. С. Пушкина не было.
 - Музыкальность не в рифме, а в порядке слов, - сонно ответила я.
Мой плохой знакомый сильно разволновался и что-то записал.
Вечером я вспомнила, как я в юности писала стихи, подгоняя порядок слов под заданный ритм (ямб или хорей); и решила уже серьёзно ответить на вопрос, что создаёт музыкальность стихотворения.
И по моему опыту, и по отзывам в Интернете, большинство из поэтических произведений не вызывают интереса, несмотря на безупречную рифму и ритм, а некоторые - трудно читать. Стихи гениальных поэтов воспринимаются, как музыка. Почему? Я решила сравнить строки из стихотворений И. Бунина и А. Пушкина — на одну и ту же тему: ночная гроза. У Бунина: «В гелиотроповом свете молний летучих На небесах раскрывались дымные тучи». У Пушкина: «Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна». В обоих случаях слово «летучий» рифмуется со словом «тучи»; но у Пушкина обычные слова в обычном ритме создают музыку, а у Бунина вычурность слов и перемены ритма - режут слух. Разберём ещё несколько строк из стихов А. С. Пушкина: «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух» («Полтава»); "И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может» («На холмах Грузии»). Всё это - обычные слова, расположенные как будто в естественном порядке, но они вызывают восхищение и радость жизни своей музыкальностью и смыслом. Можно заметить, что и слова, и порядок слов - немного изменённые; если бы Пушкин написал: «Тихая украинская ночь. Прозрачное небо. Звёзды блестят. В воздухе - непреодолимая дремота», или: «Сердце снова горит и любит потому, что оно не может не любить», исчез бы ритм и особая певучая музыкальность, и получилась бы гениальная проза, поэтичное звучание которой обеспечивал бы только смысл слов. Может быть, «порядок слов» создаёт музыкальность стиха? Но поэты располагают слова в стихах в определённом порядке вынужденно, подгоняя их под заданный ритм, который един во всех стихах (ямб или хорей); и очень часто это - не естественный порядок слов.
Как можно заметить при самоанализе, мысли появляются в сознании в виде мгновенных бессловесных понятий, в которых закодирован их смысл. Этот код — единый для всего вида «человек разумный», в отличие от внешнего кода - слов. При необходимости, люди усилием воли свои мысли, выраженные понятием, переводят в слова на соответствующем языке, цифры и другие символы. Но сознательно выразить словами мысли и, особенно, чувства, максимально точно - часто не легко [1]. Возможно, простота, естественность и музыкальность слов в стихах гениальных поэтов объясняются тем, что в периоды вдохновения их мозг сразу выражает их мысли и чувства наиболее точными словами, в обычной или поэтической форме, с правильным ритмом и рифмой, и они приходят в их сознание уже в готовом виде, и поэту остаётся только побыстрее их записать, пока они не исчезли из оперативной памяти; «И тянется рука к перу, перо — к бумаге, мгновенье — и стихи свободно потекут» (А. С. Пушкин).
Обычным поэтам, талантливым, но не гениальным, приходится перебирать «тонны словесной руды» (В. В. Маяковский) в поисках нужных слов. Но и у обычных поэтов бывает вдохновение; и даже у обычных людей, не поэтов, в определённые периоды жизни тоже бывает вдохновение, которое рождает гениальные строки; но и у тех, и у других, вдохновение очень сильно отличается от вдохновенного творчества гениев, которое может длится неделю непрерывно (Д. Байрон написал поэму «Корсар» за семь ночей).
Белый стих не имеет рифмы, но имеет ритм и некоторую музыкальность: «Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке Сердце запрыгает» (М. Ю. Лермонтов). Считается, что свободный стих (верлибр) не имеет ни рифмы, ни ритма, (хотя моментами возможно и то и другое), но некоторая музыкальность в них есть ("стихи в прозе"): «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя!» (Нина Чавчавадзе; копия с фотографии эпитафии на могиле её мужа, поэта и политического деятеля, А. С. Грибоедова). Чтобы понять, что создаёт музыку свободного стиха, я вспомнила свой верлибр в память Мариса Лиепы. Сначала у меня мгновенно «родилась» фраза: «Он танцевал виртуозно и легко, как будто танец был естественным способом его жизни». В этой фразе была музыкальность. Я добавила слово «вдохновенно»: «Он танцевал вдохновенно, виртуозно и легко, как будто танец был естественным способом его жизни». И ощутила, что слово «вдохновенно» - лишнее, теряется музыка стиха. Потом я добавила после слова «вдохновенно» слова «и так»: «Он танцевал вдохновенно, и так виртуозно и легко, как будто танец был естественным способом его жизни». В этой фразе была излишняя эмоциональность, но музыкальное звучание - снова появилось. Поместила слово «вдохновенно» не в начале, а в середине предложения: «Он танцевал виртуозно, вдохновенно и легко, как будто танец был естественным способом его жизни». И музыкальность снова появилась. Получается, что в верлибре музыкальность создаёт порядок слов. И ритм в верлибре чувствуется, не такой, как в обычных стихах, особый, но пока не понятно, какой.

1. Светличная Л. В. Всеобщее произвольное мысленное общение взглядом.
http://proza.ru/2021/09/01/1369


Рецензии